МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ: АРХИТЕКТОНИКА СМЫСЛА БЫТИЯ
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Основные положения, выносимые на защиту 11
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 12
Заключение 23
Список литературы 24
Актуальность темы исследования 2
Основные положения, выносимые на защиту 11
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 12
Заключение 23
Список литературы 24
Актуальность темы исследования
В современной философии прослеживаются тенденции, обнаруживающие целый ряд серьезных изменений в понимании сущности и направленности исследований. Это проявляется в изменении как философской проблематики, так и в методологии философской работы. Проблематика, связанная с определением методологических оснований онтологического исследования, подвергается радикальному и методичному переосмыслению. Основополагающей характеристикой указанных изменений является обозначившийся в ХХ веке онтологический поворот современной философии, который противостоит гносеологизму новоевропейской философии и в рамках которого наблюдается стремление преодолеть метафизический дуализм бытия и сознания, материи и идеи, объекта и субъекта.
Стремление философской мысли к целостному мировидению и холистическим методам, ее ориентация на поиск новых способов обоснования научности выдвигает на первый план проблему выработки языка и метода анализа бытия и его онтологических структур. Остро ощущается необходимость формирования единого (комплексного) философского поля, объединяющего различные области знания: гносеологию, социальную философию, аксиологию, антропологию, а также различные типы рациональности - классический, неклассический и постнеклассический. Одной из удачных попыток решить эти проблемы в ХХ веке стала разработка сначала феноменологического метода анализа (Э. Гуссерль), затем нового онтологического подхода (М. Хайдеггер и его последователи), которые сегодня могут быть обозначены как феноменологическая онтология, основания которой исследуются в настоящей диссертационной работе.
В ходе исследования диссертант предпринимает попытку переориентации и переинтерпретации классических онтологических установок, что позволяет обозначить возможности преодоления антиметафизических тенденций постмодернистской мысли, негативные последствия которой выражаются в дезинтеграции картины мира. Современные исследователи подчеркивают ограниченность подходов к анализу бытия, которые подразумевают противопоставление бытия и сознания. Диссертант убежден, что переосмысление классических установок позволит придать онтологическому понятийному аппарату более конкретный и весомый теоретический статус, поможет сформулировать и обосновать современную концепцию онтологии, отвечающую требованиям нетривиальности, обозначить парадигмальную ориентацию философии на множественность бытия и возможностное видение мира.
В основании феноменологической онтологии лежат онтологические допущения об исследуемых объектах как о феноменах, что приводит к обоснованию тезиса о феноменальной сущности бытия. В этом смысле существует принципиальное различение понятий «феномен» и «явление», специфика каждого из которых заключается в том, что явление имеет характер отсылки и характеризуется как функция индикации (указания на что-либо), тогда как в случае феномена мы имеем присущую ему структуру показывания-себя-самого. Феномен есть то, что открывается, это «первоначальный опыт», еще не нагруженный какими бы то ни было интерпретациями. Феноменологический метод позволяет установить и описать феномен бытия в его полном феноменальном содержании и внутреннем контексте, ибо смысл бытия есть «несокрытость» (алетейя), а его истина заключается в самообнаружении и открытости пониманию. В результате такого подхода открывается новое поле для исследования первичных бытийных структур и феноменов. Феноменологический подход высвечивает сложность внутреннего устройства бытия, нетривиальность его структуры и топологии, многомерность и нелинейность онтологических пространств. Актуальность и эффективность идеи бытия как горизонта возможностей влечет за собой усиление интереса к проблеме соотношения единого и множественного. Феноменологическая философия в процессе создания новой онтологии пытается обнаружить структуры, преодолевающие эту раздвоенность. Ракурс анализа указанной раздвоенности является средоточием двух векторов настоящего диссертационного исследования: внимания к уникальности индивидуального и коррекции значения универсального.
