Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аутентичные видеоматериалы как средство формирования социокультурной компетенции у студентов неязыковых специальностей

Работа №104387

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ 8
1.1. Сущность и виды коммуникативной компетенции при обучении
иностранному языку 8
1.2. Социокультурная компетенция как один из компонентов
коммуникативной компетенции 14
1.3 Аутентичные видеоматериалы как средство формирования социокультурной компетенции 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 25
2.1 Констатирующий этап эксперимента и анализ возможных
упражнений при работе с аутентичными видеоматериалами на занятиях по английскому языку в рамках высшего учебного заведения со студентами неязыковых специальностей 25
2.2 Разработка системы упражнений с использованием аутентичного
видеоматериала на примере видеофильма «Повар на колесах» при формировании социокультурной компетенции 32
2.3 Анализ формирующего и контрольного этапов эксперимента при формировании социокультурной компетенции у студентов неязыковых специальностей 39
Заключение 44
Список используемой литературы 456
Приложения


Актуальность темы. Отличительным признаком современного этапа общественного развития является рост значимости английского языка как языка международного общения. Коммуникативная компетенция является доминирующей моделью обучения. При этом в процессе обучения коммуникативной составляющей отводится больше внимания, чем социокультурному компоненту. Однако профессиональная деятельность современного специалиста обуславливается работой в условиях единого информационного пространства и предполагает взаимодействие с представителями различных стран и культур. Отсутствие знаний о правилах речевого и неречевого поведения может пагубно сказаться на эффективности межкультурного сотрудничества, привести к непродуктивной работе коллектива и стать причиной конфликта. Таким образом, для выбора верной стратегии коммуникации и достижения взаимопонимания между участниками «диалога культур» будущему специалисту необходима определенная степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования иностранного языка. Формирование социокультурной компетенции у студентов является одной из первоочередных задач преподавателя иностранного языка. Необходимо постоянно поощрять студенческую аудиторию к получению социокультурных сведениях и к применению полученных знаний на практике.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что С.А. Домышева, С.А. Лотошникова, Е.Н. Соловова, Л.А. Хохленкова, и другие используют в системе высшего образования все больше видеоматериалов на занятиях иностранного языка, учитывая специфику подготовки будущего специалиста.
Использование аутентичных видеоматериалов на занятиях по иностранному языку способствует индивидуализации обучения и развитию социокультурной компетенции. При использовании видеофильмов на занятиях по иностранному языку повышается познавательная активность студентов, а также происходит расширение их коммуникативных возможностей. Развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что студенту будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это стимулирует студентов на самостоятельную работу с языком. Аутентичные видеоматериалы демонстрируют студентам культуру и традиции стран изучаемого языка. При этом аутентичные видеоматериалы дают студентам возможность слышать и изучать живую речь носителей языка.
Тем не менее использование аутентичных видеоматериалов на занятиях по иностранным языкам в рамках высшего учебного заведения порождает вопросы по поводу организации работы с ними.
Объект - процесс формирования социокультурной компетенции у студентов неязыковых специальностей.
Предмет - аутентичные видеоматериалы при формировании социокультурной компетенции у студентов неязыковых специальностей.
Цель работы: повышение уровня сформированности социокультурной компетенции у студентов неязыковых специальностей.
Задачи:
1) изучить особенности формирования социокультурной компетенции посредством аутентичных видеоматериалов;
2) рассмотреть критерии, необходимые при отборе аутентичных видеоматериалов для формирования социокультурной компетенции и на основании их произвести отбор видеоматериала для дальнейшей разработки системы упражнений;
3) разработать систему упражнений с использованием аутентичных видеоматериалов для формирования социокультурной компетенции у студентов неязыковых специальностей;
4) произвести экспериментальную работу по формированию социокультурной компетенции и проанализировать полученные данные.
Методами исследования послужили: теоретические методы (анализ научных и психолого-педагогических работ, их интерпретация и обобщение знаний), диагностические (педагогическое наблюдение с тестированием студентов на уровень сформированности социокультурной компетенции), эмпирические (метод моделирования, пробное обучение, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Методологическую основу исследования составили работы зарубежных и отечественных методистов по проблемам:
- коммуникативной компетенции (Д. Вилкинс, Х. Видоусон, К. Кандлин, В.Хаймс, М. Канейл, М. Свейн);
- социокультурной компетенции (П.В. Сысоев, В.В. Сафонова, Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, Н.Д. Гальковская);
- использования аутентичных видеоматериалов на занятиях по иностранному языку и их особенности (Е.Г. Ведяшева, А.С. Алексахина, И.В. Щукина, С.А. Домышева, И.Б. Дададжанова);
- системы упражнений, этапов работы с видеоматериалами и критериев отбора аутентичных видеоматериалов для формирования социокультурной компетенции (Е.И. Пассов, Р.П. Мильруд, И.Л. Бим).
Практическая значимость исследования состоит в возможности обучения студентов неязыковых специальностей при помощи аутентичных видеоматериалов для формирования социокультурной компетенции.
