Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен финальной книги в русской прозе XX века

Работа №103392

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы19
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Заключение
Публикации

В истории литературы одной из наиболее важных является проблема творческой эволюции писателей и характеристика различных этапов творчества, связанных, в том числе, со спецификой возраста авторов. При этом широкое использование таких понятий, как «раннее / зрелое / позднее творчество», «первая (дебютная) книга», «итоговая (финальная) книга» не отменяет того, что характеристики конкретных художественных текстов в творчестве писателя определяются обычно, исходя из внутрилитературной динамики, тогда как внелитературный биографический, в частности, возрастной контекст не учитывается вовсе или принимается во внимание косвенно.
Книги, созданные в конце долгой творческой практики, как кажется, характеризуются не только уникальной логикой развития художественного мышления, но и процессами, связанными с наступлением старости и приближением перспективы смерти, - переживаниями, свойственными человеку в последний период жизни. Это, на наш взгляд, дает основания рассматривать их как самостоятельное явление.
Учитывая необходимость определить феномены, характеризующие динамику творчества, мы рассматриваем в нашей работе тексты, написанные пожилыми (нижним порогом наступления старости мы, вслед за психологами , считаем возраст 60-65 лет) авторами в конце долгой жизни и творческой деятельности. Такие произведения, отличающиеся, на наш взгляд, типологическим сходством проблематики и поэтики, мы называем финальной книгой.
Степень изученности проблемы.
В искусствоведении и литературоведении неоднократно делались наблюдения относительно текстов, созданных в конце долгой жизни, при анализе биографии писателей . Но итоговость творчества как особая характеристика определенного этапа его развития стала предметом внимания ученых сравнительно недавно (работы Р. Арнхейма, Ю. Казарина, О. Мирошниковой, Т. Снигиревой), при этом анализа финальности в прозаических текстах практически не предпринималось. Большинство исследований итоговых текстов посвящено анализу стихотворных произведений и художественных практик поэтов. При этом выделение последнего этапа творчества, итогового текста либо не коррелирует с наступлением старости (так, в монографии-антологии Ю. Казарина принципиальна установка на то, что «поэт, независимо от количества прожитых лет, успевает сказать все» ), либо их соотношение косвенно. О. Мирошникова выявляет черты, свойственные итоговым книгам, в большинстве своем созданным пожилыми поэтами в последней трети XIX века: пороговость, подытоживание, поиск незыблемых ценностей, связь с предшествующим творчеством, монологизм и биографизм. Т. Снигирева называет типологическими чертами позднего творчества созерцательность, мемуарность, диалогичность, смещение нравственных координат, обращение к прозаическим жанрам и «эффект сверхтекста». Р. Арнхейм, рассматривая творчество в старости, считает, что важен не возраст сам по себе, а специфическое авторское отношение, выраженное в позднем стиле (термин Р. Арнхейма), которое в культуре оценивается как увядание или, напротив, творческий взлет. Кроме того, он отмечает переход от иерархии к координации, свойственный «последней фазе отношений человека с миром». При этом собственно финальные художественные произведения не являются предметом его анализа.
Значимость понятий старости, старения, смерти при изучении феномена финальной книги потребовала рассмотрения в самом общем виде существующих о них представлений в современной гуманитарной науке.
Феномен смерти активно осмысляется в культуре, начиная от мифов и обрядовой практики и заканчивая современными построениями в философии и культурологии. Для нашей работы особое значение имел анализ представлений о смерти в модернистской традиции, которая повлияла на творчество большинства рассматриваемых нами авторов, а также концепция продолжения себя после смерти в жизни и культуре (работы Т. Мордовцевой, В. Варавы, Е. Дворецкой, Т. Лисицыной, Е. Сиверцева и других).
Проблемы старости или, в терминологии западных ученых, поздней взрослости, старения и подведения итогов жизни также осмыслялись в культуре, но до недавнего времени они отодвигались на периферию гуманитарных исследований, а в некоторых сферах знания по-прежнему остаются практически табуированными. Социально-психологические аспекты поздней взрослости изучаются в рамках геронтологии (работы Я. Стюарта-Гамильтона, Э. Эриксона и других), предприняты также обзоры концепций старения (Дж. Вандер Зандер, Г. Крайг). Активно осмысляются процессы старения в социальной философии (работы И. Днепровой, В. Костецкого, К. Пигрова, А. Погребняка, Г. Феоктистова и других). В этих исследованиях реабилитируются существующие в культуре представления о старости как периоде физических, интеллектуальных и социальных утрат, определяются критерии, причины и формы переживания «плохой» и «хорошей» старости.
Таким образом, актуальность нашего исследования определена выделением финальной книги как феномена, выявляющего взаимосвязь между возрастом и творческой практикой, спецификой мировидения и миропонимания пожилого писателя и реализацией их в художественном тексте.