Остро ощущается необходимость исследования оснований присутствия человека в бытии, что в свою очередь предполагает возвращение к фундаментальному уровню онтологической проблематики и размещение в центр философской работы понятия события. Введение концепта события в анализ онтологической проблематики позволяет рассматривать событие как характеристику совместного бытия, со-бытия, а также обозначить парадигмальную ориентацию на сближение проблемных областей онтологии и философской антропологии, раскрыть онто-антропологическую связь бытия и смысла. Онтологическое исследование неотделимо от анализа антропологического фактора, так как одной из эвристических идей современной философии является мысль о включенности, интегрированности человека в бытие. Фактически анализ статуса человека в бытии позволяет осуществить концептуальный анализ целого ряда онтологических феноменов как в сфере действия познания, так и в сфере социальной практики. Потому значительный интерес для диссертанта представляет исследование проекции антропологического подхода на онтологию, экзистенции человека на структуру бытия...
В современной философии прослеживаются тенденции, обнаруживающие целый ряд серьезных изменений в понимании сущности и направленности исследований. Это проявляется в изменении как философской проблематики, так и в методологии философской работы. Проблематика, связанная с определением методологических оснований онтологического исследования, подвергается радикальному и методичному переосмыслению. Основополагающей характеристикой указанных изменений является обозначившийся в ХХ веке онтологический поворот современной философии, который противостоит гносеологизму новоевропейской философии и в рамках которого наблюдается стремление преодолеть метафизический дуализм бытия и сознания, материи и идеи, объекта и субъекта.
Стремление философской мысли к целостному мировидению и холистическим методам, ее ориентация на поиск новых способов обоснования научности выдвигает на первый план проблему выработки языка и метода анализа бытия и его онтологических структур. Остро ощущается необходимость формирования единого (комплексного) философского поля, объединяющего различные области знания: гносеологию, социальную философию, аксиологию, антропологию, а также различные типы рациональности - классический, неклассический и постнеклассический. Одной из удачных попыток решить эти проблемы в ХХ веке стала разработка сначала феноменологического метода анализа (Э. Гуссерль), затем нового онтологического подхода (М. Хайдеггер и его последователи), которые сегодня могут быть обозначены как феноменологическая онтология, основания которой исследуются в настоящей диссертационной работе.
В ходе исследования диссертант предпринимает попытку переориентации и переинтерпретации классических онтологических установок, что позволяет обозначить возможности преодоления антиметафизических тенденций постмодернистской мысли, негативные последствия которой выражаются в дезинтеграции картины мира. Современные исследователи подчеркивают ограниченность подходов к анализу бытия, которые подразумевают противопоставление бытия и сознания. Диссертант убежден, что переосмысление классических установок позволит придать онтологическому понятийному аппарату более конкретный и весомый теоретический статус, поможет сформулировать и обосновать современную концепцию онтологии, отвечающую требованиям нетривиальности, обозначить парадигмальную ориентацию философии на множественность бытия и возможностное видение мира.
В основании феноменологической онтологии лежат онтологические допущения об исследуемых объектах как о феноменах, что приводит к обоснованию тезиса о феноменальной сущности бытия. В этом смысле существует принципиальное различение понятий «феномен» и «явление», специфика каждого из которых заключается в том, что явление имеет характер отсылки и характеризуется как функция индикации (указания на что-либо), тогда как в случае феномена мы имеем присущую ему структуру показывания-себя-самого. Феномен есть то, что открывается, это «первоначальный опыт», еще не нагруженный какими бы то ни было интерпретациями. Феноменологический метод позволяет установить и описать феномен бытия в его полном феноменальном содержании и внутреннем контексте, ибо смысл бытия есть «несокрытость» (алетейя), а его истина заключается в самообнаружении и открытости пониманию. В результате такого подхода открывается новое поле для исследования первичных бытийных структур и феноменов. Феноменологический подход высвечивает сложность внутреннего устройства бытия, нетривиальность его структуры и топологии, многомерность и нелинейность онтологических пространств. Актуальность и эффективность идеи бытия как горизонта возможностей влечет за собой усиление интереса к проблеме соотношения единого и множественного. Феноменологическая философия в процессе создания новой онтологии пытается обнаружить структуры, преодолевающие эту раздвоенность. Ракурс анализа указанной раздвоенности является средоточием двух векторов настоящего диссертационного исследования: внимания к уникальности индивидуального и коррекции значения универсального.
