Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные концепции реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №48340

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы44
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад №172» г. Барнаула. Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 7 месяцев (10 мальчиков и 10 девочек).
Есть приложение (Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности по гендерному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 6
1.1 Подходы к гендерному воспитанию детей дошкольного возраста 6
1.2 Методологические аспекты организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 11
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных различий детей дошкольного возраста 18
2.1 Организация и методика исследования 18
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 22
Рисунок 3 – Уровни сформированности половозрастной идентичности у детей старшего дошкольного возраста 26
2.3 Рекомендации по организации гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 28
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение 36


Актуальность исследования. В настоящее время назрела необходимость использования гендерного подхода в дошкольном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка, и формирование социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка. Несмотря на то, что проблема гендерной идентичности не является относительно новой, имеется достаточное количество экспериментальных и теоретических исследований в этой области (Ш. Берн и др.), она продолжает быть актуальной в области психологических исследований. Малоизученным с точки зрения развития гендерной идентичности является дошкольный возраст. Между тем многие отечественные (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон и др.) и зарубежные (Ш. Берн и др.) ученые склоняются к мнению, что первичная гендерная идентичность устанавливается к концу дошкольного детства.
Недостаточное внимание к проблеме формирования гендерного поведения, начиная с дошкольного периода, приводит к появлению социальных проблем: мальчики демонстрируют эмоциональную неустойчивость, нерешительность, тревожность, а в поведении девочек наблюдается агрессия, неаккуратность, нетерпимость. В связи с этим на государственном уровне перед образовательной системой сформировался социальный заказ – формирование полоролевого поведения у детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО [27], среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования заявлено развитие у ребенка позитивного восприятия окружающего мира, других людей и самого себя, обладание чувством собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; способность находить компромисс, соотносить собственные интересы с желаниями и чувствами других, проявлять эмпатию к другим, способность выходить из конфликтных ситуаций. Становление конкретно этих качеств определяется формированием представлений о полоролевом поведении. Таким образом, необходимость учета современными образовательными учреждениями гендерных особенностей детей не вызывает сомнений.
Степень разработанности проблемы. Проблема гендерного воспитания рассматривается в научных трудах Л.С. Выготского, И.Г. Малкиной-Пых, А.А. Чекалиной и др. Сущность понятия «гендерное воспитание» определена в работах Н.Л. Белопольской, Ю.В. Перловой, М.А. Радзивиловой и др. Педагогические условия организации гендерного воспитания в условиях ДОУ выявлены в исследованиях Л.В. Коломийченко, Т.А. Репиной, М.А. Селезневой и др. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных раскрытию вопросов гендерного воспитания детей дошкольного возраста, проблема организации гендерного воспитания дошкольников в условиях ДОУ не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Объект исследования – процесс гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет – педагогические условия гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить современные концепции реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что к особенностям гендерной идентичности детей дошкольного возраста относится уровень ее сформированности и способность к адекватной идентификации свое половозрастной идентичности.
Задачи:
1. Раскрыть особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Определить условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Исследовать эмпирическим путем особенности гендерного развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Теоретико-методологическую основу работы составили:
- подходы к гендерному воспитанию дошкольников – Л.В. Градусовой, И.Н. Евтушенко, Т.А. Репина, М.А. Селезнева и др.;
- подходы к организации предметно-развивающей среды в ДОУ для гендерного воспитания детей дошкольного возраста – Т.Н. Дороновой, Н.А. Лиман, Р.О. Юрчик и др.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 7 месяцев (10 мальчиков и 10 девочек).
База исследования: МБДОУ «Детский сад №172» г. Барнаула.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер – это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами. Когда женщина вынашивает ребёнка – это функция её биологического пола, а вот если звучит посыл «мальчики не плачут» или «уступи, ты же девочка» – это уже сфера гендерных стереотипов.
Гендерный подход в педагогике – это подход, применяющий в организации образовательного процесса, основанного на знаниях о гендерных особенностях представителей разных полов. Реализация гендерного подхода осуществляется в следующих направлениях:
- организация условий для осуществления гендерной социализации детей;
- овладение детьми гендерных моделей поведения, в соответствии с их возрастом;
- использование гендерно-ориентированных технологий воспитания и обучения.
Осознание детьми своей половой идентичности не происходит само по себе. Понятие принадлежности ребенка к тому или иному полу формируется благодаря гендерному воспитанию детей, которое осуществляют родители и воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях. Первое представление о взаимоотношениях между людьми у ребенка складывается в семье. На модель поведения маленького человека и его дальнейший жизненный сценарий огромное влияние оказывают сложившиеся семейные взаимоотношения. По утверждению детских психологов гендерное воспитание детей призвано способствовать развитию у них представлений о роли мужчины и женщины не только в семье, но и в обществе. Под влиянием педагогов и родителей у малыша формируется некоторая модель поведения, которой он будет следовать в своей взрослой жизни.
