Художественное освоение исторического пути русской культуры на Урале, образное воплощение жизнедеятельности населения, его духовные поиски и драматические переживания выражены в памятниках словесности, познание которых открывает процесс обретения «духовной оседлости» (термин Д. С. Лихачева), столь необходимого для формирования единого российского духовного пространства.
В современном мировом литературоведении отчетливо высвечивается тенденция к изучению локальных проявлений словесного творчества, к выявлению самобытности культурного потенциала региона. На фоне явственной глобализации озабоченность сохранением собственного лица вызывает к жизни те направления в гуманитарных исследованиях, в которых представлены оригинальность и история формирования целостных культурных регионов. Осознание подобной необходимости проявилось в создании обобщающих исследований о национальных, региональных и краевых процессах развития литературы (башкирской, удмуртской, коми).
Не прошли мимо этой проблемы гуманитарии уральского региона. В обобщающих работах исторического характера страницы, посвященные культуре и искусству края, по традиции, занимали наименьший объем. Опытом филологических размышлений стало издание «Литература Урала: Очерки и портреты» (Екатеринбург, 1998). Но очевидно, что эти издания не могут восполнить современные потребности в осмыслении процесса формирования художественной словесности Уральского региона, ее генетического разнообразия, исторической многофункциональности, воплощения в произведениях различных сословных интересов.
Закономерно появление проекта последних лет по созданию академической истории литературы Урала на базе соединений усилий литературоведов из различных областей и краев Но если для печатной литературы Х1Х-ХХ веков, в связи с открытием категории уральского текста существует ряд фундаментальных исследований (наиболее известные из них: И. А. Дергачев, В. В. Блажес, Г. К. Щенников, В. В. Абашев, Ю. М. Проскурина, Л. П. Быков, Н. Л. Лейдерман, Е. К. Созина, М. А. Литовская и др.), то литература, сохранившаяся в рукописной традиции Урала XVII - XX вв., изучена крайне недостаточно. В контексте поставленной задачи обращение к рукописной литературе способно открыть исторические корни особой энергетики уральского текста, его устремленности к самодостаточности, независимости суждений и оценок.
Письменность для Уральского региона - не только фактор развития края, но и постоянный предмет рефлексии. Именно в письменности видели механизм созидания на далеких землях единого с православной Русью духовного пространства. Письменное слово позволяло ощутить приобщение края к единой российской судьбе. Удаленность уральского региона стимулировала заботу переселенцев о его насыщении книжностью. Расширение русского влияния на восточные территории с конца XIV в. тесно сопрягалось со становлением и развитием в Пермской земле христианской письменности. В «Житии» Стефана Пермского подробно разработана идея обретения православия язычниками - «пермянами» и превращения Пермской земли в неотъемлемую часть Руси. Епифаний Премудрый рисует оптимистичную картину активного усвоения пермскими людьми грамотности, сначала в результате деятельности Стефана, а затем самостоятельного стремления «пермян» к просвещению. Образ Пермской земли, входя в топос русской культуры, оказывался воплощением апостольского служения и зримым символом возможностей христианского слова.
Особенности письменности в Уральском регионе формировались миграционными потоками и были исторически обусловлены характером жизненного уклада переселенцев (крестьян, казачества, предпринимателей, церковных деятелей, государственных чиновников и администраторов и т.п.).
Степень научной разработанности проблемы. Изучение рукописной словесности Урала оказалось возможным в результате большой археографической работы, которая велась в регионе, начиная с XVIII в. Собирать книги и рукописи с научными целями начинает В. Н. Татищев. Посещающие Урал в XVIII-XIX в. исследователи-путешественники (Г. Ф. Миллер, Берх), местные чиновники (Г. Спасский), краеведы (В. Н. Шишонко) открыли целый ряд важнейших для изучения духовной культуры региона памятников письменности.
Первую общественно значимую коллекцию рукописей собрали члены Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), которое было открыто в Екатеринбурге в 1870 г. Члены общества - а это были наиболее активные представители интеллигенции города - занимались изучением истории, археологии, этнографии, записывали и публиковали фольклорные произведения. Они поставили вопрос о систематическом изучении архивов (Н. К. Чупин) и сборе древних книг и рукописей. На открытой по инициативе УОЛЕ в 1887 г. промышленной выставке были продемонстрированы древние книги, собранные на Урале. Коллекционировал древние рукописи и передал их потом в музей УОЛЕ Д. Н. Мамин-Сибиряк. Собранные членами УОЛЕ древние книги после роспуска Общества оказались в Госархиве Свердловской области (ГАСО) и в Историко-краеведческом музее Екатеринбурга .
