Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ

Работа №103604

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования интеллектуальных умений у детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий 8
1.1 Проблема формирования интеллектуальных умений у детей 5-6
лет в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Игры и игровые задания как средство формирования
интеллектуальных умений у дошкольников 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет интеллектуальных умений посредством игр и игровых заданий... 22
2.1 Выявление уровня сформированности интеллектуальных умений
у детей 5-6 лет 22
2.2 Апробация комплекса игр и игровых заданий в формировании у
детей 5-6 лет интеллектуальных умений 35
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности
интеллектуальных умений у детей 5-6 лет 44
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения 58

Интеллектуализация всех сфер человеческой деятельности является, современной тенденцией жизни социума является. В наше время социум обуславливается, как информативное, характеризуется тем, что индивид обязан реализовать сбор, обработку, обмен, поиск и производство новых данных. Данная функция является возможной, если человек будет обладать умениями осуществлять интеллектуальные операции, связанные с поиском и обработкой информации. Начиная с дошкольного детства, формирование интеллектуальных умений становится одной из главных задач образования, Р.С. Немов, Н.Н. Поддьяков, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная и др. показывают нам, что интеллектуальные умения являются одним из показателей общего уровня умственного развития человека. Эти умения являются условием реализации повышения качества знаний личности, развития их познавательной активности и самостоятельности. Овладение дошкольниками интеллектуальными умениями помогают их успешному развитию в дальнейшем
Анализ научных исследований и педагогической практики предоставил нам возможность выделить противоречие между: необходимостью формирования интеллектуальных умений 5-6 лет и недостаточной исследованием возможностей игровой деятельности как средства.
С помощью анализа исследования, а также педагогической практики позволили нам выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования интеллектуальных умений дошкольников и недостаточным исследованием данного процесса у детей 5-6 лет;
- между возможностью игровой деятельности как средства образовательной работы с детьми и недостаточной разработкой содержания и методических особенностей организации игр и игровых заданий по формированию интеллектуальных умений у детей 5-6 лет.
Проблема нашего исследования, каковы возможности игр и игровых заданий в формировании интеллектуальных умений детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать возможность формирования интеллектуальных умений у детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
Предмет исследования - формирование у детей 5-6 лет интеллектуальных умений посредством игр и игровых заданий.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что игры и игровые задания являются эффективным средством формирования у детей 5-6 лет интеллектуальных умений, если:
- определена совокупность интеллектуальных умений, их операционально-деятельностный состав с учетом возрастных особенностей детей;
- реализован комплекс игр и игровых заданий, обеспечивающий освоение операционально-деятельностного состава всех интеллектуальных умений;
- логика образовательной работы предполагает усиление интеллектуальной сложности игр и игровых заданий и степень самостоятельности детей.
Исходя из цели, предмета, объекта и гипотезы нашего исследования мы поставили ряд задач:
1. Изучить современные исследования по проблеме, уточнить сущность и содержательную характеристику интеллектуальных умений детей 5-6 лет.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
3. Разработать и апробировать содержание образовательной работы с детьми 5-6 лет с использованием игр и игровых заданий по формированию интеллектуальных умений.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
Теоретические основы исследования:
- теория игровой деятельности дошкольников (И. Хейзинга, Г.П. Щедровицкий, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- теоретические положения о развитии интеллектуальных умений (Р.С. Немов, Д.В. Ушаков, М.А. Крепак, Н.Н. Поддьяков и др.);
- теория игры с правилами (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ по исследуемой проблеме педагогической, а также психологической литературы; моделирование гипотезы исследования, планирование итогов и процессов их достижения);
- эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов исследования).
Новизна исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможностей использования игр и игровых заданий в процессе формирования у детей 5-6 лет интеллектуальных умений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были выделены и дана характеристика интеллектуальным умениям детей 5-6 лет, определены показатели и охарактеризованы уровни их сформированности.
Практическая значимость данной работы является тем, что созданный в исследовании: комплекс диагностических заданий по изучению интеллектуальных умений у детей 5-6 лет, сущность работы с детьми по формированию интеллектуальных умений детей 5-6 лет посредством игр и игровых заданий, способен использоваться педагогами.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО д/с №140 «Златовласка», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5¬6 лет (по 20 детей в экспериментальной и контрольной группах).
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 наименований), 4 приложений. Текст иллюстрирован 9 рисунками, 4 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование теоретической психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме исследования с помощью чего мы смогли сделать вывод о том, что игровая деятельность является наиболее преимущественным видом деятельности, что дает нам возможность положительно повлиять на развитие таких умений личности.
В данной работе мы определили операциональный состав интеллектуальных умений, подобрали следующие умения (и разработали к ним показатели): умение определять признаки объектов познания, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать их сходство и различие. Умение устанавливать истинность, правильность информации (словесной, наглядной). Умение устанавливать последовательность событий, действий. Умение устанавливать вид связи между объектами познания (причина-следствие, часть-целое). Умение осуществлять классификацию объектов по выделенному основанию. Умение делать умозаключение из нескольких суждений.
Наше опытно-экспериментальное исследование проходило на базе АНО ДО д/с №140 «Златовласка», г.о. Тольятти, эмпирическую выборку составили дошкольники старшей группы.
Анализ и интерпретация сведений подобранных диагностических методик дали нам возможность на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень сформированности интеллектуальных умений посредством игр и игровых заданий. С помощью чего мы сделали вывод о том, что в экспериментальной группе преобладает средний и низкий уровень сформированности интеллектуальных умений, а в контрольной высокий и средний уровни.
На формирующем этапе нашего эксперимента мы разработали и внедрили комплекс игр и игровых заданий с целью повышения уровня сформированности интеллектуальных умений детей 5-6 лет.
Повторная диагностика по тем же методикам, осуществленная на контрольном этапе эксперимента, выявила повышение уровня сформированности интеллектуальных умений детей 5-6 лет в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса игр и игровых заданий.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены, гипотеза доказана.



