ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Основные положения, выносимые на защиту 9
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 10
Заключение 17
Список литературы 18
Актуальность исследования.
Конвенция ООН указывает на необходимость ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также важность содействия устранению любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин на всех уровнях и во всех формах обучения, в том числе и через пересмотр пособий и программ (ст. 10 Конвенции). В Пекине (1995) была подписана Декларация и Платформа действий IV Всемирной конференции ООН по положению женщин, где однозначно подчеркивается необходимость соблюдения гендерного равенства, в том числе и посредством интеграции этих идей в систему образования.
Россия одобрила и подписала перечисленные выше документы. В результате была разработана и вступила в действие Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, где подчёркивается, что «содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества» [101.Ст.14]. А это значит, что культура взаимоотношений мужчин и женщин должна строиться на принципе равноправия, свойственном демократическому обществу. Кроме того, Россия намерена присоединиться к так называемой зоне Европейского высшего образования, что предполагает открытость новому содержанию образования - в том числе, и интеграцию в него гендерной теории.
В 90-х годах ХХ века в нашей стране появились первые исследования, посвящённые проблемам гендерных отношений. В частности этим занимались Московский государственный университет, Институт социальноэкономических проблем народонаселения, Уральский государственный университет им. А.М. Горького.
В 2005 г. Московский центр гендерных исследований осуществил гендерную экспертизу государственных образовательных стандартов (ГОСТ) и учебников для высшей школы. К сожалению, гендерная экспертиза учебной литературы по педагогике не была проведена, а ведь именно она является средством воспитания и обучения будущих учителей.
Необходимость использования гендерного подхода в обучении и воспитании детей подчеркивают как зарубежные, так и отечественные учёные (О. А. Воронина, М. Гариен, Д. Еремеева, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова, А.Г. Хрипкова, В. Т.П. Хризман, Л.В. Штылёва, L.Tittle, R.K Under, J. Butler и многие другие). Они утверждают, что девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, формирование гендерного подхода в педагогике не просто появление ещё одной новой теории. Это принципиально новая теория, признание которой нередко обозначает изменение ценностных ориентаций человека, пересмотр многих привычных представлений, в том числе и содержания учебной литературы по педагогике.
Все это указывает на актуальность проведения гендерного анализа учебной литературы по педагогике. Значимость изучения учебников и учебных пособий с гендерных позиций объясняется необходимостью интеграции гендерной теории в содержание образования, с одной стороны, и тем обстоятельством, что авторы учебных изданий по педагогике не уделяют специального внимания гендерной проблематике...
В методических рекомендациях предлагаются конкретные приемы, которые целесообразно использовать в рамках гендерного подхода при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Например, в младшем школьном возрасте девочкам рекомендуется стимулировать соревновательность, а мальчикам - больше рассказывать и выдумывать, что положительно влияет на развитие вербальных навыков. Давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности; с девочками, если им трудно, следует вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания. Кроме того, девочек надо постепенно направлять к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
В подростковом возрасте девочкам необходимо создавать условия для физического и личностного самоутверждения; мальчиков же нужно обучать стратегиям снятия физической агрессивности, приучать их заботиться о других, что делает мальчиков (юношей) более эмоционально отзывчивыми и коммуникативными.
В заключении сформулированы основные выводы по диссертационному исследованию, показана научная значимость и специфика гендерного подхода в содержании учебной литературы по педагогике.
1. Липатова, С.Д. Внедрение гендерных подходов в высшее профессиональное образование [Текст] / С.Д. Липатова // Вестник Уральского государственного технического университета - УПИ. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2005. - С. 313-317.
2. Липатова, С.Д. Человеко-центрированный подход к обучению : от теории к практике [Текст] / С.Д. Липатова // Психология и общественные науки: Проблема интеграции знаний : Международная научно-практическая конференция. Екатеринбург, 24-25 января 2003 г. - Екатеринбург : Московский гос. открытый пед. ун-т, 2003. - С.112114.
3. Липатова, С.Д. Влияние гендерных стереотипов на выбор жизненной стратегии и профессиональную самореализацию женщины [Текст] / С.Д. Липатова // Урал индустриальный. Бакунинские чтения : VII Всероссийская научная конференция, ноябрь 2005 г. в 2-х тт. Т.2. Екатеринбург : ООО Издательство «УМЦ УПИ», 2005. - С. 271-275.
4. Липатова, С.Д. Гендерный подход в психологической антропологии [Текст] / С.Д. Липатова // Горизонты : Альманах : Вып.1.- Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2006.- С. 50-53.
5. Липатова, С.Д. Современный подход к пониманию принципа природосообразности Я.А. Коменского [Текст] / С.Д. Липатова // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада : Методология, опыт эмпирического исследования: Международная научно-практическая конференция : Ч.2.- Екатеринбург : Урал. гос. унт, 2006. - С. 26.
6. Липатова, С.Д. Использование гендерного подхода в учебниках по педагогике как условие модернизации образования [Текст] / С.Д. Липатова // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования : Международная научно-практическая конференция : Ч.1. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2007.- С. 78-80.