В конце XIX в. сбором рукописей и архивных материалов занималась губернская ученая архивная комиссии, открытая в Перми в 1888 г. Найденные комиссией книги и документы ныне хранятся в различных хранилищах Перми (Областном краеведческом музее, архиве, областной библиотеке им. А. М. Горького). Информативными коллекциями, возникшими в XVII-XIX вв., обладают и другие хранилища Урала. Крупнейшее из них - Тобольское, где сохранялись реквизированные церковной властью старообрядческие книги и рукописи.
Систематический сбор древнерусских книг и рукописей в XX в. на Среднем Урале был инициирован в 1959 г. Сотрудники и студенты филологического факультета Уральского госуниверситета во главе с В. В. Кусковым привезли из археографической экспедиции в Пермскую область рукописные и старопечатные книги, которые поступили в Научную библиотеку университета. Начиная с 70-х годов сбор рукописных и старопечатных книг становится постоянным, многолетняя работа привела к формированию более чем пятитысячного собрания рукописных и старопечатных книг, хранящегося в научной библиотеке УрГУ. Параллельно велась работа по составлению описаний территориальных собраний и разрабатывалась методика описания рукописей.
В определенном смысле последняя треть XX в. была наполнена интенсивным поиском рукописных и старопечатных книг, археографическими исследованиями охватывались огромные территории на севере России, в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и т. д. Составление описаний территориальных собраний давало бесценный материал для исследований книжно-рукописной традиции локального характера. Особенно ощутимые результаты были получены при описании книжно-рукописной традиции Русского Севера. Подход, сформированный в исследованиях ленинградской академической школы (работы В. И. Малышева, Л. А. Дмитриева), был успешно реализован в позднейших исследованиях больших комплексов территориальных собраний, сопровождавшихся анализом местной традиции средне-вековых произведений (работы Т. Ф. Волковой, А. А. Амосова, А. Н. Власова, Н. В. Савельевой и др.). Следует упомянуть достижения археографов Московской научной школы, составивших внушительное описание Верхокамского (Пермская область) собрания рукописных книг . Принципиально важным явился комплексный подход к изучению словесности, включающий в себя обращение к рукописной и к устно-поэтической традициям региона, осуществленный московскими археографами в ряде изданий.
Существенными и во многом новаторскими явились раз-работки новосибирских исследователей книжно-рукописной традиции. Их трудами пополняются описания сибирских собраний, и в научный оборот вводятся сочинения из старообрядческих рукописей как прошлого, так и недавнего времени, в создании которых принимали участие писатели Урала. К настоящему моменту определена необходимость рассмотрения судьбы классических и ново-открытых текстов древнерусской литературной традиции в кон-тексте духовных исканий староверов. Там, где позволяет источник, учитываются особенности согласий и локуса старообрядческого творчества (работы Н. Н. Покровского, Н. Д. Зольниковой, Е. И. Дергачевой-Скоп, В. Н. Алексеева, А. И. Мальцева, Е. М. Юхименко и др.).
Немалый вклад был сделан в изучении книжно-рукописной традиции Урала. Благодаря исследованиям историков (работы Р. Г. Пихои, А. Т. Шашкова, В. И. Байдина, А. Г. Мосина и др.), старообрядческая книжность оказалась представленной в источниковедческом и историческом аспектах. Догматические вопросы старообрядческого учения в сочинениях староверов характеризуется в исследованиях протоиерея П. И. Мангилева, рукописная традиция духовных стихов из старообрядческой среды много лет была предметом изучения М. Г. Казанцевой и Т. И. Калужниковой.
Существенно в меньшей степени рукописные памятники изучены в филологическом аспекте, и это направление открывается в диссертации как перспективное и важное для характеристики духовной культуры Урала.
Высказанные положения определяют актуальность темы исследования. Вне изучения рукописного наследия невозможно адекватное представление о творческой активности населения, особенностях мировоззрения, эстетических приоритетах и той картине мира, которая в разнообразии вариантов присутствовала в сознании людей Уральского региона. Традиция и самобытность рассматриваются как две взаимосвязанные стороны духовного творчества, получающие конкретное воплощение в зависимости от историко-культурного контекста. Открытие рукописной традиции на Урале в ее различных жанровых и стилевых ипостасях и недостаточная изученность локального историко-литературного процесса актуализируют исследование выдвинутого направления.
