Актуальность исследования. Социально-экономические и научно-технические преобразования в нашей стране и во всем мире сформировали новую среду социально-экономического и интеллектуального развития в XXI веке. На современном этапе научно-технический прогресс проявился в революционных достижениях в области средств и методов хранения, обработки и передачи информации. Информационные технологии и их практическое применение во всех сферах деятельности человека стали фактически знаковым явлением, которое свидетельствует не о гипотетическом, а практическом появлении информационного общества. Это означает, что сфера производства, наука, техника, управление, социальная, культурная и духовная жизнь общества переходят в новое качественное состояние. Новые технические средства и информационно-сетевые технологии, сетевые, виртуальные методы деятельности создают небывалые возможности по сравнению с традиционными технологиями.
Библиотечно-библиографическая деятельность, являясь изначально социально направленной, также подвержена преобразованиям. Современная библиотека это не автономное книгохранилище с ограниченным доступом к информационным ресурсам, а сложная инфраструктура, связанная с обеспечением быстрого и эффективного доступа к накопленной информации. Основная социальная задача библиотеки заключается в оказании услуг, обеспечивающих открытый и равный доступ к информации для всех категорий пользователей. Внедрение телекоммуникационных технологий, в том числе и Интернет, в библиотечную практику позволяет библиотекам наиболее эффективно выполнять свою деятельность по удовлетворению информационных потребностей пользователей.
Внедрение новых информационных технологий в библиотечную практику влечет за собой реорганизацию деятельности библиотек и библиотечных специалистов и появлению новых функций. Эти функции возникают на границе двух сфер: сферы технических средств и сферы практических приложений этих средств, поэтому существует объективная потребность в подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в информационно-библиотечной сфере деятельности; в адаптации системы непрерывного библиотечного образования к новым условиям функционирования современной библиотечной практики.
По мнению специалистов, на современном этапе развития общества, когда сложность производственных систем, операций, высоких технологий возросли, повысились индивидуальные требования к работнику как к специалисту, процесс интеллектуализации охватил все сферы производства. Ускоренные темпы научно-технического прогресса, разнообразие и смена «поколений» знаний даже внутри одной профессии выдвигают новое требование - характерное для XXI в. - постоянная, систематическая индивидуальная подготовка, подстройка профессионализма специалиста к темпу изменения знаний.
Таким образом, сформировалась тенденция постоянной, целевой, индивидуальной подготовки библиотечных специалистов через систему профессионализации, включающую в себя профориентацию, профадаптацию, систему профессионального образования, систему персональной переподготовки и т.д., так как для общественного производства нужен специалист высокого интеллектуального уровня с творческим, инновационным, адаптационным стилем работы.
Современная парадигма системы обучения, пришедшая на смену традиционной схеме «школа - вуз - производство», использует альтернативные формы и методы обучения, в том числе: тренинги, авторизованное дистанционное обучение, программы персональной переподготовки, базирующиеся на информационно-сетевых технологиях.
Актуальность исследования обусловливается важностью определения объема понятия «информационно-сетевая культура» и практической реализацией теоретических, методических и образовательных проблем формирования информационно-сетевой культуры в профессионализации библиотечных специалистов. При этом профессионализация в нашем исследовании выступает как составная часть социализации человека, которая заключается в освоении специальных знаний, умений, навыков, формировании профессиональной этики и самое главное профессионального мировоззрения и самосознания, необходимых для выполнения социальных функций, свойственных библиотечной профессии.
Объект исследования - профессионализация библиотечных специалистов.
Предмет исследования - информационно-сетевая культура в профессионализации современных библиотечных специалистов.
Цель исследования состоит в определение роли и значения информационно-сетевой культуры в формировании профессионализации дипломированных информационно-библиотечных специалистов и обосновании теоретической концепции информационно-сетевой культуры и ее практической реализации в процессе подготовки библиотечных специалистов.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить современное состояние библиотечного дела с точки зрения использования информационно-сетевых технологий;
- определить требования к профессионализации библиотечных специалистов с учетом влияния информационно-сетевых технологий на их профессиональную компетентность;
- изучить полноту удовлетворения требований к профессионализации в современной системе высшего профессионального образования библиотечных специалистов;
- обосновать необходимость формирования информационно-сетевой культуры в системе профессионализации библиотечных специалистов, в том числе и в системе высшего библиотечного образования;
- определить объем понятия «информационно-сетевая культура»;
- определить место учебной дисциплины «Мировые информационные ресурсы и сети» как основу в формировании информационно-сетевой культуры и адаптировать эту дисциплину в системе высшего библиотечного образования.