Анализ результатов эмпирического позволил установить, что у детей старшего дошкольного возраста в основном на среднем (50%) и низком (35%) уровнях сформирована половозрастная идентичность. Дети в большинстве своем не умеют определять свой половозрастной статус на разных возрастных этапах жизни, а также имеют недостаточный уровень развития эмоционально-волевой саморегуляции собственного поведения, что в дальнейшем может оказать негативный эффект на поведение ребенка в процессе перехода на новый образовательный уровень. Не все дети могут увидеть различия в поведении девочек и мальчиков.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Абсалямова, А. Г. Социогенез феномена «права ребенка» в истории зарубежной педагогической мысли / А. Г. Абсалямова // Вестник ВЭГУ. – 2018. –№ 2. – С. 5–10. 2.
2. Ананьев, Б. Г. Психология развития / Б. Г. Ананьев. – Москва : Академия, 2012. – 741 с.
3. Андроникова, О. О. Гендерная дифференция в психологии : учеб. пособие / О. О. Андроникова. – Москва : ИНФРА-М, 2017. – 455 с.
4. Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания : руководство / Н.Л . Белопольская. – Изд. 3-е, испр. – М.: Когито – Центр, 2012. – 24 с.
5. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 345 с.
6. Блонский, П.П. Педагогика развития / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2013. – 523 с.
7. Выготский, Л. С. Общая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2016. – 895 с.
8. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика / Л. В. Градусова. – Москва : ФЛИНТА, 2011. – 524 с.
9. Градусова, Л. В. Особенности гендерного развития детей дошкольного возраста / Л. В. Градусова // Вопросы психологии. – 2018. – №4. – С. 74-77.
10. Доронова, Т. Н. Воспитание дошкольника / Т. Н. Доронова. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 413 с.
11. Евтушенко, И. Н. Полоролевое воспитание ребенка дошкольного возраста / И. Н. Евтушенко // Дошкольное воспитание. – 2017. – №4. – С. 28-33.
12. Исаев, Д. Н. Вопросы воспитания дошкольников : гендерный аспект / Д. Н. Исаев. – Москва : ЮНИТИ_ДАНА, 2016. – 458 с.
13. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. – 2018. – № 2. – С. 65–69.
14. Коломийченко, Л. В. Аспекты гендерного воспитания в режимных моментах детского сада / Л. В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С. 51-55.
15. Кон, И. С. Психология детского развития / И. С. Кон. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 522 с.
16. Лиман, Н. А. Особенности гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания / Н. А. Лиман // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С. 27-31
17. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. – Москва : Эксмо, 2012. – 928 с.
18. Паченков, О. Формирование гендерной идентичности у ребенка : случай Ани // Гендерное устройство : социальные институты и практики. Сб. статей / О. Паченков / Под ред. Ж. В. Черновой. – Санкт-Петербург : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. – С. 51-70.
19. Перлова, Ю. В. Гендерное воспитание дошкольников / Ю. В. Перлова. – Москва : АСТ, 2017. – 236 с.
20. Радзивилова, М. А. Полоролевое воспитание детей в детском саду / М. А. Радзивилова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С. 45-48.
21. Репина, Т. А. Гендерный подход к воспитанию дошкольников / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. – 2015. – №2. – С. 17-22
22. Селезнева, М. А. Гендерное воспитание старших дошкольников в детском саду / М. А. Селезнева // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара : Асгард, 2016. – С. 103-106.
23. Соколова, Е. К. К вопросу о гендерном воспитании дошкольников / Е. К. Соколова // Педагогика. – 2018. – №4. – С. 22-24.
24. Татаринцева, Н. Е. Гендерное воспитание как целенаправленный процесс / Н. Е. Татаринцева // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 63-66.
25. Терентьева, Ю. В. Гендерное воспитание / Ю. В. Терентьева // Дошкольное воспитание. – 2015. – №2. – С. 34-36.
26. Чекалина, А. А. Гендерная психология : учеб. пособие / А. А. Чекалина. – Москва : Ось-89, 2015. – 256 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.
28. Щукина, О. Н. Гендерное воспитание в детском саду / О. Н. Щукина // Дошкольное воспитание. – 2018. – №2. – С. 35-39.
29. Штылева, Л. В. Гендерное воспитание в целостном педагогическом процессе / Л. В. Штылева // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 33-35.
30. Юрчик, Р. О. Предметно-развивающая среда как условие реализации гендерного воспитания дошкольников / Р. О. Юрчик // Дошкольное воспитание. – 2015. – №1. – С. 33-36
31. Яковлева, Н. Г. Реализация гендерного подхода к воспитанию в режимных моментах детского сада / Н. Г. Яковлева // Педагогика. – 2017. – №3. – С. 41-43.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