Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ

Работа №103623

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2021
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями 8
1.1 Проблема формирование у детей 5-6 лет исследовательских
умений в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Особенности формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями 12
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями 17
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
исследовательских умений 17
2.2 Содержание и организация работы по формированию
у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями 26
2.3. Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями 32
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Приложение А Характеристика выборки исследования 45
Приложение Б Сводная таблица результатов исследования на констатирующем этапе 46
Приложение В Серия циклических наблюдений за растениями 47
Приложение Г Сводная таблица результатов исследования на контрольном этапе 48


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования формирование исследовательских умений - это основная задача воспитания старших дошкольников: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В психолого-педагогических исследованиях, представлены классификации исследовательских умений А.И. Савенкова. По мнению А.Н. Подьякова исследовательские умения необходимо начинать формировать в дошкольном возрасте, все это положительно повлияет на развитие детей. Однако исследований недостаточно, необходим полный анализ с проведением экспериментальных доказательств.
По мнению Т.А. Егоровой, Т.А. Серебряковой, Ж.Н. Тельновой циклические наблюдения наиболее понятный и доступный метод наблюдений за природными явлениями для детей старшего дошкольного возраста. Так в процессе циклических наблюдений дошкольники получают представления о различных объектах окружающей среды, у них формируется умение находить связи в природе понимать специфику природных процессов.
Правильно организованные циклические наблюдения за растениями позволят активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей 5-6 лет, будут способствовать формированию у детей 5-6 лет исследовательских умений.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выявить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений и недостаточным использованием педагогами циклических наблюдений за растениями, как средства для успешного осуществления данного процесса.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями».
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности циклических наблюдений за растениями как средства формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями возможно, если:
- оснастить развивающую предметно-пространственную среду группы
материалами, способствующими организации циклических
наблюдений за растениями;
- организовывать совместную познавательно-исследовательскую деятельность педагога и детей в процессе циклических наблюдений за растениями;
- организовать консультационно-просветительскую работу с педагогами и родителями по вопросам формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет исследовательских умений.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет исследовательских умений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения А.Г. Асмолова, А.В. Хуторского, Л.П. Ярулина о формировании у детей дошкольного возраста исследовательских умений;
- теоретические положения Л.С. Выготского, Л.Н. Боголюбова о формировании у детей дошкольного возраста исследовательских умений;
- теоретические положения П.Я. Гальперина о поэтапном формировании у детей умственных действий;
- методические положения А.Д. Дмитриева, С.Н. Николаевой, А.Д. Тищенко об организации циклических наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности; эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. МАОУ детский сад № 80 «Песенка» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 36 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработана серия циклических наблюдений за растениями, способствующих формированию у детей 5-6 лет исследовательских умений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы направления и содержание работы по формированию у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что что разработанную серию циклических наблюдений за растениями могут использовать в своей работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста исследовательских умений педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 наименования) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц, 2 рисунков. Основной текст работы изложен на 44 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает потребность в личности творческой, гибкой, умеющей прогнозировать, самостоятельно исследовать и решать проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у порастающего поколения самостоятельности в познании, активности, способности решать проблемы опытно-экспериментальным путем, умения планировать и видеть результат своей деятельности. Это становится возможным, если ребенок владеет исследовательскими навыками.
Проблема формирования у детей дошкольного возраста исследовательских умений представлена в исследованиях таких авторов, как Л.С. Выготский, Л.Н. Боголюбова, П.Я. Гальперин.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе МАОУ детский сад № 80 «Песенка» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 36 детей 5-6 лет: 18 детей экспериментальной группы и 18 детей контрольной группы.
В соответствии с целями, задачами констатирующего эксперимента, для изучения уровня сформированности у детей 5-6 лет исследовательских умений, основываясь на исследованиях О.В. Афанасьевой, А.И. Савенкова, В.С. Юркевич были определены показатели и отобраны диагностические методики.
На констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности у детей 5-6 лет исследовательских умений.
Полученные данные констатирующего этапа исследования показали, что низкий уровень сформированности исследовательских умений, был выявлен у 3 детей (17%) в ЭГ и у 4 детей (22%) в КГ; средний уровень сформированности исследовательских умений, был выявлен у 11 детей (61%) в ЭГ и у 10 детей (56%) в КГ; высокий уровень сформированности исследовательских умений был выявлен у 4 детей (22%) в ЭГ и у 4 детей (22%) в КГ.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента доказывают необходимость осуществления специально организованной работы посредством организации циклических наблюдений за растениями, способствующей формированию у детей 5-6 лет исследовательских умений.
Целью формирующего эксперимента было: разработать содержание работы, способствующее формированию у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями.
Согласно гипотезе исследования работа проводилась по трем направлениям.
Первое направление - оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы материалами, способствующими организации циклических наблюдений за растениями, было реализовано за счет дополнения уголка природы в группе следующими материалами: карты наблюдений; материалы для проведения циклических наблюдений за растениями; календарь наблюдений; календарь погоды; пиктограммы; подручные материалы для организации циклических наблюдений за растениями.
Второе направление - организация совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога и детей в процессе циклических наблюдений за растениями было реализовано за счет проведения серии циклических наблюдений за следующими растениями: крапивой, грибами, фикусом, луком, овсом.
Третье направление работа - организация консультационно-просветительской работы с педагогами и родителями по вопросам формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений в процессе циклических наблюдений за растениями. Для педагогов был проведен мастер-класс «Организация циклических наблюдений за растениями с детьми дошкольного возраста». Для родителей был организован онлайн-практикум «Роль циклических наблюдений за растениями в формировании экологических представлений детей дошкольного возраста».
Исходя из цели и задач исследования, мы определили цель контрольного эксперимента: выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет исследовательских умений после проведения формирующего эксперимента.
В результате проведения контрольного эксперимента мы констатировали следующую динамику уровня сформированности исследовательских умений у детей 5-6 лет экспериментальной группы:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 12%;
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 6%;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 6%.
В контрольной группе результаты остались практически неизменными.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана



1. Баранова О. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. М. : Каро, 2014. 770 с.
2. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. М. : НИИ школьных технологий, 2006. С. 44-50.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : АСТ, 2012. 298с.
4. Божович Л. И. Общая психология. М. : Педагогика, 2021. 280 с.
5. Бордовская К. В Педагогика : Учебник для вузов. СПб. : Питер, 2011.
6. Виноградова Ф. С. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. М. : Просвещение, 2008. 154 с.
7. Гальперин П. Я. Введение в психологию [Электронный ресурс].
URL: https://bookap.info/clasik/galperin_vvedenie_v_psihologiyu (дата
обращения: 03.07.2021).
8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. : Издательство МГУ, 1985. 45 с.
9. Давыдов В. В., Эльконин Д. Б. Избранные педагогические труды. М. : Просвещение, 2001. 554 с.
10. Егорова Т. А. Развитие исследовательского потенциала
дошкольников. Современный детский сад [Электронный ресурс]. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003010664.pdf (дата обращения:
03.07.2021).
11. Николаева С. Н., Комарова И. А. Методика экологического воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 2004. 208 с.
12. Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18-24.
13. Поддьяков Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/914/914029(дата обращения: 01.07.2021).
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2010. 712 с.
15. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения
дошкольников [Электронный ресурс]. URL:
https://studfile.net/preview/6306191(дата обращения: 30.06.2021).
16. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших
школьников [Электронный ресурс]. URL: http://docx.lib-
i.ru/29metodichka/27112-1-a-savenkov-metodika-issledovatelskogo- obucheniy.php (дата обращения: 30.06.2021).
17. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М. : Ось-89, 2011. 164 с.
18. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб. : Питер, 2004. 272 с.
19. Серебрякова Т. А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении. Н. Новгород, 1999. 255 с.
20. Середенко, П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам М. : МИГУ, 2007. 186 с.
21. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Омск: ОмГПУ, 1997. 15 с.
22. Царева Я.В. Особенности формирования исследовательских навыков дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-issledovatelskih- navykov-doshkolnikov(дата обращения: 18.09.2021).
23. Сластенин В. А. [и др.]. Педагогика. М. : Академия, 2012. 576 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