Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внутренняя деятельность выбора в ситуации профессионального самоопределения

Работа №103302

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы26
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Содержание работы
Публикации

Актуальность исследования
Разработка категории субъекта, обоснование приоритетности деятельностно-преобразующего способа существования человека представлено в психологической науке в работах К.А. Абульхановой-Славской (1973, 1991, 1999), С.Л. Рубинштейна (1922, 1946), Б.Г. Ананьева (1969), А.Н. Леонтьева (1975), Б.Ф. Ломова (1984), А.В. Брушлинского (1994), О.А. Конопкина (1994, 1995, 2004), А.К. Осницкого (1996, 1999) и др. Субъектный подход определяет, прежде всего, круг вопросов самодетерминации личности, субъекта осознаваемой активности, которая имеет для него определённый смысл и относительно которой человек выступает как её инициатор. В контексте общего аспекта субъектного развития и существования человека значительная роль отводится проблеме выбора. Выбор как психическая реальность, трудно поддаётся изучению и тем более объяснению. На наш взгляд, это связано как со своеобразием момента выбора, так и с индивидуальностью самого субъекта, особенностями его внутренней психической активности.
Попытки рассмотрения категории выбора предпринимались психологами разных направлений (B.F.Skinner, 1953; Ю. Козелецкий, 1979; Ф.Е.Василюк, 1984; Г.Н.Солнцева, 1995; Н.Ф. Наумова, 1985). Вместе с тем практически не затрагивается вопрос внутренней деятельности выбора. Д.А. Леонтьев с соавт. (1995, 2001) сделали попытку рассмотреть выбор с позиции деятельностного подхода, определяя его как сложно организованную деятельность, имеющую свою мотивацию и операциональную структуру, обладающую внутренней динамикой, чувствительную к особенностям объекта и регулируемую со стороны субъекта.
Для большинства людей обязательный выбор происходит в ситуации, связанной с профессиональным самоопределением (ПС). Понятие ситуации рассматривается как в зарубежной, так и в отечественной психологии (Н.В.Гришина, 1997; Л.Ф.Бурлачук и Н.Б Михайлова (2002); W.Thomas (1958); К.Левин (1939); М. Argyle (1981,1985); Р.Харре (1981); АФернем (1981)). Е.С.Романова и С.Ю.Решетина (2001), подводя итог аналитическому обзору, определяют ситуацию как многокомпонентное целостное образование, объединяющее элементы физической, социальной и психологической природы, которое может использоваться в качестве единицы анализа человеческого поведения в реальной жизни. Описывая ситуацию профессионального самоопределения, авторы используют термин «профессиональная ситуация», определяя её как ситуацию, связанную с профессиональным самоопределением и становлением личности.
Специфика выбора профессии как первичного (Е.А. Климов, 1983,1996; И.С. Кон, 1984; В.Ф. Сафин, 1984; Г.П. Ников, 1984; М.Р. Гинзбург, 1988, 1994; В.С. Собкин, 1990; Н.С. Пряжников, 1996,2001; Е.Ю. Пряжникова, 2001; Н.В. Ковалёва, 1999 и др.), так и вторичного (в процессе профессиональной переориентации (В.П. Петров, 1993; М.В. Клищевская, 2000,2001; Н.С.Пряжников, 1996)) определяется, с одной стороны, динамикой и изменчивостью мира профессий, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта, с другой - поиском внутренней опоры для реализации этого процесса. Поэтому важным является исследование модели внутренней деятельности выбора, которая позволит охарактеризовать то, на основании чего человек преобразует ситуацию выбора в ситуацию достижения цели, где он черпает ресурсы для преобразования субъектной действительности. Таким образом, настоящее исследование направлено на изучение оснований модели внутренней деятельности выбора в ситуации ПС.
Цель исследования: выявление особенностей опыта субъектной активности и опыта регуляторных умений человека как оснований внутренней деятельности выбора в ситуации первичного и вторичного профессионального самоопределения.
Объектом исследования является внутренняя деятельность выбора.
Предмет исследования - опыт субъектной активности и регуляторных умений человека в ситуации профессионального самоопределения.
Гипотеза: Основаниями для построения модели внутренней деятельности выбора в ситуации первичного и вторичного профессионального самоопределения являются опыт субъектной активности человека и опыт его регуляторных умений.
Частные гипотезы:
1. Существуют значимые различия в опыте субъектной активности людей (мировоззренческие отношения личности к принятию ответственности, смысложизненные ориентации, тенденция к самоактуализации) и опыте регуляторных умений (тип личностной саморегуляции) при первичном и вторичном профессиональном самоопределении.
