Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий
1.1 Понятие «познавательные универсальные учебные действия» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Занимательный материал как средство формирования
познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на основе занимательного материала 21
2.1 Выявление уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников 21
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по математике с
использованием занимательного материала 34
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 40
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Виды занимательного материала на уроках математики 56
Приложение Б Задание диагностической методики 58
Приложение В План уроков по математике на основе занимательного материала 59
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) содержит характеристику универсальных учебных действий, которые направлены на развитие личности младшего школьника.
С помощью универсальных учебных действий, ребенок может выполнять базовые и основополагающие действия на основе своего возраста. Приобретая теоретические аспекты, развивающая личность применяет их на практике. Занимательный материал также является способом формирования и развития детей младшего школьного возраста. С помощью них дети проявляют интерес к обучению и легко усваивают нужный материал. Подбор нужных и верных материалов, способствует развитию детей младшего школьного возраста. Это и определяет актуальность темы исследования.
Особое внимание данной теме уделяли огромное количество авторов. Многие исследователи и авторы в своих научных работах выделяли особые проблемы и направления развития учащихся. Например, такие авторы как: Н.В. Медведева, А.М.Кондакова, И.В. Петрова и О.В. Чикишева.
Занимательный материал, а также использования его как способ формирования универсальных учебных действий у младших школьников описывались в трудах таких авторах как: В.И. Ковалько, Ю.С. Марикова, Е.М. Гельфан и О.В. Губанова.
«Формирование познавательных универсальных учебных действий происходит на основе занимательного материала. Понятие «универсальных учебных действий» широко используется в научно-педагогической литературе, с помощью которой преподаватели могут использовать методики для обучения и развития личностей» [26].
Проблема исследования: «Каковы педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий на основе занимательного материала?».
Объект исследования - процесс формирования познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования - формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на основе занимательного материала.
Целью данной исследовательской работы является разработка специальных эффективных методик, которые позволяют сформировать познавательные универсальные учебные действия у ребенка на основе занимательного материала.
Гипотеза - формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным если:
1) создать благоприятный психологический климат;
2) стимулировать потребность младших школьников к познанию универсальных учебных действий;
3) разработать опытно-экспериментальную работу, которая эффективно повлияет на универсальные учебные действия на основе занимательного материала.
Заданная цель определила постановку и решение следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть понятие «универсальные учебные действия»;
2) охарактеризовать занимательный материал как средство формирования познавательных универсальных учебных действий;
3) выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий;
4) описать разработку и внедрения комплекса уроков с использованием занимательного материала;
5) проанализировать и обобщить результаты исследования.
Научная новизна заключается в результатах проведенного исследования, которые могут применяться в работах учителей начальной школы, которые сталкиваются с проблемой формирования у детей познавательных универсальных учебных действий.
База исследования: опытно - экспериментальная работа проводилась на БМАОУ СОШ №11, Свердловской обл., г. Березовского, п. Ключевск. В эксперименте приняли участие учащиеся 2-х классов в количестве 39 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан комплекс урок по математике, который влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий на основе занимательного материала.
Структура работы исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования универсальный учебных действий, мы выявили, что универсальные учебные действия - это сформированность, которая включает в себя ряд факторов, требующих высокого уровня достижений. Под этими факторами понимают: учебные цели, учебные задачи, учебные действия и др.
Так как тема нашего исследования направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, мы выявили, что они включают в себя логические, образовательные, общенаучные действия, которые влияют на постановку действий и решения проблем в образовательном процессе.
На уроках математики формирование познавательных УУД происходит на этапах систематизации полученных знаний, формализации, организационно-мотивационном этапе.
Организованная нами опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий проходила на трёх этапах: констатирующем, формирующем и контрольном.
Констатирующий этап исследования показал, что преобладающим уровнем в контрольной группе исследования (2 «А») является средний уровень, а в экспериментальной группе (2 «Б») - низкий уровень сформированности познавательных УУД. Данный результат был получен путём проведения ряда диагностических методик, показатели которых составляли познавательные универсальные учебные действия младших школьников.
Существует множество приёмов и средств, способствующих повышению познавательных УУД. В нашем исследовании мы рассмотрели занимательный материал, его виды и способы внедрения в образовательный процесс. Таким образом, занимательный материал послужил основным средством формирования познавательных универсальных учебных действий на формирующем этапе исследования в разработанном и внедрённом нами комплексе уроков математики.
Контрольный этап исследования показал, что разработанный и внедрённый нами комплекс уроков по математике оказался эффективным, так как у экспериментальной группы преобладающим стал средний уровень сформированности познавательных УУД. Результаты повторной диагностики для контрольной группы не показали динамики.
Полученные результаты подтвердили выдвинутую нами гипотезу: формирование универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным, если в классе создать благоприятный психологический климат, стимулировать потребность младших школьников к познанию УУД, разработать и внедрить комплекс уроков, который будет направлен на формирование познавательных УУД с применением занимательного материала.