Объектом исследования являются рукописные собрания, принадлежащие различным группам населения Урала. Прежде всего, это старообрядческие памятники, собранные в полевых экспедициях на Урале и прилегающих территориях, и связанные с Уралом рукописи, обнаруженные в архивохранилищах Екатеринбурга, Перми, Москвы, Санкт-Петербурга, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Время создания и бытования памятников протягивается от XVII до XX вв.
Жанровый отбор памятников в первой части диссертации обусловлен их близостью к фольклору, который явился для старообрядческих авторов фактором, поддержавшим жизнеспособность средневековой рукописной традиции. Функционирование памятников имело не только эстетическую функцию, но и практическое применение. Назначение рукописей было связано с созданием и сбережением особого старообрядческого пространства, отделенного от греховного мира и мыслимого как необходимое условие спасения. Рассказы староверов об условиях появления памятников, их восприятии, исторических реалиях, получивших образное воплощение, дополняют найденные рукописные тексты. Выявленные в территориальных рукописных собраниях тексты исследуются на пересечении литературной и фольклорной традиций, подвергаются текстологическому анализу с выделением редакций и сопоставляются с фольклорными клише, в которых сконцентрирована народная образность.
Не менее показательным явилось во второй части обращение к рукописям XVII - XIX вв., возникшим в иной среде - культурных гнездах строгановского региона. Уникальная рукописная библиотека крепостных крестьян строгановской вотчины изучается как самодостаточный феномен. Наиболее художественно значимые тексты из рукописной библиотеки подвергаются системному анализу. Среди них входящие в «золотой фонд» русской литературы памятники демократической сатиры, исторические сочинения, лечебник и паремийные жанры.
Целью исследования является выявление в рукописной литературе наследуемых традиций и становление самобытности в тех временных, пространственных и социальных координатах, с которыми соотносятся сохранившиеся рукописи.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих конкретных задач: 1. Выявить и описать рукописи, содержащие жанры, наиболее ярко характеризующие креативность старообрядческой субкультуры Урала; 2. Рассмотреть отражение в «отреченных» жанрах системы древних верований и их христианскую адаптацию. Выявить генетически различные приемы поэтики в произведениях, учитывая особенности письменной и устной культуры слова; 3. Сделать текстологический анализ ряда произведений, установить факторы и носителей редакционного движения текстов, определяя специфику вариативности; 4. Изучить соотношение исторической основы и ее художественной типизации в жанре «Родословия» на основе обращения к архивным источникам, учитывая исторические традиции старообрядческих сочинений; 5. Раскрыть особенности эсхатологических размышлений современных староверов на основе рукописного сочинения о приходе антихриста; 6. Определить особенности понятия «культурное гнездо», рассмотреть условия появления культурных гнезд в строгановском регионе ХУП-ХУШ вв.; 7. Очертить круг проблем, решаемых в связи с изучением памятника XVII в. «Статир», разработать системный подход к тексту, рассмотреть появление произведения в контексте «культурных гнезд» (Соликамск, Орел- городок); 8. Определить особенности крестьянской рукописной библиотеки в связи с проблемой появления частных библиотек XVIII в. Соотнести сюжетно-тематическое разнообразие произведений, своеобразие поэтики с запросами и вкусами владельцев и переписчиков собрания из культурного гнезда Слудка-Ильинское;
8. Рассмотреть фольклорные паремии из сборника Алексея Пищалкина (1869 г.) и их толкование в контексте «ученой» культуры; 9. Подготовить и опубликовать новые произведения и варианты известных древнерусских текстов из рукописного наследия Урала.
Новизна работы состоит в привлечении к исследованию неизвестных или малоизученных рукописей XVII - XX вв. четьего характера, бытовавших на Урале и прилегающих территориях, проведения многогранного анализа памятников с обращением к методам палеографии, кодикологии. Диссертационное исследование сосредоточено на ряде малоизученных проблем, таких как: рукописное бытование устно-поэтических жанров, воплощение творческого начала старообрядческой субкультуры в рукописной литературе, значение культурных гнезд в становлении культуры Урала, феномен крестьянской библиотеки и крестьянская письменная традиция. Выявленные проблемы решаются в возможном приближении к ментальным различиям, характеризующим создателей и потребителей артефактов в различных культурно-исторических контекстах.
