Значимость А.Т. Твардовского для истории русской литературы ХХ века бесспорна. Однако творчество одного из крупнейших поэтов советской эпохи всегда провоцировало критиков и читателей на самые неоднозначные суждения. Известно, что «благополучие» поэта официального порядка было неустойчивым и весьма кратковременным (несмотря на внешнюю обласканность властями, по поводу чего неоднократно иронизировал сам поэт). Характерно признание Твардовского о ходе публикаций, а потом и непубликаций его крупных произведений: «Это только издали кажется, что моя литературная судьба складывалась благополучно. А если смотреть по тому, как принимали поначалу каждую из поэм, - да я насквозь запрещенный». Оценка роли А.Т. Твардовского в отечественной литературе непроизвольно снижается (что вполне в духе ментальности русской интеллигенции) при сопоставлении его творческой судьбы с явно трагическими судьбами других крупных поэтов ХХ века, на чем справедливо заострил внимание С.Л. Страшнов: «Трагедийность произведений А. Твардовского принципиально иная, нежели клюевская и мандельштамовская, ахматовская и цветаевская. Сыновья и дочери «серебряного века» многого лишились (читателя, среды, доли уверенности), но позицию неприятия тоталитаризма они занимали неотступно, оказавшись как бы на оккупированной территории и чувствуя себя последними защитниками культуры, подлинной человечности». Драматизм судьбы поэта-государственника (определение типа творческого поведения А. Твардовского, предложенное Т.А. Снигиревой) в тоталитарной системе особенно очевиден при постижении не только его поздних произведений, но и публикующихся ныне «Рабочих тетрадей». В работе учитывается опыт всего твардовсковедения, особенно важными представляются концепция творчества поэта, предложенные В.М. Акаткиным, В.Я. Лакшиным, С.Л. Страшновым, А.В. Македоновым, А.И. Кондратовичем, М.П. Пьяных, В.А. Зайцевым, В.В. Ильиным, А.С Карповым, Л.Н. Тагановым, а также учитывается опыт старшего поколения исследователей, прежде всего П.С. Выходцева (в части его исследования поэмы «Страна Муравия»).
Актуальность исследования. Особая роль смехового начала в поэтике Твардовского неоднократно обозначалась в науке. В твардовсковедении материя комического расценивалась в большинстве случаев с фольклорных позиций. Настоящее исследование предполагает анализ всего многообразия смеховых форм в процессе их становления. Думается, что понимание творческого феномена Твардовского ныне уже невозможно без более пристального внимания к смеховой культуре его художественного мира, анализа природы (социальной и психологической) его смеха.
Предмет исследования - весь спектр творческого наследия А.Т.Твардовского, включающего поэтические и прозаические произведения автора, а также его «Рабочие тетради» разных лет.
Объектом исследования является смеховая культура художественного мира поэта.
Цель диссертации - выявить качественные характеристики природы смеха поэта в их несомненной эволюционности, связанной как с внутренним, мировоззренческим и художественным движением поэта, так и с теми изменениями в советском обществе, в рамках которого происходило творческое волеизъявление Твардовского. Основной целью определяются и задачи исследования: реконструкция литературной судьбы поэта путем анализа смехового пласта его творчества, а также исследование процесса расширения спектра смеховых форм, используемых поэтом.
Научная новизна исследования обусловлена системным подходом к проблеме сущности и существования смеховой культуры в художественном мире Твардовского. При анализе развития смеховых форм основной акцент сделан на взаимосвязи сложного мировоззренческого пути автора и формирования комической материи в его творчестве. Самобытность природы смеха поэта рассматривается в непосредственной связи с развитием его мировоззренческо- эстетического кодекса. Работа может претендовать на научную новизну коррекцией взглядов на творчество поэта. Твардовский впервые рассматривается не только как «серьезный», эпический художник, но и как поэт с богатой и разнообразной смеховой культурой письма.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут способствовать обогащению новым материалом дальнейшее изучение творчества А.Т. Твардовского в школьной и вузовской практике в виде лекций, семинаров, спецкурсов, а также в исследованиях, посвященных литературе советской эпохи.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды М.М. Бахтина, Б. Дземидока, Ю.В. Борева, В.Я. Проппа, Н.С. Громова, Д.Н. Николаева, Е.Е. Евниной, С.А. Аверинцева, непосредственно связанные с исследованием онтологии смеха и особенностями его функций в художественном творчестве, а также описанием и классификацией форм комического как особой эстетической категории. Особую значимость имеет теория народной смеховой культуры, развитая в работах Д.С. Лихачева.
Методы и частные методики исследования определяются формированием мировоззренческого кодекса поэта, его творческим становлением, а также спецификой развития комических форм. Основные принципы анализа - типологический и эволюционный (рассматривается развитие и формирование смеховых форм).
Апробация работы. Результаты работы над темой диссертации, основные проблемы исследования были представлены в докладах на научных конференциях в Костанае (апрель 1998), Екатеринбурге (март 2001г, октябрь 2002г), Челябинске (февраль 2003 г), а также отражены в трех публикациях.
Структура и объем диссертации. Цели и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 227 позиций.
1. Некоторые аспекты темы смерти в творчестве А.Твардовского. // Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов. Костанай. 1999.С.18-20.
2. «Подлинный юмор - дело серьезное ...» (Формы комического в лирике А.Твардвоского) // Филол. Класс. Региональный методич. Журнал учителей-словесников Урала. 2001. № 6. С. 28-32.
3. Формы комического в поэзии А.Твардовского //Материалы VII зональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологического образования: наука-вуз-школа». Екатеринбург. 27-28.03.01. С.155-159.