Остро ощущается необходимость исследования оснований присутствия человека в бытии, что в свою очередь предполагает возвращение к фундаментальному уровню онтологической проблематики и размещение в центр философской работы понятия события. Введение концепта события в анализ онтологической проблематики позволяет рассматривать событие как характеристику совместного бытия, со-бытия, а также обозначить парадигмальную ориентацию на сближение проблемных областей онтологии и философской антропологии, раскрыть онто-антропологическую связь бытия и смысла. Онтологическое исследование неотделимо от анализа антропологического фактора, так как одной из эвристических идей современной философии является мысль о включенности, интегрированности человека в бытие. Фактически анализ статуса человека в бытии позволяет осуществить концептуальный анализ целого ряда онтологических феноменов как в сфере действия познания, так и в сфере социальной практики. Потому значительный интерес для диссертанта представляет исследование проекции антропологического подхода на онтологию, экзистенции человека на структуру бытия...
Экзистенциально-феноменологическая перспектива переводит понимание бытия из имплицитного (в категориях) в эксплицитное - в экзистенциалах. Эта стратегия формирует единое смысловое пространство: постижение бытия в акте понимания - это не вид познавания, а фундаментальное определение экзистирования, так как понимание непосредственно связано с выбором человека и опирается на осмысление его собственных возможностей. Более широкая концептуальная и методологическая схема, на основании которой возможно конструировать (или реконструировать) здание онтологии. может быть представлена в виде: «существовать - переживать - мыслить». Изначальная ориентации философии на человека является фундаментально-онтологической, так как прояснение (понимание) бытия и бытийных структур осуществляется из самого человека. Человеческое бытие в целом является необходимым условием структурирования мира и методологическим горизонтом для самой постановки онтологической темы. Человек имманентнотрансцендентно связан с бытием, и только в экзистенциальном субъекте раскрывается тайна бытия, лишь в человеческом существовании, в его стремлении быть целым (но не замкнутым) миром осуществляется вся полнота проникновения (экзистенциального трансцендирования) в открытость бытия. Это утверждение онтологической значимости, которая присуща субъективности и ее внутреннему смыслу, составляет подлинное основание онтологии, так как существует только один критерий - экзистенциальная емкость и интенсификация жизни, единственной онтологической реальностью выступает интерсубъективный мир.
Феноменологическая онтология стремится перейти от спекулятивной самодостаточности к интерпретирующему описанию и пониманию, которое может концептуализироваться в новых моделях онтологий. На основе результатов исследования диссертант констатирует, что адекватная онтология не может ограничиться абстрактными рассуждениями об умозрительных сущностях, она должна привлечь также антропологический фактор. Такой подход к проблеме бытия являет собой новую парадигму гуманитарного знания, позволяющую преодолеть фрагментарность мира, порождает приемы и методы, являющиеся каркасом для выработки новых представлений, позволяет увидеть направление процессов, которые предваряют прорыв человеческого опыта к новой целостности бытия, что позволяет осмыслить событие, мир, Я как единство и целостность.
В Заключении обобщаются результаты диссертационного исследования, определяется теоретическая и научно-практическая значимость дальнейшей разработки представленной проблематики.
Феноменологическая онтология стремится перейти от спекулятивной самодостаточности к интерпретирующему описанию и пониманию, которое может концептуализироваться в новых моделях онтологий. На основе результатов исследования диссертант констатирует, что адекватная онтология не может ограничиться абстрактными рассуждениями об умозрительных сущностях, она должна привлечь также антропологический фактор. Такой подход к проблеме бытия являет собой новую парадигму гуманитарного знания, позволяющую преодолеть фрагментарность мира, порождает приемы и методы, являющиеся каркасом для выработки новых представлений, позволяет увидеть направление процессов, которые предваряют прорыв человеческого опыта к новой целостности бытия, что позволяет осмыслить событие, мир, Я как единство и целостность.
В Заключении обобщаются результаты диссертационного исследования, определяется теоретическая и научно-практическая значимость дальнейшей разработки представленной проблематики.
Подобные работы
- Методология подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований
Диссертация , филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1996 - Философско-методологические аспекты метатеоретических исследований открытого контента
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2013 - Доверие как социально-психологическое явление(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ
(09.00.11)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - АНТРОПОЛОГИЗАЦИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Эпистемологический анализ теорий и концепций исторического развития с позиций вероятностно-смыслового подхода (на примерах российской историографии)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - АНТРОПОЛОГИЗАЦИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003





