Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование процесса формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №49886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы53
Год сдачи2020
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: детский сад № 80 «Светлячок» г. Нижневартовска.
В исследовании приняли участие 20 детей первой младшей группы «Б» в возрасте от 2–х лет 4 месяцев до 3–х лет 1 месяца.
Есть приложение ( результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования процесса формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1. Теоретические подходы к проблеме сенсорного воспитания детей в зарубежной и отечественной педагогике и психологии 6
1.2. Характеристика сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста 11
1.3. Анализ примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» по формированию сенсорных эталонов у детей 2–3-х лет 17
Вывод по I главе 21
Глава 2. Экспериментальные основы исследования процесса сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста 23
2.1 Программа констатирующего этапа эксперимента 23
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 28
2.3 Проект педагогической технологии по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста 35
Вывод по 2 главе 42
Заключение 44
Список использованных источников 48

В России, вступающей в новый этап своего развития – информационный, сегодня предъявляются высокие требования к образовательному процессу. Эти требования затрагивают все звенья действующей системы образования, включая и дошкольные образовательные учреждения (ДОУ).
Одно из главных мест в системе задач, стоящих перед ДОУ, занимает сенсорное воспитание дошкольников. В настоящее время и учёные, и практики осознают, что овладение перцептивными действиями составляет базу для общего умственного развития на начальных этапах онтогенеза.
Исследованию специфики перцептивных действий дошкольников посвящены работы таких авторов, как Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьякова, Е. И. Тихеева и др.
Однако, подавляющее большинство исследований было осуществлено давно, а в сегодняшних реалиях, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [53] (далее – ФГОС ДО), данная проблематика не получила заслуженного развития. Поэтому в настоящее время назрела потребность в проведении исследований формирования сенсорных эталонов дошкольников с учётом фактической ситуации состояния дошкольного образования.
В частности, нуждается в решении такой аспект сенсорного воспитания, как формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, особенности построения современного образования привели к возникновению противоречия между необходимостью формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО, и недостаточной разработанностью педагогических технологий по их формированию.
Выявленное противоречие позволяет определить проблему исследования: какова технология формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста может быть более продуктивным, если:
– уточнена сущность понятия «сенсорные эталоны»;
– разработан проект педагогической технологии по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста на основе исходного уровня их сформированности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме сенсорного воспитания детей в зарубежной и отечественной педагогике и психологии.
2. Уточнить содержание понятия «сенсорные эталоны» и характеристику сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста; проанализировать примерную образовательную программу дошкольного образования «Детство» по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3-х лет.
3. Определить критериально-уровневую характеристику сформированности сенсорных эталонов у младших дошкольников и на её основе выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей 3-х лет.
4. Методически обосновать проект педагогической технологии по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Методологической базой исследования стали работы Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьякова, Е. И. Тихеева о сущности и специфике формирования сенсорных эталонов в дошкольном возрасте.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, систематизация, обобщение опыта учителей.
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, наблюдение, опрос, беседа, методика Ю. Белополовой на определение особенностей развития пространственного ориентирования у младших дошкольников.
3. Методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования, графический и табличный анализ данных.
Базой экспериментального исследования выступил детский сад № 80 «Светлячок» г. Нижневартовска. В исследовании приняли участие 20 детей первой младшей группы Б в возрасте 2–3 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный проект педагогической технологии по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста может быть рекомендован для внедрения в практику работы ДОО.
Структура ВКР включает введение, две главы, объединяющие шесть пунктов, выводы по главам, заключение и список литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических подходов к проблеме сенсорного воспитания детей в зарубежной и отечественной педагогике и психологии позволяет заключить, что сенсорное воспитание в науке понимается как целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у дошкольника чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений.
Сенсорное воспитание дошкольников означает развитие и совершенствование у них сенсорных процессов и в первую очередь – формирование сенсорных эталонов – общепринятых образцов внешних свойств предметов, сложившихся исторически и используемых для сравнения и сопоставления результатов восприятия.
Центральной задачей сенсорного воспитания дошкольников является формирование у них таких умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы развитию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. п.
