Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность государства и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в 1921-1928 гг. (на материалах Урала)

Работа №102969

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы25
Год сдачи2003
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Преобразования, осуществляемые с начала 1990-х гг. XX века в России, породили ситуацию острой социальной нестабильности, сопровождающуюся деструктивным поведением несовершеннолетних. В связи с этим актуализировалась проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества.
Наличие массовой детской беспризорности в России — один из ярких показателей системного кризиса, охватившего страну, не способную достойно позаботиться о своем будущем. В настоящее время в стране наблюдается рост детской беспризорности и безнадзорности, различных проявлений жестокости со стороны взрослых по отношению к детям, их экономическая и сексуальная эксплуатация. Идет активный процесс вовлечения детей в криминальный бизнес и преступную деятельность.
Анализ реальных шагов, которые предпринимают органы государственной власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения показывает, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными в сложившемся положении детей и подростков. Сегодняшнее невнимание к вопросу детской беспризорности несет в себе вирус будущих социальных болезней, злокачественную форму которых лечить сложнее, чем вовремя принять превентивные меры.
Создание продуктивной системы работы с беспризорниками невозможно без учета уникального исторического опыта ликвидации детской беспризорности в 1920-е гг., который до сих пор остается невостребованным из-за недостаточной изученности. Таким образом, разработка данной темы имеет практическую значимость для государственных институтов в решении вопросов ликвидации детской беспризорности.
Актуальность темы обусловлена также необходимостью переосмысления ряда сложившихся в науке представлений о результатах деятельности органов советской власти и общественности в отношении беспризорных детей в 1920-е гг. как по стране в целом, так и на Урале.
Таким образом, деятельность государства и общественных организаций в отношении беспризорных детей в 1921-1928 гг. на Урале заслуживает специального исторического исследования.
Объектом исследования является детская беспризорность как явление общественной жизни в первое десятилетие советской власти.
Предметом исследования избрана деятельность государственных институтов и общественных организаций Урала в отношении беспризорных детей и ее результаты в обозначенных временных границах.
Хронологические рамки исследования. 1921-1928-й гг. в области ликвидации детской беспризорности представляют собой целостный период, отражающий своеобразие изучаемого объекта. Хронологически он охватывает период НЭПа, являющийся принципиально новым этапом в политическом, экономическом и социальном развитии страны. Одной из ярких примет того времени являлась детская беспризорность, ее численность достигала катастрофических размеров. По утверждению Деткомиссии при ВЦИК, это явление грозило «если не вымиранием подрастающего поколения, то его физическим и моральным вырождением». Подобная ситуация, конечно, требовала пристального внимания со стороны государства, общественности, которым необходимо было разработать и осуществить меры помощи беспризорным детям.
Территориальными рамками исследования являются с 1921 по 1923 гг. границы Урала, в который входили Екатеринбургская, Пермская, Тюменская и Челябинская губернии; с ноября 1923 г. по январь 1934 г. - границы Уральской области (территории современных Свердловской, Пермской, Челябинской, Курганской, Тюменской областей и частично Башкирской и Удмуртской республик), административным центром которой был Свердловск. Проблемы, связанные с детской беспризорностью, на Урале имели особую остроту, что было вызвано высоким уровнем «местной» и «пришлой» беспризорности. Поэтому исследование проблемы беспризорности в данном регионе представляет особый научный интерес.
Степень изученности проблемы. В отечественной историографии проблема социальной политики государства и общественных организаций в отношении беспризорных детей на Урале до настоящего времени не получила полного и комплексного освещения. Вместе с тем практически все научные работы по вопросам образования в большей или меньшей степени затрагивают исследуемую проблему, поэтому изучение исследовательского опыта отечественных ученых мы ограничили обозначенными публикациями, как наиболее значимых для данной темы исследования.
Весь спектр научной литературы по истории детской беспризорности можно классифицировать по проблемно - хронологическому принципу. В историографии проблемы выделяется три этапа: 1) 1920-е - 1930-е гг.; 2) 1940-е - начало 1980-х гг.; 3) середина 1980-х гг. по настоящее время. На каждом этапе был сделан свой вклад в разработку данной темы. При этом проявляется разный уровень достоверности и научности в изучении исторического материала, определявшийся политической ситуацией в стране и степенью доступности источниковой базы.