Методологическую и теоретическую базу диссертации составляют работы отечественных и зарубежных исследователей в области археографии, средневековой литературы, устно-поэтического творчества. В основу положен принцип системного подхода, который предполагает изучение рукописного материала в его целостности через связи различного характера. Изучение исторических корней образности в соединении с представлениями о бытовании текста, его функционировании в контексте региональной культуры сочетаются с исследованиями текстологического плана. Обращение к сравнительно-типологическому методу позволяет раскрыть взаимосвязи поэтики текста с литературной и фольклорной основой, что важно, учитывая специфику материала. Столь же существенным оказывается обращение к герменевтике, тем более что в одном из рукописных сборников 1869 г. открыт и изучен вариант «народной герменевтики». Результативно применение культурно-антропологического подхода, в котором артефакты рассматриваются как воплощение интересов и судеб их создателей и потребителей.
Теоретическая значимость работы. В диссертации выявлены локальные векторы развития рукописной литературы и определена их корреляция с оптимальными методами исследования. Доказано, что креативное начало в рукописной традиции староверов не ограничивается локальной традицией, а распространяется в рамках согласий и за их пределами. Различные жанры старообрядческой словесности объединены важной функцией внелитературного свойства. Они призваны создавать и сохранять пространство «истинной» веры, что сказывается на особенностях бытования текстов, влияет на образный строй памятников. Рукописная традиция поддерживает на новом художественном уровне жанры «отреченного» и лиро-эпического характера, устно-поэтическая основа придает жизненную энергию исторической и эсхатологической прозе.
Развитие теории «культурных гнезд» позволяет увидеть в литературных памятниках ХУ11-Х1Х вв. строгановского региона своеобычность и связь с локальными корнями поэтики произведений. Разнообразие и беллетристическая направленность текстов дает возможность рассмотреть развитие национальной ментальности в слое формирующихся из крепостных крестьян предпринимателей. Становление единого духовного пространства, более подробно представляемое в направлении от «высокой» культуры к народной, дополняется в диссертации фактами встречного движения в народной культуре. Эти явления, будучи порождением местной традиции, имеют общенациональное значение.
На защиту выносятся следующие положения: 1. В представленной работе рассмотрены важные аспекты бытования рукописной словесности ХУП-ХХ в. на Урале в связи с проблемой наследования традиций и обретения самобытности. Обращение к рукописной литературе вызвано пониманием, что именно в этой части русской логосферы сплетаются интересы читателей и авторов, отражается творческий потенциал региона и выявляется пафос общественных настроений.
2. Религиозное движение старообрядчества, став выразителем народных умонастроений, экстренно приобщило к письменности многочисленных носителей традиционной крестьянской культуры, что привело не только к расширению грамотности, но к неизбежному изменению творческой манеры создателей рукописных памятников. На пути ускоренного овладевания письменной словесностью создалась многожанровая самобытная литература, не совпадавшая с магистральным развитием русской культуры ХУШ-ХХ вв., но сохраняющая общезначимые черты народно-христианской традиции.
3. Заклинательно-магические произведения, получают в рукописной традиции дополнительный стимул, исходящий из признания сакральной семантики старославянской письменности. Включение в рукописную традицию изменяет образную структуру текста, влияет на композицию, объем, характер бытования памятников. В уникальном заговоре о пчелах появляется образ право-славной Руси как воплощение идеального мироустройства.
3. Апокрифический сюжет «Сон Богородицы», переписываемый в виде нарратива, играет роль «народной Библии» и имеет функцию оберега. Духовный стих на этот сюжет актуализирует семейно-родовые связи, показывая любовь и ответственность Сына Божия за судьбу Богородицы. Заговор воскрешает жертвенное значение пролитой крови.
4. Духовные стихи, получившие в старообрядческой среде «второе дыхание», акцентируют внимание на родовых связях человека и видят в их нарушении катастрофическую угрозу жизни. К родовому конфликту старшего и младших братьев сведено столкновение князей в стихе о Борисе и Глебе. В условиях ожидаемого конца света, признаки которого староверы находили в окружающей действительности, родовые связи оценивались как устойчивая поддержка человека в его борьбе с враждебным миром. При определенном радикализме староверия, задатках в нем фанатичного мироощущения апокрифы и духовные стихи давали ноту величайшего сочувствия к человеку, усиливали надежду на милосердие и прощение. Сатирический стих «О пьянице» соединяет прием комической травестии и нравоучительный пафос.