Научная новизна настоящей диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые рассмотрена финальная книга как самостоятельный феномен, играющий свою роль в истории литературы, определены основные признаки и функции финальной книги в русской прозе ХХ века.
Объектом исследования является русская проза XX века, материалом - прозаические тексты, созданные пожилыми писателями в конце своего творческого пути: «Темные аллеи» (1937 - 1945) И. Бунина (1870 - 1953), «Осударева дорога» (1933 - 1952) М. Пришвина (1873 - 1954), «Пирамида» (рубеж 1940-х - 50-х гг. - 1994) Л. Леонова (1899 - 1994), «Спящий» (1984) и «Сухой лиман» (1985) В. Катаева (1897 - 1986) и «Светлая даль юности» (1983) М. Бубеннова (1909 - 1983). Выбор этих произведений обусловлен тем, что в них, на наш взгляд, наиболее ярко представлены процессы и явления, характерные для финальной книги. Также в исследовании привлекаются тексты других прозаиков, принадлежащих к литературной традиции XX века.
Цель исследования - выделить финальную книгу в самостоятельный объект изучения и охарактеризовать его сущностные черты.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- выявить взаимосвязь между особым периодом в жизни писателя (старостью) и спецификой творчества;
- обозначить признаки, которые позволяют выделить финальную книгу как самостоятельный феномен и определить тексты, которые к нему относятся;
- проанализировать ряд художественных произведений с точки зрения их принадлежности к финальной книге;
- выстроить классификации финальных книг в соответствии со стратегиями, которые использовал автор при их написании, по ряду формальных и содержательных критериев.
Методологическую базу исследования составили труды по психологии позднего творчества Дж. Вандер Зандера, Г. Крайга, Я. Стюарта-Гамильтона и Э. Эриксона. Необходимость изучения динамики творчества вызвала обращение к исследованиям творческих биографий писателей, предпринятых В. Альфонсовым, А. Варламовым, А. Македоновым, Ю. Мальцевым, М. Литовской, Н. Пращерук, В. Хрулевым и другими. Использование писателями при создании своих финальных книг разноплановых культурно-стилистических традиций потребовало обращения к работам Э. Голосовкера, К. Кларк, Д. Лихачева, А. Лосева, Н. Николиной, М. Хайдеггера и других. При анализе текстов использовались теоретические положения и методики, разработанные М. Бахтиным, М. Гиршманом, Б. Гаспаровым, Ж. Женеттом, Е. Лебедь, Н. Фортунатовым. Сочетание системно-типологического метода с элементами биографического, культурологического, лингвистического видов анализа способствовало выявлению и конкретизации признаков финальной книги в текстовом материале.
Практическая значимость работы заключается в определении признаков и построении типологий финальных книг, что дает возможность использовать их при изучении закономерностей развития индивидуальных биографий писателей и такого культурно-значимого феномена, как позднее творчество. Кроме того, итоги диссертации можно использовать в преподавании курсов по истории литературы XX века, чтении спецкурсов по изучению авторов с долгой творческой практикой.
Апробация работы. Основные положения и отдельные проблемы, рассмотренные в диссертации, отражены в докладах на международной научной конференции молодых ученых «Русская литература XX века: итоги столетия» (Санкт-Петербург, 2001), международных научно-практических конференциях «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания» (Пермь, 2003, 2005), всероссийских конференциях «Дергачевские чтения» (Екатеринбург, 2000, 2004), межвузовской студенческой конференции «Речевая культура в разных сферах общения» (Нижний Тагил, 2004).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Под финальной книгой мы понимаем художественное произведение, созданное автором, имеющим долгий жизненный и творческий опыт, в конце писательской деятельности. Присущая поздней взрослости специфика (дефицитарные и компенсаторные механизмы в теле, уход из жизни современников и, одновременно, особая позиция «патриарха», базирующаяся на праве прожитого опыта, процесс приобретения мудрости, интегрированный тип мышления, сосредоточенность на ключевых феноменах жизни - времени, истории, Боге, памяти, любви, а главное - четко осознаваемая близость смерти) обусловливает содержательное сходство создаваемых в это время текстов.
2. Финальная книга создается ввиду наступающей смерти. Пороговая ситуация предсмертия становится ключевым фактором, провоцирующим писателя на создание финальной книги. С осознанием близкой смерти связано усиление интимности и, одновременно, откровенности, потребность в диалоге с современниками и потомками сочетается с безразличием к оценке своего творчества.
3. Писатель в финальной книге обобщает и универсуализует концепцию своего мироотношения в ключевых понятиях бытия и существования, подытоживает свою жизнь и творческий опыт. Он уточняет личностную (как человека) и творческую (как писателя) Я-концепцию, реконструируя прошлое, с которым он себя идентифицирует, демонстрируя писательское мастерство и совмещая в финальной книге элементы стиля, наработанные в более ранние периоды творчества.