Работы первого этапа (1920-е - 1930-е гг.) представлены преимущественно трудами и выступлениями государственных и политических деятелей, а также педагогов детских домов и коммун, в которых обосновывались основные направления работы по улучшению положения детей. Они написаны современниками, непосредственными участниками преобразований того времени. В трудах А.С.Макаренко, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, В.Н.Сороки - Росинского, С.Т.Шацкого отображен ценный опыт творческой воспитательной работы с трудными детьми и организации детского коллектива. Названные авторы с разных методологических позиций пытались выявить все многообразие причин, факторов, закономерностей и условий, вызывающих беспризорность, выстроить систему профилактической работы. Литература 1920-х гг. ценна тем, что точно отражает колорит эпохи, позволяет познакомиться с официальными и идеологическими установками по проблеме. В этот период публикуется много работ о жизни беспризорных детей, анализируются причины, порождающие это явление, приводятся материалы о работе колоний и детских домов.
В публикациях тех лет нашла отражение полемика по вопросам причин беспризорности. Если в начале 1920-х гг. эти причины искали в особом психологическом складе ребенка, его генетической предрасположенности жить вне семьи (этого взгляда придерживались, например, делегаты Первого съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в 1920 г.) , то к середине 1920-х гг. складывается понимание того, что корни беспризорности кроются в сложившихся социальных условиях. К такому выводу пришли делегаты Всероссийского съезда социально - правовой охраны несовершеннолетних в 1924 г. С этого времени отходят от понятия «морально - дефективный ребенок», внедряются новые методы работы с беспризорниками.
В работах С.Моложавого, А.Б.Залкинда, Н.Н.Иорданского, П.И.Люблинского и др. содержится анализ явления детской беспризорности и его последствий для общества. С.Бахрушин, М.Н.Гернет и др. в своих исследованиях выявляли взаимосвязь беспризорности, бродяжничества детей с ростом правонарушений. В.И.Куфаев в своей работе выделял два направления предупреждений детских правонарушений: обеспечение несовершеннолетних средствами к существованию и воспитательная работа с ними.
Одним из основных методов борьбы с детской беспризорностью и преступностью государство считало создание сети разнообразных детских учреждений для сирот и беспризорных, опыт которых отражен в обширной литературе.
Оценивая работы первого этапа, отметим, что в них обозначен довольно широкий круг вопросов интересующей нас темы. Но вместе с тем характерна узость источниковой базы, которая в те годы исчерпывалась декретами советской власти, циркулярами Наркомата просвещения, решениями конференций и съездов по социально - правовой охране несовершеннолетних, личными наблюдениями авторов. Специфическая черта работ этого этапа- приукрашивание реальных достижений и идеализация партийного подхода к борьбе с детской беспризорностью. В итоге такие важные проблемы ликвидации детской беспризорности, как численность беспризорных и несовершеннолетних преступников, трудности содержания детей в детских учреждениях, социальная помощь зарубежных благотворительных организаций уличным детям, не получили достаточного освещения.
В последующий период, охватывающий 1940-е - начало 1980-х гг., эти исследовательские задачи также во многом остались не решенными. Эти годы характеризуются значительным спадом количества исследовательских работ, посвященных беспризорности. В это время историки данной темой практически не занимались, она становится прерогативой педагогов, психологов и криминологов (Т .Агафонов, Е.Ересь, М.Бирюков, М.Грицкевич и др.). Исследуемые проблемы получили отражение лишь в отдельных изданиях, обобщающих деятельность КПСС, Советов по реализации государственной социальной политики . Причиной этого, на наш взгляд, явилось утверждение официальной пропаганды о ликвидации детской беспризорности к концу 1940-х гг., беспризорность заменили терминами «детская безнадзорность» и «преступность несовершеннолетних».
