Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ ПОСРЕДСТВОМ

Работа №104111

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства принадлежности к своей семье посредством семейных традиций
1.1 Проблема формирования у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье в психолого-педагогических исследования
1.2 Характеристика семейных традиций как средства формирования у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье посредством семейных традиций
2.1 Выявление уровня сформированности чувства принадлежности к своей семье у детей 5-6 лет
2.2 Реализация образовательной работы с детьми 5-6 лет по формированию чувства
принадлежности к своей семье посредством 43 семейных традиций
2.3 Выявление динамки в уровне сформированности у детей 5-6 лет
чувства принадлежности к своей семье
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Являясь первичным институтом социализации ребенка, семья оказывает непосредственное влияние на его всестороннее развитие. Именно в семье ребенок получает первоначальный опыт познания человеческих взаимоотношений, опыт чувств, поведения и деятельности. В семье закладываются основы отношение к себе, другим людям. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социального опыта, прежде всего, опыта взаимоотношений между людьми.
В исследованиях многие педагоги и психологи отмечают, что в социуме наблюдается кризис семьи (распространение нетрадиционных форм семьи, наличие «неполных» семей, рождение детей вне брака, не соблюдение традиций и обычаев семьи и семейного воспитания подрастающего поколения). Вместе с тем, сложившийся у ребенка «образ семьи» и чувства, проживаемые ребенком в своей семье, влияют на семейные ценности. Особенности взаимодействия ребенка с членами своей семьи, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Психологи отмечают, что для человека важно принадлежать какой- либо группе, быть включенным в отношения с членами данной группы. В психологии эффект принадлежности определяется как базовый групповой эффект. Первая группа, в которую ребенок включен с рождения - семья. Именно в семье ребенка выстраивает свои первые социальные отношения, проживает чувство принадлежности к семье как группе.
Многие вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста являются значимыми и достаточно разработанными в теории и практике дошкольного образования. В современных исследованиях представлены такие аспекты как: осознания индивидом принадлежности к группе (А.А. Бодалев), важность эмоциональных связей между членами семьи (Т.А. Куликова), важность воспитания уважительного отношения к семье (Н.А. Каратаева). Изучаются проблемы взаимодействия ДОО и семьи: особенности работы с родителями (О.Л. Зверева), семейные традиции, традиции семьи (С.Б. Шмерлинг) и др.
Несмотря на большое количество исследований в области ознакомления детей с семьей, не исследовано чувство принадлежности ребенка к семье, не разработаны средства формирования принадлежности к семье у детей дошкольного возраста. Между тем, чувство принадлежности к семье позволяет ребенку испытывать уверенность в себе, эмоциональный комфорт, защищенность и безопасность.
Выбор эффективного средства формирования у дошкольников чувства принадлежности к семье привел к выделению такого средства как семейные традиции.
В работах Р.И. Байчаровой, Н.А. Коротаевой, Т.А. Куликовой, Т.Ю. Купач и других отмечается, что традиции и обычаи занимают важное место среди средств воспитания личности дошкольника в семье и являются значимыми компонентами образовательной среды.
Вместе с тем возможности семейных традиций в формировании у дошкольников чувства принадлежности к семье исследовано недостаточно.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить противоречие между: необходимостью формирования у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье и недостаточным использованием педагогами, такого средства как семейные традиции.
Проблема исследования: каковы возможности семейных традиций в формировании у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования семейных традиций в формировании у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье.
Предмет исследования - формирование у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье посредством семейных традиций.
Гипотеза исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье посредством семейных традиций будет возможен если:
• определены и включены в образовательный процесс семейные традиции, стимулирующие у ребенка чувство принадлежности к своей семье разработаны содержательные и процессуальные их характеристики, предполагающие значимую, эмоционально-насыщенную совместную деятельность ребенка и членов его семьи;
• поэтапно реализовано содержание образовательной работы с детьми (мотивационный, информационный, практический), обеспечивающее опыт проживания ребенком всего спектра чувств принадлежности к своей семье в реализуемых семейных традициях;
• осуществлено взаимодействие с семьями воспитанников по выявлению и распространению среди родителей воспитанников положительного опыта реализации семейных традиций, по их использованию в образовательной работе с детьми с участием родителей.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы в современных исследованиях, определить содержательную характеристику процесса формирования у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье посредством семейных традиций.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье.
3. Разработать и апробировать содержание образовательной работы с детьми 5-6 лет по формированию чувства принадлежности к своей семье посредством семейных традиций.
4. Определить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
• эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого­педагогического эксперимента);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Теоретической основой исследования явились:
• положения, раскрывающие психологические аспекты развития личности (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);
• идеи о роли семьи в становлении личности ребенка (А.А. Атемаскина Т.А. Куликова, О.Л. Зверева, Н.А. Каратаева, А.А. Цыренова и др.);
• положения о роли традиций в воспитании (Д.И. Водзинский, Л.Д. Суслопарова и др.);
• идеи эмоциональных связей между членами семьи (Т.А. Куликовой, Т.Ю. Купач и др.).
Новизна исследования: выявлена представленность проблемы в современных исследованиях, обоснована и доказана возможность использования семейных традиций в формировании у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье.
Теоретическая значимость: уточнены компоненты, показатели и охарактеризованы уровни сформированности у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье, представлена характеристика семейных традиций.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами дошкольных образовательных организаций разработанных диагностических материалов и содержания образовательной работы по формированию у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье посредством семейных традиций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 162 «Олимпия» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 5-6 лет по 20 человек в каждой (экспериментальная и контрольная группы).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников) и 9 приложений. Текст иллюстрирован 3 рисунками, 10 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы по позволил установить актуальность проблема формирования чувства принадлежности к своей семье у детей 5-6 лет. Принадлежность к семье проявляется как наличие сопричастности ребенка к семье, выраженное в чувствах, эмоциональных связях, отношений и мотивов, проявляющихся, в сформированных знаниях и представлениях о семье, в поведении и деятельности, направленных на свою семью. Компонентами чувства принадлежности к семье являются: когнитивный, эмоционально­
мотивационный.
Выбор средства формирования у детей чувства принадлежности к семье привел к выделению такого средства как семейные традиции. Их внедрение предполагает следующие этапы работы педагога с родителями:
1) выявление положительного опыта реализации семейных традиций;
2) повышение готовности родителей к реализации семейных традиций;
3) внедрение семейных традиций;
4) презентация положительного опыта реализации семейных традиций в семьях после проведенной работы.
Для проведения диагностики уровня сформированности у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье мы выделили показатели: представление о том, что такое семья, функции семьи, структура семьи, развитие семьи; представления о своей семье; представлений о специфике отношений в семье, о чувствах, которые объединяют; проявление чувства любви, привязанности к членам своей семьи; проявление чувства гордости за свою семью, за достижения членов своей семьи; умение реализовать в действиях специфику отношений с позиции родства (как сын/дочь, как внук/внучка, как брат/сестра).
В процессе констатирующего этапа нами была проведена диагностика детей, которая показала, что необходима более эффективная работа по формированию у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье в процессе реализации семейных традиций.
Работа в по формированию у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье посредством семейных традиций предполагает разработку и включение в образовательный процесс семейных традиций, содержательные и процессуальные характеристики которых включают значимую, эмоционально-насыщенную совместную деятельность ребенка и членов его семьи. Такими семейными традициями были определены: «Создание семейного архива», «Семейный обед (завтрак)», «Совместные домашние дела», «Семейные увлечения».
Внедрение данных традиций предусматривает три направления работы: проектировочное; работа с родителями работа с детьми.
Образовательная работа с детьми осуществлялась как поэтапное достижение целей: мотивационный (формирование у детей интереса к изучению своей семьи, к семейным традициям); когнитивный (формирование у детей представлений о семье, ее значении для человека); практический (формирование у детей опыта проживания принадлежности к своей семье в процессе реализации семейных традиций).
На контрольном этапе эксперимента мы повторно провели диагностики, которые проводили на констатирующем этапе и выявили новые уровни сформированности у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье.
По итогам контрольного среза можно выявлена существенная положительная динамика в уровне сформированности у детей 5-6 лет чувства принадлежности к своей семье значительно повысился, что свидетельствует об эффективности проведенной работы на формирующем этапе и верности выдвинутой гипотезы.
Таким образом, цель достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.


