ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Основные положения, выносимые на защиту 9
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 10
Заключение 17
Список литературы 18
Актуальность темы исследования 2
Основные положения, выносимые на защиту 9
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 10
Заключение 17
Список литературы 18
Актуальность исследования.
Конвенция ООН указывает на необходимость ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также важность содействия устранению любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин на всех уровнях и во всех формах обучения, в том числе и через пересмотр пособий и программ (ст. 10 Конвенции). В Пекине (1995) была подписана Декларация и Платформа действий IV Всемирной конференции ООН по положению женщин, где однозначно подчеркивается необходимость соблюдения гендерного равенства, в том числе и посредством интеграции этих идей в систему образования.
Россия одобрила и подписала перечисленные выше документы. В результате была разработана и вступила в действие Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, где подчёркивается, что «содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества» [101.Ст.14]. А это значит, что культура взаимоотношений мужчин и женщин должна строиться на принципе равноправия, свойственном демократическому обществу. Кроме того, Россия намерена присоединиться к так называемой зоне Европейского высшего образования, что предполагает открытость новому содержанию образования - в том числе, и интеграцию в него гендерной теории.
В 90-х годах ХХ века в нашей стране появились первые исследования, посвящённые проблемам гендерных отношений. В частности этим занимались Московский государственный университет, Институт социальноэкономических проблем народонаселения, Уральский государственный университет им. А.М. Горького.
В 2005 г. Московский центр гендерных исследований осуществил гендерную экспертизу государственных образовательных стандартов (ГОСТ) и учебников для высшей школы. К сожалению, гендерная экспертиза учебной литературы по педагогике не была проведена, а ведь именно она является средством воспитания и обучения будущих учителей.
Необходимость использования гендерного подхода в обучении и воспитании детей подчеркивают как зарубежные, так и отечественные учёные (О. А. Воронина, М. Гариен, Д. Еремеева, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова, А.Г. Хрипкова, В. Т.П. Хризман, Л.В. Штылёва, L.Tittle, R.K Under, J. Butler и многие другие). Они утверждают, что девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, формирование гендерного подхода в педагогике не просто появление ещё одной новой теории. Это принципиально новая теория, признание которой нередко обозначает изменение ценностных ориентаций человека, пересмотр многих привычных представлений, в том числе и содержания учебной литературы по педагогике.
Все это указывает на актуальность проведения гендерного анализа учебной литературы по педагогике. Значимость изучения учебников и учебных пособий с гендерных позиций объясняется необходимостью интеграции гендерной теории в содержание образования, с одной стороны, и тем обстоятельством, что авторы учебных изданий по педагогике не уделяют специального внимания гендерной проблематике...
Конвенция ООН указывает на необходимость ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также важность содействия устранению любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин на всех уровнях и во всех формах обучения, в том числе и через пересмотр пособий и программ (ст. 10 Конвенции). В Пекине (1995) была подписана Декларация и Платформа действий IV Всемирной конференции ООН по положению женщин, где однозначно подчеркивается необходимость соблюдения гендерного равенства, в том числе и посредством интеграции этих идей в систему образования.
Россия одобрила и подписала перечисленные выше документы. В результате была разработана и вступила в действие Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, где подчёркивается, что «содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества» [101.Ст.14]. А это значит, что культура взаимоотношений мужчин и женщин должна строиться на принципе равноправия, свойственном демократическому обществу. Кроме того, Россия намерена присоединиться к так называемой зоне Европейского высшего образования, что предполагает открытость новому содержанию образования - в том числе, и интеграцию в него гендерной теории.
В 90-х годах ХХ века в нашей стране появились первые исследования, посвящённые проблемам гендерных отношений. В частности этим занимались Московский государственный университет, Институт социальноэкономических проблем народонаселения, Уральский государственный университет им. А.М. Горького.
В 2005 г. Московский центр гендерных исследований осуществил гендерную экспертизу государственных образовательных стандартов (ГОСТ) и учебников для высшей школы. К сожалению, гендерная экспертиза учебной литературы по педагогике не была проведена, а ведь именно она является средством воспитания и обучения будущих учителей.
Необходимость использования гендерного подхода в обучении и воспитании детей подчеркивают как зарубежные, так и отечественные учёные (О. А. Воронина, М. Гариен, Д. Еремеева, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова, А.Г. Хрипкова, В. Т.П. Хризман, Л.В. Штылёва, L.Tittle, R.K Under, J. Butler и многие другие). Они утверждают, что девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, формирование гендерного подхода в педагогике не просто появление ещё одной новой теории. Это принципиально новая теория, признание которой нередко обозначает изменение ценностных ориентаций человека, пересмотр многих привычных представлений, в том числе и содержания учебной литературы по педагогике.
Все это указывает на актуальность проведения гендерного анализа учебной литературы по педагогике. Значимость изучения учебников и учебных пособий с гендерных позиций объясняется необходимостью интеграции гендерной теории в содержание образования, с одной стороны, и тем обстоятельством, что авторы учебных изданий по педагогике не уделяют специального внимания гендерной проблематике...
В методических рекомендациях предлагаются конкретные приемы, которые целесообразно использовать в рамках гендерного подхода при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Например, в младшем школьном возрасте девочкам рекомендуется стимулировать соревновательность, а мальчикам - больше рассказывать и выдумывать, что положительно влияет на развитие вербальных навыков. Давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности; с девочками, если им трудно, следует вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания. Кроме того, девочек надо постепенно направлять к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
В подростковом возрасте девочкам необходимо создавать условия для физического и личностного самоутверждения; мальчиков же нужно обучать стратегиям снятия физической агрессивности, приучать их заботиться о других, что делает мальчиков (юношей) более эмоционально отзывчивыми и коммуникативными.
В заключении сформулированы основные выводы по диссертационному исследованию, показана научная значимость и специфика гендерного подхода в содержании учебной литературы по педагогике.
В подростковом возрасте девочкам необходимо создавать условия для физического и личностного самоутверждения; мальчиков же нужно обучать стратегиям снятия физической агрессивности, приучать их заботиться о других, что делает мальчиков (юношей) более эмоционально отзывчивыми и коммуникативными.
В заключении сформулированы основные выводы по диссертационному исследованию, показана научная значимость и специфика гендерного подхода в содержании учебной литературы по педагогике.
Подобные работы
- Гендерный подход в организации детской игры в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - Учет гендерных особенностей в процессе формирования здорового образа жизни младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Гендерный подход в развитии креативности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Учет гендерных различий при организации внеурочной деятельности в начальной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Гендерный подход в организации детской игры в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ЛЭПБУКА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогические условия формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2022