Проводимые с середины 1980-х гг. в России социально - экономические преобразования, сокращение финансирования социальных программ и недостаточная эффективность реализации ранее принятых нормативно - правовых актов в области охраны детства, а также ослабление инфраструктуры досуга, культуры и здравоохранения заметно ухудшили положение детей. Это побудило исследователей разных отраслей наук (социологов, юристов, педагогов, психологов, медиков) вести поиски эффективных средств работы и профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков. Выходили в свет работы НИИ детства России, материалы ЮНИСЕФ (детский фонд ООН), отчеты конференций по проблемам детства, многочисленные доклады и очерки посвященные оказанию социальной помощи семье, «детям улицы», сиротам. Научно - теоретические работы этого периода имеют следующую направленность: разработка вопросов диагностики отклонений в поведении несовершеннолетних (А.С. Белкин, Г.П. Давыдов, А.И. Качетов), психологические особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних (С.А. Алексеев, С.А. Беличева, Л.С. Славина и др.). Однако возрастающее внимание к проблеме детской беспризорности (В.А. Алмазов, С.А. Бадмаев, М.М. Плоткин и др.) не распространяется на ее исторический аспект, который продолжает оставаться недостаточно изученным.
Отдельно следует выделить работы, посвященные теории и практике российской благотворительности, которая привлекает внимание широкого круга специалистов. В социалистическом обществе (по сравнению с дореволюционным) благотворительность не была столь значимой, и у граждан было не так много возможностей материально поддерживать нуждающихся, однако практика благотворительной помощи голодающим и беспризорным детям в 1920-е гг. имела место. Научный интерес к этой теме постоянно расширяется, проводятся Всероссийские конференции, инициируются исследовательские проекты. Подавляющее большинство публикаций освещает достаточно узкую региональную специфику, исторические данные представляются по разным основаниям и совсем немного работ по советскому периоду. Несомненный интерес по исследуемой проблеме представляет Всероссийская конференция «Милосердие и благотворительность в российской провинции» и вышедший одноименный сборник. Высокую оценку следует дать содержательному учебному пособию преподавателей Петербургского государственного университета экономики и финансов Л.В. Хоревой и М.Д. Сущинской «История благотворительности в России». В нем разработана научная периодизация российской благотворительности и выявлены основные принципы каждого из этапов развития национальной филантропии, что представляет несомненную ценность для исследования проблем социальной помощи детям в XX веке.
На профессиональном уровне выполнено пособие В.Н. Егошиной и Н.В. Елфимовой «Из истории призрения и социального обеспечения детей в России», где впервые в современной историографии представлена эволюция основных форм помощи детям, причем авторы сфокусировали свое внимание на событиях ХУШ-ХХ веков. В исследовательском плане интересен подход авторов в разделе с характерным названием «Монополия государства на социальную политику в отношении детей (1917-1930 гг.)». В нем дана оценка достоинствам и просчетам большевистской доктрины воспитания детей, а также проанализированы попытки возрождения детской благотворительности в условиях тоталитарного общества.
Особо хотелось бы отметить работу А.М. Нечаевой «Охрана детей - сирот в России: история и современность», в которой автор, использовав обширную источниковую базу, довольно полно проанализировала деятельность общественных организаций по борьбе с детской беспризорностью (Лига спасения детей, Совет защиты детей, детская социальная инспекция, фонд им. В. И. Ленина и др.).
Изменения в социально - экономической и общественно - политической жизни России в середине 1980-х - 1990-х гг. сделали тему детской беспризорности актуальной, что обусловило появление целого ряда статей и публикаций в периодических изданиях, посвященных состоянию детской беспризорности на современном этапе. В указанный вышел ряд работ, посвященных историческим аспектам проблемы детской беспризорности, из которых можно выделить статьи М.Р.Зезиной и А.Ю.Рожкова, осветивших основные мероприятия деятельности партийных, государственных и общественных структур по ликвидации детской беспризорности в истории советской России.
В диссертационных исследованиях последнего времени намечается усиление интереса к проблемам сиротства, детской беспризорности, социальной педагогике 1920-х гг.
Следует отметить, что по проблеме положения детей в СССР в 1920-е гг. имеются исследования зарубежных авторов. Например, некоторые историки США изложили свой взгляд на вопросы социальной истории России, в частности отдельных социально - демографических групп и социокультурных явлений. Так, Л.Холмс проанализировал путь, пройденный системой народного образования СССР от демократических способов организации и управления с использованием гуманистических идей до начала 1930-х гг. Однако в работе отсутствуют обобщения и оценка деятельности партийных и общественных организаций, ведавших положением детей, не отражена система мероприятий по борьбе с беспризорностью. В целом работы зарубежных исследователей основаны на опубликованных общесоюзных материалах, поэтому региональные особенности исследуемой темы не получили должного освещения.
