Актуальность темы исследования. В настоящее время ядерное оружие остается одним из наиболее значимых факторов в международных отношениях. В конечном итоге именно стратегические ядерные силы лежат в основе обеспечения национальной безопасности России . В то же время, применение именно ядерного оружия рассматривается как один из вариантов гибели современной цивилизации. На протяжении всей второй половины XX века стремление государств к обладанию этим оружием сочеталось с попытками ограничить гонку вооружений и предотвратить использование энергии атома в военных целях. Переговоры в этом направлении по-прежнему являются одним из основных на-правлений сотрудничества России и Соединенных Штатов Америки, что подтверждается подписанным в Москве 24 мая 2002 г. Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Вместе с тем, последнее десятилетие стало временем некоторого торможения, а в некоторых случаях даже шага назад в деле ядерного разоружения. Показательны в этом отношении попытки США создать национальную противоракетную оборону сначала в обход Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) 1972 г., а с приходом к власти администрации Дж. У. Буша - и выход США из этого Договора в 2002 г. Договор по ПРО лежал в основе существовавшей системы договоров и соглашений между Россией и США в области стратегических вооружений. Например, ратификация Договора СНВ-2 Государственной Думой России была обусловлена сохранением действия Договора по ПРО . Поэтому прекращение действия Договора по ПРО не только лишило обязательной силы условия по СНВ-2, но и в целом отбросило переговорный процесс, по крайней мере, по оборонительным вооружениям, далеко назад.
В связи с этим представляется актуальным с одной стороны исследовать причины, которые лежали в основе стремления СССР и США к ограничению стратегических вооружений, способы реализации этого стремления на практике в виде переговоров и других внешнеполитических действий, а также результаты, которые эти государства смогли достичь. С другой стороны, изучение советско-американских переговоров по ограничению стратегических вооружений (ОСВ) проясняет не только причины, по которым в начале 1970-х гг. США пошли на отказ от создания систем ПРО, но и те основания, по которым администрация Буша вышла из Договора по ПРО в наше время.
При всем отличии сегодняшнего состояния международных отношений от периода противостояния СССР и США современный процесс внутренней выработки решений в области ядерного разоружения, набор факторов, влияющих на этот процесс, реализация решений в ходе международных переговоров получили толчок именно в 1960-е - 1970-е гг. Изучение особенностей переговоров по ОСВ, таким образом, способствует лучшему пониманию современной ситуации в этой области.
Цель данной работы - исследовать советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений, истоки которых относятся к середине 1960-х и продолжались до конца 1970-х гг. Во главу угла поставлены ход переговоров и основные вопросы, в той или иной степени решенные в этом процессе.
Задачи, решение которых способствует достижению поставленной цели, состоят в следующем:
1. Определить причины, по которым правительства СССР и США пришли к выводу о необходимости начала переговоров по ОСВ.
2. Проанализировать позиции сторон на разных этапах, компромиссные решения, которые, в конечном счете, привели к результатам в виде конкретных соглашений.
3. Рассмотреть причины, по которым советско-американские переговоры по ОСВ сначала были заторможены, а после подписания Договора ОСВ-2 - не получили полноценного продолжения.
4. Оценить общее значение этих переговоров для международных отношений своего времени, а также вклад достигнутых договоренностей в процесс разоружения.
Объектом исследования, таким образом, являются советско- американские переговоры по ОСВ, а предметом - качественный и количественный состав стратегических вооруженных сил СССР и США, на ограничение которого и были направлены усилия переговаривающихся сторон.
Хронологические рамки данного исследования определяются с середины 1960-х до конца 1970-х гг. Ограничение стратегических вооружений стало обсуждаться на двустороннем советско-американском уровне еще при администрации президента Дж. Ф. Кеннеди в США и бытности Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС и председателем Совета Министров СССР. Со временем эпизодическое обсуждение предложений по ОСВ переросло в полноценные переговоры сразу на нескольких уровнях, которые стали основным направлением советско-американского сотрудничества на протяжении 1970-х гг. Во второй половине 1979 г. в США по ряду причин происходит пересмотр политики в от-ношении СССР, в результате которого Договор ОСВ-2 был отозван президентом из сената, что фактически означало провал его ратификации и прекращение переговорного процесса по ОСВ в целом. Последовавшие попытки реанимировать диалог держав в этом направлении посредством советско-американских переговоров по ограничению и сокращению стратегических вооружений - ОССВ (июль 1982-август 1983 гг.) проводились при фактическом отказе США от основополагающих принципов ОСВ - обеспечении одинаковой безопасности и недопущении односторонних преимуществ. Поэтому ОССВ так и не стали третьим этапом ОСВ и, соответственно, не рассматриваются в данном ис-следовании.
