Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Работа №102889

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы22
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность проблемы и темы исследования. С 1 сентября 1991 года в общеобразовательных учебных заведениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Фрагментарное включение вопросов безопасности в данный курс не имело системного характера и не позволяло в необходимой мере использовать гуманистический потенциал учебного процесса. В целом курс предназначен для воспитания, так называемой, «личности безопасного типа» — личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящийся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Курс утвердился в составе обязательного минимума содержания среднего общего образования.
В настоящее время направленность общего образования несколько отстает от требований времени и национальной безопасности России в постиндустриальной эпохе. Жизнедеятельность человека индустриальной эпохи обусловила появление небывалых ранее глобальных проблем. Эти проблемы связаны с угрозами экологической катастрофы из-за демографического взрыва и техногенной деградации природной среды, возможности применения ядерного и другого оружия массового поражения в междоусобной борьбе народов за ресурсы и выживание в условиях достижения цивилизацией «пределов роста».
Ситуация на планете изменяется все стремительнее. Если первые «волны цивилизации» занимали тысячелетия (аграрная) и столетия (индустриальная), то временные характеристики «третьей волны» определяются десятилетиями, т. е. периодом жизни двух-трех поколений людей.
Общее образование— одно из наиболее действенных средств управления мировоззрением и менталитетом человека и общества — постепенно переключается на подготовку человека ноосферной формации. Современная гуманистическая педагогика уточняет существующие концепции по подготовке учащихся к жизни в постиндустриальной цивилизации, которая породила многие опасности для жизни человека. Объяснение необходимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности» еще недавно проходило на основе эксплицитной информации, дающей краткое объяснение сущности безопасности и защиты жизни человека.
В настоящее время с целью развития гуманистического образования появилась необходимость изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе имплицитной информации, которая объясняет преподавание, опирающееся на внутреннюю логику, структуру курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Существующий школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» уже служит делу подготовки молодежи к безопасному индивидуальному поведению. Это солидное основание новой образовательной области, которая предусматривает обучение детей наряду с правилами личной безопасности вопросам национальной и глобальной безопасности. Такое направление действий пропагандируется Общественным Фондом национальной и международной безопасности, активно поддерживается Министерством Образования РФ, МЧС, Министерством Обороны РФ, МВД России. В настоящее время оно рассматривается Федеральным координационным советом РФ по образованию. Однако этот подход может быть реализован на основе комплексности в обучении по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего (полного) общего образования.
Анализируя возможности существующего сейчас образования в области безопасности жизнедеятельности и сопоставляя их с реальной организацией педагогического процесса в образовательных учреждениях, мы пришли к выводу, что научные исследования в области безопасности жизнедеятельности не находят должной реализации в практике. Очевидны следующие противоречия:
• отсутствие комплексности в использовании всех возможных средств в обучении и воспитании человека в области безопасности жизнедеятельности и в руководстве работой по воспитанию человека безопасного типа;
• повышение требований к уровню преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях гуманизации образования и недостаточный профессиональный уровень пре-подавателей-организаторов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;
• недостаточный уровень в знаниях учащихся по безопасности жизнедеятельности, что делает современное образование не соответствующим потребности общества в становлении чело-века безопасного типа.
Обозначенное противоречие позволили определить проблему исследования, которая заключается в разработке гуманистической концепции, позволяющей преобразование существующего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательную область, которая бы позволила откорректировать направленность среднего (полного) общего образования на неотложные требования времени.
