Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ

Работа №104579

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет представлений о величине предметов посредством игр с правилами.... 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей 4-5 лет
представлений о величине предметов 9
1.2 Потенциальные возможности игр с правилами в формировании у
детей 4-5 лет представлений о величине предметов 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет представлений о величине предметов посредством игр с правилами.... 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
представлений о величине предметов 28
2.2 Содержание работы по формированию у детей 4-5 лет
представлений о величине предметов посредством игр с правилами.... 39
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 4-5 лет
представлений о величине предметов 47
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 65

«Величина - одно из главных математических понятий, которое появилось в глубокой древности и прошло длительный путь в своём развитии, от конкретного и непосредственного смысла - к более обобщённому.
С точки зрения современной философии и математических представлений, общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.п.» [52, с. 83].
Ознакомление с понятием «величины» является одной из главных задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Восприятие величины как пространственного признака предмета происходит путем установления сложных связей различных анализаторов: зрительного, осязательно-двигательного и т.д.
Формирование у дошкольников представлений о величине, в свою очередь, «создает чувственную основу для овладения величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и обучение элементарным способам измерительной деятельности» [4, с. 50].
Определить величину предмета можно лишь на основе сравнения. Пользуясь критериями сравнения предметов, друг с другом, устанавливают соотношения равенства или неравенства их величин. Основными свойствами величины являются сравнимость, изменчивость, относительность. Эти свойства дошкольники могут осмыслить и усвоить в ходе действий с разнообразными предметами, выделяя и сопоставляя такие их параметры, как длина, ширина, высота и объем. В процессе восприятия предмета, дети обычно ориентируются на его объём в целом (оперируя словами «большой» - «маленький») или на соотношения отдельных протяженностей (длины, ширины, высоты). В последнем случае размер предмета для них определяется преобладающей протяженностью, имеющей для них в этот момент практическую значимость. Например, если предмет лежит - дети применяют выражения «длинный» - «короткий», если стоит - «высокий» - «низкий» и т.д. Измерение может проводиться как непосредственно - простым сопоставлением измеряемых объектов, так и более опосредованно - через мерку или мысленное сравнение.
Используя одно из основных свойств величины - сравнимость - детьми путём сравнения познаётся понятие величины. Благодаря сравнению предметов друг с другом, ребёнок приходит к пониманию отношений величин и к таким понятиям, как: «больше», «меньше», «равно». В процессе сравнения предметов, с помощью взрослого, усваиваются также такие качества предметов, как: длина, ширина, высота, объём и многие другие. Непосредственное сравнение предметов используется не всегда. Практический опыт различения предметов позволяет мысленно сопоставлять размер воспринимаемого предмета со сложившимися у нас общими представлениями о размерах известных предметов.
Вторым основным свойством величины является относительность. Один и тот же предмет относительно других предметов может быть и большим, и меньшим - в зависимости от соотношения их размеров.
Третье основное свойство величины - изменчивость. Изменение каких- либо параметров величины предмета (длины, толщины, высоты и т.п.) изменяет его размер, но не содержание или качество.
Известным советским исследователем процессов развития психики А.Н. Леонтьевым было введено понятие «ведущей деятельности», как деятельности, «развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» [27, с. 285-286].
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, по мнению многих отечественных психологов и педагогов, является игра (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.). Известно, что в этом возрасте игра составляет основное содержание жизни ребенка.
Все игры можно разделить на две большие группы: творческие игры, создаваемые самими детьми под руководством взрослого, и игры с правилами - созданные заранее и имеющие готовое содержание и определенные правила.
Игра помогает развитию общения со сверстниками и способствует формированию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением первоначально складывается именно в игре, через подчинение правилам, а впоследствии проявляется и в других видах деятельности ребёнка.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта по теме исследования показал, что проблема формирования у детей 4-5 лет представлений о величине предметов посредством игр с правилами является актуальной.
Всё вышесказанное позволило нам определить противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет представлений о величине предметов и недостаточным использованием для этого игр с правилами.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности игр с правилами при формировании у детей 4-5 лет представлений о величине предметов?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4-5 лет представлений о величине предметов посредством игр с правилами.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о величине предметов.
Предмет исследования: игры с правилами как средство формирования у детей 4-5 лет представлений о величине предметов.
