Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Работа №41950

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Основы нравственного воспитания 7
1.2 Формирование нравственного воспитания младших школьников. ... 14
1.3 Формирование нравственного воспитания младших школьников на уроках в начальной школе. Характеристика учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» 21
Вывод по первой главе 32
Глава 2. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Выявление исходного уровня нравственного воспитания у детей
младшего школьного возраста 33
2.2 Анализ урока по дисциплине «Основы религиозных культур и
светской этики» и результатов повторной диагностики 45
2.3 Рекомендации по оптимизации процесса нравственного воспитания
младших школьников 54
Вывод по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ

В последние несколько десятилетий проблема нравственного воспитания младших школьников в отечественной психолого - педагогической науке претерпела ряд качественных и количественных изменений, связанных с глубокими изменениями в социально-экономической и политической сферах.
Проблемы нравственного развития, воспитания и совершенствования человека волновали общество. Особенно сейчас, когда жестокость и насилие все чаще встречаются, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и неправильные суждения нравственного воспитания обусловлены усилением противоречий в жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к нравственному развитию и воспитанию. Если упустить данный момент, то недостатки этого воспитания уже будет трудно восполнить в последующие годы. Некоторые из школьников социально наивны, со скептицизмом относятся ко всему новому, не желают активно участвовать в общественных делах, полагаются лишь на эмоциональное влияние со стороны взрослых. Именно педагог, который имеет возможность влиять на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме главную роль в своей деятельности. Вот почему школа, особенно учителя, решая задачи воспитания, должны полагаться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, которое включено в учебно-воспитательный процесс и составляет его неотъемлемую часть.
Актуальность исследования проблемы заключается в том, что с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - курс ОРКСЭ). Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Сейчас общество уходит в виртуальный мир, избегая реальность. Именно поэтому нужно сделать так, чтобы школа стала центром формирования нравственных качеств у младших школьников.
В соответствии с этим, целью исследования является выявить возможности осуществления нравственного воспитания в процессе обучения в начальной школе (на примере курса «Основы религиозных культур и светской этики»).
Объект исследования - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников в процессе обучения.
Гипотеза исследования состоит в том, что введение курса по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этике» позволит акцентировать внимание на нравственных качествах и повысит уровень их сформированности.
Задачи исследования:
1. анализ психолого-педагогической литературы и определение содержания нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
2. выявление возможностей для осуществления нравственного воспитания в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»;
3. диагностика уровня сформированности нравственных категорий у младших школьников;
4. разработка рекомендаций по использованию интерактивных методов на уроках «ОРКСЭ».
Методологической основой исследования нашла отражение в фундаментальных работах Н.В.Архангельского [3], Н.М.Болдырева [8], В.А. Сухомлинского [43], И.Ф.Харламова [49] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.
В процессе исследования использованы следующие методы: изучение научно-методической литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала по проблеме; наблюдение за образовательно-воспитательным процессом в школе; диагностические методики; методы обработки данных исследования.
Базой опытно-экспериментальной работы стала МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Альметьевска» (Школа - центр компетенции в электронном образовании) республики Татарстан.
В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста - ученики 4 «Б» и 4 «Г» класса МАОУ «СОШ № 16» г. Альметьевск. Ученики 4 «Б» класса посещали уроки по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики», так как курс предусмотрен в данном классе.
Теоретическая значимость состоит в том, что выявлен потенциал нравственного воспитания, заложенный в содержание учебных предметов 4 класса через личностные УУД и способы оценивания качеств образовательных результатов при изучении дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в его ходе исследования результаты могут эффективно использоваться в школах, а особенно могут быть полезными для учителей при подготовке к групповым, индивидуальным занятиям. Разработанные рекомендации по использованию интерактивного обучения могут помочь эффективно и интересно преподавать курс «Основы религиозных культур светской этики».
Материалы исследования данной работы были апробированы в ходе публикации статей в электронном научном журнале Novalnfo.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической части и описания исследования), заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Педагоги, психологи, философы - ученые изучали проблему нравственного воспитания и сейчас данная проблема актуальна. Проанализировав психолого - педагогическую литературу по этому вопросу, мы рассмотрели сущность, содержание нравственного воспитания младших школьников. Нравственное воспитание характеризуется, как двухсторонний процесс, когда формируется моральное сознание, происходит развитие нравственных чувств и выработка привычки нравственного поведения. И именно курс «Основы религиозных культур и светской этики» помогает осознанию четвероклассником нравственных категорий.
В соответствии с поставленной нашей цели исследования мы выявили возможности осуществления нравственного воспитания в процессе обучения в начальной школе (на примере курса «Основы религиозных культур и светской этики»).