Анализируя степень изученности темы исследования, укажем на недостаточную разработанность вопросов, раскрывающих суть и особенности государственной политики в отношении беспризорных детей, ее реальное воплощение в области охраны детства, а также комплекс мероприятий общественности в 1920-е гг.
Историографический анализ позволяет сгруппировать научную и научно - популярную литературу по следующим направлениям:1)исследования, которые непосредственно посвящены проблемам детской беспризорности; 2)работы по истории образования и культурного строительства; 3)историко - педагогическая литература; 4)труды по социальной политике и системе социального обеспечения советского государства.
Не оставлено без внимания освещение интересующих нас вопросов и в региональной литературе. 1920-1950-е гг. представлены журнальными и газетными публикациями деятелей науки и культуры. В тот период работ, основанных на уральском материале, было немного и в основном они носили декларативный характер.
Особый интерес исследователей к проблеме культурного строительства проявился в начале 1960-х гг. Прежде всего, следует назвать коллективную монографию «История Урала», где отдельные главы посвящались истории общеобразовательной школы, культурно - массовой работе. Кроме того, вопросы культурного развития на Урале поднимались в обобщающих трудах «Культурная революция на Урале», «КПСС в борьбе за развитие социалистической культуры», а также в сборниках научных трудов по истории партийных организаций и культурному строительству на Урале. В этих изданиях освещалось положение детских домов на Урале, косвенно затрагивались вопросы социальной политики государства в отношении беспризорных детей.
На Урале в 1960-1970-е гг. сложилась школа историков советской культуры, которые на региональном материале исследовали различные направления культурных преобразований в 1920-1930 гг.: народное образование, ликвидацию неграмотности, культурно - просветительскую работу. Гораздо слабее были изучены вопросы социальной политики в отношении детей - сирот, взаимодействия партийных, государственных и общественных организаций в процессе социальных преобразований в регионе.
Активизировавшийся интерес в 1980-1990-е гг. к проблемам историко - культурного наследия, народного образования и социальной политики государства привел к появлению ряда новых исследований уральских историков. Отметим работы В. Д.Камынина, посвященные
историографическому обзору культурной революции на Урале ; М.В.Попова, раскрывающего проблему социокультурных преобразований в уральской деревне в первые десятилетия советской власти ; Д.В.Каракулов рассмотрел факторы возникновения, масштабы проявления и последствия голода 1921¬1922 гг. на Урале, для нашего исследования несомненный интерес представляют факты, посвященные деятельности местных комиссий помощи голодающим и иностранных благотворительных организаций, мероприятиям по борьбе с голодом.
Итогом исследований уральских историков, социологов, педагогов проблем истории образования, воспитания, социальной работы и педагогики являются проведенные на Урале научные конференции, семинары, посвященные достаточно широкой проблематике: историческим традициям социальной помощи и социальной работы, вопросам социальной политики, адаптации и реабилитации различных категорий населения, проблемам социально-педагогической деятельности в отношении детей: «Социально - педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже ХХ-ХХ1 столетий» (Екатеринбург, 2000) «Социально - педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия» (Екатеринбург, 2001), «Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе, социальной педагогике» (Екатеринбург, 2001, 2002), «Социальная работа на Урале: исторический опыт и современность» (Екатеринбург, 2001) и др.
Вместе с тем, проведенный историографический анализ позволяет говорить о недостаточной научной разработке проблем, рассматриваемых в данной диссертации. Не сложилось объективной и целостной картины состояния беспризорности в 1920-е гг. на Урале, слабо показаны особенности деятельности центральных и местных органов власти в отношении социально - обездоленных групп детей и подростков, отсутствуют данные о деятельности общественных организаций Урала по оказанию помощи детям - беспризорникам. Исходя из этого, а также учитывая важность и актуальность решения реальной проблемы оказания социальной помощи беспризорным детям со стороны государства и общественных организаций, автор выбрал обозначенную тему в качестве самостоятельного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение основных направлений деятельности государственных органов и общественных структур в отношении детской беспризорности на Урале в 1921¬1928 гг.