1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. - М. : Москва, 1982. - 53 с.
2. Антонов, А.И. Микросоциология семьи [Текст] / А.И. Антонов. - М. : Изд. дом «Kola Bene», 1998. - 360 с.
3. Арнаутова, Е.П. Общение с родителями: зачем, как? [Текст] / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М. : АПО, 1993. - 96 с.
4. Атемаскина, Ю. Формирование положительного образа родного дома [Текст] / Ю. Атемаскина. // Дошкольное воспитание, 2006. - № 10. - С. 75-82.
5. Байчарова, Р.И. Прогрессивные народные традиции в подготовке старшеклассников к семейной жизни [Текст] / Р.И. Байчарова. - автореф. дисс. канд. пед. наук - М. : Москва, 1991. - 74 с.
6. Бодалев, А.А. Психология о личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М. : МГУ, 2008. - 188 с.
7. Большой психологический словарь[Текст] / сост. В.П. Зинченко. - М. : АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб. :, 2008. - 826 с. 10
8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - Из неопубликованных трудов. - М. : Изд-во АПН, 1960. - 500 с.
9. Двадцать интересных традиций, которые сплотят любую семью [Электронный ресурс]-ПВЕ: http://creu.ru/20-interesny-h-traditsij-kotory-e- splotyat-lyubuyu-sem-yu-155954/ (дата обращения: 01.05.2019).
10. Дедусева, А.В. К вопросу о практической составляющей формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.В. Дедусева, А.Л. Ховякова // Молодой ученый, 2016. - №9.3. - С. 10-11.
11. Демидова, Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Н.И. Демидова. - Москва, 2003. - 182 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин - М. : Просвещение; 1996. - 79 с.
13. Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст] : учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. - М. : Центр педагогического образования, 2009. - 64 с.
14. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и дошкольное воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О.Л. Зверева // Управление ДОУ. - 2008. - №3. - С. 23-28.
15. Каратаева, Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста [Текст] / : учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии / Н. А. Каратаева. - Шадринск : Изд-во Шадринский гос. пед. институт, 2007. - 118 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