Экспериментальная база исследования проводилась в ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Заключение состоит из итогов проведенного исследования. Список литературы представлен работами отечественных и зарубежных методистов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования нами были изучены теоретические аспекты формирования социокультурной компетенции - одной из неотъемлемых составляющих иноязычной коммуникативной компетенции. Это готовность и способность студентов применять имеющиеся у них страноведческие знания, навыки применения норм речевого этикета, фраз-клише, социально и культурно маркированных лексических единиц, форм и средств невербальной коммуникации. Также социокультурная компетенция содержит представления об особенностях национального менталитета, типологических чертах национального характера, чувство толерантности по отношению к этническим особенностям, преодоление предрассудков. Требования, предъявляемые к средствам формирования социокультурной компетенции: аутентичность, актуальность, содержательность и доступность для понимания учащихся.
Одним из средств развития социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку являются аутентичные видеоматериалы. Аутентичные видеоматериалы - это те видеоматериалы, которые были созданы носителями языка для внеучебных целей, но могут быть применены на занятии.
Практическая часть исследования проводилась в ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» у студентов неязыковых специальностей. Первый этап работы состоял из констатирующего эксперимента. Тестирование студентов показало низкий уровень сформированности социокультурной компетенции. Также нами были проанализированы этапы работы с видеоматериалами и рассмотрены возможные виды упражнений на занятиях по английскому языку при работе с аутентичными видеоматериалами.
Второй этап эксперимента заключался в разработке собственной системы упражнений на основе видеофильма «Повар на колесах», выбранного нами согласно критериям Р.П. Мильруда. Также была проведена апробация разработанной нами системы упражнений для формирования социокультурной компетенции.
Третий и заключительный этап представлял собой контрольный эксперимент. Нами было проведено повторное тестирование и проанализированы полученные данные. Согласно полученным нами данным, уровень сформированности социокультурной компетенции студентов неязыковых специальностей вырос.
Опытно-экспериментальная работа показала эффективность применения аутентичных видеоматериалов. Таким образом, можно считать все цели нашего исследования выполненными.
В дальнейшем мы предполагаем изучение вопросов формирования социокультурной компетенции у студентов неязыковых специальностей с учетом разработанной системы упражнений посредством аутентичных видеоматериалов, заключающихся в углубленном исследовании проблемы и проведении дальнейших этапов эксперимента, который бы показал результаты более высокого уровня сформированности социокультурной компетенции.



1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М: Икар, 2009. - 448 с.
2. Алексахина А.С. Совершенствование умения аудирования в процессе
работы над аутентичными видеоматериалами [Электронный ресурс] // Современные подходы в преподавании иностранных языков в свете ФГОС: электрон. научн. журн. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2017. - С.115-119. // URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=30610181(дата обращения 05.10.2017)
3. Баранова, М.В. Совершенствование грамматической стороны диалогической речи студентов пятого курса факультета иностранных языков в процессе работы над видеофильмом: Немецкий язык как вторая специальность [Текст] / М.В. Баранова. - С. Петербург: Интер, 2001 - 175 с.
4. Бахман Л. Тестирование языка на практике [Текст] / Л. Бахман, А. Пальмер. - Оксфорд: Изд-во Оксфордского ун-та, 1996. - 135 с.
5. Васильева А.А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка [Текст] / A.A. Васильева. - Пермь: Меркурий, 2011. - 189 с.
6. Ведяшева Е.Г. Особенности использования видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам [Текст] / Е.Г. Ведяшева // Актуальные вопросы модернизации российского образования, материалы XXV Международной научно-практической конф. - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2016. - С. 21-24.
7. Видоусон, Х. Коммуникативный подход и его применение [Текст] / Х. Видоусон. - Оксфорд: Изд-во Оксфордского ун-та, 1979. - 286 с.
8. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка [Текст] / Г. И. Воронина // Иностранные языки в школе: Научный журнал. - 1999. - № 2. - С. 56-60.
9. Даминова С. О. Психологодидактические основы аудиовизуального восприятия информации на иностранном (английском) языке [Текст] / С.О. Даминова. - Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки: Научный журнал. - 2013. - № 1. - С. 81-85.
10. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и
содержания обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М: Русский язык за рубежом, 2007. - 193 с.
11. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М: Академия. - 2012. - 225 с.
12. Григорьева, Т.Ю. Коммуникативная компетенция как основа коммуникативного подхода при обучении иноязычной коммуникативной деятельности. [Текст] / Т.Ю. Григорьева // Сборник трудов Северо¬Кавказского государственного технического университета. Серия "Гуманитарные науки"- Ставрополь, 2003. - Вып. №10. - С. 96-122.
13. Дададжанова, И.Б. Использование видеоматериалов на занятиях английского языка [Текст] / И.Б. Дададжанова, М.А. Каюмова, М.Д. Каримова // Вестник Таджикского национального университета: Научный журнал - 2016. - № 4-6 (212). - С. 29-31.