Гипотеза исследования: формирование у детей 4-5 лет представлений о величине предметов посредством игр с правилами возможно, если:
- разработаны серии игр с правилами по формированию у детей 4-5 лет представлений о величине предметов;
- внесены дидактические материалы и игры с правилами в развивающую предметно-пространственную среду;
- включены игры с правилами в совместную деятельность педагогов и дошкольников в основных режимных моментах дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 4-5 лет представлений о величине предметов.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет представлений о величине предметов.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность игр с правилами в формировании у детей 4-5 лет представлений о величине предметов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего,
формирующего и контрольного этапов; анализ и интерпретация результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются:
- положения о формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (А.М. Леушина, Р.Ф. Соболевский, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.);
- положение о ведущей роли игровой деятельности в обучении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев и др.);
- положение о ведущей роли формирования у дошкольников представлений о величине и обучения элементарным способам измерительной деятельности в создании чувственной основы для овладения величиной как математическим понятием (Р.Л. Березина);
- принцип измерения через введение мерки и определения единицы через отношение к мерке (П.Я. Гальперин);
- положение А.В. Белошистой о поэтапном построении педагогической работы по формированию у дошкольников представлений о величине предметов.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена эффективность использования игр с правилами для формирования у детей 4-5 лет представлений о величине предметов, определены показатели и уровни сформированности у детей 4-5 лет представлений о величине предметов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования игр с правилами для формирования у детей 4-5 лет представлений о величине предметов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные серии игр с правилами по формированию у детей 4-5 лет представлений о величине предметов могут быть использованы в практической деятельности педагогами дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти. В эксперименте принимало участие 18 детей 4-5 лет (экспериментальная группа из 9 детей и контрольная группа, также из 9 детей).
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (60 наименований источников) и 3 приложений. Работу иллюстрируют 14 таблиц и 3 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное в данной работе исследование исходило из гипотезы, что формирование у детей 4-5 лет представлений о величине предметов посредством игр с правилами возможно, если будут разработаны серии игр с правилами по формированию этих представлений, в развивающую предметно-пространственную среду группы будут внесены дидактические материалы и игры с правилами, а игры с правилами по формированию представлений о величине предметов будут включены в совместную деятельность педагогов и дошкольников в основных режимных моментах дошкольной организации.
Проведённый нами анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта по теме исследования дал нам основания утверждать, что проблема формирования у детей 4-5 лет представлений о величине предметов посредством игр с правилами является актуальной. На основании теоретической части нашего исследования было выявлено, что с методической точки зрения, формирование представлений о величине предметов у детей 4-5 лет наиболее удобно проводить в форме дидактических игр на основе выделения свойства «длина».
В ходе исследования нами были разработаны и реализованы серии игр с правилами на основании свойств величины: сравнимость, относительность по формированию у детей экспериментальной группы представлений о величине предметов.
Проведённое нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Проблема формирования у детей 4-5 лет представлений о величине предметов посредством игр с правилами является актуальной.
2. Выделены показатели уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о величине предметов, на основе которых определены результаты констатирующего эксперимента.
3. Нами установлено и экспериментально проверено, что формирование у детей 4-5 лет представлений о величине предметов возможно, если:
- разработаны серии игр с правилами по формированию у детей 4-5 лет представлений о величине предметов;
- внесены дидактические материалы и игры с правилами в развивающую предметно-пространственную среду;
- включены игры с правилами в совместную деятельность педагогов и дошкольников в основных режимных моментах дошкольного учреждения.
4. В результате проведенной работы отмечена положительная динамика повышения уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о величине предметов по всем выделенным показателям.



1. Бабаева, Т. И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» [Текст] / Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 288 с.
2. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей [Текст] / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2000. - №2. - С. 69-79.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. [Текст] / А.В. Белошистая - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
4. Березина, Р.Л. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Р.Л. Березина, В.В. Данилова. - М. : Просвещение, 1987. - 175 с.
5. Блехер, Ф.Н. Общие пути работы [Текст] / Ф.Н. Блехер // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях; сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - Ч. I-II. - СПб. : Фирма Икар, 1996. - С. 41-44.
6. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] /З.М. Богуславская. - М. : Просвещение, 1991.- 206 с.
7. Венгер, Л.А. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) [Текст] / Л.А Венгер, А.Л. Венгер. - М. : Знание, 1984. - 80 с.
8. Волкова, С.И. Математические ступеньки [Текст] / С.И. Волкова. - М. : Просвещение, 2015. - 102 с.
9. Волчкова, В.Н. Занимательный счет в детском саду [Текст] / В.Н. Волчкова // Дошкольное воспитание. - 1993 - №1. - С. 45-48.
10. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии / М.А. Габова. - М. : Directmedia, 2014. - 534 с.
11. Гервард, И.В. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / И.В. Гервард. - Самара, 1999. - 106 с.
12. Гоголева, В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет [Текст] / В.Г. Гоголева. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 56 с.
13. Горячев, А.В. Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников [Текст] / А.В. Горячев, Н. В. Ключ. - М. : Баласс, 2017. - 64 с.
14. Давидчук, А.Н. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений [Текст] /
A. Н. Давидчук // Дошкольное воспитание. - 2000. - №8. - С. 69-80.
15. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. /
B. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1986. - 240 с.
16. Еник, О.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета дошкольного воспитания [Текст] / О.А. Еник. - Самара : СамГПУ, 1999. - 118 с.
17. Еник, О.А. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений [Текст] / О.А. Еник, Н.В. Мкртычева. - Тольятти, 2000. - 85 с.
18. Еник, О.А. Практикум по математическому развитию дошкольников [Текст] / О.А. Еник, Е.А. Сидякина. - Тольятти, 2001. - 39 с.
19. Ерофеева, Т.И. Математический ринг: игра-соревнование для детей [Текст] / Т.И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 1997. - №1. - С. 36-46.
