Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ ОБЪЕКТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ОПЫТОВ

Работа №104668

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов 8
1.1 Психолого-педагогические основы к проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе 8
1.2 Характеристика опытов как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе 12
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов 19
2.1. Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о неживой природе 19
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов 28
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о неживой природе 35
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложения 49

В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Люди все больше становятся частью этой проблемы, именно люди ухудшают экологию, так как в нас не заложено чувство сохранения первозданного мира для будущих поколений. Уже с детства необходимо менять человеческий образ жизни, мировоззрение и экологическое сознание. Детей нужно учить беречь, сохранять и восстанавливать, а не разрушать природу, обучать правилам поведения на природе.
Дошкольный возраст именно тот период жизни человека, когда в детях закладываются первые навыки и умения, формируются психологические азы, закладываются основы нравственного и эстетического поведения, как в обществе, так и в окружающем мире. Дети должны иметь представление о том, что такое экосистема и ее связях с природой, и зависимости природы от экосистемы. Обучение детей дошкольного возраста можно начинать с шести лет, когда изучаемые материалы будут наиболее доступны для понимания детского сознания.
Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы. Дошкольники на занятиях по экологии учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром вокруг, но и бережно относиться ко всему живому. Для реализации такой важной педагогической миссии широко применяются опыты. Наряду с игрой в дошкольном возрасте особое значение приобретает экспериментирование как вид познания действительности.
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что для современной образовательной системы проблема экологического воспитания детей чрезвычайно важна. Вопрос экологического воспитания детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры нового постсоветского общества еще не сложились.
Проблема экологического воспитания ребенка разрабатывалась в психологии и педагогике. Теоретические основы решения проблемы экологического воспитания широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований З. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Фромма, Л. Кольберга, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. При этом особый акцент обращен к изучению проблемы становления базиса экологического воспитания личности, было установлено, что сенситивным периодом для ее становления является период дошкольного детства.
Таким образом, содержание дошкольного образования должно обеспечить формирование представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить проблему формирования у детей 5-6 лет представлений о свойствах объектов неживой природы посредством опытов.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе и недостаточным использованием опытов в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о свойствах объектов неживой природы посредством опытов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 5-6 лет представлений о свойствах объектов неживой природы посредством опытов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
Предмет исследования: опыты как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов будет эффективен, если:
• определены знания о неживой природе с учетом возрастных особенностей детей (игровая мотивация, составление проблемных ситуаций, использование наглядности, использование взаимной самостоятельной проверки детьми друг друга);
• отобраны опыты в соответствии с показателями сформированности представлений о неживой природы;
• разработано и апробировано содержание совместной деятельности взрослого и детей в образовательном процессе.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой явились: исследования о экологическом воспитании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н.Н.Вересова, Н.Н.Кондратьева, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова, П.Г.Саморукова и др.); национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье, и др.); исследования о экологической субкультуре детства (Л.В. Моисеева, В.А. Зебзеева, Р.В. Михеева); деятельностный подход к развитию личности (Л.С. .Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элькониг); идеи о детском экспериментировании (Н.Е. Веркса, Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования опытов в формировании у детей 5-6 лет представлений о неживой природе; определены показатели и уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МАОУ №210 «Ладушки» г. о. Тольятти. В данном исследовании испытуемые - 40 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 10 таблицами, 6 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экологическое воспитание в ДОО - это формирование у детей экологической культуры и становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного и практически-деятельного отношения к окружающей природе.
Элементарные опыты направлены на приобретение ребенком дошкольного возраста новых знаний об определенном предмете, явлении или действии. Во время проведения эксперимента ребенок осуществляет воздействие на объект познания с целью установления его свойств, связей и т.д. В том случае, если предмет имеет какие-либо скрытые свойства, то их выявление осуществляется посредством организации элементарных опытов. Экспериментирование, как деятельность ребенка дошкольного возраста, формируется и развивается в русле его собственной активности на протяжении всего дошкольного детства. Опыты и экспериментирование направлены на развитие таких качеств и умений как наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, аргументировано высказывать свое мнение, формулировать выводы.
Констатирующий этап эксперимента позволил установить, что к низкому уровню сформированности представлений о неживой природе относятся 30% детей. Эти дети допускают значительные ошибки при определении объектов неживой природы, не всегда правильно называют их отличительные характеристики. Эти дети не верно отвечают на вопросы о различиях времен года. Они не справляются с заданием даже после наводящих вопросов.
К среднему уровню сформированности представлений о неживой природе от носятся 50% детей. Эти дети в основном правильно определяют объекты неживой природы, а также называют их основные отличительные характеристики. Они затрудняются при ответах на вопросы об изменениях в природе в разные времена года, требуется помощь взрослого. Они безошибочно разложили картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняются.
К низкому уровню сформированности представлений о неживой природе относятся 35% детей. Эти дети без труда определяют содержимое объекты неживой природы и правильно называют их отличительные характеристики. Они быстро и в правильной последовательности раскладывают картинки с изображением времен года, отвечают на вопросы, рассуждают, не боятся высказывать свое мнение. Также они справились с заданием, безошибочно ответили на все вопросы.
Опираясь на полученные результаты диагностики, нами было разработано содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов.
Результаты исследования убеждают, что процесс формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов будет эффективен, если:
• определены знания о неживой природе с учетом возрастных особенностей детей (игровая мотивация, составление проблемных ситуаций, использование наглядности, использование взаимной самостоятельной проверки детьми друг друга);
• отобраны опыты в соответствии с показателями сформированности представлений о неживой природы;
• разработано и апробировано содержание совместной деятельности взрослого и детей в образовательном процессе.
Контрольный этап эксперимента позволил сделать вывод о том, что значимые различия выявлены по всем параметрам в экспериментальной группе. Так, количество испытуемых с высоким уровнем сформированности представлений о характерных особенностях неживой природы выросло на 15% (с 35% до 50%). Количество же испытуемых с низким уровнем сформированности представлений о характерных особенностях неживой природы, напротив, снизилось на 10% (с 15% до 5%).
Количество испытуемых с высоким уровнем сформированности представлений об изменениях в природе в разные времена года выросло на 20% (с 10% до 30%). Количество же испытуемых с низким уровнем сформированности представлений об изменениях в природе в разные времена года, напротив, снизилось на 40% (с 50% до 10%).
Также количество испытуемых с высоким уровнем сформированности представлений о частях суток, их последовательности выросло на 15% (с 35% до 50%). Количество же испытуемых с низким уровнем сформированности представлений о частях суток, их последовательности, напротив, снизилось на 10% (с 15% до 5%).
В контрольной же группе результаты не изменились.
Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, полностью подтверждается.
Полученные результаты доказывают эффективность разработанной нами программы по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе посредством опытов.


1. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей шести и семи лет (Монография) [Текст] / Г.П. Антонова, И.П. Антонова. - М. : Педагогика, 2015. - 125 с.
2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2015. - 128 с
3. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей [Текст] / А.В. Белошистая. - М. : Дошкольное воспитание, - 2013. -184 с.
4. Березина, Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей до школьного возраста [Текст] / Ю.Ю. Березина // Теория и методика дошкольного образования: Сборник научных трудов. - М., 2018. - с. 27-29.
5. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2014. - 317 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб : ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2016. - 528 с.
7. Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия, игры [Текст] / Ю.А. Вакуленко - Волгоград: Учитель, 2016. - 157 с.
8. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 2015. - 195 с.
9. Вересов, Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале экспериментальной программы для детей 6 лет). Диссертация кандидата психологических наук [Текст] / Н.Н. Вересов. - М. :2012. - 121 с.
10. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 2013. - 403 с.
11. Ерофеева, Т.И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Ерофеева. - М. : Проф. образование, 2015. - 296 с.
12. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 2015. - 321 с.
13. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4 - 7 лет [Текст] / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
14. Каличенко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст] / А.В. Каличенко, Ю.В. Микляева. - М.: Просвещение, 2013. - 332 с.
15. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева [и др.], под ред. П. Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 207 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