ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Анатомо-физиологические особенности заболеваний органов слуха....6
1.2. Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 9
1.3. Особенности развития внимания и памяти у детей с нарушением слуха 15
1.4. Подвижные игр как средство адаптивного физического воспитания у детей с нарушением слуха 20
Выводы по главе 23
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 28
Выводы по главе 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Методика развития произвольного внимания у слабослышащих детей
10-11 лет средствами подвижных игр 30
3.2. Результаты экспериментальной деятельности 35
Выводы по главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приложение А. Бланк с буквами для корректурной пробы 49
Приложение Б. Бланк для теста красно-черная таблица 50
Приложение В. Игры, вошедшие в методику развития произвольного внимания 51
Актуальность исследования. Разнообразные нарушения развития у ребенка с нарушением слуха обусловлены не только тем, что он получает искаженную информацию о свойствах двигательных актов, что сказывается на овладении двигательными навыками.
Все большее число детей с нарушениями слуха имеют различные нарушения здоровья. Такие дети учатся в специализированных учебных заведениях, где режим физической активности более пассивен, чем в общеобразовательных школах, что негативно сказывается на двигательной сфере учащихся с нарушениями слуха. Поэтому построение правильного и рационального двигательного режима, ориентированного на коррекцию физического развития и подготовленности учащихся с нарушением слуха, является чрезвычайно важной задачей.
Все виды внимания следует использовать на уроках адаптивной физической культуры для детей с нарушениями слуха. Если на уроке преобладает целенаправленное внимание ученика, психическое напряжение возрастает, что со временем может привести к потере интереса и удовлетворенности от уроков. Неконтролируемая активация непроизвольного внимания приводит к переходу от учебного урока к акту развлечения и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным. Поэтому только умелое чередование активаций добровольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности адаптивных занятий физкультурой.
По мнению многих специалистов, подвижные игры признаны одним из лучших средств развития внимания у детей с нарушениями слуха. Поэтому необходимость разработки методов использования подвижных игр в классе для адаптивного физического воспитания у детей с нарушениями слуха является актуальной проблемой.
Объект исследования - процесс развития произвольного внимания слабослышащих детей 10-11 лет.
Предмет - методика развития произвольного внимания слабослышащих детей 10-11 лет средствами подвижных игр.
Цель - улучшение произвольного внимания слабослышащих детей 10¬11 лет средствами подвижных игр.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. Исследовать развитие произвольного внимания слабослышащих детей 10-11 лет.
2. Разработать методику с применением подвижных игр для развития произвольного внимания слабослышащих детей 10-11 лет.
3. Определить эффективность разработанной методики в процессе исследования.
Гипотеза исследования состоит в том, что предложенная методика, с применением подвижных игр, будет способствовать развитию произвольного внимания слабослышащих детей 10-11 лет.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольные испытания.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статические методы.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы в ходе практических работ с детьми с данной нозологией в специализированных школах.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 6 таблиц, 6 рисунков, список используемой литературы, 3 приложения. Основной текст работы изложен на 53 страницах.
Результаты проведённого исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Исследование произвольного внимания у слабослышащих детей 10¬11 лет показало, что у обеих групп был равный уровень развития произвольного внимания, это говорит о том, что исследуемые группы были подобраны правильно. Анализ данных показал, что исследуемые группы нуждаются в новых средствах и методах развития произвольного внимания.
2. Была разработана и апробирована методика с применением подвижных игр для развития произвольного внимания слабослышащих детей 10-11 лет на уроках физической культуре в экспериментальной группе. Для развития произвольного внимания необходимо вызвать у детей интерес к своей деятельности, что становится возможным при использовании, в первую очередь, ведущей деятельности младшего школьника - игры.
3. Определи наибольший темп прироста показателей по предложенным тестам «Красно-черная таблица» и «Корректурная проба» в ходе диагностики. Показатели экспериментальной группы намного улучшили свои показатели, что нельзя сказать о контрольной группе. Полученные данные позволяют утверждать, что выбранная методика является эффективной. Показатели физических качеств также увеличились у экспериментальной группы больше, чем в контрольной группе. Доказана эффективность использования подвижных игр для развития произвольного внимания и физических качеств у слабослышащих детей 10-11 лет.
При подборе подвижных игр следует учитывать возрастные особенности детей, уровень физической подготовленности, состояние здоровья и психическое развитие детей, имеющих отклонения в развитии. Содержание игр должно быть доступным для слабослышащих детей 10-11 лет.