Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития координационных способностей юных гандболистов в учебно-тренировочном процессе 7
1.1 Особенности организации учебно-тренировочного
процесса по гандболу 7
1.2 Методы спортивной тренировки в гандболе 13
1.3 Основы формирования координационных способностей в
гандболе 18
Глава 2 Методы и организация исследования 23
2.1 Методы педагогического исследования 23
2.2 Организация педагогического исследования 26
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1 Особенности экспериментальной методики развития
координационных способностей юных гандболистов 28
3.2 Результаты развития координационных способностей юных
гандболистов в ходе педагогического эксперимента
3.3 Результаты развития специальной ловкости юных
гандболистов в ходе педагогического эксперимента
Заключение 40
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Игра в гандбол предъявляет высокие требования к организму занимающихся, чем выше уровень развития физических качеств, тем легче достичь спортивного мастерства. С совершенствованием функциональных возможностей организма увеличивается эффективность использования приемов техники и тактики игры.
Дисько Е.Н. пишет: «Для общей физической подготовки гандболистов используют общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах; упражнения из легкой атлетики (бег, прыжки, метания), гимнастики и акробатики, тяжелой атлетики, плавания и других видов спорта. Очень полезны разнообразные подвижные игры, а также футбол, хоккей, бадминтон.
Упражнения, включаемые в специальную физическую подготовку, принято делить на две группы: упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, быстроты реакции, ориентировки и других качеств, и упражнения, направленные на совершенствование приемов игры» [12].
Кириченко В.Ф. в своих работах по гандболу отмечает: «Ловкость совершенствуется вместе с улучшением общей координации, равновесия и ориентировки. Развивать ловкость (общую и специальную) необходимо систематически, для этого используют упражнения с мячом и без мяча на ограниченном пространстве, подвижные игры, акробатические упражнения, спортивные игры (футбол, регби, хоккей) и другие виды спорта, специальные упражнения в необычных условиях (с внезапной сменой ситуаций, усложнением противодействия соперника и др.). Целенаправленное развитие всех физических качеств помогает достичь гармонического единства их проявления в игровых, соревновательных условиях» [6].
Теоретическая база исследования: педагогический эксперимент проводили на базе МБУДО КСДЮСШОР №10 «Олимп» г. о. Тольятти.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных гандболистов.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей юных гандболистов на начальном этапе подготовки
Цель исследования - оптимизация методики развития координационных способностей юных гандболистов во время учебно-тренировочных занятий посредством специальных физических упражнений.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были решены следующие задачи:
1) Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей во время учебно-тренировочных занятий юных гандболистов.
2) Разработать и внедрить в учебно-тренировочный процесс комплекс специальных физических упражнений для развития координационных способностей юных гандболистов.
3) Оценить влияние экспериментального комплекса специальных физических упражнений на развитие координационных способностей юных гандболистов во время учебно-тренировочных занятий.
Гипотеза исследования. Предполагалось что, применение различных средств, таких как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на тренировочных занятиях могут качественно повысить уровень координационных способностей занимающихся.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы,
- педагогическое наблюдение,
- педагогический эксперимент,
- контрольные испытания (тесты),
- метод математической статистики.
Научная новизна результатов исследования состоит в возможности эффективно развивать координационные способности юных гандболистов, что способствует их хорошей физической подготовке и умению эффективно применять свои умения в условиях игр и на соревнованиях.
Практическая значимость заключается в том, что потребность в решении рассматриваемой проблемы определила необходимость научно-теоретических обоснований и практической реализации возможностей оптимизации координационных способностей юных гандболистов на начальном этапе подготовки.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 2 таблицы, 14 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 44 странице.
В ходе проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1) В процессе многолетней подготовки гандболистов для развития и совершенствования физических качеств, технической, тактической, функциональной подготовки применяется широкий круг различных средств. Состав средств спортивной подготовки формируется с учетом этапа тренировки, уровня спортивного мастерства и поставленной цели. К средствам спортивной тренировки относятся физические упражнения и другие виды спорта, посредством которых решаются конкретные задачи подготовки спортсменов. На начальном этапе подготовки решаются задачи: укрепление здоровья, повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, изучение техники игры, приобретение соревновательного опыта. Особое внимание необходимо уделять развитию быстроты, гибкости, координационных возможностей.
2) Успешное выступление спортсмена в течение достаточно длительного времени возможно лишь при рациональном планировании тренировочного процесса. Педагогические наблюдения проводили на протяжении всего педагогического эксперимента, присутствуя на учебно-тренировочных занятиях. Для определения уровня развития координационных способностей были использованы следующие тесты: статическое равновесие проба Ромберга (для выявления уровня развития способности к сохранению равновесия); тест «прыжок в длину с места на результат, равный 50 процентов от максимального» (ля оценки способности дифференцировать пространственные параметры); способность к перестроению движений определялась с помощью теппинг-теста на перекрестную работу рук и ног и др. Результат воздействия экспериментального комплекса упражнений, игр и эстафет на развитие координационных способностей юных гандболистов в ходе педагогического эксперимента достоверно улучшили большинство изучаемых показателей экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой.