В процессе данного исследования автор ставит перед собой следующие задачи:
- исследовать проблему детской беспризорности, как явления общественной жизни в первое десятилетие советской власти, выявить причины, породившие ее;
- проанализировать становление и развитие нормативно-правовой базы и организационных основ деятельности государственных органов и общественных организаций в решении проблем детской беспризорности;
- выявить мероприятия правительства, местных органов власти и общественных организаций по улучшению положения беспризорных детей на Урале в голодные годы;
- выделить основные направления деятельности советского государства и общественности по ликвидации детской беспризорности на Урале во второй половине 1920-х гг.
Теоретико - методологическая база исследования. Автор разделяет точку зрения сторонников модернизационной теории и исходит из того, что исследуемый в диссертации период приходится на эпоху перехода от традиционного общества к индустриальному в форме «догоняющей» модернизации. После революции 1917 г. в России шел активный поиск собственного пути развития страны, суть которого заключалась в негативной оценке прошлого исторического опыта и стремлении создать принципиально новое в идеологии, политике, искусстве, науке и образовании. К тому же новая экономическая политика 1920-х гг. в определенной степени допускала свободу и вариативность взглядов. Одной из граней модернизации являлось обновление механизма социальной политики в отношении детства. Несмотря на просчеты, допущенные партийным руководством страны на начальном этапе формирования системы социальной помощи детям, можно констатировать, что советское руководство стремилось к движению в направлении социальных программ.
При исследовании государственной политики и общественной практики в отношении беспризорных детей основополагающими стали принципы историзма, объективности, системности, а также диалектическое понимание процесса исторического развития, признание причинно-следственной закономерности событий и явлений, важной роли субъективного фактора в истории и комплексного подхода к исследуемым проблемам. В работе использовался ряд специальных исторических методов исследования (хронологический, ретроспективный, сравнительно-исторический). Кроме собственно исторических методов, в диссертации применялись и методы смежных наук. В частности, широко использовались статистический метод, методы социологических исследований, что позволило исследовать проблему во всем ее многообразии, углубить выводы и практические рекомендации.
Источниковая база исследования. Источниковую основу исследования составили опубликованные и неопубликованные документальные материалы, систематизированные в соответствии с их происхождением и характером содержащейся в них информации.
Основной фактический материал по теме почерпнут из 26 фондов 7 центров хранения документации и государственных архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО), Государственного архива Пермской области (ГАПО), Государственного архива новейшей истории и общественно - политических движений Пермской области (ГАНИОПДПО), Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), Государственного архива Тюменской области (ГАТюО). Российские федеральные и местные архивы содержат обширный документальный материал, отражающий весь спектр проблем социальной помощи и поддержки беспризорных детей, что позволяет плодотворно изучить социальную политику государства и общественности в отношении данной категории детей.
Широкий круг использованных в работе опубликованных и архивных источников можно подразделить на следующие группы:
1. Правовые источники (законодательные акты, циркуляры, декреты, постановления). Это прежде всего многотомные издания 1917-1924 гг. «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (с 1925 г. по 1938 г. это издание называлось «Собрание узаконений и распоряжений рабоче - крестьянского правительства РСФСР»), издание 1924-1938 гг. «Собрание законов и распоряжений рабоче - крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик». Здесь публиковались практически все важные документы советской власти, регулирующие вопросы социального развития в стране. С 1957 по 1986 гг. вышло 12 томов издания «Декреты советской власти», содержащих сотни советских декретов, в том числе имеющих прямое отношение к охране детства. Отдельные направления государственной политики хорошо отражены в тематических сборниках документов.
В Государственном архиве Российской Федерации содержатся документы наркомато просвещения и здравоохранения, отделов народного образования, ВЛКСМ, Комиссии ВЦИК по улучшению жизни детей, отражающие эволюцию и результаты социальной политики по улучшению положения детей.
Большой ценностью обладают циркуляры Наркомата просвещения РСФСР, постановления учительских конференций и совещаний, резолюции съездов по социально - правовой охране несовершеннолетних, опубликованные в тематических сборниках. Некоторые сборники содержат документы о социальной политике именно уральского региона. Это прежде всего издания 1920-30-х гг. - публикации материалов о деятельности местных органов партийно - государственного управления. В 1980-е гг. стали издаваться сборники, посвященные культурному строительству на Урале. Многие документы перечисленных сборников в сочетании с вновь выявленными архивными материалами раскрываются с новой стороны, позволяют глубже понять специфику регионального опыта социально - культурных преобразований в советский период.