Степень разработанности проблемы. Специального исследования влияния информационно-сетевых технологий на профессионализацию современных библиотечных специалистов до настоящего времени не проводилось. Имеются лишь отдельные труды специалистов в области теории профессионализации, библиографоведения, библиотековедения, информатики, информатизации библиотечно-библиографической деятельности, педагогики, психологии. Возможно, этот факт связан с тем, что подобные исследования носят межотраслевой характер, выполняются на стыке различных сфер деятельности в области библиографоведения, библиотековедения, педагогики, информатики, психологии. Широкое развитие новых информационно-сетевых технологий в библиотечной деятельности нашло отражение в работах таких исследователей, как Я.Л. Шрайберг, А.Б. Антопольский, Ф.С. Воройский, Д.М. Гитер, М.В. Гончаров, Е.И. Кузьмин, Е.Д. Жабко. Все эти исследования служат теоретической, методической и организационной базой использования информационно-сетевых технологий, в том числе и Интернет в современных библиотеках.
Важное значение приобретает осмысление той роли и места, отводимого информационным системам в современном постиндустриальном обществе, с учетом его движения к информационному обществу. Имеется ряд исследований ученых, занимающихся проблемой органичного вхождения библиотеки в информационное общество - Д.С. Черешкин, Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, А.В. Соколов, В.П. Леонов, А.Д. Урсул, К.И. Курбаков, О. Тоффлер, М. Кастельс,
Особое место в вопросах информатизации современного общества отводится информационной культуре, поскольку успехи в информатизации как общества в целом, так и отдельных областей социальной деятельности, невозможны без необходимого уровня информационной культуры. Теоретические, методологические и организационные проблемы информационно-культурологических исследований рассматриваются в работах таких ученых, как Ю.С. Зубов, И.И. Горлова, А. А. Гречихин, В. А. Фокеев, Н.Б. Зиновьева, М.Г. Вохрышева, В.М. Петров, Н.И. Гендина, В.В. Цуркан, Т.А. Полякова.
Вопросы профессионализации библиотечных специалистов исследовались такими учеными, как А.В. Соколов, А.И Каптерев, Л.Г. Ефимова, А.С. Чачко, А.А. Викулин, А.Н. Дулатова.
С внедрением информационно-сетевых технологий в библиотеку и диверсификацией самой библиотечной деятельности изменяются требования к уровню квалификации библиотечных специалистов, а следовательно, изменяется и система подготовки библиотекарей. Вопросам адаптации системы профессионального библиотечного образования к требованиям современной библиотечной практики отводится большое внимание на страницах специальных журналов и в целом ряде публикаций Л.И. Алешина, С.Д. Бородиной, Н.И. Колковой, Т.Я. Кузнецовой, А.М. Мазурицкого, В. А. Минкиной, В.Н. Пазухиной, Н.А. Слядневой, В.С. Сидоренко, Э.Р. Сукиасяна. Особое место в современных условиях отводится системе непрерывного библиотечного образования. Теоретическим, методологическим и практическим вопросам подготовки специалистов в высшей библиотечной школе обладающих знаниями, умениями, навыками в области информационно-сетевых технологий и Интернет, в частности, а также становления альтернативных форм и методов обучения, в том числе: тренингам, авторизованному дистанционному обучению, программам персональной переподготовки, базирующимся на использовании информационно-сетевых технологиях посвящены, научные исследования Н.В. Жадько, О.В. Шлыковой, Е.Б. Соболевой, А.С. Арзуханова, Н.Е. Андреевой, Т.Я. Кузнецовой, В.К. Степанова, Э.В Кузьминой.