2. Существуют сходные взаимосвязи составляющих опыт субъектной активности и опыт регуляторных умений в ситуации первичного и вторичного профессионального самоопределения у людей с одинаковым типом личностной саморегуляции, что может свидетельствовать о реализации ими единой модели внутренней деятельности выбора в профессиональной ситуации.
В соответствии с целью и гипотезами нашего исследования были определены задачи:
■ провести критический анализ концепций, описывающих виды и модели выбора;
■ осуществить аналитический обзор литературы по проблеме профессионального самоопределения;
■ описать гипотетическую структурно-динамическую модель внутренней деятельности выбора профессии в контексте субъектно-деятельностного подхода;
■ выявить констелляции личностных характеристик людей в ситуации первичного и вторичного профессионального самоопределения, которые определяют особенности опыта регуляторных умений и опыта субъектной активности как оснований внутренней деятельности выбора;
■ экспериментально установить, имеются ли различия в опыте субъектной активности как основания внутренней деятельности выбора у людей одинакового типа личностной саморегуляции в ситуации первичного и вторичного профессионального самоопределения.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения психологической науки о видах и моделях выбора (Ю. Козелецкий (1979), Ф.Е. Василюк (1984), Н.Ф. Наумова (1985), Г.Н. Солнцева (1995), Д.А. Леонтьев (1995,2001) и др.), о структуре, механизмах регуляции деятельности (С.Л. Рубинштейн (1946), А.Н. Леонтьев (1975), Б.Г. Ананьев (1969), Л.С. Выготский (1931-1934), Б.Ф Ломов (1984), К.А. Абульханова-Славская (1991), А.В. Брушлинский (1994), Ю.Куль (1994), Д.И. Фельдштейн (1995), О.А. Конопкин (1994,1995), А.К Осницкий (1996,1999) и др.), о самоопределении, в частности профессиональном (Е.А. Климов (1983,1996), И.С. Кон (1984), В.Ф. Сафин (1984), Г.П. Ников (1984), М.Р. Гинзбург (1988,1994), В.С. Собкин (1990), В.П. Петров (1993), Н.С. Пряжников (1996,2001), Е.Ю. Пряжникова (2001), Н.В. Ковалёва (1999), М.В. Клищевская (2000,2001), Т.М. Буякас (2002) и др.).
В соответствии с целями и задачами исследования использовались методы двух уровней: теоретические (анализ литературы по теме исследования, метод восхождения от абстрактного к конкретному, сравнительный анализ) и экспериментальные (методы психодиагностики, количественный и качественный анализ эмпирических данных, математические методы обработки собранного материала) в их единстве и взаимосвязи.
Опытно-экспериментальными базами исследования являлись: муниципальные общеобразовательные средние школы №2, №9 и №22 г. Березники, Центры занятости населения г. Березники и г. Соликамска Пермской области.
Организация и методы исследования. Творческая работа над темой диссертации охватывает три года. Конкретное содержание исследования на всех этапах определялось многообразием решаемых задач и многоаспектностью изучаемой проблемы. Первый этап - 2001-2002 гг.- проводился анализ психологической литературы по проблеме, формировалась программа и определялись методы исследования. С 2002 по 2004 год - второй этап - эмпирическое исследование по проблеме, обработка и анализ исследовательского материала, интерпретация результатов и оформление диссертации. Выборку испытуемых составили две группы: группа учащихся 11 классов в количестве 100 чел. (в ситуации первичного ПС) и группа безработных, обратившихся за помощью по вопросу профессионального самоопределения в Центры занятости населения в количестве 106 чел. (в ситуации вторичного ПС). Таким образом, всего в исследовании участвовало 206 чел.
Результаты исследования подвергались качественной и количественной обработке. Последняя осуществлялась с использованием электронных таблиц Microsoft Exselс помощью инструмента анализа данных «Корреляция», пакета статистической обработки данных Statistica 5,5 и заключалась в сравнении данных, проведении корреляционного и факторного анализов.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью теоретико-методологических позиций, адекватных объекту, задачам и логике исследования, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, качественным и количественным анализом данных, полученных в ходе экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель внутренней деятельности выбора в ситуации профессионального самоопределения имеет два основания: опыт субъектной активности человека (мировоззренческие отношения личности к принятию ответственности, смысложизненные ориентации, тенденция к самоактуализации) и опыт регуляторных умений (тип личностной саморегуляции).