2. Следующую группу источников составляют работы руководителей коммунистической партии и государства - В.И. Ленина, И.В.Сталина, Н.К.Крупской, М.И. Калинина, А.И.Рыкова, А.В. Луначарского, Ф.Э. Дзержинского.
3. Богатый материал по исследуемой проблеме содержится в третьей группе источников. Это делопроизводственная документация организационного, исполнительного и учетно-отчетного характера, сосредоточенная в местных архивах . Этот вид источников включает в себя протоколы заседаний Пленума и Президиума Уральской областной детской Комиссии, циркуляры и письма Уралоно по вопросу социального воспитания, протоколы заседаний работников социально-правовой охраны несовершеннолетних, сведения Уральской областной детской комиссии о состоянии детских домов и борьбе с детской беспризорностью, отчеты, справки, докладные записки о материально - технической и финансовой базе детских домов, школ - коммун, квартальные отчеты отделов правовой защиты несовершеннолетних за различные отрезки времени. Эти документы дают представление об истинном состоянии дела с детской беспризорностью на местах, о реализации планов и мероприятий по защите детей. Кроме традиционного анализа были применены формализованные количественные методы, в частности контент-анализ, так как объем документов значительно велик и содержит однопорядковые характеристики. Поскольку текст документов является продуктом человеческой деятельности, социальной среды, он несет следы влияния разнообразных социальных факторов.
4. Значительную помощь в изучении исследуемой темы оказали статистические источники, которые содержали информацию о сети детских домов, состоянии материально - технической базы, кадровом и финансовом обеспечении. Часть статистических документов находится в местных и центральных архивах, а также в изданных статистических сборниках и отчетах .
5. В отдельную группу источников выделены документы мемуарного характера. В диссертации использованы воспоминания руководителей и педагогических работников детских домов и детских городков . Они отображают и реальные события, и их авторское эмоциональное восприятие, показывают ценности, идеалы, социальные нормы того времени. Такая особенность этого типа источников, как субъективность, потребовала применить такой метод проверки их достоверности как сравнение с иными типами источников.
6. Особое место в источниковой базе занимают материалы периодической печати. Для написания работы были привлечены публикации, появлявшиеся на страницах местной и центральной печати («Уральский рабочий», журналы «Детский дом», «Народное просвещение», «Уральский учитель», «Просвещение на Урале», «Красный Урал» и др.), основным содержанием которых было освещение состояния дела беспризорности в округах, материально - бытовое положение детских домов и детских коммун. Они позволяют изучить общественно-политические настроения и передать историческую атмосферу изучаемого периода.
Подводя итоги обзора источников, можно отметить, что источниковая база с учетом критического анализа источников и при сопоставлении их с опубликованными материалами и между собой дает возможность изучить явление детской беспризорности в двадцатые годы XX века на Урале, позволяя решить основные исследовательские задачи.
Научная новизна диссертации заключаются в том, что специальное исследование по анализу мероприятий ликвидации детской беспризорности и их результатов на Урале в 1920-е гг. выполняется в исторической науке впервые. В работе основное внимание уделено основным направлениям деятельности советского государства и различных общественных организаций в отношении беспризорных детей. На основе впервые введенных в оборот архивных материалов, отмечены как позитивные, так и негативные стороны решения проблемы детской беспризорности в исследуемый период.
Практическая значимость диссертации. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в курсах педагогических и исторических дисциплин, встроенных в логику образовательных программ вузовского уровня, составить основу спецкурса для студентов, проявляющих интерес к проблеме становления и развития детских домов, профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних. Выводы диссертации могут использоваться в системе повышения квалификации учительских кадров, социальных педагогов и социальных работников.
Материалы диссертационного исследования могут оказать помощь в теоретическом и практическом решении многих современных проблем организации и функционирования социальных учреждений для детей и подростков, центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей, социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних, детских домов.
Апробация результатов данного исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на одной международной, двух Всероссийских и пяти региональных научных и научно-практических конференциях: «Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России» (Екатеринбург, 2000), «Социально - педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже ХХ-ХХ1 столетий» (Екатеринбург, 2000), «Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе, социальной педагогике и физическому воспитанию» (Екатеринбург, 2001, 2003), «Многокультурное измерение исторического образования: Пятые всероссийские историко - педагогические чтения» (Екатеринбург, 2001), «Социальная работа на Урале: исторический опыт и современность» (Екатеринбург, 2001, 2002), «Социально - педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия» (Екатеринбург, 2001), «Милосердие и благотворительность в российской провинции» (Екатеринбург, 2002). Всего по теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 3 п.л. Некоторые положения и выводы диссертации внедрены в практику работы Российского государственного профессионально - педагогического университета.
