ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования интеллектуальных умений у детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий 8
1.1 Проблема формирования интеллектуальных умений у детей 5-6
лет в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Игры и игровые задания как средство формирования
интеллектуальных умений у дошкольников 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет интеллектуальных умений посредством игр и игровых заданий... 22
2.1 Выявление уровня сформированности интеллектуальных умений
у детей 5-6 лет 22
2.2 Апробация комплекса игр и игровых заданий в формировании у
детей 5-6 лет интеллектуальных умений 35
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности
интеллектуальных умений у детей 5-6 лет 44
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения 58
Глава 1. Теоретические основы формирования интеллектуальных умений у детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий 8
1.1 Проблема формирования интеллектуальных умений у детей 5-6
лет в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Игры и игровые задания как средство формирования
интеллектуальных умений у дошкольников 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет интеллектуальных умений посредством игр и игровых заданий... 22
2.1 Выявление уровня сформированности интеллектуальных умений
у детей 5-6 лет 22
2.2 Апробация комплекса игр и игровых заданий в формировании у
детей 5-6 лет интеллектуальных умений 35
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности
интеллектуальных умений у детей 5-6 лет 44
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения 58
Интеллектуализация всех сфер человеческой деятельности является, современной тенденцией жизни социума является. В наше время социум обуславливается, как информативное, характеризуется тем, что индивид обязан реализовать сбор, обработку, обмен, поиск и производство новых данных. Данная функция является возможной, если человек будет обладать умениями осуществлять интеллектуальные операции, связанные с поиском и обработкой информации. Начиная с дошкольного детства, формирование интеллектуальных умений становится одной из главных задач образования, Р.С. Немов, Н.Н. Поддьяков, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная и др. показывают нам, что интеллектуальные умения являются одним из показателей общего уровня умственного развития человека. Эти умения являются условием реализации повышения качества знаний личности, развития их познавательной активности и самостоятельности. Овладение дошкольниками интеллектуальными умениями помогают их успешному развитию в дальнейшем
Анализ научных исследований и педагогической практики предоставил нам возможность выделить противоречие между: необходимостью формирования интеллектуальных умений 5-6 лет и недостаточной исследованием возможностей игровой деятельности как средства.
С помощью анализа исследования, а также педагогической практики позволили нам выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования интеллектуальных умений дошкольников и недостаточным исследованием данного процесса у детей 5-6 лет;
- между возможностью игровой деятельности как средства образовательной работы с детьми и недостаточной разработкой содержания и методических особенностей организации игр и игровых заданий по формированию интеллектуальных умений у детей 5-6 лет.
Проблема нашего исследования, каковы возможности игр и игровых заданий в формировании интеллектуальных умений детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать возможность формирования интеллектуальных умений у детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
Предмет исследования - формирование у детей 5-6 лет интеллектуальных умений посредством игр и игровых заданий.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что игры и игровые задания являются эффективным средством формирования у детей 5-6 лет интеллектуальных умений, если:
- определена совокупность интеллектуальных умений, их операционально-деятельностный состав с учетом возрастных особенностей детей;
- реализован комплекс игр и игровых заданий, обеспечивающий освоение операционально-деятельностного состава всех интеллектуальных умений;
- логика образовательной работы предполагает усиление интеллектуальной сложности игр и игровых заданий и степень самостоятельности детей.
Исходя из цели, предмета, объекта и гипотезы нашего исследования мы поставили ряд задач:
1. Изучить современные исследования по проблеме, уточнить сущность и содержательную характеристику интеллектуальных умений детей 5-6 лет.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
3. Разработать и апробировать содержание образовательной работы с детьми 5-6 лет с использованием игр и игровых заданий по формированию интеллектуальных умений.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
Теоретические основы исследования:
- теория игровой деятельности дошкольников (И. Хейзинга, Г.П. Щедровицкий, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- теоретические положения о развитии интеллектуальных умений (Р.С. Немов, Д.В. Ушаков, М.А. Крепак, Н.Н. Поддьяков и др.);
- теория игры с правилами (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ по исследуемой проблеме педагогической, а также психологической литературы; моделирование гипотезы исследования, планирование итогов и процессов их достижения);
- эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов исследования).
Новизна исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможностей использования игр и игровых заданий в процессе формирования у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были выделены и дана характеристика интеллектуальным умениям детей 5-6 лет, определены показатели и охарактеризованы уровни их сформированности.
Практическая значимость данной работы является тем, что созданный в исследовании: комплекс диагностических заданий по изучению интеллектуальных умений у детей 5-6 лет, сущность работы с детьми по формированию интеллектуальных умений детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий, способен использоваться педагогами.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО д/с №140 «Златовласка», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5¬6 лет (по 20 детей в экспериментальной и контрольной группах).
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 наименований), 4 приложений. Текст иллюстрирован 9 рисунками, 4 таблицами.
Анализ научных исследований и педагогической практики предоставил нам возможность выделить противоречие между: необходимостью формирования интеллектуальных умений 5-6 лет и недостаточной исследованием возможностей игровой деятельности как средства.
С помощью анализа исследования, а также педагогической практики позволили нам выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования интеллектуальных умений дошкольников и недостаточным исследованием данного процесса у детей 5-6 лет;
- между возможностью игровой деятельности как средства образовательной работы с детьми и недостаточной разработкой содержания и методических особенностей организации игр и игровых заданий по формированию интеллектуальных умений у детей 5-6 лет.
