Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Работа №34929

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы сенсорного воспитания детей 2-3 лет
1.1 Управленческие аспекты организации работы ДОУ по сенсорному
развитию 7
1.2. Понятие дидактической игры в современной педагогике 14
1.3. Сенсорные эталоны как основное средство сенсорного развития у детей
раннего возраста 20
1.4. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего
возраста посредством дидактических игр 26
1.5. Психолого - педагогические особенности детей 2-3 лет. 33
Вывод по главе 1 38
Глава II. Содержание работы с детьми 2-3 лет по усвоению сенсорных
эталонов с использованием дидактической игр
II.1. Результаты уровня развития сенсорных эталонов детей 2-3 лет. 40
II .2. Формирующий этап эксперимента с детьми 2-3 лет по усвоению
сенсорных эталонов с использованием дидактических игр 47
II.3. Результаты исследования уровня развития сенсорных эталонов
детей 2-3 лет. 59
Вывод по главе II 63
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения 74



Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формирование чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других средств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми сенсорными признаками- многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается
поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период раннего дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное развитие.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте трудно переоценить : именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Выдающие зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (И. Г. Пестолоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Т В. Башаева, Э. Г. Пиюгина) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. [12,185]
Развитие зрительного восприятия обычно у детей раннего возраста идет параллельно с развитием других органов чувств: слухового восприятия, тактильных ощущений и т. д. Объединить работу этих органов чувств для решения определенной задачи можно с помощью дидактической игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Основой для таких игр служат сформированные представлении о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры- занятия, поэтому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.
В наше время дидактические игры в детском саду- это одна из наиболее успешно используемых форм работы с детьми. В целях развития сенсорного восприятия детей раннего возраста дидактические игры традиционно соединяют в себе несколько задач: развитие произвольного внимания, развития речи, накопление сенсорных впечатлений, формирование различных сенсорных эталонов. Поэтому часто перед воспитателем группы раннего возраста ставится задача создать свою систему работы по сенсорному развитию детей. Опыт создания такой системы представлен во второй части данной работы.
Цель работы: выявить эффективность игр в формировании сенсорных представлений детей раннего возраста и разработать систему обучения через игру.
Объект исследования: сенсорное развитие детей 2-3 лет.
Предмет исследования: использование дидактических игр как средства сенсорного развития детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру будет протекать эффективно, если:
- учитывать психологические особенности детей раннего возраста;
- использовать дидактические игры в образовательной и в самостоятельной деятельности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Выявить эффективность игры в формировании сенсорных эталонов.
3. Разработать систему игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет в детском саду.
Методы исследования: изучение теоретических источников, наблюдение, эксперимент, беседа, качественная и количественная обработка данных.
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 67 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района города Казани в группах раннего возраста. Количество детей - 32, по 16 воспитанников в каждой группе.
Практическая значимость работы заключается в разработке перспективного плана по сенсорному развитию детей 2-3- года жизни и подбору системы игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической главе нашего исследования мы рассмотрели базовые понятия темы, такие как: сенсорная культура, сенсорные эталоны, чувственный опыт, дидактические игры и упражнения. Были освещены концепции ученых отечественной психологической школы: А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и других. Сформулированы выводы о том, что сенсорное воспитание в период раннего детства - основной вид деятельности вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста тесно связаны с содержанием работы по данному вопросу. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.
Ранний возраст — особый период детства, когда каждый день имеет уникальное значение в развитии ребенка. Развитие и становление личности в этот период происходит очень стремительно, и зависят от социальных условий, в каких растет ребенок. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление его со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст "золотой порой" сенсорного воспитания.[5, 15]
Далее было раскрыто влияние дидактических игр на формирование сенсорики ребенка. Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов. Был изучен процесс использования дидактических игр в сенсорном образовании детей раннего возраста. В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление малышей со свойствами предметов.
В экспериментальной части исследования мы провели диагностику с целью выявить уровень сенсорного развития детей контрольной и экспериментальной групп. На формирующем этапе мы, в соответствии с представленным планом, провели серию дидактических игр, направленных на выявление внешних свойств предметов. В процессе ознакомления детей с цветом, мы использовали в ДОУ, так называемые «цветовые дни». Оригинальность приема заключается в том, что каждый день наша группа, сами дети и сотрудники в обязательном порядке имели какое-либо сходство с тем цветом, которому был посвящен этот день. Например, день солнца, значит в этот день, в приоритете - желтый цвет.
По окончанию формирующего этапа была проведена повторная диагностика. Она показала значительные изменения в уровнях сенсорного развития детей экспериментальной группы. Таким образом, полученные положительные результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой гипотезы: сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру будет протекать эффективно, если учитывать психологические особенности детей раннего возраста и использовать дидактические игры в образовательной и в самостоятельной деятельности.
Результаты экспериментальной работы по усвоению сенсорных эталонов детей 2-3 лет подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для усвоения сенсорных эталонов. Развитие у каждого ребенка сенсорных способностей должно быть всегда в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться с помощью дидактических игр;
2. Сенсорное развитие посредством дидактических игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством воспитателя, но и самостоятельно;
3. Содержание дидактических игр и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении сенсорных эталонов. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.



