Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лирическая трилогия Александра Блока: формы авторского сознания

Работа №103092

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы14
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Александр Блок — один из крупнейших художников своего времени, творчество которого не только сыграло важную роль в развитии русской поэзии, но и стало репрезентативным для философско-эстетического мировоззрения целой литературной эпохи. Поэзия Блока, по всеобщему мнению, есть узловая точка пересечения «старого» (связанного с эстетикой девятнадцатого века) и «нового» (рождающегося именно в стихах Блока) миропонимания, которые в творчестве поэта со-ответственно замыкаются и начинаются. Долгая история изучения творчества Блока породила мощную научную традицию, в русле которой деятельность множества исследователей, придерживающихся самых различных методологий и нередко приходивших к самым противоречивым выводам как частного, так и общего характера, в целом привела к появлению некоего общепринятого представления о поэзии Блока — «блоковского мифа», основой которого является взгляд на творческую эволюцию поэта как на последовательную принципиальную смену ряда этапов. При этом преемственность ряда элементов поэтики Блока никогда не отрицалась, но ей придавалось, как правило, второстепенное значение, несопоставимое с акцентированием тех изменений, которые эта поэтика претерпевала в результате творческой эволюции как безусловно поступательного процесса.
Эта целостная картина представлений о Блоке с современной точки зрения не может быть признана удовлетворительной. Во-первых, многие исследованиях монографического характера, написанные в советское время, подчинены идеологической составляющей — стремлению увязать творчество поэта с существовавшим общим взглядом на историю отечественной литературы нового времени. Во-вторых, огромная работа, проделанная в 1960-е—1980-е гг. и начатая как детализация магистральных положений «блоковского мифа», привела к тому, что накопленный объем научной информации о творчестве поэта потребовал осмысления на качественно новом уровне. Эта информация в настоящий момент представляется нам базовым и в определенном смысле первоначальным материалом для дальнейшего осмысления феномена Блока с более общих позиций. Однако полноценный синтез всего наработанного научного материала представляет собой задачу, решение которой едва ли возможно из-за внутренней противоречивости некоторых положений блоковедения. Вероятно, вследствие такого противоречия основной тенденцией блоковедения в настоящий момент становятся попытки предложить новый целостный взгляд на поэзию Блока, для которых характерно использование в качестве инструмента интерпретации концепций различного, иногда внелитературного характера. Тем не менее мы убеждены, что серьезные шаги в этом направлении возможны и без выхода за рамки традиционной литературоведческой методологии и что накопленный материал может быть переосмыслен в этих рамках.
Научная новизна. Общеизвестно, что поэт считал свое «Собрание стихотворений» единым произведением, не просто лирической трилогией, но «романом в стихах». Однако до настоящего времени собственно романная специфика «Собрания стихотворений» фактически оставалась без внимания. Характеристика трех вариантов авторского сознания в лирической трилогии А. Блока и особенности их соотнесенности с выделенными в результате анализа тремя главными ее персонажами позволяет говорить о трилогии как едином произведении с устойчивой системой персонажей и цельнооформленным сюжетом романного типа. Тем самым работа также предлагает принципиально новый взгляд на творческий путь поэта, который в этом случае может рассматриваться как внутрисюжетная категория трилогии.
Цели работы состоят в том, чтобы выявить элементы поэтики лирической трилогии А. А. Блока, позволяющие говорить о ней как о законченном произведении романного типа, и показать художественную специфику «идеи пути Блока» как важнейшего сюжетного элемента поэтической трилогии.
Этим определяются основные задачи работы:
— решить текстологическую проблему, связанную с наличием нескольких редакций поэтической трилогии А. Блока и ее отдельных составляющих;
— рассмотреть специфику субъектной организации поэтической трилогии и соотношение субъекта речи стихотворения и субъекта его сознания;
— выделить стабильные типы сознания, основные сюжетные линии трилогии и показать их взаимосвязь;
— установить соответствие этих типов сознания художественным персонажам трилогии;
— проследить по ходу трилогии эволюцию сознания каждого из персонажей в связи с бытующим представлением о творческой эволюцией самого А. Блока.
Исследование ведется на материале всей лирики поэта, включенной им в «Собрание стихотворений в трех томах» в последней прижизненной редакции. В качестве дополнительного материала привлечены другие его произведения, дневники, переписка и биографические материалы, а также некоторые произведения писателей — современников поэта (Ф. Сологуб, Андрей Белый).
Решение поставленных задач потребовало обращения к структурно-семиотическому, сравнительно-типологическому и историко-культурному методам исследования.
Методологическую основу диссертации составляют работы Ю.Н. Тынянова, Р.О. Якобсона, Б.М. Эйхенбаума, В.Б. Шкловского, В.М. Жирмунского, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Л.Я. Гинзбург, а также труды широкого круга исследователей творчества А. Блока и поэзии Серебряного века (таких, как Д.Е. Максимов, З.Г. Минц, Ю.К. Герасимов, Н.В. Котрелев, Р.Д. Тименчик, С.Л. Слободнюк и других), философские и эстетические сочинения В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Андрея Белого, Н.А. Бердяева, Вяч. Иванова.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее методики, материалов и выводов в общих курсах по истории русской литературы ХХ века; для дальнейшего анализа творчества поэта, как в связи с возможностью сопоставления полученных результатов с другими произведениями Блока, так и в ходе типологического сопоставления с творчеством других художников; для решения проблемы целостности стихотворного цикла, изучения внутрицикловой и, в особенности, межцикловой композиции, а также для дальнейшего изучения столь специфического жанра, как жанр поэтической книги; для анализа проблемы субъектной организации художественного произведения — как поэтического, так и прозаического; для анализа романтического сознания вообще как одного из важнейших типов творческого сознания, сыгравшего решающую роль в литературной истории новейшего времени и продолжающего оставаться актуальным и для современной литературной ситуации.
Апробация работы. Материалы и результаты диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы ХХ века Уральского государственного университета, служили основой для докладов на двух межвузовских и двух международных конференциях, ряд основных положений диссертации отражены в шести публикациях автора.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Содержание изложено на 198 страницах. Список литературы включает 345 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Ильенков А. И. «Стихи о Прекрасной даме» Ал. Блока: специфика субъектной организации // Дергачевские чтения -98: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Материалы международной научной конференции. — Екатеринбург, 1998. — С. 126—128.
2. Ильенков А. И. Опыт концептуального анализа рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» // Архетипические структуры художественного сознания: Сборник статей. — Екатеринбург, 1998. — С. 47—52.
3. Ильенков А. И. Лирический герой и лирический персонаж в «Стихах о Прекрасной Даме» Александра Блока // Известия Уральского государственного университета 2000. № 17. Гуманитарные науки. Вып. 3. — Екатеринбург, 2000. — С.75 — 92.
4. Ильенков А. И. Адюльтер в сказках Пушкина: подтекст и сверхтекст // Архетипические структуры художественного сознания. Сборник статей. Выпуск второй. — Екатеринбург, 2001. — С. 3 — 14.
5. Ильенков А.И. Об одном стихотворении и одном сюжете А. Блока // Дергачевские чтения — 2000. Русская литература: Национальное развитие и региональные особенности. Материалы конференции. В 2 ч. — Т.2. — Екатеринбург, 2001. — С. 107—112.
6. Ильенков А.И. О скрытой композиции лирической трилогии Александра Блока // Архетипические структуры художественного сознания. Сборник статей. Выпуск третий. — Екатеринбург, 2002. — С. 128—138.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