Проблема нашего исследования, каковы возможности игр и игровых заданий в формировании интеллектуальных умений детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать возможность формирования интеллектуальных умений у детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
Предмет исследования - формирование у детей 5-6 лет интеллектуальных умений посредством игр и игровых заданий.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что игры и игровые задания являются эффективным средством формирования у детей 5-6 лет интеллектуальных умений, если:
- определена совокупность интеллектуальных умений, их операционально-деятельностный состав с учетом возрастных особенностей детей;
- реализован комплекс игр и игровых заданий, обеспечивающий освоение операционально-деятельностного состава всех интеллектуальных умений;
- логика образовательной работы предполагает усиление интеллектуальной сложности игр и игровых заданий и степень самостоятельности детей.
Исходя из цели, предмета, объекта и гипотезы нашего исследования мы поставили ряд задач:
1. Изучить современные исследования по проблеме, уточнить сущность и содержательную характеристику интеллектуальных умений детей 5-6 лет.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
3. Разработать и апробировать содержание образовательной работы с детьми 5-6 лет с использованием игр и игровых заданий по формированию интеллектуальных умений.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
Теоретические основы исследования:
- теория игровой деятельности дошкольников (И. Хейзинга, Г.П. Щедровицкий, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- теоретические положения о развитии интеллектуальных умений (Р.С. Немов, Д.В. Ушаков, М.А. Крепак, Н.Н. Поддьяков и др.);
- теория игры с правилами (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ по исследуемой проблеме педагогической, а также психологической литературы; моделирование гипотезы исследования, планирование итогов и процессов их достижения);
- эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов исследования).
Новизна исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможностей использования игр и игровых заданий в процессе формирования у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были выделены и дана характеристика интеллектуальным умениям детей 5-6 лет, определены показатели и охарактеризованы уровни их сформированности.
Практическая значимость данной работы является тем, что созданный в исследовании: комплекс диагностических заданий по изучению интеллектуальных умений у детей 5-6 лет, сущность работы с детьми по формированию интеллектуальных умений детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий, способен использоваться педагогами.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО д/с №140 «Златовласка», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5¬6 лет (по 20 детей в экспериментальной и контрольной группах).
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 наименований), 4 приложений. Текст иллюстрирован 9 рисунками, 4 таблицами.
Исследование теоретической психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме исследования с помощью чего мы смогли сделать вывод о том, что игровая деятельность является наиболее преимущественным видом деятельности, что дает нам возможность положительно повлиять на развитие таких умений личности.
В данной работе мы определили операциональный состав интеллектуальных умений, подобрали следующие умения (и разработали к ним показатели): умение определять признаки объектов познания, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать их сходство и различие. Умение устанавливать истинность, правильность информации (словесной, наглядной). Умение устанавливать последовательность событий, действий. Умение устанавливать вид связи между объектами познания (причина-следствие, часть-целое). Умение осуществлять классификацию объектов по выделенному основанию. Умение делать умозаключение из нескольких суждений.
Наше опытно-экспериментальное исследование проходило на базе АНО ДО д/с №140 «Златовласка», г.о. Тольятти, эмпирическую выборку составили дошкольники старшей группы.
Анализ и интерпретация сведений подобранных диагностических методик дали нам возможность на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень сформированности интеллектуальных умений посредством игр и игровых заданий. С помощью чего мы сделали вывод о том, что в экспериментальной группе преобладает средний и низкий уровень сформированности интеллектуальных умений, а в контрольной высокий и средний уровни.
На формирующем этапе нашего эксперимента мы разработали и внедрили комплекс игр и игровых заданий с целью повышения уровня сформированности интеллектуальных умений детей 5-6 лет.
Повторная диагностика по тем же методикам, осуществленная на контрольном этапе эксперимента, выявила повышение уровня сформированности интеллектуальных умений детей 5-6 лет в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса игр и игровых заданий.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены, гипотеза доказана.
В данной работе мы определили операциональный состав интеллектуальных умений, подобрали следующие умения (и разработали к ним показатели): умение определять признаки объектов познания, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать их сходство и различие. Умение устанавливать истинность, правильность информации (словесной, наглядной). Умение устанавливать последовательность событий, действий. Умение устанавливать вид связи между объектами познания (причина-следствие, часть-целое). Умение осуществлять классификацию объектов по выделенному основанию. Умение делать умозаключение из нескольких суждений.
Наше опытно-экспериментальное исследование проходило на базе АНО ДО д/с №140 «Златовласка», г.о. Тольятти, эмпирическую выборку составили дошкольники старшей группы.
Анализ и интерпретация сведений подобранных диагностических методик дали нам возможность на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень сформированности интеллектуальных умений посредством игр и игровых заданий. С помощью чего мы сделали вывод о том, что в экспериментальной группе преобладает средний и низкий уровень сформированности интеллектуальных умений, а в контрольной высокий и средний уровни.
На формирующем этапе нашего эксперимента мы разработали и внедрили комплекс игр и игровых заданий с целью повышения уровня сформированности интеллектуальных умений детей 5-6 лет.
Повторная диагностика по тем же методикам, осуществленная на контрольном этапе эксперимента, выявила повышение уровня сформированности интеллектуальных умений детей 5-6 лет в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса игр и игровых заданий.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены, гипотеза доказана.