5. Чувству трагического отделения староверия от Святой Руси противостояло написание исторических сочинений - Родословий согласий (ХУ111-Х1Х вв.), в которых создавался образ мира, в одной части которого господствовал грех и сознательное стремление к разрушению, в другой - царствовала добродетель. Историческое полотно ткалось из сочетания эсхатологии и утопии. В «Родословии» поморского согласия соединяются мемораты и письменные свидетельства. Типологизация ситуаций и персонажей в памятнике направлена на мифологизацию истории. Архетипические представления о жизни человека как части судьбы рода, о необходимости жертвенного начала, о неразрывной связи с дониконовской Русью через судьбу праведника свидетельствовали о настойчивом желании видеть старообрядческий мир достойным спасения.
6. Эсхатологическая идея о приходе антихриста в мир была в центре внимания староверов на протяжении нескольких столетий, обретая в новых условиях не только новые имена мировых злодеев, но и новые обличья. Сочинение о «звере - комплютере» переписывается в XX в. (80-е г.) прихожанином белокриницкого согласия, жителем уральского села. Его стремление воспроизвести текст, принадлежащий иной технически совершенной культуре, приводит к появлению в произведении многочисленных «темных» мест. Эта зашифрованность текста объясняется переписчиком не-постижимой природой антихриста.
7. Рукописи, связанные с культурой строгановского культурного региона, изучаются в контексте «культурных гнезд», возникновение которых на протяжении ХУ1-ХУ111 вв. - самобытнейшее явление истории культуры Урала. Обращение к оригинальной рукописи конца XVII в. - сборнику проповедей анонимного автора «Статир», возникшей в Орле-городке, приводит к выводу об отнюдь не провинциальном характере литературного процесса на востоке России.
8. Формирование слоя читателей с новым кругозором и с более светскими и широкими представлениями отразила крестьянская библиотека сел Слудка - Ильинское (Пермская губерния) середины XVIII - начала XIX в. Ее содержание свидетельствует о многогранности и сложности духовного мира крепостных крестьян строгановской вотчины, демонстрирует их исторические и беллетристические предпочтения.
9. Рукописные памятники, входящие в библиотеку, раскрывают мировоззренческие поиски крестьян. В уникальном сборнике с памятниками демократической сатиры XVII в., представлены различные аспекты судьбы человека: от успешных и поворачивающих жизнь к лучшему (Повесть о куре и лисице, Повесть о Шемякином суде, Повесть о бражнике) - в одних, до фатально неудачных - в других (Азбука о голом и небогатом человеке, Повесть о Фоме и Ереме). В финале читатель приходил к выводу, что жизненный успех обеспечивается деятельностью самого человека, его ловкостью, хитростью и умом.
10. Надежда на свои силы приводит к неоднократному переписыванию в крестьянской среде энциклопедического лечебника, где соединены рецепты использования трав и других природных материалов для наведения порядка в доме, охраны здоровья, избавления от жизненных неудач. Воедино совмещались рациональные советы, основанные на житейском опыте, и заклинатель- но-магические формулы.
11. Самобытный аспект имела просветительская направленность библиотеки. Освоение латинской образованности происходит через приобщение латинских фольклорных и литературных афоризмов к русским народным пословицам и поговоркам. Палео-графические особенности рукописи XVIII в. показывают, что в процессе перевода образные фольклорные выражения преобладали над точностью передачи латинских афоризмов.
12. Поиск нового героя продолжен в письменной традиции вышедшего из крестьян администратора строгановского правления в с. Ильинском Алексея Пищалкина (XIX в.). Он создает трактаты по исправлению крестьянской нравственности, в одном из которых он является главным положительным героем. В другом рукописном трактате предлагается ряд мер против пьянства на ярмарке. Уважаемый всеми член правления наряду с пословицами, поговорками, меткими выражениями собирает памятники народного красноречия, посвященные винопитию. Однако цель составленного им сборника - не только запись популярных высказываний, в рукописи они соотнесены с системой положительных и отрицательных характеристик индивида, составленных в координатах «ученой» культуры.
