Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ: АРХИТЕКТОНИКА СМЫСЛА БЫТИЯ

Работа №102628

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы27
Год сдачи2007
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Основные положения, выносимые на защиту 11
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 12
Заключение 23
Список литературы 24

Актуальность темы исследования
В современной философии прослеживаются тенденции, обнаруживающие целый ряд серьезных изменений в понимании сущности и направленности исследований. Это проявляется в изменении как философской проблематики, так и в методологии философской работы. Проблематика, связанная с определением методологических оснований онтологического исследования, подвергается радикальному и методичному переосмыслению. Основополагающей характеристикой указанных изменений является обозначившийся в ХХ веке онтологический поворот современной философии, который противостоит гносеологизму новоевропейской философии и в рамках которого наблюдается стремление преодолеть метафизический дуализм бытия и сознания, материи и идеи, объекта и субъекта.
Стремление философской мысли к целостному мировидению и холистическим методам, ее ориентация на поиск новых способов обоснования научности выдвигает на первый план проблему выработки языка и метода анализа бытия и его онтологических структур. Остро ощущается необходимость формирования единого (комплексного) философского поля, объединяющего различные области знания: гносеологию, социальную философию, аксиологию, антропологию, а также различные типы рациональности - классический, неклассический и постнеклассический. Одной из удачных попыток решить эти проблемы в ХХ веке стала разработка сначала феноменологического метода анализа (Э. Гуссерль), затем нового онтологического подхода (М. Хайдеггер и его последователи), которые сегодня могут быть обозначены как феноменологическая онтология, основания которой исследуются в настоящей диссертационной работе.
В ходе исследования диссертант предпринимает попытку переориентации и переинтерпретации классических онтологических установок, что позволяет обозначить возможности преодоления антиметафизических тенденций постмодернистской мысли, негативные последствия которой выражаются в дезинтеграции картины мира. Современные исследователи подчеркивают ограниченность подходов к анализу бытия, которые подразумевают противопоставление бытия и сознания. Диссертант убежден, что переосмысление классических установок позволит придать онтологическому понятийному аппарату более конкретный и весомый теоретический статус, поможет сформулировать и обосновать современную концепцию онтологии, отвечающую требованиям нетривиальности, обозначить парадигмальную ориентацию философии на множественность бытия и возможностное видение мира.
В основании феноменологической онтологии лежат онтологические допущения об исследуемых объектах как о феноменах, что приводит к обоснованию тезиса о феноменальной сущности бытия. В этом смысле существует принципиальное различение понятий «феномен» и «явление», специфика каждого из которых заключается в том, что явление имеет характер отсылки и характеризуется как функция индикации (указания на что-либо), тогда как в случае феномена мы имеем присущую ему структуру показывания-себя-самого. Феномен есть то, что открывается, это «первоначальный опыт», еще не нагруженный какими бы то ни было интерпретациями. Феноменологический метод позволяет установить и описать феномен бытия в его полном феноменальном содержании и внутреннем контексте, ибо смысл бытия есть «несокрытость» (алетейя), а его истина заключается в самообнаружении и открытости пониманию. В результате такого подхода открывается новое поле для исследования первичных бытийных структур и феноменов. Феноменологический подход высвечивает сложность внутреннего устройства бытия, нетривиальность его структуры и топологии, многомерность и нелинейность онтологических пространств. Актуальность и эффективность идеи бытия как горизонта возможностей влечет за собой усиление интереса к проблеме соотношения единого и множественного. Феноменологическая философия в процессе создания новой онтологии пытается обнаружить структуры, преодолевающие эту раздвоенность. Ракурс анализа указанной раздвоенности является средоточием двух векторов настоящего диссертационного исследования: внимания к уникальности индивидуального и коррекции значения универсального.
Остро ощущается необходимость исследования оснований присутствия человека в бытии, что в свою очередь предполагает возвращение к фундаментальному уровню онтологической проблематики и размещение в центр философской работы понятия события. Введение концепта события в анализ онтологической проблематики позволяет рассматривать событие как характеристику совместного бытия, со-бытия, а также обозначить парадигмальную ориентацию на сближение проблемных областей онтологии и философской антропологии, раскрыть онто-антропологическую связь бытия и смысла. Онтологическое исследование неотделимо от анализа антропологического фактора, так как одной из эвристических идей современной философии является мысль о включенности, интегрированности человека в бытие. Фактически анализ статуса человека в бытии позволяет осуществить концептуальный анализ целого ряда онтологических феноменов как в сфере действия познания, так и в сфере социальной практики. Потому значительный интерес для диссертанта представляет исследование проекции антропологического подхода на онтологию, экзистенции человека на структуру бытия...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экзистенциально-феноменологическая перспектива переводит понимание бытия из имплицитного (в категориях) в эксплицитное - в экзистенциалах. Эта стратегия формирует единое смысловое пространство: постижение бытия в акте понимания - это не вид познавания, а фундаментальное определение экзистирования, так как понимание непосредственно связано с выбором человека и опирается на осмысление его собственных возможностей. Более широкая концептуальная и методологическая схема, на основании которой возможно конструировать (или реконструировать) здание онтологии. может быть представлена в виде: «существовать - переживать - мыслить». Изначальная ориентации философии на человека является фундаментально-онтологической, так как прояснение (понимание) бытия и бытийных структур осуществляется из самого человека. Человеческое бытие в целом является необходимым условием структурирования мира и методологическим горизонтом для самой постановки онтологической темы. Человек имманентно­трансцендентно связан с бытием, и только в экзистенциальном субъекте раскрывается тайна бытия, лишь в человеческом существовании, в его стремлении быть целым (но не замкнутым) миром осуществляется вся полнота проникновения (экзистенциального трансцендирования) в открытость бытия. Это утверждение онтологической значимости, которая присуща субъективности и ее внутреннему смыслу, составляет подлинное основание онтологии, так как существует только один критерий - экзистенциальная емкость и интенсификация жизни, единственной онтологической реальностью выступает интерсубъективный мир.
Феноменологическая онтология стремится перейти от спекулятивной самодостаточности к интерпретирующему описанию и пониманию, которое может концептуализироваться в новых моделях онтологий. На основе результатов исследования диссертант констатирует, что адекватная онтология не может ограничиться абстрактными рассуждениями об умозрительных сущностях, она должна привлечь также антропологический фактор. Такой подход к проблеме бытия являет собой новую парадигму гуманитарного знания, позволяющую преодолеть фрагментарность мира, порождает приемы и методы, являющиеся каркасом для выработки новых представлений, позволяет увидеть направление процессов, которые предваряют прорыв человеческого опыта к новой целостности бытия, что позволяет осмыслить событие, мир, Я как единство и целостность.
В Заключении обобщаются результаты диссертационного исследования, определяется теоретическая и научно-практическая значимость дальнейшей разработки представленной проблематики.