В процессе исследования установлено, что имеется несогласованность между современным высшим библиотечным образованием и библиотечной практикой, приводящая к неэффективному использованию информационно-сетевых технологий и Интернет, в частности, в библиотечной деятельности. Кроме того, всеохватность информационно-сетевых технологий позволяет ставить вопрос о правомерности изучения информационно-сетевой культуры, как вида информационной культуры, отражающей прогресс в системе социальных коммуникаций. Недостаточная разработанность проблем использования информационно-сетевых технологий в профессионализации библиотечных специалистов, отсутствие теоретической концепции информационно-сетевой культуры и ее практической реализации в процессе подготовки библиотечных специалистов обусловливают потребность проведения настоящего диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в рассмотрении системы профессионализации библиотечных специалистов в современных условиях и влиянии на нее информационно-сетевых технологий. Впервые автором введено понятие информационно-сетевой культуры, которая определяет уровень развития информационного общества, характеризующийся влиянием сетевых технологий на развитие творческих сил и способностей человека. В исследовании обосновывается необходимость формирования информационно-сетевой культуры в системе высшего библиотечного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом, методическом, образовательном осмыслении профессионализации библиотечных специалистов в современном постиндустриальном обществе с элементами информационно-сетевых технологий с учетом тенденций его развития в ин-формационное общество
Впервые в отечественном библиографоведении и библиотековедении дается теоретическое и методическое обоснование информационно-сетевой культуры, как вида информационной культуры, отражающей достижения прогресса в системе социальных коммуникаций.
В диссертации автором теоретически обосновывается влияние информационно-сетевой культуры на профессионализацию библиотечных кадров.
Методологической основой диссертационного исследования явились положения, изложенные в трудах отечественных и ряда зарубежных ученых в области философии, экономики, информатики, культурологии, психологии, библиографофедения, библиотековедения, инфокультурологии, социологии, теории систем.
В основе системного исследования современной системы профессионализации библиотечных специалистов лежит инновационный подход, основанный на умении системы реагировать на изменения, диктуемые внешней средой. Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, информационно-сетевых технологий, способствующих не только возможности системе профессионализации библиотечных специалистов идти вровень с техническим прогрессом, но и опережать его.
Изучение проблем профессионализации библиотечных специалистов осуществлялось с помощью системы общенаучных и специальных методов. Метод сравнительного анализа использовался для изучения специальной теоретико-методологической литературы; метод терминологического анализа - для изучения основных терминов и определений понятий; метод системного анализа применялся в процессе изучения и разработки объема понятия «информационно-сетевая культура», проблем современной библиотечной деятельности.
В процессе исследования был применен метод моделирования для описания обобщенной модели формирования у студентов-библиотекарей информационно-сетевой культуры.
Практическая значимость диссертационного исследования.
Теоретические положения формирования информационно-сетевой культуры, обоснованные в диссертационном исследовании, предложенные автором разработки учебных дисциплин будут способствовать реализации требований профессионализации библиотечных специалистов с учетом возможностей, предоставляемых информационно-сетевыми технологиями.
Разработанный автором учебный курс «Мировые информационные ресурсы и сети», как основа формирования информационно-сетевой культуры специалистов, включает практические рекомендации по использованию ин-формационно-сетевых ресурсов в процессах профессионализации библиотечных специалистов.
Методические положения, выводы, рекомендации, выносимые на защиту, формируют базу для дальнейших исследований проблем библиотечно-библиографической деятельности в формирующемся информационном обществе.
Данное исследование также поддержано грантом РГНФ №02-03- 00190а/ю «Проблемы информатизации библиографической деятельности библиотек. (На примере Северного Кавказа)»
Положения, выносимые на защиту:
1. Информационно-сетевые технологии открывают перед библиотеками новые возможности, такие как равноправное участие на информационном рынке, организация открытого доступа к информации для всех категорий пользователей и трансформируют традиционные виды деятельности: электронная доставка документов, онлайновое справочно-библиографическое обслуживание, электронные библиотеки, комплектование за счет онлайнового доступа к базам данных электронных журналов и др. Внедрение новых ин-формационно-сетевых технологий в библиотечную деятельность изменяет саму библиотечную деятельность, а следовательно, изменяются профессиональные требования к библиотечным специалистам.
2. В настоящее время наблюдается несоответствие между возможностями, предоставляемыми информационно-сетевыми технологиями библиотекам, и их использованием в современной информационно-библиотечной деятельности. Эти противоречия объясняются их недостаточной компетентностью в области информационно-сетевых технологий, недостаточно развитой информационно-сетевой культурой.
3 Определение понятия «информационно-сетевая культура» рассматривается, как фактор профессионализации библиотечных специалистов. Информационно-сетевая культура характеризует уровень развития информационного общества, который обуславливается влиянием сетевых технологий на развитие творческих сил и способностей человека. Информационно-сетевая культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, полученные на основе использования сетевых технологий (машины, результаты познания, произведения искусств, нормы морали и права), а также мировоззрение, знания, умения, навыки, позволяющие использовать весь потенциал информационно-сетевых технологий.
