Роль Президента Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации
Введение 5
Глава 1 Президент РФ в системе разделения властей 8
1.1 Значение института президентства 8
1.2 Соотношение ветвей власти и деятельности Президента 15
Глава 2 Президент как глава Российского государства 24
2.1 Кандидаты на замещение должности. Порядок избрания.
Отрешение от должности 24
2.2 Задачи и компетенция 38
Глава 3 Организация осуществления президентской власти 51
3.1 Указы Президента РФ как правовой акт 51
3.2 Управление делами Президента РФ и органы
при Президенте РФ 59
3.3 Проблемы и пути совершенствования осуществления
президентской власти 63
Заключение 68
Список используемой литературы и используемых источников 71
Конституция Российской Федерации в достаточной степени содержит в себе четко сформулированный и доказательный статус государственной власти, которая включает в себя исполнительную, законодательную и судебную ветви. Ведь согласно ч.1 ст.11 основного закона РФ:
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации [10].
Также необходимо обратиться и к органам, которые осуществляют эту власть. Особое место среди федеральных органов занимает Президент Российской Федерации. Статус Президента закреплен в 4 главе Конституции РФ, согласно которой: Президент - глава государства, не относящийся к какой-либо ветви власти [10]. Он самое важное лицо для своей страны, но также и для лиц других государств. Таким образом, единство системы органов государственной власти должно достигаться путём координированного действия всех ветвей власти, наличием устройства сдержек и противовесов, которое позволяет рассредоточить власть между федеральными органами.
Глава государства способствует достижению согласованного функционирования и эффективного взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ в данном процессе опирается на системные связи органов государственной власти, которые и определяют содержание этого направления.
Президент РФ обладает полномочиями во всех сферах политической жизни страны внутри и за ее пределами. Тема актуальна и по сей день, так как имеет исключительную важность. Актуальность обусловлена необходимостью наличия президентской власти, особой ролью Президента РФ в согласованном функционировании и эффективном взаимодействии органов государственной власти и участия главы государства в этом процессе. Институт президентской власти является новым для нашей страны, также он внес существенные изменения в структуру государственной власти в целом.
Президент РФ в процессе обеспечения согласованного функционирования и эффективного взаимодействия органов государственной власти обладает конституционными привилегиями, определяющими его место в системе органов государственной власти. Это свидетельствует о наличии базиса для точного и непосредственного взаимодействия с вышеупомянутыми ветвями власти.
Особую же актуальность данная тема раскрывает при рассмотрении современного этапа развития государственной власти, где происходит распределение властных полномочий. «Вертикаль власти» в условиях федеративной модели государства, где существуют соответствующие уровни и органы государственной власти.
На современном этапе такие процедуры как формирование органов государственной власти субъектов РФ реализуются непосредственно через президентские инициативы. Такой подход связан с изменениями в области федеративных отношений. Благодаря этому прослеживается и функция Президента Российской Федерации в сфере обеспечения согласованного функционирования и системного взаимодействия органов государственной власти. Применение такого инструмента к федеральным органам и органам государственной власти субъектов РФ и есть так называемая «системная взаимосвязь» в процессе деятельности главы государства.
Актуальная проблема роли Президента РФ в данной работе будет рассмотрена через призму конституционного разделения властей, а также разграничение компетенций органов государственной власти.
Целью данной работы является исследование положения Президента в государственном устройстве Российской Федерации, определение роли главы государства в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также раскрытия вышеупомянутых вопросов.
Для достижения поставленных целей в работе решались следующие задачи:
- исследовать конституционную природу института президентства и оценить его значение в Российской Федерации;
- проанализировать роль Президента как главы государства;
- рассмотреть нормативное закрепление и практическую организацию президентской власти в согласованном функционирование и взаимодействии органов государственной власти.
Объектом данной работы являются общественные отношения, которые обособились в результате создания и усовершенствования института Президента РФ.
Предметом данной работы выступает конституционно-правовой статус Президента РФ.
Необходимо подвести итоги проведенного исследования.
В Конституции Российской Федерации глава о Президенте открывает перечень глав, которые устанавливают место федеральных органов государственной власти в системе органов публичной власти, а также их функции и полномочия.
Статус Президента Российской Федерации определяет место главы государства внутри страны и в международных отношениях как высшего представителя государства. Ведь Президент, самое важное лицо для своей страны, но также и для лиц других государств. Таким образом, единство системы органов государственной власти должно достигаться путём координированного действия всех ветвей власти, наличием устройства сдержек и противовесов, которое позволяет рассредоточить власть между федеральными органами.
Президент Российской Федерации наделен широким кругом полномочий, которые он получает от единственного источника власти в нашей стране - многонационального народа Российской Федерации. С данными полномочиями Президент реализует свой статус главы государства, юридически независимо, а также, не подчиняясь другим органам государственной власти РФ. Президент обладает сдерживающими полномочиями к органам государственной власти Российской Федерации, как и они, сдержками и противовесами к нему.