2. Субъекты, относящиеся к разным типам личностной саморегуляции (опыт регуляторных умений), в ситуации первичного и вторичного профессионального самоопределения отличаются по содержанию опыта субъектной активности (по степени осмысленности жизни, принятия ответственности и самоактуализации). Субъекты тождественного типа личностной саморегуляции наряду с характерными для них особенностями опыта субъектной активности имеют в его содержании универсальные компоненты, отличающие их от испытуемых, относящихся к иным типам саморегуляции.
3. Существует единая модель внутренней деятельности выбора для людей одинакового типа саморегуляции независимо от первичности/вторичности ситуации профессионального самоопределения.
Новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в ходе исследования:
1) представлены для обсуждения четыре гипотетические структурно-динамические модели выбора в контексте субъектно-деятельностного подхода в соответствии с определением выбора как внутренней деятельности по конструированию оснований и смысловых критериев для сопоставления имеющихся альтернатив и осуществлению этого сопоставления во внутреннем плане (Д.А. Леонтьев, 1995,2001);
2) выделены опыт субъектной активности человека и опыт регуляторных умений в качестве оснований для построения модели внутренней деятельности выбора в ситуации ПС;
3) выявлена при анализе опыта субъектной активности и опыта регуляторных умений факторная структура внутренней деятельности выбора субъектов определённого типа личностной саморегуляции в ситуации первичного и вторичного ПС.
Полученные данные имеют значение для обогащения теории о закономерностях внутренней деятельности выбора, в частности, в ситуации ПС и для дальнейшей разработки проблемы субъектности в ситуации выбора.
Практическая значимость работы заключается в том, что
■ полученные результаты исследования о комплексе личностных качеств, характеризующих наиболее эффективную стратегию поведения в ситуации выбора, могут быть использованы в консультативной практике на этапе ПС клиента;
■ разработана профориентационная программа для старшеклассников «Я и моя профессия», направленная на осознание и активизацию процесса профессионального самоопределения на основе расширения границ опыта субъектной активности и опыта регуляторных умений;
■ полученные теоретические и эмпирические данные могут быть использованы в профориентационной работе, как школьными психологами, так и профконсультантами в Центрах занятости населения;
■ создана учебная программа факультативного курса «Выбор» для студентов дневного и заочного отделения по специальности «Психология» с целью обучения практическим навыкам группового и индивидуального профессионального консультирования старшеклассников.
Апробация диссертационного исследования.
Результаты диссертации докладывались на заседаниях кафедры психологии развития Уральского государственного педагогического университета в 2002-2004 гг., на конференциях «Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования» (г. Соликамск, 2004), «Психологическая наука и образование: проблемы и перспективы развития сотрудничества» (г. Соликамск, 2004г.), «Проблемы морально-нравственного развития личности и общества» (г. Кемерово, в 2004г.), «Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета» (г. Смоленск, в 2004г.); на ежегодных научно-практических конференциях студентов и учащихся Березниковского филиала Пермского государственного университета в 2002-2004 гг. По результатам диссертационного исследования опубликовано 5 работ.
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось:
* в деятельности Центра практической психологии Березниковского филиала Пермского государственного университета; * в профориентационной работе в средних школах №2, №9 и №22 г. Березники; * в рамках читаемых курсов «Общая психология» и факультатива «Выбор» на кафедре психологии БФ ПГУ.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, 7 приложений, включает 13 таблиц, 11 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Овчинникова О.В., Сапунова Е.Н. Ценностные ориентации и профессиональная мотивация старшеклассников //Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: Сб. науч. трудов /Отв. ред. С.А.Минюрова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - С. 75-86.
2. Овчинникова О.В., Сапунова Е.Н. Безработные в ситуации профессиональной переориентации //Учёные записки /Соликамский гос. пед. ин-т - Соликамск, 2004. - Выпуск 2-3. - Часть 2. - С.98-111.
3. Овчинникова О.В. Некоторые аспекты выбора как деятельности в контексте профессионального самоопределения старшеклассников //Учёные записки /Соликамский гос. пед. ин-т - Соликамск, 2004. - Выпуск 2-3. - Часть 2. - С.85-98.
4. Овчинникова О.В. К проблеме профессиональной мотивации старшеклассников //Социально-педагогическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Соликамск, 2004. - С.50-57.
5. Овчинникова О.В. К вопросу внутренней деятельности выбора: Материалы интернет-версии конференции «Проблемы морально-нравственного развития личности и общества».- Кемерово, 2004.- Режим доступа к докладу: /http://www.auditorium.ru/aud/conf/conf72/index.php.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