3) Возросшая физическая подготовленность юных гандболистов, имеет комплексную направленность на развитую ловкость и хорошие координационные способности, скоростно-силовые качества и специальную выносливость. После проведения педагогического эксперимента при выполнении комбинации 1 (бег с преодолением препятствий) результаты экспериментальной группы составил 44,3 сек, контрольной группы 50,8 сек. Результаты выполнения комбинации 2 (ловля и передача мяча при сопротивлении защитника) экспериментальной группы составил 24,3 сек, контрольной группы 25,2 сек. Результаты выполнения комбинации 3 (передача и ведение мяча в движении по дуге, восьмерке на время) в экспериментальной группе составил 19,8 сек, в контрольной группе 21,6 сек. Результаты выполнения комбинации 4 (бросок мяча в ворота после ведения, преодолевая сопротивление защитника) в экспериментальной группе составил 4,8 раз, в контрольной группе 4,4 раз. Результаты контрольных тестов, развития специальной ловкости юных гандболистов по ряду признаков были выше у мальчиков экспериментальной группы, чем результаты контрольной группы, это подтверждает эффективность разработанной и внедренной экспериментальной методики развития координационных способностей юных гандболистов.
1. Аверьянов И.В. Технология спортивной тренировки в избранном виде спорта: игровые виды спорта: электронное пособие / Аверьянов И.В., Эртман Ю.Н., Блинов В.А. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. - 96 с.
2. Ботяев В.Л. Координационные способности в системе отбора и
прогнозирования успешной специализации в сложно-координационных видах спорта: методическое пособие / Ботяев В.Л. - Сургут: Сургутский
государственный педагогический университет, 2016. - 104 с.
3. Валкина Н.В. Теория и методика проведения тестов для определения уровня физической подготовленности студентов, занимающихся физической культурой и спортом: методическое пособие / Валкина Н.В., Григорьева Н.С., Башкайкина С.Н. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015. - 59 с.
4. Ветков Н.Е. Спортивные и подвижные игры: учебно-методическое пособие / Ветков Н.Е. - Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016. - 126 с.
5. Волейбол. Баскетбол. Гандбол. Организация и проведение соревнований по спортивным играм: учебное пособие / В.Ф. Мишенькина [и др.]. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. - 136 с.
6. Гандбол: учебное пособие / В.Ф. Кириченко [и др.].- Омск:
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. - 164 с.
7. Гандбол. Обучение игре в нападении против зонной защиты:
учебное пособие / Ю.Г. Зайцев [и др.].- Белгород: Белгородский
государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ,2016.- 71 с.
8. Гонсалес С.Е. Двигательное качество «ловкость» и его развитие у студентов вузов на примере игровых видов спорта: учебно-методическое пособие / Гонсалес С.Е., Чумаков А.А. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2018. - 24 с.
9. Горская И.Ю. Развитие и совершенствование координационных способностей спортсменов с учетом уровня квалификации и индивидуально-типологических особенностей: методические рекомендации / Горская И.Ю., Аверьянов И.В., Кондаков А.М. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. - 79 с.
10. Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / Губа В.П., Пресняков В.В. - Москва: Человек, 2015. - 288 с.
11. Губа В.П. Теория и методика спортивных игр: учебник / Губа В.П. - Москва: Издательство «Спорт», 2020. - 720 с.
12. Дисько Е.Н. Основы теории и методики спортивной тренировки: учебное пособие / Дисько Е.Н. - Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. - 252 с.
13. Игнатьева В.Я. Средства подготовки игроков в гандбол / Игнатьева В.Я., Игнатьев А.В., Игнатьев А.А. - Москва: Издательство «Спорт», 2015. - 160 с.
14. Игнатьева В.Я. Теория и методика гандбола: учебник / Игнатьева В.Я. - Москва: Издательство «Спорт», 2016. - 328 с.
15. Иссурин В.Б. Координационные способности спортсменов / Иссурин В.Б., Лях В.И. - Москва: Издательство «Спорт», 2019. - 208 с.
16. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие / Карась Т.Ю. - Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 131 с.
17. Ковыршина Е.Ю. Разновидности спортивных игр: учебное пособие / Ковыршина Е.Ю., Эртман Ю.Н., Кириченко В.Ф. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017. - 108 с.
18. Мартыненко И.И. Теория и методика спортивных игр (специализация): учебное пособие / Мартыненко И.И. - Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2012. - 168 с.
19. Маслюков А.В. Самостоятельные занятия по развитию координационных способностей: учебно-методическое пособие / Маслюков А.В., Захарова Н.А., Нечушкин Ю.В. - Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2019. - 56 с.
20. Парыгина О.В. Координационные способности студентов при выполнении физических упражнений: методические рекомендации / Парыгина О.В. - Москва: Московская государственная академия водного транспорта,2017. - 38 с.
21. Парыгина О.В. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие / Парыгина О.В. - Москва: Московская государственная академия водного транспорта, 2019. - 131 с.
22. Серова Л.К. Психология отбора в спортивных играх / Серова Л.К. - Москва: Издательство «Спорт», 2019. - 240 с.