4. Итоговый и пороговый характер финальной книги выражается в специфике содержания, формы и модальности текстов. В финальной книге могут быть реализованы стратегии упрощения или усложнения письма по сравнению с более ранним творчеством. Усложнение характеризуется разрастанием романных конструкций, упрощение, напротив, тяготением к лаконизму и сжатой экспрессивности. Финальная книга представляет собой осмысление прошлого либо в форме дискретного события (точки в прошлом), либо в форме развивающегося события (моделирование жизненного пути). Оба типа восходят к экзистенциальной логике осмысления прошлого, основанной на явлениях рождения, смерти, истории, времени и памяти. Модальный план финальной книги определяется тремя основными типами пафоса: поучением, примирением и самореабилитацией.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех частей, заключения и списка использованной литературы. Объем исследования составляет 228 страниц, список литературы включает 263 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Заключении обобщаются результаты исследования, формулируются выводы и намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
В частности, отмечается, что финальную книгу характеризует комплекс ключевых критериев, поэтому оперирование только одним из них не позволяет, на наш взгляд, отнести ту или иную книгу к числу финальных.
Важнейшим признаком, определяющим специфику финальной книги как самостоятельного феномена, является особого рода итоговость. Итоги подводятся не для того, чтобы учесть их в дальнейшей жизни: писатель ясно осознает близость наступающей смерти как ближайшей и естественной перспективы. Кроме того, для авторов финальной книги важно выйти на новый духовный уровень, необходимый для осмысления всего творческого и жизненного пути и формулирования выношенных, окончательных для него суждений о мире и его законах, которые будут достойны того, чтобы остаться в культуре. Накопленный за долгие годы, переработанный в онтологическом контексте биографический, интеллектуальный и духовный опыт результирует процесс самопознания и потребность автора сказать заключительное, обоснованное многолетними художественными поисками слово о жизни в финальной книге.
С учетом этих признаков мы не рассматриваем в работе книги тяжелобольных писателей (М. Булгаков, Н. Островский) и писателей, покончивших жизнь самоубийством (С. Есенин, Л. Добычин, А. Фадеев). Мы понимаем, что эти тексты также могут быть отнесены к финальным в силу своей итоговости. Но, как кажется, в этом случае можно говорить о специфическом отношении к жизни и смерти, выраженном в тексте, связанном с осознанием несвоевременности смерти, горечью несостоявшегося будущего и необходимостью в максимально сжатые сроки создать концептуально емкое произведение, способное стать «завещанием». В рассмотренном нами случае финальной книги важны подчинение непреложности законов старения и смерти, отсутствие выраженной «программности». Как кажется, особенности мироотношения и реализации его в текстах в каждом случае настолько специфичны, что требуют самостоятельного исследования.
Финальная книга соотносится с последней, однако, на наш взгляд, эти понятия не равнозначны, поскольку объем творческого и жизненного опыта может резко различаться. Кроме того, последняя книга не всегда представляет собой процесс и результат итогового концептуирования всей жизни и творчества и потому, на наш взгляд, не может считаться финальной. Финальная книга также не является синонимом «вершинной» или лучшей книги, поскольку самое сильное в художественном и концептуальном плане произведение может быть написано в начале или середине творческого пути и выполнять иные задачи. Следует признать, что «вершинная» книга может быть финальной, но критерий «вершинности» не является классифицирующим для определения книги как финальной. Финальная книга соотносится с поздним творчеством - как правило, авторы создают ее в старости. Но в тех случаях, когда автор создает книгу в течение нескольких десятков лет («Пирамида» Л. Леонова, «Осударева дорога» М. Пришвина), необходимо более четко оговаривать границы позднего творчества и его соотношение с финальной книгой. Эта проблема, на наш взгляд, также требует самостоятельного рассмотрения.



1. Кириллова И. В. Типы выражения философии природы в лирике (на примере творчества поздней Ахматовой и позднего Пастернака) / И. В. Кириллова // Русская литература XX века: итоги столетия. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - С. 125-131.
2. Кириллова И. В. Диалог Пришвина с собой как форма осмысления и оправдания своего творческого пути / И. В. Кириллова // Дергачевские чтения-2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - С. 131-136.
3. Кириллова И. В. Проблема Эроса и Танатоса в книге рассказов Асара Эппеля «Шампиньон моей жизни» / И. В. Кириллова // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003. - С. 113-115.
4. Кириллова И. В. Коммуникативная неудача в романе Леонида Леонова «Пирамида» / И. В. Кириллова // Речевая культура в разных сферах общения: сб. ст. Вып. II. - Н. Тагил: Изд-во НТГСПА, 2004. - С. 53-59.
5. Кириллова И. В. Феномен финальной книги в русской прозе XX века - к постановке проблемы / И. В. Кириллова // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания. Сб. ст. Ч. I. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2005. - С. 110-114.
6. Кириллова И. В. Конфликт простоты и усложненности в романе Леонида Леонова «Пирамида» / И. В. Кириллова // Дергачевские чтения- 2004. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. - С. 204-207.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