14. Джонсон К. Общение в классе [Текст] / К. Джонсон. - Эссекс: Лонгман, 2001. - 122 с.
15. Домышева, С.А. Интегративный подход к обучению: использование аутентичных видеоматериалов на занятиях по чтению рассказов на английском языке [Текст] / С.А. Домышева, И.В. Давидов, К.М. Саюров // Материалы международной научно-практической конф. «Результаты фундаментальных и прикладных исследований в России и за рубежом». - Уфа: ООО «Поволжская научная корпорация», 2017. - С. 14-18.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
17. Канейл, М. Теоретический базис коммуникативных подходов к обучению и тестированию второго языка [Текст] / М. Канейл, М. Свейн. - М.: Прикладная лингвистика, 1980. - Т. 1. - 218 с.
18. Крашен, С. Освоение второго языка и изучение второго языка [Текст] / С. Крашен. - Лондон и Нью-Йорк: Лонгман, 1991. - 440 с.
19. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка [Текст] / К. С. Кричевская // Иностранные языки в школе: Научный журнал. - 1996. - № 1. - С. 13-17.
20. Лобанова Т. Коммуникативная компетенция как инструмент европейской идентичности [Текст] / Т. Лобанова, Ю. Шунин // Тезисы докл.
9 межд. конф. «Образование населения в обществе 2007», 24-27 мая 2007 г., Монпелье, Франция. - М: Изд-во МГУ. - 2007. - С. 10-12.
21. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам [Текст] / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе: Научный журнал. - 2000. - № 4 - С. 17-22.
22. Нанн, Р. Компетенция и обучение английскому как языку международного общения [Текст] / Р. Нанн. - Пусан: изд. Азиан EFL Джорнал Пресс. - 2004. - 225 с.
23. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения
иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. -
276 с.
24. Прохорова О.Н. Опыт создания литературоведческого учебного пособия [Текст] / О.Н. Прохорова // Иностранные языки в школе: Научный журнал. - 2008. - № 5 - С.16-25.
25. Савиньон, С. Дж. Коммуникативная компетенция: теория и практика классной работы [Текст] / С. Дж. Савиньон. - Нью-Йорк: МакГро Хилл, 1998. - 460 с.
26. Сафонова В.В. Методические принципы отбора аутентичных аудио-фильмов для учебных целей [Текст] / В.В. Сафонова, Н.В. Базина // Иностранные языки в школе: Научный журнал. - 2014. - № 7. - С. 2-10.
27. Сергеева B.B. Аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции студентов экономических специальностей [Текст] / H.H. Сергеева, А.Е. Чикунова // Педагогическое образование в России: Научный журнал. - 2011. - 4. - С. 147-157.
28. Соловова, E.H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс для студентов педагогических вузов и учителей [Текст] / E.H. Соловова // M.: АСТ: Астрель. - 2008. - 168 с.
29. Сысоев, П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании [Текст] / П.В. Сысоев, 2013. - М.: Либроком. - 264 с.
30. Фролов, И.Н. Методология применения современных технических средств обучения [Текст] / И.Н. Фролов, А.Е. Егорова. - М.: Академия Естествознания, 2009. - 57 с.
31. Хаймс, Д. О коммуникативной компетенции [Текст] / Д. Хаймс. Вашингтон, Округ Колумбия: Центр прикладной лингвистики, 1979. - 218 с.
32. Хаймс, Д. Язык и образование: этнолингвистические эссе [Текст] / Д.Хаймс. - Вашингтон, Округ Колумбия: Центр прикладной лингвистики, 1980. - 268 с.
33. Хомски, Н. Правила и представления [Текст] / Н. Хомски. - Нью- Йорк: изд-во Колумбийского ун-та, 1980. - 344 с.
34. Шамов, А.Н. Язык и культура немецкого народа: лингвострановедческий аспект: учебное пособие [Текст] / А.Н. Шамов. - Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «НЛГУ», 2013. - 264 с.
35. Byram M., Parmenter L. A Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment [Текст] / M. Byram, L. Parmenter. - Strasbourg: Council of Europe, 2001. - 264 c.
36. Savignon, S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice [Текст] / S.J. Savignon - USA: McGraw-Hill, 1997. - 156 c.
37. Neuner, G. The Role of Sociocultural Competence in Foreign Language Teaching and Learning [Текст] / G. Neuner. - Strasbourg: Council of Europe, 1994. - 88 p.
38. Knowles, M.S. The Modern Practice of Adult Education: From Pedagogy to Andragogy [Текст] / M.S. Knowles. - Cambridge: Cambridge Book Co, 1980. - 400 p.
39. Tomalin B. Cultural awareness [Текст] / B. Tomalin, S. Stempleski - Oxford: Oxford University Press, 1998. - 160 p.
40. Widdowson H.G. Aspects of Language Teaching [Текст] / H.G.
Widdowson. - Oxford: Oxford University Press, 1999. - 226 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