Научно-практическая ценность работы. Собранный литературный материал и результаты исследования существенны для создания академической истории литературы Урала и для описания региональных рукописных собраний. Результаты могут стать надежной основой для спецкурсов и общих курсов по истории русской литературы и истории литературы Урала в вузовской программе. Многие главы диссертации актуальны для преподавателей средней школы. По материалам исследования разработаны и прочитаны (1999 - 2005) спецкурсы для студентов Уральского госуниверситета: «Взаимодействие рукописной и устно-поэтической традиций в русской словесности Урала», «Рукописная литература Урала: проблема регионального подхода». Диссертационные материалы использовались в цикле лекций для учителей по истории культуры Урала (2003-2005 гг., Институт регионального образования).
Использование результатов исследования. Апробацию основные положения диссертации получили в докладах и сообщениях на 22 научных конференциях (1987 - 2005 гг.), в том числе международных: «Христианское миссионерство как феномен истории культуры» (1996, Пермь), «Народная культура, письменность, христианство» (1998, Нижний Новгород), «Изучение стран Восточной Европы» (2000, Тампере, Финляндия), III Международная научно-практической конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи» (2001, Улан-Удэ), «Книга и литература в культурном контексте» (2001, Новосибирск, НГУ, и ГПНТБ), «Сибирь: опыт освоения и путь в XXI век» (2005, Новосибирск, Институт истории СО РАН), «Древнерусское духовное наследие в Сибири. Научное изучение памятников традиционной русской книжности на востоке России» (2005, Новосибирск, НГУ и ГПНТБ СО РАН), всероссийских: «Дергачевские чтения: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» (1996, 1998, 2000, 2002, 2004, Екатеринбург, УрГУ), «Бирюковские чтения» (1987, 1988, 1998, Челябинск), I Сибиро-Уральский исторический конгресс «Культурное наследие Азиатской России» (1997, г. Тобольск), «Археографические чтения» (1998, 2000, Екатеринбург, УрГУ), «Ремезовские чтения: Культура провинции» (2003, 2005, Тобольск), «Литература Урала; история и современность» (2005, Екатеринбург, УрГУ и ИИиА УрО РАН), межрегиональных: «Сибирь на перекрестке мировых религий» (2001, Новосибирск).
Прочитан доклад на расширенном заседании сектора истории литературы Урала Института истории и археологии УрО РАН (2005 г.), на заседании Ученого совета Объединенного музея писателей Урала (2005 г.).
Основное содержание диссертации отражено в двух моно-графиях (одна коллективная) и статьях, наиболее существенные из которых представлены в списке в конце автореферата.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух основных частей, Заключения, списка литературы и Приложения. Каждая часть диссертации включает в себя 4 главы, в главах выделены разделы. В Приложении публикуются новонайденные рукописные заговоры, апокриф «Сон Богородицы» в двух редакциях, духовные и сатирические стихи, новые списки произведений древнерусской литературы из крестьянской библиотеки XVIII - XIX вв. (исторические и сатирические повести, паремийные жанры, лечебник). Здесь же приведены описания использованных рукописей, включая описание библиотеки крестьян строгановской вотчины, и справочный аппарат.
В Заключении кратко сформулированы основные выводы диссертации. Возникающее в процессе изучения сравнение двух различных направлений в рукописной традиции Уральского региона показывает, насколько многообразными и разнонаправленными были творческие поиски в духовной культуре. Старообрядчество стремилось сформировать собственную субкультуру, на основе сохранения в культурном пространстве признаков Святой Руси. Креативный аспект народного православия был неразрывно связан с обращением к христианской литературе в соединении с устно-поэтической традицией.
Рукописная библиотека строгановских крестьян свидетельствуют о стремлении к расширению репертуара беллетристических произведений, переписыванию памятников генетически различного типа (христианской, городской, прозападной). Это способствовало выработке кругозора, свойственного в большей степени не традиционной христианско-патриархальной культуре, а «ученой», городской. В культурных гнездах строгановского региона формируется «третья» культура, являющаяся показательным феноменом стремления к общенациональному объединению в пространстве словесного творчества.
Обращение к рукописному материалу открывает важные процессы становления самобытной русской духовной культуры на Урале, в которой воплощались различные историко-культурные интенции.
