Введение………………………………………………………………………
ГлаваI. Теоретические основы развития интереса младших школьников к изучению иностранного языка при обучении иноязычному чтению……………………………………………………………………………..
1.1. Обучение младших школьников иноязычному чтению ……......
1.2. Проблема обучения с увлечением на начальном этапе школьного иноязычного образования ……………………………………...
1.3. Приёмы развития интереса младших школьников к изучению английского языка при обучении иноязычному чтению…………………………………………………………..............
Глава II. Практический аспект использования некоторых приёмов развития интереса младших школьников к изучению иностранного языка при обучении иноязычному чтению…………………………………………
2.1 Начальный этап исследования. Первичная диагностика……......
2.2 Практический этап исследования …………………………………
2.3 Сравнительный анализ результатов……………………………….
Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иностранному языку очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса по иностранному языку играет интерес к его изучению. Он способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или иного упражнения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности.
В современных условиях иностранный язык рассматривается как средство общения и привлечение к культуре другого народа. Это постепенно становится доминирующей стратегией преподавания иностранного языка в начальной школе. Особое внимание отводится обучению иностранному языку школьников в начальных классах, так как в детстве склонность к изучению языков намного выше.
Не требует специального доказательства тот факт, что иностранный язык в условиях современного школьного обучения в основном познается на основе чтения. Именно поэтому особенно важно в первую очередь формировать у детей младшего школьного возраста интерес к иноязычному чтению, как средству познания, как самого языка, так и культуры, в которой он функционирует.
С естественным ходом времени происходит смена поколений. Каждое поколение использует собственные средства для более эффективного познания окружающей действительности. К сожалению, следует отметить тот факт, что чтение не является более самым востребованным способом. Причиной тому становится появление широкого спектра современных гаджетов, предоставляющих информацию в форматах фото, видео и аудио. Именно этот простой и быстрый способ получения интересующей информации существенно ослабляет интерес к чтению, как средству познания.
Актуальность данной работы заключается в предпринятой попытке заинтересовать младших школьников изучением английского языка, сделав при этом основным средством именно чтение. Исходя, из этого был определен научный аппарат работы. Проблема: как эффективнее формировать интерес младших школьников к изучению иностранного языка при обучении иноязычному чтению?
Объект: процесс обучения иноязычному чтению.
Предмет: интерес младших школьников к иностранному языку.
Цель: в ходе практического исследования определить наиболее эффективные приёмы формирования интереса младших школьников к изучению иностранного языка при обучении иноязычному чтению.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Представить в теоретическом аспекте процесс обучения иноязычному чтению младших школьников.
3. Раскрыть сущностную характеристику интереса младших школьников к изучению иностранного языка.
4. Определить наиболее эффективные приёмы развития интереса младших школьников к изучению иностранного языка при обучении иноязычному чтению.
5. Сформулировать выводы по результатам теоретического и практического исследования.
Гипотеза: интерес младших школьников к иностранному языку будет формироваться более успешно в процессе занимательного обучения иноязычному чтению.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературных источников, синтез отобранных фактов, обобщение, конкретизация, моделирование выпускной квалификационной работы, классификация;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.
База исследования: МКОУ ООШ №4, 2 класс.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в рамках данной работы во взаимосвязи рассматриваются вопросы развития интереса младших школьников к изучению иностранного языка и обучения иноязычному чтению. В результате исследования будут определены эффективные приемы развития интереса младших школьников, как к изучению иностранного языка, так и к чтению на иностранном языке.
Практическая значимость заключается в том, что рекомендации, выводы и результаты данной работы могут быть использованы для развития интереса младших школьников к изучению иностранного языка при обучении иноязычному чтению, особенно полезны они будут начинающим педагогам.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по теме исследования, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Решение проблемы привития интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания. На современном этапе развитием интереса занимаются такие ученые как Алексеева М.П., Басангова Р.Б., Быкова С.В., Зимина С.В., Казак А.Н., Масловская Т.А., Нестерова Н.Ю. Филиппова А.Т.