1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет — форма — количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста/ Рус. пер. Под ред. В. В. Юртайкина. - М.: Просвещение, 2014. - 64 с.
2. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 240с.
3. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М. М. - М.: Владос, 2011.- 75с
4. Белкина В. Л. Психология раннего и дошкольного детства.- М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2015.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
6. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер,2008. - 304с.
7. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальная работа. - 2016. - №12. - С.32.
8. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан.- Мн.: БрГУ, 2017. - 150с.
9. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: Просвещение, 2008.
10. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология / учебное пособие для пед. училищ. -М.: Просвещение, 2016.- 336 с.
11. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей дет. сада / Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. - М.: Просвещение, 2003
12. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2008. - 144с.
13. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е.Б. Волосова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 72 с.
14. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. - М: Просвещение, 2006. - 192с.
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова- М.: Педагогика — Пресс, 2009.
16. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет [Текст] / Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 240с.
17. Галигузова, Л.Н., Мещерякова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.:: Владос, 2017. - 304с.
18. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс.-2016.
19. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2016.45с.
20. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А Сохина. - М.: Просвещение, 2006. - 415 с.
21. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста /Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. - 20017. - №6 (15) - С. 21 - 2
22. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Академия, 2015. - 344с.
23. Завалишина Д. И. Психологическая структура способностей- М.: Проспект, 2016. - 309 с.
24. Запорожец А. В. Восприятие и деятельность. М.: Просвещение,
2007. - 503с.
25.Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2003. - 98с.
26. Иванова И. Развиваем сенсорное восприятие// Ребенок в детском саду. - 2017 - № 5. - с 16 -17.
27. Кабанов А. И., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста./ Учебник для дошкольных пед училищ. М.: Просвещение, 2001.
28. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.
29. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - 3- изд., исправ. и доп. /Козлова С. А., Куликова Т А. - М.: Академия, 2016.
30. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников / Р.А. Курашова.
- М.: Новое знание, 2006. - 345с.
31. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических инс-тов. М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
32. Макарова, Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений / Н.В. Макарова. - Ростов н/Д, 2014. - 110с.
33. Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. - М.: ООО ТЦ Сфера, 2017. - 96с.
34. Медведева, Л.А. Цветочная полянка [Текст]/ Л.А. Медведева// Дошкольное воспитание. - 2012. - №12 - С. 22 - 23.
35. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
36. Методические рекомендации программе по сенсорному развитию детей раннего возраста / под ред. Канонко О. Л. - Киев: Кобза, 2014.
37. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в
дошкольном возрасте. - М.: Академический проект, 2002.
38. Молчанов В. И. Физиологические данные детского возраста. - М. - 2015.
39. Морозова О. Е. И. Тихеева Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание// Дошкольное воспитание.- 2016 - №5. - 54-55 с.
40. Мусейибова, Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3 - С. 36-41.
41. Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2 - С. 48-55.
42. Мутагорова, С.Н., Безуглая, И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования/С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая//Воспитатель ДОУ. - 2013. - №9 - С. 7.
43. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей/ Л.А. Медведева// Справочник старшего воспитателя. - 2016. - №1 - С. 58.
44. Пиаже Ж. Моральные суждение у ребенка / Пер. С фр. М., 2016.
45. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятия цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 2001.
46. Плеханов А., Морозова О., Манасеина М.: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание- 2010. - №7. - 34-35с.
47. Плеханов А., Морозова О., Манасеина М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста/ А. Плеханов, О. Морозова, М.М. Манасеина//Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 31-35.
48. Поддъяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей - 2-е изд / Под ред. Поддъякова Н. Н., Аванесовой В. И. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
49. Поддъяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности / Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2011.
50. Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Л. Головей, Е. Рыбалко. - С.- П. 2001.
51. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Тербовой, Т С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2012.
52. Рубенштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - Москва., 1973.
53. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение: А. О. «Учеб лит», 2006.
54. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
55. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития /Е.А. Стребелева// Альманах ИКП РАО. - 2011. - № 4.
56. Тихеева Е. И. Воспитатель не только любить детей, но и знать их возрастные особенности / Дошкольное воспитание, - 2002.- № 10.- с.90-93.
57. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / е. А. Янушко. - М.: Мозаика — Синтез.- 2009. - 72 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