4. С целью полного удовлетворения требований к профессионализации библиотечных работников в современной системе высшего профессионального образования библиотечных специалистов предлагается система знаний, умений и навыков в форме учебной дисциплины «Мировые информационные ресурсы и сети», определяющей эффективное использование информационно-сетевых технологий и совершенствующей систему высшего библиотечного образования.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на международных, всероссийских, региональных и вузовских конференциях. Среди них: V и VI Всероссийские научно-практические конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар, 1999, 2000), 5-я международная научная конференция «Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого ин-формационного общества» (Москва, 2000), международная научно-практическая конференция «Информационные ресурсы библиотек и их кадровое обеспечение» (Белоруссия г. Минск, 2000), 1-я международная научно-практическая конференция «Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов» (Москва, 2000), 6-я международная научная конференция «Библиотечное дело - 2001: Российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве» (Москва, 2001), VII международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар, 2001), региональная научно-практическая конференция «Гуманитарное образование в современном вузе: традиции и новации» (Краснодар, 2002) и др. По теме исследования с 1999 по настоящее время опубликовано 14 работ.
Результаты исследования апробированы в процессе разработки модели и программы учебного курса «Мировые информационные ресурсы и сети» и его преподавания студентам информационно-библиотечного факультета КГУКИ. Программа курса была представлена и обсуждена специалистами на II «Летней Библиотечной Школе - 2001» (Москва-Владимир, 2001).
Кроме того, результаты исследования используются в преподавании учебных дисциплин: «Информационные технологии», «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий», разрабатываемых и преподаваемых автором на информационно-библиотечном факультете Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
1. Проблемы развития корпоративной библиотечной системы в преподавании дисциплин по специальности «Библиотековедение и библиография» //Библиотечное дело в России и за рубежом: наследие и современность: Материалы науч.-практич. конф. (Краснодар 22-23 апрел. 1999г.) / КГУКИ. - Краснодар, 1999. - С.-105-108
3. Дистанционное обучение в процессе переподготовки и повышения квалификации информационно-библиотечных специалистов // Человек в информацион. пространстве цивилизации: культура, религия, образование: Сб. тез. докл. международ. науч. конф. (Краснодар - Новороссийск 19-21 сент. 2000г.) / КГУКИ. - Краснодар, 2000. - С.391-393.
4. Вопросы формирования и развития информационно-сетевой культуры специалиста // Инновацион. процессы в высшей школе: Материалы VI Всероссийск. науч.-практич. конф.(Краснодар 28-30 сент. 2000г.) / Кубан. гос. технологич. ун-т. - Краснодар, 2000. - С.53-54.
5. Проблемы использования Internet в курсе "Мировые информационные ресурсы и сети" // Современ. компьютер. технологии обучения: Материалы 3-ей науч.-метод. межвуз. конф. (Краснодар, Апр. 2000г.) / КВАИ. - Краснодар, 2000. - С.33-35.
6. Социально-педагогические аспекты использования телекоммуникационных технологий в непрерывном библиотечно-информационном образовании // Непрерыв. библиотеч. образование: 2001.- Бюл. № 3-4.- С.67-75.
7. Использование поисковых возможностей Интернет в формировании информационно-сетевой культуры специалиста // Библиотечное дело - 2001: Российские библиотеки в мировом информацион. и интеллектуал. пространстве: Тез. докл. 6 международ. науч. конф. (Москва, 26-27 апр. 2001г.) / МГУКИ. - М., 2001. - С. 279-281.
8. Организация доступа к открытой информации как проблема вхождения в сетевое информационное пространство // Инновацион. процессы в высшей школе: Материалы VII международ. науч.-практич. конф. (Краснодар, 27-29 сент. 2001г.) / КубГТУ. - Краснодар, 2001. - С. 139-140. (в соавт.)
9. Особенности информатизации библиотечного образования // Первые Кайгородов. чтения: Материалы науч.-практич. конф./ КГУКИ. - Краснодар, 2001. - С.236-239.
10. Новые информационные технологии в системе профессионализации библиотечных специалистов // Гуманитар. образование в современ. вузе: традиции и новации: Материалы регион. науч.-практич. конф./ КГУКИ. - Краснодар, 2002. - С.128-130