Теоретической основой диссертации является теория политического реализма. Ее основные авторы - Р. Арон, Г. Моргентау, Дж. Кеннан, Г. Киссинджер - оказали существенное влияние на внешнюю политику США рассматриваемого периода. Международные отношения они определяли как арену противоборства различных государств, реализующих свои интересы посредством военной стратегии и дипломатии. В результате этого противоборства в мире устанавливается определенный баланс сил, равновесие интересов, обеспечивающее состояние мира.
Международные отношения 1960-х - 1970-х гг. характеризуются прежде всего противостоянием советского и западного блоков. Весь спектр взаимоотношений между центрами этих систем - СССР и США - определялся, как правило, их межгосударственными отношениями, которые, в свою очередь, зависели от существовавшего баланса сил, выразившегося в военно-стратегическом паритете. Таким образом, если военная стратегия, главным образом - наращивание ядерных вооружений - привела к примерному равенству возможностей сторон, то посредством дипломатии и, в частности, переговоров по ОСВ, стороны закрепляли это равновесие во избежание войны.
Основными принципами, на которых строится данное исследование, являются принципы научной объективности и историзма. Так как переговоры по ОСВ носили двусторонний характер, то до сих пор каждая из сторон склонна по-своему трактовать рассматриваемые события. Не претендуя на истину в последней инстанции, автор попытался рассмотреть эти переговоры, пользуясь методом сравнительного анализа мнений обеих сторон для определения действительного хода развития переговорного процесса.
Принцип историзма предполагает рассмотрение переговоров по ОСВ без отрыва от общего контекста советско-американских отношений в соответствующий временной период. В самом деле, далеко не простые взаимоотношения двух держав в 1960-1970-е гг. ощутимо сказывались на поведении сторон на переговорах по ОСВ. Политика “увязки” (linkage) поначалу вошла в историю международных отношений именно как попытка увязать решение проблем по ОСВ с решением других, преимущественно политических вопросов в советско- американских отношениях. В конечном итоге, именно политические события, не имеющие прямого отношения к вопросам, обсуждавшимся на переговорах по ОСВ, внесли решающий вклад в прекращение этих переговоров.
Ценностный подход в данном исследовании предусматривает определение отличительных особенностей, а подчас и уникальности переговорного процесса ОСВ в истории международных отношений. Несмотря на далеко не полную реализацию своих первоначальных целей, эти переговоры оказали стабилизирующее воздействие на общий спектр советско-американских отношений, что в условиях холодной войны послужило на благо всего человечества.
При проведении исследования были также использованы общенаучные методы исторического анализа и синтеза. Из всего разнообразия фактов, так или иначе связанных с проблематикой ОСВ, выделяются наиболее существенные, что способствует раскрытию выбранной темы.
В качестве частнонаучных методов использованы проблемно-хронологический, историко-генетический, системно-структурный и другие методы. Рассматриваемые в работе события проанализированы, как правило, в хронологическом порядке, что не исключает возможности сравнения тех или иных этапов переговоров с более ранними. Историко-генетический метод предполагает рас-смотрение переговоров в тесной связи с предшествующими контактами СССР и США по вопросам разоружений, а также исследование исторических условий, в которых обе стороны сначала пришли к выводу о необходимости начала этих переговоров, затем их осуществляли и, в конце концов, приостановили диалог по этому вопросу. Переговоры по ОСВ велись на нескольких уровнях - официальными делегациями, министрами и главами правительств. Значительное влияние на переговоры оказывал процесс принятия решений внутри самих правительств в СССР и США. Объект исследования, таким образом, носит системный характер, со своими внутренними закономерностями и логикой развития, что в целом предопределяет использование системно-структурного метода в данной работе.