Актуальность исследования, выявление противоречия и проблемы исследования позволили сформировать тему нашего исследования «Актуализация гуманистической концепции курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования— процесс преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Предмет исследования — актуализация гуманистической концепции преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для превращения этого курса в новую образовательную область.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать возможности актуализации гуманистической концепции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как эффективного средства формирования ценностного отношения учащихся к окружающему миру и безопасности жизнедеятельности.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что актуализация гуманистической концепции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» будет эффективным средством формирования ценностного отношения учащихся к окружающему миру при условии:
1) определения сущности гуманистической концепции курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
2) гармонического включения в аксиологическое ядро гуманистической концепции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» мировоззренческих идей, актуализирующих необходимость изучения вопросов национальной и глобальной безопасности;
3) теоретического обоснования и обобщения наработанного практического опыта в области обучения безопасности жизнедеятельности;
4) разработки, обоснования и реализации модели различных систем анализа проблем безопасности жизнедеятельности, включающих в себя гуманистические знания для описания процессов в общей системе «природа — человек — общество».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи:
1. Изучить особенности существующего процесса формирования знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности в рамках существующего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для определения сущности гуманистической концепции в области безопасности жизнедеятельности.
2. Включить в аксиологическое ядро гуманистической концепции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» мировоззренческие идеи, актуализирующие необходимость изучения вопросов национальной и глобальной безопасности.
3. Разработать модель различных систем анализа проблем безопасности жизнедеятельности, включающих в себя гуманистические знания для описания процессов в общей системе «при-рода — человек — общество».
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• выявлены противоречия процесса включения в аксиологическое ядро гуманистической концепции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» мировоззренческих идей, актуализирующих необходимость изучения вопросов национальной и глобальной безопасности;
• выявлены этапы становления и развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе гуманистической концепции: внедрение в учебный процесс, становления как учебная дисциплина, преобразование курса в новую образовательную область;
• уточнены структура и содержание обновленного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», включающие в себя вопросы индивидуальной, национальной и глобальной безопасности;
• предложена модель изучения систем анализа проблем безопасности, включающая в себя гуманистические знания для описания процессов в общей системе «природа — человек — общество».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1) определена сущность активизации гуманистической концепции курса «Основы безопасности жизнедеятельности», где предусмотрено создание педагогически целесообразных способов формирования ценностного отношения учащихся к окружающему миру и безопасности жизнедеятельности;
2) определены концептуальные, законодательные и методические подходы к преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Практическая значимость исследования заключается в представлении специалистам, решающим вопросы обучения учащихся безопасной жизнедеятельности, научно обоснованной комплексной системы методов и средств, позволяющей формировать компетентность у выпускников школ в области безопасности жизнедеятельности, которая будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей и, в особенности, профилей, связанных с обеспечением безопасности личности, общества п государства
Методологической и теоретической основой исследования являются:
• труды философов, посвященных проблемам дальнейшего раз-вития цивилизации (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, Ч. Дарвин, Ю. Н. Куражковский, Т. Мальтус, Л. Форрестер, А. Энштейн и др.);
• работы отечественных педагогов по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся (Ю. К. Бабанский, Л. В. Занков, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.);
• работы по концепции гуманной педагогики, личностно ориентированному обучению и витагенному образованию (Ш. А. Амонашвили, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, Г. П. Сикорская);
• работы по организации и методике преподавания курса «Основы безопасности Жизнедеятельности» (В. Г. Волович, В. И. Лебедев, В. Н. Мошкин, В. В. Сапронов, И. К. Топоров и др.).
В ходе исследования применялись:
• теоретические методы: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, систематизация, которые дополнялись историко-логическими методами и методом моделирования;
• эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, изучение нормативных документов, изучение и обобщение передового педагогического опыта, анкетирование, изучение отчетной документации.
Базой исследования были экспериментальные площадки кафедры «Безопасность жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета» на базе школы-гимназии № 176 и школы- лицея № 135 г. Екатеринбурга.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе (1997—1999) изучалась и анализировалась философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования с целью обеспечения его методологической основы; формировались тема, цель, задачи исследования.
Второй этап (1999—2000) был связан с разработкой программы исследования и формирования знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности. На данном этапе проводился эксперимент по внедрению в процесс образования школьников нового мировоззренческого раздела «Современный комплекс проблем безопасности».
На третьем этапе (2000—2002) осуществляется формирующий эксперимент, апробировались педагогические условия и средства формирования знаний по безопасности жизнедеятельности, формировались выводы и заключения, производилось оформление диссертации.