1. Истоки представлений о старообрядчестве в творчестве Д.
Н. Мамина-Сибиряка // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 5. - Екатеринбург, 2002.- С. 97-122.
2. Рукописная словесность Урала: наследование традиций и обретение самобытности: В 2 т. Т.1. Рукописный облик устного слова. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. - 224 с.
3. Рукописная словесность Урала: наследование традиций и обретение самобытности: В 2 т. Т. 2 Рукописная традиция строгановского региона. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. - 228 с.
4. Зарождение литературной жизни на Урале (XVII-XVIII вв.) // Литература Урала. Очерки и портреты: книга для учителя. Екатеринбург, 1998. С. 51-106.
5. Русская литература XVIII века. Материалы к урокам в средней школе: учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. - 100 с.
6. Царский секретарь Игнатий Воронцов и донской казак Игнатий Воронков (К истории новонайденной повести «Родословие поморской веры на Урале и в Сибири») // Новые источники по истории классовой борьбы трудящихся Урала. Свердловск, 1985. - С. 71-91. Соавт.: Р. Г. Пихоя.
7. Сатирический стих о пьянице в собрании рукописей Уральского университета // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма. Новосибирск, 1987. - С. 226¬233.
8. Изучение взаимодействия рукописной и фольклорной традиций в демократической литературе Урала и Сибири в советской историографии // Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск, 1988. С. 93¬98.
9. К вопросу о фольклоризации образов Бориса и Глеба в духовных стихах // Публицистические и исторические сочи-нения периода феодализма. Новосибирск, 1989. - С. 132 - 144.
10. Проблема сатирической традиции в словесности Урала ХVIII в. // Научно-технический прогресс: исторический опыт и современность. Взаимодействие технического и социального прогресса в эпоху феодализма: (Информационные материалы). Свердловск, 1989. - C. 59-62.
11. Описание рукописных книг: метод. указания. Свердловск,
1989.- 34 с. Соавт.: С. А. Галишев, И. А. Манькова, А. Т. Шашков.
12. Литературные интересы уральских крестьян XVIII в. // Взаимосвязи города и деревни в их историческом развитии. Тез. докл. 22-ого Всесоюзн. симпоз. по изучению проблем аграрной истории. М., 1989. - С. 149-151.
13. Рукописный лечебник XVIII в. строгановского крестьянина Василия Демидова // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск,
1990. - С. 75-83.
14. Проблема человеческой судьбы в рукописном сборнике повестей строгановского крестьянина XVIII в. // Народная культура Урала в эпоху феодализма. Свердловск, 1991. - С. 8-33.
15. Рукописная библиотека строгановских крестьян XVIII¬XIX в. // Книга в культуре Урала XVI - XIX вв. Свердловск, 1991.- С. 61-88.
16. Апокриф «Сон Богородицы» в поздней рукописной традиции (по материалам территориальных собраний УрГУ) // Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. - С. 65-70.
17. «Переписка чигиринских казаков с турецким султаном» в собрании рукописей строгановских крестьян XVIII в. // Проблемы изучения традиционной культуры Севера: К 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1992. - С. 93¬105.
18. Рукописные заговоры в собраниях Екатеринбурга // Релгия и церковь в Сибири. Вып. 3. Письменные и устные источники заговоров. Тюмень, 1992. - С. 5-38.
19. Рукописная словесность Урала: проблема региональности // Дергачевские чтения - 96. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Тез. докл. и сообщ. Екатеринбург, 1996. - С. 93-97.
20. «Питейная» тема в народном красноречии (о рукописном сборнике строгановского служащего XIX века) // Вопросы истории культуры. Вып. 1. Екатеринбург, 1997. - С. 68-80.
21. «Культурные гнезда» на Урале. // Культурное наследие Азиатской России: Материалы Его Сиб.-Урал. ист. конг. Тобольск, 1997. - С. 158-159.
22. Американское сочинение об Антихристе - компьютере в интерпретации уральского старовера // Исследования по истории книжной и народной культуры Севера. Сыктывкар, 1997.- С. 118-130.
23. Фольклорные паремии и народная герменевтика в рукописном сборнике строгановского служащего // Книга и литература. Новосибирск, 1997. - С. 171-183.
24. Просветительские идеалы и публицистический пафос «Наказа» В. Н. Татищева // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997. Вып. 1. - С. 153¬158.
