Актуальность исследования. Одним из условий существования современной хоровой культуры является сохранение либо, в ряде случаев, возвращение того высокого уровня, который отличал в прошлом столетии эту сферу отечественной музыкальной культуры. Функционирование хоровой культуры в формах композиторского творчества, исполнительства и образования в XX в. было чрезвычайно интенсивным на всей территории России и, в частности, в Свердловске/Екатеринбурге и Свердловской области. В организационном и творческом руководстве хоровым делом за советский период был накоплен большой опыт, прогностическое осмысление которого в условиях современного, весьма нестабильного, состояния культуры является актуальной проблемой.
Центром внимания настоящей работы становится хоровая культура Свердловска и Свердловской области в 1940-е - 1980-е гг. (преимущественно до середины 1980-х). Именно за эти четыре с половиной десятилетия в Свердловске была создана база профессионального хорового образования (дирижерско-хоровые отделения в Свердловском музыкальном училище имени П.И. Чайковского и Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского). Устойчивое положение в концертной и общественной жизни уральского региона заняло хоровое исполнительство: продолжали творческую деятельность профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, велось хоровое воспитание в школах, немузыкальных вузах, на предприятиях, в селах, складывались традиции хоровых праздников и фестивалей.