Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логико-математические игры как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста

Работа №104546

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения логико-математических игр как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Логико-математическая игра как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 21
Глава 2. Опытно - экспериментальные основы изучения логико – математических игр как средства формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 27
2.1.Констатирующий эксперимент. (Изучение уровня сформированности представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста) 27
2.2. Формирующий эксперимент. (Разработка и реализация комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста) 35
2.3. Контрольный эксперимент. (Анализ результативности реализации комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 52


Актуальность. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений, способствует расширению представлений о свойствах предметов, развитию навыков дифференцировать эти свойства, выделять их из множества других.
В детском саду изучаются такие величины, как длина (ширина, высота), масса, объем, площадь, время. Познавательное значение формирования представлений о величине у старших дошкольников состоит с том, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания ребенком каждого предмета окружающего мира в отдельности, но и для понимания отношений между предметами. Формирование умения старших дошкольников определять, называть, сравнивать величины предметов оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов детьми старшего дошкольного возраста положительно влияет на их умственное развитие, так как связано не только с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, но и постепенно подводит детей к пониманию величины как математического понятия, готовит их к усвоению в школе соответствующего раздела математики. В процессе овладения детьми измерением величин в дошкольном возрасте у детей возникают предпосылки учебной деятельности, развиваются способности осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи. Формирование понятий о величине способствует развитию многих математических представлений и понятий, с помощью которых можно решать практические и бытовые задачи.
Вопросам развития логико-математических дошкольников посвящены работы А. В. Белошистой, Р. Л. Березиной, В. В. Воскобович, В. В. Давыдовой, Л. И. Ермолаевой, З. Е. Лебедевой, 4 Л. А. Левиновой, З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящей, Б. П. Никитина, Н. Н. Поддъякова, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаевой, Е. А. Тархановой, К. В. Шевелева, Е. И. Щербаковой, Д. Б. Эльконина и др.
В педагогической науке выделяют много различных средств, которые способствуют формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Однако как показывает практика, педагоги испытывают затруднения в выявлении и использовании возможностей логико – математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Отсюда возникает противоречие: с одной стороны, педагоги понимают важность формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста, с другой стороны, педагоги испытывают затруднения в выявлении и использовании возможностей логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречия обозначило проблему исследования: каковы возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность исследования, объективно существующее противоречие, выявленная проблема исследования позволили сформировать тему исследования: «Логико-математические игры как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: логико-математические игры как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность реализации комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о величинах у старших дошкольников будет успешным, если реализован комплекс логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня сформированности представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и реализовать комплекс логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
6. Провести анализ результативности реализации комплекса логико - математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-теоретические методы (изучение литературы по проблеме формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста);
-экспериментальные исследование (проведение диагностики с помощью тестирования представлений старших дошкольников о величинах);
-статистическая обработка данных (t- критерии Стьюдента).
Практическая значимость исследования заключается в реализации комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста, который может представлять интерес для педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования.
Теоретическая значимость: обобщены научные положения в педагогической теории обучения в процессе формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: педагогический эксперимент проведён в МБДОУ «Черлакский детский сад №1» Черлакского муниципального района Омской области. В эксперименте участвовало 15 детей старшей группы.
Структура исследования: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Проанализированы психолого-педагогические особенности формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста. Развитие у детей логико-математических представлений предполагает развитие представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия. Практическая и игровая деятельность детей является основой для ознакомления с простейшими способами различных измерений.
2. Проанализированы логико-математические игры как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Они представляют собой игры, моделирующие математические закономерности, отношения, направленные на выполнение логических действий и операций. В процессе логико-математических игр дети осваивают следующие логические операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
3. Выявлены возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста. Логико-математические игры, направленные на формирование представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста, позволяют ребенку овладеть способами измерения величины: сравнивать, сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте, толщине и правильно отражать эти умения в речи, оценивая воспринимаемые размеры путем сопоставления с величиной известных предметов или действий. Логико-математические игры у старших дошкольников формируется понимание обобщенного способа измерения с помощью условной мерки: определять, сколько раз мерка уложилась в измеряемом объекте, учат сравнивать с помощью мерки величину протяженных предметов, объем сыпучих и жидких тел.
В ходе опытно - экспериментальных основы изучения логико – математических игр как средства формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МБДОУ «Черлакский детский сад» Черлакского района. В эксперименте участвовало 15 детей.
Исследование проходило на трех этапах. На организационном этапе осуществлялась диагностика уровня сформированности представлений о величинах посредством диагностических заданий.
Проведение первичной диагностики уровня сформированности представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста показало, что уровень развития представлений о длине, объеме и площади у детей старшего дошкольного возраста находится преимущественно на среднем и низком уровне. Соответственно, основными задачами по формированию представлений о величине являются: ориентация на формирование умений определять высоту, длину, ширину и объем величины, использовать в речи слова: длинный-короткий, высокий-низкий, узкий-толстый, меньше-больше, одинаковые по величине, формировать и развивать умение сравнивать данные по разным параметрам величины и делать выводы по результатам сравнения, формировать умение использовать в процессе измерения условные мерки и делать выводы по результатам.
На основе результатов первичной диагностики был отобран комплекс логико-математических игр для решения задач по формированию представлений о величине посредством логико-математических игр у детей исследуемой группы.
По итогам проведенного комплекса логико-математических игр было отмечено следующее:
• Логико-математические игры способствуют осознанному пониманию понятия величины и формированию представлений о ней и параметрах величины.
• Ориентированности на логические операции предполагает последовательность, систематичность работы над каждым понятием (длина, ширина, высота, объем) и способах измерения величины («на глаз», с помощью условной мерки).
• Комбинирование индивидуальной, групповой и коллективной работы развивает самостоятельность, активность, желание узнавать что-то новое и применять полученные математические знания на практике.
По результатам повторной диагностики наблюдается положительная динамика. Полученные данные по итогам повторной диагностики и наблюдения в процессе выполнения логико-математических игр свидетельствуют о том, что дети стали более активно принимать участие в игровой математической деятельности. следует отметить следующие положительные тенденции: дети стали учитывать существенные признаки предмета, более четко устанавливать причинно-следственные связи, научились определять высоту, длину, ширину и объем величины, использовать в речи слова: длинный-короткий, высокий-низкий, узкий-толстый, меньше-больше, одинаковые по величине, стремились делать выводы, отвечали на вопрос Почему? и помогали сверстникам, научились различать параметры величины: длину-ширину, высоту, объем, усвоили понятие величины, научились пользоваться разными условными мерками.
В заключении стоит вспомнить словами Блез Паскаль (французский математик): «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».