25. К вопросу о динамике развития словесной культуры Урала // Дергачевские чтения - 98: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Материалы межд. научн. конф. Екатеринбург, 1998. - С. 261-263.
26. «Genius loci» Екатеринбурга в очерке Д. Н. Мамина- Сибиряка // Культурное наследие российской провинции: история и современность. К 400-летию г. Верхотурья. Тез. докл и сообщ. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург,
1998. - С. 225-230.
27. Жанровые разновидности апокрифического сюжета «Сон Богородицы» // Древнерусская книжная традиция и современная народная литература. Тез. докл. Межд. научно- практ. конф. Нижний Новгород, 1998. - С. 68-70.
28. Культ святых Бориса и Глеба в фольклорно¬
мифологическом пространстве // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 138-156.
29. Устная и рукописная традиции апокрифического сюжета «Сон Богородицы» // Фольклор Урала. Устная и рукописная традиции. Екатеринбург, 2000. - С. 209-246.
30. Родословные нарративы в устной и письменной словесности: онтологический смысл и жанровые очертания // Человек и общество в информационном измерении. Материалы региональной научн. конф. Екатеринбург, 2001. - С. 143¬150.
31. «А сию книгу писал крестьянина сын своею рукою...» О библиотеке крепостных крестьян графа А. С. Строганова // Книжная старина Урала. Екатеринбург, 2001. - С. 22-43.
32. Источниковедческий статус конфессионального фольклора и особенности собирательской деятельности // Фольклор народов России: Фольклор. Миф. Литература. К 90- летию проф. Л. Г. Барага. Уфа, 2001. - С. 90-104.
33. Старообрядчество в творческой биографии Д. Н. Мамина- Сибиряка // Дергачевские чтения - 2000: Русская литера¬тура: национальное развитие и региональные особенности. Материалы Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2001. С. 208 - 215.
34. Мифологизация истории в старообрядческих «родословиях» // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Материалы III междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2001. С. 323 - 326.
35. Сборники в рукописной традиции позднего староверия: смысловое наполнение и функции в тексте культуры // Си-бирь на перекрестке мировых религий. Материалы межрегион. конф. Новосибирск, 2002. - С. 120-123.
36. Боярыня Федосья Морозова: женский взгляд издалека // Книга и литература в культурном контексте. Сб. научн. ст., посвящ. 35-летию начала археогр. работы в Сибири (1965-2000 гг.). Новосибирск, 2003. - С. 407- 410.
37. «Сон Богородицы» в пространстве устного и письменного слова // Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII - XVIII веков. Первые ремезовские чтения: Провинция в культуре России. Тобольск, 2005.- С. 231-260.
38. «Государев атаман» Ермак Тимофеевич: векторы идеализации // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI - XX вв. Новосибирск, 2005.- С. 296-317.
39. «Житие Стефана Пермского» в культурно-историческом контексте эпохи // Археографический альманах - 2005. Екатеринбург, 2005.- С. 6-41.
40. Концепт «культурное гнездо»: возврат из забвения // Литература Урала: история и современность. Екатеринбург, 2006. - С. 30-37.
41. Ведущие жанры рукописной старообрядческой словесности //Abstracts. VI ICCEES World Congr. Tampere, 2000. P. 403-404.
42. History and Current Situation of the Old Belief. Materials for an Atlas of Old Believers // Religion in Eastern Europe. 1998. Vol. 18, № 2. - P. 35-48.
43. On Peculiar Features of the Old Believers’ Culture in the Ural Region. //: Religion in Eastern Europe. 1998. Vol. 18, № 2. - P. 49-55.
44. A Plan for an International Atlas 1992. A Plan for Historico- Cultural Maps of the Old Believers // «Silent as Waters We Live»: Old Believers in Russia and Abroad Cultural Encounter with the Finno-Ugrians / Ed. by Juha Pentikainen. Helsinki,
1999.- Р. 131-133. Соор.: V. I. Baidin.
45. Between Vyatka and Volga in the West, the Ishim and Irtysh in the East. The History and Present Position of the Old Believers in the Russian Noryh // «Silent as Waters We Live»: Old Be¬lievers in Russia and Abroad Cultural Encounter with the Finno-Ugrians / Ed. by Juha Pentikainen. Helsinki, 1999. - Р. 28-39. Goop.: V. I. Baidin.