Степень изученности проблемы. В диссертации выделяются три основные группы исследований - советская, современная российская и зарубежная литература. Советская историография при высоком уровне анализа военно-стратегической политики США (В.Ф. Петровский, А.Г. Арбатов, Г.И. Святов), тщательном исследовании содержания советско-американских соглашений по ОСВ (А. А. Платонов, Г. А. Трофименко, В. Журкин) и воздействия общего хода советско-американских отношений в 1970-е гг. на переговоры по ОСВ (Г.А. Арбатов, Р.С. Овинников) имеет ряд недостатков.
Во-первых, работы советских авторов носят односторонний, идеологизированный характер. Основным предметом их критики являлись действия американской администрации (В.П. Абаренков, И.Г. Усачев), тогда как действия советского правительства однозначно одобрялись. Во-вторых, в силу повышен-ной секретности советской государственной системы, советским исследователям была недоступна большая часть документов, касающихся переговоров по ОСВ, участникам переговоров было запрещено разглашать их содержание, а выбор в качестве основы американских источников отнюдь не приветствовался. В этих условиях исследования переговоров принимали вид описания лишь самого общего круга обсуждавшихся вопросов (М.А. Мильштейн, Л.С. Семейко).
Современная отечественная историография также не дает должного анализа советско-американских переговоров по ОСВ. Ее наибольший интерес вызывают обстоятельства заключения и роль Договора по ПРО 1972 г. (Г.Б. Кор-саков, В. С. Колтунов) в связи с недавними попытками американской администрации внести в его текст изменения, а затем и выходом США из его условий. Соглашения по стратегическим наступательным вооружениям - Временное соглашение 1972 г., Договор ОСВ-2 1979 г. рассматриваются скорее как предыстория “подлинного разоружения” в рамках процесса СНВ (А.Г. Арбатов, В.И. Медведев). При признании стабилизирующей роли указанных соглашений для своего времени (А.А. Пикаев, П.Л. Подвиг) не исследован должным образом процесс выработки этих соглашений.
Российские исследователи, при сохранении общей положительной оценки процесса ОСВ, более критично оценивают его ход и результаты. В первую очередь по-новому оценивается процесс принятия решений по ОСВ внутри советского правительства, подчеркивается влияние министерства обороны и КГБ на позицию СССР на переговорах (А.Г. Савельев, Н.Н. Детинов). Относительно самих соглашений по ОСВ существует мнение, что “самого большого согласия США и СССР достигали в тех случаях, когда разговор вообще не шел о каких-либо ограничениях гонки вооружений” .
Зарубежная историография ограничения стратегических вооружений, большую часть которой составляют исследования американских авторов отличается анализом прежде всего процесса принятия решений по ОСВ внутри американского правительства и только затем, как производное, - реализации этих решений в переговорах с советской стороной (Т. Вульф, Дж. Ньюхауз, С. Тэлботт). В исследованиях американских авторов самостоятельное значение пере-говоров по ОСВ зачастую теряется при исследовании всего спектра советско- американских отношений 1970-х гг. (Дж. Гэддис, У. Ляфибер, Дж. Спаниер). Вместе с тем, именно в американской историографии развернулась наиболее острая борьба мнений по поводу переговоров по ОСВ. При всей критике поверхностного характера согласованных ограничений сторонники разоружения (Я. Лодаль, Г. Сковилль) в целом одобряли эти переговоры, тогда как противники диалога США с СССР “на равных” (П. Нитце, Г. Джексон) утверждали о закреплении советского превосходства посредством соглашений по ОСВ.
Основными вопросами, рассматриваемыми американскими исследователями в контексте ОСВ стали проблема “тайного канала”, когда переговоры официальных делегаций подменялись диалогом на уровне Г. Киссинджер - А.Ф. Добрынин (В. Коэн); упущенные возможности при ограничении систем РГЧ ИН (ракет с разделяющейся головной частью) и ПРО (Дж. Ньюхауз); воздействие политических факторов на ход переговоров (Р. Шульцингер, Р. Фер¬релл).