В современных условиях иностранный язык рассматривается как средство общения и привлечение к культуре другого народа. Это постепенно становится доминирующей стратегией преподавания иностранного языка в начальной школе. Особое внимание отводится обучению иностранному языку школьников в начальных классах, так как в детстве склонность к изучению языков намного выше.
Не требует специального доказательства тот факт, что иностранный язык в условиях современного школьного обучения в основном познается на основе чтения. Именно поэтому особенно важно в первую очередь формировать у детей младшего школьного возраста интерес к иноязычному чтению, как средству познания, как самого языка, так и культуры, в которой он функционирует.
Чтобы интерес к чтению у ребёнка не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.
Как же увлечь детей изучением иностранного языка? Психологами было доказано, что игра «оправдывает»переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности.
Как же вызвать живой интерес ребенка и научить «слушать»?В ходе исследований было выяснено, что игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Казалось бы, необходимость чтения очевидна не только учителям, но и ученикам. 2 класс средней школы традиционно считается наиболее благоприятным периодом для овладения вторым языком. Поэтому, перед учителем стоит задача научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. Зная это, учитель может грамотно построить план практической деятельности детей. Как показало практическое исследование, дети намного охотнее читают на английском языке, когда перед ними стоит задача не просто прочитать тест, а выполнить задания. Больше детям нравятся задания с применением творчества и разнообразных заданий.
Согласно результатам практического исследование использование такого рода работы при изучении английского языка способствовало повышению интереса детей к этому предмету. Из представленных в главе ІІ диаграмм видно, что с помощью применения текстов на чтение, подобранных с учётом читательских предпочтений учащихся, помогло повысить уровень интереса учащихся к английскому языку с 6 в начале до 11 учащихся в конце исследования.
Таким образом, гипотеза, что интерес младших школьников к иностранному языку будет формироваться более успешно в процессе занимательного обучения иноязычному чтению – нашла своё подтверждение.
Цель исследования: в ходе практического исследования определить наиболее эффективные приёмы формирования интереса младших школьников к изучению иностранного языка при обучении иноязычному чтению – достигнута. Все задачи – решены.
1. Азовкина А.Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения // Иностранные языки, 2003. №2 – 39 с.
2. Азоровская А.Е. Чтение – вот лучшее умение. Коммуникативная методика // Иностранные языки в школе, 2003. № 3 – 47 с.
3. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 112 с.
4. Воробьева М.Ю.Обобщение опыта работы учителя английского языкаI квалификационной категории [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/tema-pedagogicheskogo-opita-effektivnie-metodiki-rannego-inoyazichnogo-obrazovaniya-shkolnikov-597643.html (дата обращения 10.10.2018)
5. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Акимова Н.В. Методика обучения иностранным языкам. / М.: Издательство «Феникс», 2017. 350 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2017, 336 с.
7. Гей. Н.В. Белинский В.Г. и русская литература. М.: Художественная литература, 2009. 42 с.
8. Давыдов А.В. Мемуары работающего пенсионера [Электронный ресурс]. URL:http://www.proza.ru/2004/01/26-96 (дата обращения 12.10.2018)
9. Дереклеева Н.И. Справочник завуча начальной школы. М.: Издательство «ВАКО», 2006 год. С 106.
10. Кедрова А.С. Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции. [Электронный ресурс] URL:p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/310512/ (дата обращения 15.10.2018)
11. Кувалдина Е.А. Методика исследования познавательных интересов младших школьников. / М.: Издательство ВятГГУ, 2007. 132 с.
12. Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски: Книга для учителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 106 с.
13. Макарчева Н.А. Методы активизации учебной деятельности на уроках английского языка. [Электронный ресурс] URL:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509881/ (дата обращения 23.10.2018)
14. Осипова М.П., Кончаловская Н.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Минск, 1999. 94 с.
15. Рубинштейн С.Н. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2015. 705 с.