Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ И РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №103655

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследователей по проблеме
формирования представлений о животном и растительном мире у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Познавательно-исследовательская деятельность как средство
формирования у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений
о животном и растительном мире 21
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений
о животном и растительном мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности 35
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 5-6 лет
представлений о животном и растительном мире 41
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 56

Актуальность темы исследования обусловлена социальным заказом общества на выпускника дошкольной образовательной организации, обладающего способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим, встает важная задача, связанная с формированием познавательно-исследовательской деятельности подрастающего поколения.
Формирование у детей представлений о животном и растительном мире приходится на дошкольный возраст. Процесс познания сложен и многообразен. Процесс познания окружающего мира начинается с чувственного восприятия. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное обобщенное представление об объекте или явлении природы, подобрать нужные символы изучаемого явления. Так, например, в старшем дошкольном возрасте взрослый формирует у детей понимание о связи между развитием растений и условиями их существования; формирует представления об обобщенных понятиях «рыбы», «птицы», «звери», «растения», «неживое» и т.д. Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены педагогическими исследованиями (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, С.Н. Николаева, Е.Ф Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова и др.). Спецификой процесса познания окружающего мира является построение систем знаний на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей. Возможность построения таких систем знаний обоснованна работами детских психологов (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.). Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с животным и растительным миром выделяют в качестве содержания знаний отдельных элементов или отдельных связей в природе.
Изучив материалы по теме исследования, мы определили, что проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире является актуальной.
После того как мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу, мы определили противоречие между формированием у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире и недостаточным использованием познавательно-исследовательской деятельности в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности будет эффективен, если:
- разработан и поэтапно внедрен комплекс дидактических игр на
освоение познавательно-исследовательской деятельности (подготовительный, основной, заключительный этапы);
- обогащен познавательный центр знаками-символами, дидактическими играми, мнемотаблицами;
- разработаны и апробированы формы работы с родителями.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности и определить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение); эмпирические (дидактические игры, беседы с детьми, наблюдения). Методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования являются:
- положение об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.);
- национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеева, С.А. Степанов, Б. Шарье);
- теоретические положения о познавательно-исследовательской деятельности детей (Д.Б. Богоявленская, Н.Е. Веракса, О.В. Дыбина, A. В. Запорожец, И.Э. Куликовская, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, B. И. Слободчиков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и др.).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире в процессе использования познавательно-исследовательской деятельности; обоснованы показатели и определены уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире.
Практическая значимость исследования заключается в том, что дидактические игры на основе познавательно-исследовательской деятельности по формированию у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка», г.о. Тольятти. В эксперименте участвовало 40 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы (30 источников), 2 приложений. Работа иллюстрирована 13 рисунками, 1 таблицей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, а так же сформировались основные выводы, касающихся теоретических и экспериментальных аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире позволили установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Опираясь на исследования О.А. Соломенниковой, мы определили показатели сформированности у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире и отобрали диагностические задания.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего этапа, позволили сделать вывод о том, что уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире невысокий.
Анализ результатов констатирующего этапа, свидетельствует о том, что у детей 5-6 лет не достаточно сформированы представления о мире животных и растениях, о природных явлениях.
На основе результатов констатирующего этапа, а также исследований в области формирования представлений о природе, в процессе познавательно-исследовательской деятельности, нами было разработано и апробировано содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире:
- разработали и поэтапно внедрили комплекс дидактических игр на
освоение познавательно-исследовательской деятельности (подготовительный, основной, заключительный этапы);
- обогатили познавательный центр знаками-символами, дидактическими играми, мнемотаблицами;
- разработали и апробировали формы работы с родителями.
В результате проведенного эксперимента у детей экспериментальной группы произошли положительные изменения. Повысился интерес к миру природы, к дидактическим играм. Расширился активный словарный запас детей, улучшилось умение составлять описательный рассказ, составлять и задавать вопросы. Дети совместно с родителями стали чаще стали посещать леса и парк с целью наблюдения за природой.
Таким образом, поставленная в исследовании цель о теоретическом обосновании и экспериментальном доказательстве возможности формирования у детей 5-6 лет представлений о животном и растительном мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности достигнута, поставленные задачи решены.



1. Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас [Текст] : Учебно-методическое пособие / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. - М. : Академия развития, 2003. - С. 3.
2. Брежнева, О.В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников [Текст] / О.В. Брежнева. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - С. 12.
3. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса, Н.Е. Галимов. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 151 с.
4. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст] : Дидактические материалы для работы с детьми 6-7 лет / О.А. Воронкевич. - СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», 2016. - С. 3
5. Дыбина, О.В. Познавательно-исследовательская деятельность детей [Текст] / О.В. Дыбина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2016. - № 1. - С. 24-31.
6. Кондратьева, Н.Н. Мы. Азбука экологии [Текст] : Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева. - СПб., 1997.- С. 6.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Книга по Требованию, 2012. - 130 с.
8. Луговых, Н.А. Дидактическая игра как средство коррекции регулятивных механизмов у детей [Текст] : учебное пособие / Н.А. Луговых // Дошкольное воспитание - 2000 - № 12. - С. 25-28.
9. Медведев, В.И. Экологическое сознание [Текст] / В.И. Медведев, А.А. Алдашева. - М. : Логос 2001.-384 с.
10. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. - М., 2005. - 239 с.
11. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. [Текст] : методические рекомендации для дошкольный учреждений / С.Н. Николаева. - М. : Новая школа, 1993. - С. 9.
12. Николаева, С.Н. «Юный эколог». [Текст] : Программа
экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М. : Мозаика - Синтез, 2005. - С. 3
13. Новгородская, Н.Е. Формирование поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук. / Н.Е. Новгородская. - М., 2003.- С. 22
14. Науменко, О.А. Особенности познавательной активности у дошкольников [Текст] : Методические рекомендации. / О.А. Науменко. - Мн. : БГПУ, 2004.- С. 20-22
15. Особенности поисковой деятельности в наглядно-действенном мышлении у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / Под ред. О.Л. Князевой. - М. : АльянС, 2013. - С. 62
16. Овечкина, Н.М. Использование знаково-символической аналогии в работе с дошкольниками [Текст] : учебное пособие / Н.М. Овечкина. - 2-е изд. - М. : Академический проект, 2000. - С. 29
17. Общая психология. [Текст] / под ред. А.В. Карпова - М.: 2002. - С. 109 - 111
18. Поддьяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребенка [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 2001. - № 9. - С. 68-75.
19. Рыжова, Н.А. Я и природа [Текст] : Учебно- методическое пособие / Н.А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс, 1996. - С. 4.
20. Салмина, Н.Г. Путешествие в мир знаков. [Текст] : Н.Г. Салмина. - М. : АРКТИ, 2000. - С. 75
21. Салмина, Н.Г. Концепция Л.С. Выготского и проблема развития символической функции [Текст] / Н.Г. Салмина // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 69-78.
Т1. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст] : Программа и методические рекомендации. / О.А. Соломенникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-синтез, 2009. - С. 9.
23. Субботина, Л.Ю. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 2001. - С. 210.
24. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] / А.И. Савенков. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2005. - 32 с.
25. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. - М. : «Ось-89», 2006. - 408 с.
26. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология. Краткий курс [Текст] : учебное пособие / Е.А. Сорокоумова - СПб. : Питер, 2007. - 208с.
27. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] : Учебное пособие / О.К. Тихомиров. - М. : Изд-во Московского университета, 1984. - 272 с.
28. Шаглаева, О.А. Детская психология. [Текст] : учебное пособие / О.А. Шаглаева. - М., 2001.- 200 с.
29. Щетинина, В.В. К вопросу о развитии познавательно-
исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной [и др.] // Проблемы дошкольного образования на
современном этапе : сб. науч. статей. Вып.10; в 2-х частях. Ч. 2 / Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. - С. 133-143.
30. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвин. - М. : Смысл, 2000. - С. 200.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