Анализ характеристики сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста показывает, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста выступает одним из основополагающих направлений формирования психических функций, которые играют важнейшую роль для дальнейшего обучения дошкольника.
Особая значимость формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста обусловлена тем, что представления о форме, цвете и величине предметов начинают скапливаться у дошкольника именно на 3-м году жизни. Поэтому важно в младшем дошкольном возрасте осуществлять специальные занятия по сенсорному развитию.
В младшем дошкольном возрасте у ребёнка должны быть сформирована общая сенсорная способность – способность к применению следующих сенсорных эталонов: 5-ми цветов спектра (радуга: белый, жёлтый, красный, синий, зелёный); 5-ти геометрических форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); 3-х градации величины (маленький, большой, самый большой).
Анализ примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» по формированию сенсорных эталонов у детей 2–3-х лет свидетельствует, что данная программа ориентирована на социально–личностное развитие дошкольников.
Она предъявляет следующие требования к сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста: обследовать предметы и сравнивать их величины; знать названия объёмных (шар, куб) и плоскостных (круг, квадрат, треугольник)геометрических фигур, уметь различать их; группировать предметы по форме, величине, количеству; отличать и называть 4–5 цветов из всего спектра; различать и уметь назвать объекты природного окружения и их свойства.
Для формирования сенсорных эталонов младших дошкольников педагог-воспитатель применяет: разнообразные дидактические игры; практическую предметную деятельность обследования и сравнения; различные виды детской деятельности, особенно – рисование красками и карандашами, лепку.
Наиболее успешно формирование сенсорных эталонов происходит в продуктивной деятельности, в частности, в рисовании, лепке, аппликации.
Базой экспериментального исследования выступил детский сад № 80 «Светлячок» г. Нижневартовска. В исследовании приняли участие 20 детей первой младшей группы «Б» в возрасте 2–3 лет.
Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в выявлении и анализе уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Были определены критерии уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
На основании балльно-рейтинговой системы мы выделили 3 уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.
Для исследования использовалась методика Ю. Белополовой на выявление сформированности сенсорных эталонов «Определения особенностей развития пространственного ориентирования».
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что для детей младшего дошкольного возраста характерно отклонение в развитии сенсорных эталонов. Высокий уровень сформированности сенсорных эталонов был выявлен всего у 4-х младших дошкольников (20%). И 4 детей (20%) показали низкий уровень сформированности сенсорных эталонов.
В основном сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста сформированы на среднем уровне (12 детей – 60%).
Действия этих младших дошкольников можно оценить как «на уровне примеривания». Данная группа младших дошкольников испытывала незначительные затруднения в ориентировке в пространстве, в общем правильно выполняли задания, но только с помощью подсказки воспитателя и с помощью подробной инструкции.
Эта группа детей не путала такие понятия, как «вправо», «влево», «назад», «вперед» и т.д. Однако практически не продемонстрировали умения оперировать пространственными предлогами, предлоги использовались детьми во всех случаях неправильно.
Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о необходимости проведения с детьми младшего дошкольного возраста коррекционно-развивающей работы.
Для этого мною разработан и методически обоснован проект педагогической технологии «Росинка»по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Цели проекта педагогической технологии «Росинка»:
1. Обогащение сенсорного опыта младших дошкольников, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
2. Развитие собственного познавательного опыта.
3. Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО, создание образовательной среды для познавательного и речевого развития детей.
Итоговые результаты сформированности сенсорных эталонов у младших дошкольников:
1. Умеет использовать основные культурные способы деятельности, принимать собственные решения, следовать социальным нормам и правилам, выражать свои мысли и желания, контролировать свои движения и управлять ими, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
2. Проявляет инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, любознательность.
3. Обладает начальными знаниями о себе, подвижен, вынослив, владеет разными формами и видами игры.
4. Активно взаимодействует со сверстниками.
5. На этапе завершения детьми дошкольного образования сформированы предпосылки к учебной деятельности.
Проект педагогической технологии рассчитан на 1 учебный год и включает 34 занятия: 1 занятие в неделю продолжительностью 15 минут.