Достоверность результатов обеспечена научным подходом к изучаемым проблемам исследования; методологической обоснованностью исходных позиций; опытно-педагогической проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; корректным использованием методов сбора и проверки эмпирического материала; обработкой данных, включающей качественные и количественные измерения; профессионализмом участников внедрения экспериментальной программы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе реализации материалов исследования в педагогической практике и обсуждались на Первой международной конференции «Безопасность жизнедеятельности: структура и содержание высшего профессионального образования» (г. Москва, 1999г.), на совещании- семинаре «Проблемы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», его задачи и перспективы» (г. Москва, 2000 г.), на семинаре «Со-временный комплекс проблем безопасности» (г. Екатеринбург, 2000 г.), на региональной научно-практической конференции «Обучение населения методикам предотвращения чрезвычайных ситуаций — стратегическая задача курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (г. Екатеринбург, 2001г.), на областных, городских, районных научно-практических конференциях и методических объединениях, на заседаниях кафедры «Безопасность жизнедеятельности» УрГПУ и публикациях в журналах «ОБЖ. Основы безопасности жизни».
Структура и объем диссертации. Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (128 работ) и 7 приложений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Гуманистическая концепция новой образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» как эффективного средства формирования ценностного отношения учащихся к окружающему миру и безопасности жизнедеятельности.
2. Обновленный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», построенный с учетом индивидуального, национального и глобального подходов к преподаванию.
3. Модель изучения систем анализа проблем безопасности, включающая в себя гуманистические основания для изучения процессов в общей системе «природа — человек — общество» и технологические средства и приемы, применяемые для совершенствования учебного процесса курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Репин Ю. В., Рейдерман А. Д., Мещеряков А. Д. др. Региональная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Свердловской области / Ин-т развития регионального образования Свердловской области. Свердловск, 1994. 8,14/2,6 п. л.
2. Репин Ю. В. Технологические аспекты обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности // Сборник тез. и докл. первой международной конференции «Безопасность жизнедеятельности: структура и содержание высшего профессионального образования», Москва, 24—27 ноября 1999 г. М., 2000. 0.13 п. л.
3. Репин Ю. В. Теоретико-методические предпосылки формирования новой учебной дисциплины в высшей школе // Безопасность жизнедеятельности: структура и содержание высшего профессионального образования: Тезисы докл. первой Международной конференции. М., 2000. 0,16 п. л.
4. Репин Ю. В. Технологическая модель формирования знаний у учащихся по безопасности человека в чрезвычайных ситуациях // Безопасность: Информационный сб. Фонда национальной и меж-дународной безопасности. М., 2001. № 1. 0,13 п. л.
5. Репин Ю. В., Середа В. А., Шабунин Р. А. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: Учеб, пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 8,0/ 7,9 п. л.
6. Репин Ю. В., Середа В. А. Учебно-материальная база по курсу ОБЖ: Метод, рекомендации // Военные знания. 1994. №7. 0,5 / 0,4 п. л.
7. Крохалев А. Ф., Репин Ю. В., Черкасова М. Ф. Физическое воспитание детей в оздоровительном летнем лагере: Метод, рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 2,0/1,1 п. л.
8. Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: Учеб, пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. 22,2 п. л.
9. Репин Ю. В. Технологическая модель формирования знаний: (Уральский опыт) // Обновы безопасности жизни. М., 2001. №7. 0,12 п. л.
10. Митюшин Н. В., Репин Ю. В., Чеурин Г. С. ОБЖ как технологическая модель массового образования в области безопасности // Безопасность: Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности, 2001. 0,2/0,1 п. л.
11. Репин Ю. В. Безопасность обеспечивается культурой // Основы безопасности жизни. М., 2002. № 2. 0,1 п. л.
12. Репин Ю. В. Подготовка преподавателя ОБЖ— стратегическая задача высшего образования // Материалы региональной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14—16 октября 2001 г. 1 Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001.0,2 п. л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