Структура диссертации обусловлена задачами исследования (в основу положен проблемно - хронологический принцип). Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении диссертации подведены общие итоги исследования, сделаны выводы по изученному вопросу. Вносится ряд предложений, которые могут быть учтены в решении проблемы детской беспризорности в современной России.
Говоря о результатах работы с детьми - беспризорниками в 1920-е гг., необходимо учитывать положение, в котором находилась в тот период страна. Конечно, совсем ликвидировать беспризорность и коренным образом улучшить положение детского населения не удалось, но с учетом экономической ситуации в стране было сделано немало. Самое главное - удалось привлечь внимание всех государственных и общественных организаций к проблемам беспризорных и создать механизм постоянной помощи детям.
К концу 1920-х гг., вместе с улучшением ситуации в целом по стране, можно констатировать позитивные изменения и в Уральской области. Возведение задач борьбы с беспризорностью в ранг общегосударственных, привлечение к делу широких кругов общественности, использование самых разных форм работы, появление новых источников финансирования позволили сократить численность беспризорных детей на Урале. Однако уровень детской преступности оставался высоким. Он не только не уменьшался по сравнению с предыдущими годами, но, напротив, продолжал расти. Особенно неблагоприятными в этом плане были крупные города. Кроме детской преступности, не решенным вопросом в данный период оставалось материальное положение детских учреждений в регионе. Несмотря на некоторые улучшения, в большинстве случаев оно по-прежнему было неудовлетворительным. Все эти моменты в совокупности не позволяют считать проблему беспризорности полностью решенной в Уральской области даже к концу 1920-х гг.
Опираясь на опыт исследуемого периода, можно сделать вывод, что для повышения действенности учреждений социальной защиты детей в современной России необходимы принятие и реализация государственных мер по правовой охране несовершеннолетних, разработка четких профилактических мероприятий, необходимы комплексные усилия общества и государства.



1. Сажина Н.С. Социально - правовая защита несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей//Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России: Тез. докл. Всерос. конф. Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 2000. С.248-249.
2. Сажина Н.С. Социальная политика государства в отношении детей в 1920-е годы //Социально - педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже ХХ-ХХ1 столетий: Тез. общерос. науч. - практ. конф./Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. С.47-49.
3. Сажина Н.С. К вопросу о социальной помощи детям - сиротам на Урале в 1920-е годы //Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе, социальной педагогике и физическому воспитанию: Материалы науч. - практ. конф. /Урал. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург,2001. С. 17-19.
4. Сажина Н.С. Помощь общественных организаций детям - сиротам (1917-1935)// Там же. С. 19-22.
5. Сажина Н.С. Законодательные акты советского правительства по защите детей - сирот (1917-1935)//Многокультурное измерение исторического образования: Пятые всероссийские историко - педагогические чтения/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. С.73-74.
6. Сажина Н.С. Благотворительность в отношении детей, лишившихся родительского попечения, в 1920-е гг., и на современном этапе в России//Социальная работа на Урале: исторический опыт и современность: Межвуз. сб. науч. тр./Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. С. 27-33.
7. Сажина Н.С. Учреждения для детей-сирот в двадцатые годы//Социально - педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия: Тез.докл. межрегион. науч.- практ. конф. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. С. 82-84.
8. Сажина Н.С. Проблема беспризорности в 1920-е годы XX века: сущность и причины// Социальная работа на Урале: исторический опыт и современность: Межвуз. сб. науч. тр./Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург,2002. С. 20-30.
9. Сажина Н.С. Социальная защита детей, лишившихся родительского попечения, в 20-е годы в России//Милосердие и благотворительность в российской провинции. Тез. докл. Всерос. конф. Екатеринбург, 2002. С. 58-60.
10. Сажина Н.С. Общественная благотворительность в отношении беспризорных детей на Урале в первой половине 1920-х годов//Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике: Материалы Третьей межд. науч.-практ. конф./Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. С. 202-208.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