20. Иванова, И.В. Математика для будущего первоклассника [Текст] / И.В. Иванова. - СПб. : Нева, 2005. - 32 с.
21. Иванова, И.В. Учимся считать. Для детей 3-4 лет [Текст] / И.В. Иванова. - СПб. : Нева, 2004. - 48 с.
22. Катаева, А. Величина предметов, способы их соизмерения [Текст] / А. Катаева, Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 77-81.
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М. : Издательский центр Академия, 2000 - 416 с.
24. Корнеева, Г.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей [Текст] / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. - М. : Просвещение, 1989. - 55 с.
25. Кралина, М.В. Логика для обучения детей в семье, детском саду [Текст] / М.В. Кралина. - Екатеринбург. : У-Фактория, 1998. - 117 с.
26. Левинова, Л.А. Приключение Кубика и Томатика, или Веселая математика [Текст] / Л.А. Левинова, К. Сангир. - Москва, 1977. - 128 с.
27. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] : в 2 томах / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 с.
28. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М. : Просвещение, 1974. - 368 с.
29. Мазанова, А. Цветные палочки [Текст] / А. Мазанова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №6. - С. 42.
30. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М. : Просвещение, 1985. - 220 с.
31. Михайлова, З.А. Математика от трех до шести лет [Текст] / З.А. Михайлова. - СПб. : 1995. - 150 с.
32. Михайлова, З.А. Логико-математические игры для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова // Дошкольная педагогика. - 2003. - №4. - С. 21-24.
33. Михайлова, З.А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова,
A. А. Столяр, М.Н. Полякова и др. - СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. - 384 с.
34. Моро, М.И. Карточки с математическими заданиями и играми [Текст] / М.И. Моро, Н.Ф. Ванняр. - Москва, 1993. - 64 с.
35. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. - 94 с.
36. Петерсон, Л.Г. Игралочка: практический курс математики для дошкольников [Текст] / Л.Г. Петерсон. - М. : Просвещение, 2002. - 172 с.
37. Петрова, В.Г. Творческие задания и упражнения: формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] /
B. Г. Петрова // Дошкольное воспитание. - 1992. - №1. - С. 105-107.
38. Подходова, Н.С. Волшебная страна фигур. Первое и второе путешествия [Текст] / Н.С. Подходова, М.В. Горбачова, А.А. Нистонов. - СПб. : Питер, 2000. - 48 с.
39. Полякова, М.Н. Первые шаги в математику [Текст] /
М.Н. Полякова, З.А Михайлова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №12. -C. 10.
40. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте (Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия) [Текст] / Сост.: З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - М. : Центр педагогического образования, 2008. - 136 с.
41. Сай, М.К. Математика в детском саду [Текст] / М.К. Сай, Е.И. Удальцова. - Минск. : 1990. - 96 с.
42. Светлова, И.Е. Величина: пособие для игрового дошкольного обучения [Текст] / И.Е. Светлова. - М. : Просвещение, 2002. - 47 с.
43. Светлова, И.Е. Развиваем логику: пособие для игрового дошкольного обучения [Текст] / И.Е. Светлова. - М. : Просвещение, 2002. - 64 с.
44. Сербина, Е.В. Математика для малышей [Текст] / Е.В. Сербина. - М. : Просвещение, 1992. - 79 с.
45. Серова, З.А. Знакомлюсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе [Текст] / З.А. Серова. - СПб. : Питер, 2000. - 160 с.
46. Серова, З.А. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов [Текст] / З.А. Серова, З.А Михайлова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №10. - С. 20-28.
47. Серова, З.А. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений [Текст] / З.А. Серова // Дошкольное воспитание. - 1992. - №5. - С. 31-40.
48. Семенченко, П.М. 399 задач для развития ребенка. Иллюстрированное пособие для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / П.М. Семенченко. - М. : Олма-Пресс, 2000. - 231 с.
49. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А.А. Смоленцева. - М. : Просвещение, 1998. - 95 с.
50. Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации к программе «Радуга» [Текст] / Е.В. Соловьева. - М. : Просвещение, 2001. - 157 с.
51. Соловьева, Е.В. Развитие математических представлений и логических операций по программе «Радуга» [Текст] / Е.В. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1994. - №8. С. 2-9.
52. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А. Столяр и др. - М. : Просвещение, 1988. - 303 с.
53. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]/ Т.В. Тарунтаева. - М. : Просвещение, 1980. - 64 с.
54. Тихеева, Е.И. Счёт в жизни маленьких детей [Текст] / Е.И. Тихеева // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях; сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - Ч. I-II. - СПб. : Фирма Икар, 1996. - С. 31-38.
55. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль : Академия развития, 2007. - 143 с.
56. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
57. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлер. - М.: Просвещение, 1981. - 151 с.
58. Шатанкова, Л.Н. Учимся, играя [Текст] / Л.Н. Шатанкова // Дошкольное воспитание. - 1993. - №1. С. 40-44.
59. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е.И. Щербакова. - М. : Владос, 2005. - 272 с.
60. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы. / Ф. Энгельс. - М. : ЭКСМО, 2017. - 832 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