Итак, в процессе проведения исследования мы выявили, что если уточнена сущность понятия «сенсорные эталоны» и разработан проект педагогической технологии по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста на основе исходного уровня их сформированности, то формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста будет более продуктивным.
Следовательно, гипотеза исследования полностью подтвердилась. Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Алимова, Л. У. Теоретические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста / Л. У. Алимова, Т. C. Зекирьяева // Синергия науки и творчества: сб. материалов. – М., 2020. – С. 44–47.
2. Амет-Уста, З. Р. Характеристика сенсорного воспитания и его значение в развитии личности ребёнка дошкольного возраста / З. Р. Амет-Уста, Е. А. Лазарева // Форум молодых учёных. – 2019. – № 10 (38). – С. 33–38.
3. Андреева, И. Н. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам современных дидактических игр / И. Н. Андреева, Л. А. Бусыгина // Россия в многовекторном мире: Национальная безопасность, взрывы и ответы: материалы конф. – М., 2017. – С. 255–258.
4. Ахметшина, Э. Н. Педагогическое управление процессом социализации личности ребенка в условиях перехода от дошкольного к начальному общему образованию / Э. Н. Ахметшина, Р. Ф. Гатауллина, О. А. Талипова // Педагогическая наука. – 2018. – № 5. – С. 144–146.
5. Балашова, Э. В. Особенности формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников посредствам игр в юнгианской песочнице / Э. В. Балашова, Ю. М. Васина // Концепт. – 2016. – Т. 15. – С. 601–605.
6. Блинкова, Т. Б. Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры / Т. Б. Блинкова // Европейский педагогический форум: сб. ст. – М., 2020. – С. 122–126.
7. Бутвина,О. Ю. Проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / О. Ю. Бутвина, Э. Р. Авамилова // Синергия науки и творчества: сб. материалов. – 2020. – С. 59–61.
8. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
9. Венгер, Л. А. Генезис сенсорных способностей / Л. А. Венгер. – М.: Педагогика, 1976. – 94 с.
10. Гатауллина, Р. Ф. Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей в условиях ДОО / Р. Ф. Гатауллина // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы конф. / под ред. В. В. Гафнера. – М., 2018. – С. 33–38.
11. Голкина, В. А. Сенсорное развитие младших дошкольников как основа формирования психологической готовности детей к обучению в школе / В. А. Голкина // Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога образования: сб. науч. ст. – М., 2011. – С. 55–58.
12. Гусева, Ю. А. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания младших дошкольников / Ю. А. Гусева, Ю. Ю. Колесниченко // Научно-методологические и социальные аспекты педагогики и психологии: сб. ст. – М., 2017. – С. 127–131.
13. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова [и др.]. – СПб.: «Детство–Пресс», 2020. – 528 с.
14. Джафарова, У. Р. Сенсорные игры в развитии детей дошкольного возраста / У. Р. Джафарова // Приоритетные направления современной науки, образования и технологий: сб. науч. тр. – М., 2020. – С. 45–48.
15. Дорофеева, Г. В. Опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста / Г. В. Дорофеева // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования: сб. науч. ст. / ред.: С. А. Герасимов. – М., 2017. – С. 178–181.
16. Ендовицкая, Т. В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания / Т. В. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 10 – С. 4–9.
17. Еремеева, О. Е. Современные игровые образовательные технологии как средство качественного сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) / О. Е. Еремеева, О. О. Полякова // Педагогическое призвание: сб. ст. – М., 2020. – С. 38–46.
18. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников / А. В. Запорожец. – М.: Академия педагогических наук, 2003. – 138 с.
19. Исламуратова, Е. А. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Исламуратова // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов. – М., 2018. – С. 73–75.
20. Калинкин, Е. А. Методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста / Е. А. Калинкин // Студенческая наука Подмосковью: материалы конф. / отв. ред. А. А. Бухаренкова. – М., 2013. – С. 52–60.
21. Каменская, В. Г. Возрастные особенности сенсомоторной интеграции: монография / В. Г. Каменская, Л. В. Томанов. – Елец, 2016. – 96 с.