Экспериментальную часть нашей работы мы начали с первичной диагностики по трем методикам, на которой мы выявили уровни сформированности нравственных качеств, проведя исследование с учениками 4 «Б» и 4 «Г» класса МАОУ «СОШ №16» г. Альметьевск, в количестве 50 человека. По полученным в исследовании данным по тест - опросу «Добрый ли я», мы определи, что в 4 «Б» классе показали высокий уровень сформированности 32%, средний уровень - 64%, низкий уровень - 4%, в 4 «Г» показали высокий уровень - 24%, средний уровень - 68%, низкий уровень - 8%. По полученным в исследовании данным по методике решения воображаемых экспериментальных ситуаций «10 воображаемых ситуаций» в 4 «Б» классе интернальную направленность показали - 32 %, экстернальную направленность - 68%, в 4 «Г» интернальную
направленность показали - 40%, экстернальную - 60%. По полученным данным по анкете «Оцени поступок» в 4 «Б» классе 1 степень показали 0%, 2 степень - 100% учащихся, 3 степень соответственно тоже 0%, в 4 «Г» 1 степень показали - 8%, 2 степень показали 92%, 3 степень соответсвенно 0% учащихся.
Следующим этапом работы было посещение уроков наблюдение за детьми. Также был проведен подробный анализ одного из уроков.
Последним этапом было проведение повторной диагностики после курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 «Б» классе, а также в 4 «Г» классе, где не был предусмотрен курс.
По полученным в исследовании данных при повторной диагностики по первой методики значительно увеличился уровень сформированности нравственного качества «доброжелательность». В 4 «Б» высокий уровень стал 52%, средний уровень показал 48 %, низкий уровень не показал никто. В 4 «Г» - 24 % высокий уровень, средний уровень - 72 % а низкий уровень - 4. При повторной диагностики по второй методики в 4 «Б» классе интернальную направленность показали - 44 %, экстернальную направленность - 56 %, в 4 «Г» интернальную направленность показали - 40%, экстернальную - 60%, в данном классе показатели не изменились. При повторной диагностики по третьей методики в 4 «Б» классе 1 степень показали 8%, 2 степень - 84% учащихся, 3 степень - 8%, в 4 «Г» 1 степень показали - 8%, 2 степень показали 92%, 3 степень соответственно 0% учащихся. В 4 «Г» также показатели не изменились в сравнение с первичной диагностикой.
Мы видим, что есть различия между первым и вторым замером диагностики, присутствует положительная динамика и повешения уровня сформированности нравственных качеств.
Задачи был достигнуты: рассмотрено и проанализировано
содержание нравственного воспитания в процессе обучения младших школьников; выявили все основные возможности нравственного воспитания; провели экспериментальное исследование с целью выявления уровня сформированности нравственных качеств; разработали рекомендации по использованию интегративных методов для эффективного изучения и закрепления материала.
Таким образом, проанализировав все полученные результаты исследования, мы пришли к выводу, что введение курса «Основы религиозных знаний и светской этики» позволяет акцентировать внимание на нравственных качествах и повышает уровень их сформированности. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для высшей школы / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2009. - 127 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011
3. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979. — 534 с.
4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды - М.: Педагогика, 2003.
5. Барабанов В.В., Григоренко А.Ю. К вопросу о преподавании «Основы религиозных культур и светской этики» в школах // universum: вестник Герценовского университета. - 2013. - №2. - С. 92-102.
6. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное
формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000 г.
7. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в
гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-на- Дону, 1999. — 350 с.
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М.: Педагогика, 1989 с. 82
9. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б.С. Волков. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. —348 с. — (Бакалавриат).
10. Воронцова О.М. Базисные составляющие нравственного
воспитания [Электронный ресурс] / О.М. Воронцова - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/bazisnve-sostavlvavuschie-
nravstvennogo-vospitaniva (дата обращения 10.10.18)
11. Г алузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев.: Радянська школа, 1982. - 269 с.
12. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004. -
104 с.
13. Груздев М.В., Сапегин К.В. Духовно-нравственное воспитание в светской школе // Основы религиозных культур: Образовательная газета (Кирово -Чепецк). - 2012. - № 1. - С. 1-2.
14. Гусейнов А.А. Этическая мысль: современные исследования. Вопросы философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2016. - № 3. - С. 19-56.
15. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Титттков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Титттков. - М.: Просвещение - 2014.
16. Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике, издательство / Е. В Золотухина - Аболина. - М.: 2000.
17. Капустина Н.В., Александрова А.Г. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского / Н.В. Капустина, А.Г. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2009.
18. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания - М.: Просвещение, 1996
19. Калинина Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников через нравственно - этическое оценивание [Электронный ресурс] / Л.В. Калинина - Режим доступа: https://cvber1eninka.m/artic1e/n/formirova.nie-nra.vstvennvlT-tsennostnvh- orientatsiv-mladshih-shkolnikov-cherez-nravstvenno-eticheskoe- otsenivanie (дата обращения: 20.12.18)
20. Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravobraz.ru/koncepciva-komp1eksnogo- uchebnogo-kursa-osnovy-religioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-na- stupenvax-nachalno go-osnovno go-sredne go-polno go-obshhe go- obrazovaniva/ (дата обращения: 15.01.19)
21. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Планируемые результаты начального общего образования /- М.: Просвещение, 2013
22. Коваленко А. И. Обзор основных идей когнитивной теории морального развития Лоренса Кольберга [Электронный ресурс] / А.И. Коваленко - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-idey-kognitivnoy-teorii- moralnogo-razvitiya-lorensa-kolberga (дата обращения: 29.09.18)
23. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1998
24. Кузнецов Н.Т Словарь философских терминов. М., ИНФРА-М, 2007. - с. 366-367.
25. Лазуткина Л.Н Развитие речевой культуры как условие формирования личности обучающегося [Электронный ресурс] / Л.Н. Лазуткина - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- rechevoi-kvltvru-kak-uslovie-formirovaniva-lichnosti-obvchaushixsva (дата обращения: 25.10.18)
26. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в
образовании человека. Стандарты и мониторинг в образовании / В.С. Леднев . М.: Юрайт, 2010.
27. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 2009.
28. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / под ред. В.А. Сластенина. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 647 с.
29. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. - 450 с.
30. Минаева Е. И. Формирование духовно нравственной культуры обучающихся на учебных занятиях курса «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях полиэтнической образовательной среды [Электронный ресурс] / Е.И. Минаева -
Режим доступа: http://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK128-3.pdf#page=141
(дата обращения 11.11.18)
31. Мухина Е.А. Духовно - нравственные проблемы
развития личности в современном российском обществе.
[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno- nravstvennye-problemy-razvitiya-lichnosti-v-sovremennom-rossiyskom- obschestve
32. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология
образования. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2014. - 496 с.
33. Подласый И.П. Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов. 3 - е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015.
34. Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 г. № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe- prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno- pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g- 08-250.html (дата обращения 15.11.18)
35. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - с. 28
36. Секачёва И.Н. Нравственное воспитание младших школьников [Электронный ресурс] / И.Н. Секачёва - Режим доступа: http:// school2100. com/upload/ iblock/7a5/7 a587dc8d8e355ddd4a740b321 bcd428.pdf (дата обращения 12.11.18)
37. Симакова Т.П. Средства воспитания (методический подход) [Электронный ресурс] / Т. П. Симакова - Режим доступа: http://www.ppoisk.com/Gurnal-soderganie/soderganie-Kl-2017.htm (дата обращения 12.01.19)
38. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа- пресс, 2002. - с. 59
39. Смолонский С. И. Духовно - нравственное воспитание в педагогическом наследие Сухомлинского В.А. [Электронный ресурс] / С.И. Смолонский - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v- pedagogicheskom-nasledii-v-a-suhomlinskogo (дата обращения 22.03.19)
40. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. / В.С. Соловьев. - М.: Республика, 1996. - 479 с.
41. Соколова И.М. Оценка достижения планируемых
результатов в начальной школе [Электронный ресурс] / И.М. Соколова - Режим доступа:
http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/crii/2018/SBORNIK Konferencija de kabr 2017.pdf#page=158 (дата обращения 27.01.19)
42. Судьина С.Б. Сетевая поддержка становления нравственных ценностей младшего школьника [Электронный ресурс] / С.Б. Судьина - Режим доступа:
https://cvberleninka.ru/article/n/setevava-podderzhka-stanovleniva- nravstvennyh-tsennostey-mladshego-shkolnika (дата обращения: 17.12.18)
43. Сухомлинский В. А. О воспитании: науч. изд. / сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975. - 270 с.
44. Ушаков Д.Н Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: ВЛАДОС, 2015.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school-teacherspb.ru/fgos/fgos-noo.html (дата обращения 24.10.18)
46. Фёдорова О.Е. Использование интерактивных образовательных технологий в начальной школе [Электронный ресурс] / О.Е. Фёдорова - Режим доступа: httpV/прогимназия - интеллект.рф/images/documents/innovation/ (дата обращения 14.03.19)
47. Ханова Т.Г., Курбатова А.С. Влияние экологического воспитания на духовно - нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / Т.Г. Ханова, А.С. Курбатова. - Режим доступа: https ://www. science-education.ru/pdf/2016/6/25796.pdf (дата обращения 14.12.18)
48. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. - М.: Просвещение, 1993. с. 30
49. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие /. - Издание 6-е, переработанное и дополненное. - Москва: Гардарики, 2013.
50. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск. 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