Президент РФ в процессе обеспечения согласованного функционирования и эффективного взаимодействия органов государственной власти обладает конституционными привилегиями, определяющими его место в системе органов государственной власти. Это свидетельствует о наличии базиса для точного и непосредственного взаимодействия с вышеупомянутыми ветвями власти.
На современном этапе такие процедуры как формирование органов государственной власти субъектов РФ реализуются непосредственно через президентские инициативы. Такой подход связан с изменениями в области федеративных отношений. Благодаря этому прослеживается и функция Президента Российской Федерации в сфере обеспечения согласованного функционирования и системного взаимодействия органов государственной власти. Применение такого инструмента к федеральным органам и органам государственной власти субъектов РФ и есть так называемая «системная взаимосвязь» в процессе деятельности главы государства.
На данный момент Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти и вообще главой какой-либо ветви государственной власти. По совокупности задач и полномочий, которые составляют компетенцию главы государства, Президент, несомненно, обосновался на ведущем месте в государственной системе. Он направляет свои полномочия на обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также на соблюдение основного закона страны и защиту прав и свобод человека и гражданина, на охрану государственного суверенитета.
Регламентированная деятельность органов при Президенте Российской Федерации полностью подконтрольна главе государства. Президент Российской Федерации лично контролирует процедуру создания и деятельности этих органов, включая их состав. Получается, что де-юре такие органы позволяет главе Президенту Российской Федерации реализовывать свои непосредственные полномочия и функции, что, в принципе, и следует исходя из поставленных перед ними целей и задач.
Круг же основных проблем, а также пути их решения говорят о несовершенстве действующей модели власти. На данном этапе наибольшую актуальность представляют требования, повышающие эффективность функционирования институтов государственной власти Российской Федерации. Такие требования предопределены необходимостью обеспечить национальную безопасность. Главный путь, который поспособствует решению существующих проблем, выглядит следующим образом. Необходимо создать действенные законодательные механизмы, чтобы те, в свою очередь, позволяли реализовать президентскую власть в Российской Федерации.
Исходя из задач, проделанной работы можно сказать, что была достигнута основная цель исследования положения Президента в государственном устройстве Российской Федерации, определена роль главы государства в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Были выполнены задачи:
- исследована конституционная природа института президентства и оценено его значение в Российской Федерации;
- проанализирована роль Президента как главы государства;
- рассмотрено нормативное закрепление и практическая организация президентской власти в согласованном функционирование и взаимодействии органов государственной власти.
Преференциальным итогом исследования является призыв к принятию комплексного акта о статусе Президента Российской Федерации, который мог бы расшифровать и интерпретировать все конституционные положения о Президенте Российской Федерации, а также о регулировании базиса правового статуса органов, которые обеспечивают осуществление главой государства своих полномочий.
1. Авакьян С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь. - М., 2016. С. 477-479.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: 11-е изд. - М., 2015. 418 с.
3. Быкова Е.А. Особенности ответственности Президента Российской Федерации // Общество и право. 2015. № 4. С. 94-96.
4. Военная доктрина Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // "Российская газета", № 298, 30.12.2014.
5. Гессен В.М. Основы конституционного права. - Пг., 1918. С. 53.
6. Зуйков А.В. К вопросу о совершенствовании правовой базы института президентства Российской Федерации // О природе Администрации Президента Российской Федерации и ее правовом статусе. 2016. № 3. 205 с.
7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М., 2015. 254 с.
8. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Право Евразийского экономического союза. Учебник.- М., 2016. - 420 с.
9. Козлова Е.И. Конституционное право России: 4-е изд. - М., 2013. С. 399.
10. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // "Собрание
законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
11. Краснов М.А. Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов. 2018. - № 4. 236 с.
12. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 2001. 160 с.
13. Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 41 -44.
14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 08.07.2000 //
"Российская газета", № 133, 11.07.2000.
15. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 16.01.2020) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Российская газета", № 37, 25.02.1998.
16. Распоряжение Президента РФ от 05.02.1993 № 85-рп (ред. от 12.01.2010) // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 15.02.1993, № 7, ст. 598.
17. Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 (ред. от 22.11.2016) "О
Государственном совете Российской Федерации" // "Российская газета", № 172, 05.09.2000.
18. Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 07.03.2020) "Об
утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации" // "Российская газета", № 72, 08.04.2004.
19. Указ Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 (ред. от 31.12.2019) // "Российская газета", № 207, 15.09.2010.
20. Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 242 // "Российская газета", № 116, 31.05.2017.
21. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Российская газета", № 206, 19.10.1999.
22. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 27.02.2020) "О выборах Президента Российской Федерации" // "Российская газета", № 6, 16.01.2003.
23. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Российская газета", № 106, 15.06.2002.
24. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О
безопасности" // "Российская газета", № 295, 29.12.2010.
25. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Российская газета", № 245, 23.12.1997.
26. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. - М., 2015. С. 321.