22. Кассина, Л. В. Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста / Л. В. Кассина, С. С. Миллер // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. – М.:«АР-Консалт, 2018. – С. 8–10.
23. Качуренко, С. Б. Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте / С. Б. Качуренко // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. – М., 2008. – C. 32–39.
24. Киселёва, М. Н. Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста / М. Н. Киселёва // Проблемы педагогики. – 2017. – № 3 (26). – С. 14–17.
25. Кобель Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Г. Н. Кобель // Молодой учёный. – 2016. – № 6 (110). – С. 779–783.
26. Козлова, А. А. Система дидактических игр как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / А. А. Козлова // Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы конф. / под ред. О. И. Ключко. – М., 2016. – С. 533–537.
27. Кулькова, А. А. Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира / А. А. Кулькова // Проблемы науки. – 2016. – № 2 (3). – С. 42–44.
28. Кусунгалиева, Р. Н. Основы сенсорного воспитания / Р. Н. Кусунгалиева // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры: сб. ст. – М., 2019. – С. 161–163.
29. Ляу, Н. М. Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Н. М. Ляу // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы конф. – М., 2015. – С. 148–149.
30. Мелёхина, И. В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелёхина // Теория и практика образования в современном мире: материалы конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 136–139.
31. Метиева Л. А. Развитие сенсорной сферы детей / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
32. Морозова, А. М. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / А. М. Морозова, О. Е. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 5. – С. 54–55.
33. Павлова, Т. Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста / Т. Павлова // Современная образовательная среда: теория и практика: сб. материалов. – М., 2018. – С. 37–39.
34. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада / Э. Г. Пилюгина. – М., 2009. – 220 с.
35. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша: развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех / Э. Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2005. – 263 с.
36. Плеханов, А. В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А. В. Плеханов, А. М. Морозов // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 7. – С. 3–35.
37. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Н. Н. Подьяков. – М.: Просвещение, 2001. – 115 с.
38. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности / Н. Н. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Академия, 2015. – С. 73–99.
39. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 2014. – 468 с.
40. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М.: ЧеРо, 2012. – 610 с.
41. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2015. – 330 с.
42. Рахманова, С. А. Сенсорное развитие и познание окружающего мира детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр на примере авторских игровых методик / С. А. Рахманова, М. Г. Бламыкова, А. М. Ахметзянова // Приоритетные направления развития образования и науки: сб. материалов / редколл.: О. Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 158–160.
43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2019. – 720 с.
44. Свистунова-Болотова, И. С. Игровые технологии как средство сенсомоторного развития младших дошкольников в условиях ДОУ / И. С. Свистунова-Болотова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 28. – С. 158–161.
45. Севальнева, П. А. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / П. А. Севальнева, Р. А. Кутбиддинова // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 2 (9). – С. 75–77.
46. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981 – 192 с.
47. Соловьёва, Е. А. Развитие представлений о сенсорных эталонах у детей третьего года жизни / Е. А. Соловьёва // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сб. ст. – Минск, 2020. – С. 362–366.
48. Султанова, Э. М. Сущность понятия и значение сенсорного воспитания детей дошкольного возраста / Э. М. Султанова, З. З. Крымгужина // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике: сб. ст. – М., 2018. – С. 295–298.
49. Талипова, О. А. Формирование сенсорных эталонов у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / О. А. Талипова, Р. Ф. Гатауллина // Педагогический вестник. – 2020. – № 14. – С. 112–115.
50. Усова, А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А. П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Академия, 2015. – С. 101–120.
51. Усова, А. П. Сенсорное воспитание в дидактических играх / А. П. Усова, В. Н. Аганесов. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 94 с.
52. Фаткуллина, И. Р. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста / И. Р. Фаткуллина // Приоритетные направления развития российской науки: материалы конф. / отв. ред. А. А. Зарайский. – М., 2019. – С. 114–116.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 29.05.2020).
54. Шиффман, Х. Р. Ощущение и восприятие / Х. Р. Шиффман. – СПб.: Питер, 2018. – 528 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