Рассмотренная историография советско-американских переговоров по ОСВ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существует значительный пробел в этой области. Научная новизна данного исследования со-стоит в деидеологизированном подходе к освещению событий, критическом анализе действий как американской, так и советской стороны. Настоящая работа предполагает глубокий и последовательный анализ самого хода переговоров - рассмотрение позиций сторон на тех или иных этапах, выявление компромиссных решений и упущенных возможностей. Кроме того, анализ лишь недавно рассекреченных советских и американских документов, опубликованных мемуаров участников переговоров также позволяет надеяться на освещение ранее неизвестных аспектов ОСВ.
Автор видит новизну полученных результатов в том, что они позволяют судить об уникальности переговоров по ОСВ. Они не только стали преддверием процесса сокращения ядерного оружия, но заложили основу стратегической стабильности в период противостояния СССР и США. К новым результатам можно отнести и то, что переговоры по ОСВ велись равными сторонами и были призваны закрепить их равные военно-стратегические возможности в отличие от последующих переговоров, когда принцип обеспечения равных ограничений зачастую приносился в жертву политической целесообразности. Выверка равенства стратегических сил при их качественной и количественной асимметрии предопределила сложный и продолжительный характер переговоров. Однако обе стороны были заинтересованы в ограничении тех или иных военных программ друг друга, в отличие от сегодняшней ситуации, когда Россия вынуждена сокращать свои стратегические силы вне зависимости от какого-либо переговорного процесса.
Новизна данного исследования состоит также в попытке рассмотрения переговоров по ОСВ как сложной системы. Ее уровни предполагают анализ разграничения полномочий официальных делегаций на переговорах, министров и послов, а также глав государств. Исследование процесса принятия решений по ОСВ внутри правительств СССР и США приводит к определению позиций военных, дипломатов, ученых по этому поводу. Внешними факторами, сохранявшим свое воздействие на эту систему на всем протяжении 1970-х гг. являлись как особенности советско-американских отношений, так и особенности внутриполитической борьбы в большей мере - в США и, в меньшей, - в СССР.
Источниковая база диссертации представлена широким комплексом документов. К основным из них следует отнести:
1. Советско-американские соглашения, подписанные в ходе переговоров по ОСВ. Они являются основополагающими документами, так как со-держат результаты переговорного процесса - согласованные обязательства сторон. Прежде всего, к этой группе относятся: Советско-американские соглашения о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США и о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР - США 1971 г., Договор по ПРО 1972 г. и Протокол к нему 1974 г., Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г., а также Договор об ограничении стратегических вооружений 1979 г.
2. Переписка глав правительств СССР и США по вопросам ОСВ. Она фиксирует обмен мнениями на высшем уровне, продолжавшийся на всем протяжении переговоров. Ее начало было положено посланиями американского президента Л. Джонсона председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву с предложениями об установлении ограничений для систем ядерного оружия. Затем последовала переписка Л. Джонсона с А.Н. Косыгиным, в которой были согласованы основные принципы предстоящих переговоров, переписка Л.И. Брежнева с Р. Никсоном, Дж. Фордом и, наконец, Дж. Картером - уже по сути и перспективах решения тех или иных вопросов ОСВ.
3. Меморандумы (записи) переговоров дипломатических представителей сторон по проблеме ОСВ. В них, во-первых, зафиксирована предыстория переговоров по ОСВ в Комитете 18-ти государств по разоружению при ООН в виде выступлений представителей СССР и США. Во-вторых, раскрыто общение советского посла в США А.Ф. Добрынина с американскими государственными секретарями - Д. Раском, Г. Киссинджером, С. Вэнсом, а также советского министра иностранных дел А. А. Громыко с его американскими коллегами и президентами США. Как показала практика, основные решения по ОСВ были согласованы именно на этом уровне. В-третьих, важное значение имеют записи переговоров сторон на уровне их официальных делегаций. В ходе своих пленарных заседаний, а также неофициальных бесед представители сторон излагали свои позиции, отвечали на взаимные предложения и высказывали вари-анты решения поставленных задач.
4. Программные заявления руководителей внешней политики СССР и США относительно ОСВ. Получавшие публичную огласку, эти документы на разных этапах свидетельствовали об отношении правительств к сложившейся ситуации на переговорах. Известны, к примеру, ежегодные обращения американских президентов к конгрессу по поводу внешней политики государства, где переговорам по ОСВ придавалось важное значение. В Советском Союзе аналогом были доклады министра иностранных дел Верховному Совету СССР, а также выступления генерального секретаря на очередном съезде КПСС. Кроме того, руководители государств и главы внешнеполитических ведомств выражали политику в отношении ОСВ в своих многочисленных публичных выступлениях, пресс-конференциях.