1. Арапова–Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова–Пискарева. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 422 с.
2. Бабаева, Т.И. Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 280 с.
3. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 192 с.
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2003. – 400 с.
5. Белошистая, А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. – М.: Персэ, 2015. – 511 с.
6. Белошистая, А.В. Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике в ДОУ [Текст] / А.В. Белошистая // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. – № 3. – С. 3.
7. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 252 с.
8. Белошистая, А.В. Современные программы математического образование дошкольников [Текст] /А.В. Белошистая. – Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2005. – 256 с.
9. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примернаяобщеобразовательнаяпрограммадошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
10. Воскобович, В.В. Развивающие игры Воскобовича [Текст] / В.В. Воскобович, Л.С.Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 98 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский.– М.: Смысл; Эксмо, 2006. – 1136 с.
12. Гаврина, С.Е. Большая книга тестов для 5-6 лет [Текст] / С.Е. Гаврина. – М.:Росмэн, 2017.– 135 с.
13. Галкина, Л.Н. Современное математическое образование детей дошкольного возраста / Л.Н. Галкина // Вестник Тверского гос. ун-та. - 2012. - № 4. - С. 60–65.
14. Грачева, 3.А. Значение математической игры «Танграм» для умственного развития дошкольников [Текст] / З.А. Грачева // Дошкольное воспитание.- 2005. - № 1. – С.18-22.
15. Грачева, 3.А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников [Текст] / З.А. Грачева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. – С.24-28
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольногообразования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
17. Доронова, Т.Н. Радуга. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
18. Зак, А.З. Как развивать логическое мышление. 800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А.З. Зак. – М.: Издательство «Аркти», 2003.– 134 с.
19. Козлова, С.А. Развитие познавательного интереса дошкольников к творческой деятельности взрослого [Текст]: Монография / С. А. Козлова, С.В. Кожокарь – М.: Школьная Книга, 2016. – 160 с.
20. Микляева, Н.В. Теория и технология развития математических представлений у детей [Текст]: учеб. для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Микляева, Ю.В.Микляева. - М.: Изд.центр «Академия», 2014. - 352 с.
21. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Мир, 2010. - 163 с.
22. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: АРКТИ, 2012. - 228 с.
23. Метлина, Л.С. Математика для дошкольников [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Линга-Книга, 2011. - 196 с.
24. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. - М.: Новая книга, 2012. - 196 с.
25. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. - СПб: Питер, 2008. - 85 с.
26. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 216 с.
27. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 421 с.
28. Михайлова, 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности [Текст] / З.А. Михайлова. – Дошкольное воспитание. – 2002. - № 8. – С.26-29.
29. Михайлова, З.А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина.– СПб., 2002. - 112 с.
30. Михайлова, З.А. Игровые задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.- 490 с.
31. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / Носова Е.А., Столяр А.А. [и др.]. - СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2014. - 384 с.
32. Михайлова, З.А. Логико-математические игры для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 4. – С. 14.
33. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 656 с.
34. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
35. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
36. Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова. – СПб.: Изд. «Детство-пресс», 2009. – 402 с.
37. Нищеева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н.В. Нищеева. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.
38. Никитин, Б.П. Интеллектуальные игры [Текст] / Б.П. Никитин. – Обнинск: «Световид», 2009.– 176 с.
39. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 8. – С. 46-48.
40. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова. – М.: Детство-Пресс, 2014.– 96 с.
41. Общая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. – СПб.: Феникс, 2010. – 540 с.
42. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений [Текст] / И.А. Пономарева, В.А. Позина. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.–68 с.
43. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2014. - 94 с.
44. Ушинский К.Д. Преподавание арифметики и первоначальной геометрии [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: ДиК, 2010. - 117 с.
45. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013, зарегистрирован в минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), вступил в силу с 1 января 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения 17.12.2019).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