1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М. : Издательство «Лабиринт», 1985. - 380 с.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] : кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М. .: Знание 1994. - 144 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 435 с.
4. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Педагогика, 1990. - 224 с.
5. Венгер, Л.А. Психология [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина - М. : Просвещение, 1990. - 336 с.
6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психики.- 1990. - № 6. - с.75
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский - изд. 5, испр. - М. : Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с.
8. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.
9. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - Минск :Харвест, 1998. - 976 с.
10. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. — М. : НПО «Образование», 1996
11. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М. : Педагогика, 1996. - 128 с.
12. Кон, И. Психология ранней юности [Текст] / И. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 254 с.
13. Крепак, М. А. Интеллектуальное развитие человека / М.А. Крепак // Дома солнца - эзотерический мегапортал [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www. sunhome.ru.
14. Леонтьев, А. Н. Деятельность; Сознание; Личность [Текст]: учеб. пособ. для вузов / А.Н. Леонтьев. - М. : Academia, 2004. - 346 с.
15. Леонтьев, А.Н. Избр. психол. произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983, т. 1.-319 с.
16. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания [Текст] : учебник / Л.И. Маленкова. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.
17. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1995. - №4, - С. 30-35.
18. Методики изучения интеллекта / И.Н.Агафонова и др. - 4-е изд., перераб.. - СПб.: Питер, 2011. - 221 с.
19. Методы изучения структуры интеллекта / Сост. М.К. Тутушкина, Г.М. Товбин. -5-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2015. - 368 с.
20. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М. Академический Проект, 4-е изд. 2002
21. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо¬логическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
22. Никитин, Б. П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Знание, 2014. - 521 с.
23. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. - М. : «Мозаика - Синтез», 2004. - 205 с.
24. Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур [Текст] / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. - М, : Педагогика 2000. - 448 с.
25. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддьяков - М. : Издательство, 2000. - 266 с.
26. Поддъяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Возрастная и педагогическая психология. - М. : Издательство, 2001. - 324 с.
27. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - М. : Издательство, 1999. - № 4. - С. 14-24.
28. Подольская, Е. А. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие / Е.А. Подольская. - Харьков : Изд-во НУА, 2009. - 316 с.
29. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп - М. : Политиздат, 2005. - 494 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб : Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
31. Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе [Текст] / В.П. Сергеева. - М. : Новгород, 2000. - 192 с.
32. Сиденко, А. С. «Игровой подход в обучении» [Текст] / А.С. Сиденко // Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 134-137.
33. Справочник дошкольного психолога / под. ред. Г.А. Широкова Ростов-на-Дону : Феникс, 2007
34. Тельнова, Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения [Электронный ресурс] :дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Тельнова Ж.Н. - Омск, 1997. - 171 с. - Режим доступа : http://sigla.rsl.ru
35. Ушаков, Д. В. Мышление и интеллект [Текст] / Д.В. Ушаков // Современная психология / под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999. - С. 241-265.
36. Ушинский, К. Д. Собран. соч. / К.Д. Ушинский. - М. - Л., 2000. Т. 111. - С. 497-498.
37. Хейзинга, И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня [Текст] / И. Хейзинга. - М. : «Прогресс-Академия», 2000. - 464 с.
38. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума [Текст] / М.А. Холодная. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004. - 384 с.
39. Шмаков, С. А. От игры к самовоспитанию [Текст] : сборник игр- коррекций / С.А. Шмаков, Н.А. Безбородова. - М. : Издательство, 2001. - 244 с.
40. Шулдик, Г. А. Психология мышления [Текст] / Г.А. Шулдик. - М. : Интеллект, 1999. - 170 с.
41. Щедровицкий, Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры [Текст] / Г.П. Щедровицкий. - М. : Педагогика 2000. - 24 с.
42. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
43. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.В. Эльконин. - М. : Педагогика 2000. - 380 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