5. Правительственные документы СССР и США по проблемам ОСВ. Эти источники раскрывают процесс выработки позиции той или иной стороны на разных этапах переговоров. Общедоступны стенограммы некоторых заседаний Совета национальной безопасности США, аналитические доклады глав ЦРУ, министерства обороны и помощника по национальной безопасности президенту, а также переписка глав американских ведомств по вопросам американской внешней политики в области ОСВ. Подобные советские документы остаются в большинстве случаев засекречены, однако те, которые открыты, свидетельствуют о большом влиянии министерства обороны и КГБ на принятие решений по ОСВ. Особое значение имеет переписка посольств СССР и США, а также советской и американской делегаций на переговорах со своими правительствами.
6. Периодическая печать. Условия достигнутых договоренностей, перспективы переговорного процесса комментировались на страницах американских изданий “The New York Times”, “The Washington Post”, “The Christian Science Monitor”, “Newsweek” и многих других. Ведущие печатные органы СССР - газеты “Правда” и “Известия” - публиковали сообщения о встречах сторон по поводу ОСВ, а также содержание достигнутых соглашений. Хроника советско- американских встреч на высшем уровне зафиксирована также в журнале “Международная жизнь”. С 1970 г. стал выходить в свет журнал “США - экономика, политика, идеология”, который не только публиковал основные документы, подписанные в ходе советско-американских контактов, но и комментировал ход переговоров по ОСВ. Кроме того, ТАСС еженедельно выпускал вестник иностранной информации “Атлас”, где, помимо прочего, приводились заметки западной прессы по поводу ОСВ.
7. Мемуары участников переговоров по ОСВ. В условиях отсутствия полного доступа к документальным материалам переговоров этот вид источников приобретает особую ценность. В первую очередь следует выделить воспоминания главных действовавших лиц на переговорах. С советской стороны трудно переоценить роль посла в США А. Добрынина, который занимал свой пост на протяжении всего процесса ОСВ и был не просто его свидетелем, а од-ним из основных творцов. Мемуары другого активного участника в переговорах с советской стороны - министра иностранных дел А. А. Громыко - к сожалению, по своей обобщенности и идеологизированности мало отличаются от официальной позиции советского руководства.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его результатов в научной и учебной практике другими исследователями и преподавателями, занимающимися проблемами разоружения и нераспространения ядерного оружия. Некоторые из выводов, к которым пришел автор по мере своего исследования, были использованы при подготовке курса лекций о взаимоотношениях СССР и США в области ядерных вооружений, а также озвучены в ходе научной конференции “Политика силы и эволюция систем международной безопасности”, состоявшейся в Уральском госуниверситете 30-31 октября - 1-2 ноября 2003 г.
Автором была также использована возможность лично обсудить результаты своего исследования с одним из участников переговоров по ОСВ - Р. М. Тимербаевым в течение проводившейся в сентябре 2004 г. Центром политических исследований в России программы повышения квалификации преподавателей в области ядерного нераспространения. Его комментарии и воспоминания были также использованы при написании данной работы.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, четырех приложений - основных советско-американских соглашений по ОСВ, а также вспомогательного указателя - списка использованных сокращений.
1. Истоки Договора по ПРО 1972 г. // Политика силы и эволюция систем международной безопасности: Сб. мат. конф. мол. иссл-ей. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - С 78-82.
2. Переговоры об ограничении стратегических вооружений в американской историографии // Международные отношения в XIX - XX веках: Сб. трудов мол. иссл-ей. Выпуск I. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - С.93-97.
3. Вторая мировая война и ядерный фактор (К вопросу о предпосылках пере-говоров по ядерному разоружению) // 60-летие Победы и ее значение в истории XX века: Мат. научн. студенч. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - С.152-157.
4. Советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений январь-март 1977 г. - Екатеринбург, 2005. Рукопись деп. в ИНИОН РАН 17. 03. 2005. № 59179.