1. Андронова О. С. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС [Электронный ресурс] : «Первое сентября», 2013. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/632112/ (дата обращения 25.02.2022).
2. Аникиев А.А., Нехороших Н.А. Формирование УУД у младших школьников // Научно-образовательный журнал для студентов. 2020. 1-6 с.
3. Арсланьян Ф.П. Достижение личностных и метапредметных результатов // Педагогический университет «Первое сентября», 2013. С. 92.
4. Аргунова Е. Р. Активные методы обучения : учеб, - метод, пособие. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005. 104 с.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе // От действия к мысли : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2010. 338 с.
6. Аюпова С.И. Проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников // Научный обозреватель. 2015. № 1. С. 43-45.
7. Батарова Т. М. Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников // Поволжский вестник науки. 2019. № 2(12). С. 28-32.
8. Батырева С.Г. Типовые задачи по формулированию универсальных учебных действий : учеб. пособие для учителей и учеников. М. : Просвещение, 2014. 56 с.
9. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] // URL:открытыйурок.рф/начальная-школа/ (дата обращения 14.04.2022).
10. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М. : Бином, 2015. 208 с.
11. Блохина Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников. М. : ООО «Баласс», 2016. 20-23 с.
12. Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ. М. : Грамотей, 2013. 32 с.
13. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М. : Педагогика, 1971. 103 с.
14. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа. 1997. № 6.
15. Дубровина И. В. Психология : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений : под ред. И. В. Дубровиной. М. : Академия, 2003. 464 с.
16. Занимательный материал как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста : сб. науч. тр. / Шадринский государственный педагогический университет ; под ред. Л.И. Пономаревой. М. : 2018. 178-183 с.
17. Казанцева В.А. Занимательные материалы как способ обучения младших школьников выразительному чтению // ООО «Агентство международных исследований». 2017. 43-45 с.
18. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. 1-4 классы. // 2-е изд., перераб. М. : ВАКО, 2013. 224 с.
19. Кондакова А.М. Кузнецова А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. Рос. акад. образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М. : Просвещение, 2008. 180 с.
20. Круговых Н.Д., Маркова С.В. Как использовать занимательный материал на уроках окружающего мира. // Вестник научных конференций, 2018. № 37. 62-63 с.
21. Лицкевич О.В. Современные подходы к формированию познавательных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Под редакцией С.В. Фроловой, С.Л. Коротковой, М.А. Сморгуновой. М. : Наука, 2017. 209-210 с.
22. Малаева Т.Х. Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики // Проблемы педагогики, 2015. 1-2 с.
23. Малышева О.К. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами занимательного материала на уроках русского языка. // ООО «Агентство перспективных научных исследований», 2017. 126-129 с.
24. Марикова Ю.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы // Молодой ученый, 2015. №13. 660-663 с.
25. Материалы с сайта Инфоурок. URL:
https://infourok.ru/proektnaya-rabota-narodnaya-mudrost-v-poslovicah-i-
pogovorkah-1136164.html(дата обращения 15.04.2022)
26. Материалы с сайта Инфоурок. URL:
https://infourok.ru/formirovanie-poznavatelnih-universalnih-uchebnih-deystviy-mladshih-shkolnikov-952333.html (дата обращения 20.04.2022).
27. Материалы с сайта Образовательная социальная сеть
nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-
mo/2016/12/02/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-naibolee-blagopriyatnyy (дата обращения: 26.04.2022).
28. Материалы с сайта «EduMask». URL: www.edumask.ru/magiws-238-1.html/ (дата обращения: 17.04.2022).
29. Материалы с сайта Gigabaza.ru URL: https://gigabaza.ru/doc/8748.html(дата обращения: 23.04.2022).
30. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс до и после, 2011. 59 с.
31. Миронова А.А. О формировании УУД у младших школьников на уроках математики. // ИЦ «Наука», 2016. 354-356 с.
32. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. М: Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с.
33. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://www.gnpbu.ru/sprav/spravbooks/systematic/(дата обращения: 6.03.2022).
34. Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира. // Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. 113-116 с.
35. Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. -2-е изд., М. : Изд. дом ИНФРА-М, 1998. 476 с.
36. Савченко В.В. Использование занимательных заданий с региональным содержанием в начальной школе [Электронный ресурс] // Международный научный журнал «инновационная наука. 2016. №12-3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-zanimatelnyh-zadaniy-s-regionalnym-soderzhaniem-v-nachalnoy-shkole/viewer/(дата обращения: 13.04.2022).
37. Социальная сеть Pandia.ru. URL:
http://pandia.ru/text/78/562/43413.php/ (дата обращения 6.04.2022).
38. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : Министерство образования и науки Российской федерации (Приказ от 6 октября 2009 г. № 373). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 13.04.2022).
39. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. Пермь : Меркурий, 2012. 90-92 с.