1. Конашкова А.М. Гуманитарная парадигма в науке и образовании: истоки формирования и развития / А.М. Конашкова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. Приложение. № 2 (6). Екатеринбург, 2007. С. 60-65.
II. Статьи и тезисы конференций:
2. Конашкова А.М. Логика Подлинного и Неподлинного:
аллегорическое измерение человеческого Бытия / А.М. Конашкова // Дело философии в постклассическую эпоху: материалы научной конференции. Самара, 26-27 сентября 2002 г. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2002. С. 131-135.
3. Конашкова А.М. Локализация субъекта: гетерогенность как детерминанта полагания свободы / А.М. Конашкова // Коллизии свободы в постиндустриальном обществе: тезисы докладов VI ежегодной международной научно-практической конференции (15­16 мая 2003 года). Екатеринбург, 2003. С. 179-183.
4. Конашкова А.М. Нерепрезентативная эстетика: методологические проблемы оснований гуманитарного знания / А.М. Конашкова // Эстетика научного познания: материалы научной конференции. Москва, 21-23 октября 2003, М.. 2003. С. 115-117.
5. Конашкова А.М. Построение модальной топологии Бытия: методологические основания и модели описания динамических систем. / А.М. Конашкова // Рациональность и вымысел: тезисы научной конференции 12-14 ноября 2003. СПб., 2003. С. 43-44.
6. Конашкова А.М. Онтологическая реальность: сущность
потенциальности как границы естественной онтологии человека / А.М. Конашкова // Вероятностные идеи в науке и философии: материалы региональной конференции (с участием иностранных ученых) 23-25 сентября 2003. Новосибирск, 2003. С. 27-29.
7. Конашкова А.М. Динамика ценностных ориентаций в
современной культуре: перспективы плюрализации и
фундаментализации / А.М. Конашкова // Ценности интеллигибельного мира: сборник статей Всероссийской научной конференции. В 2 т. Магнитогорск: МГТУ, 2006. Вып. 3. Т. 2. С. 154-156.
8. Конашкова А.М. Субъектно-личностные детерминанты
постклассической антропологии: парадоксы инноваций / А.М. Конашкова // Антропологические конфигурации современной философии: Материалы научной конференции 3-4 декабря 2004. М., 2004. С. 125-127.
9. Конашкова А.М. Аутентичные стили существования: субъектно­личностные детерминанты постклассической антропологии / А.М. Конашкова // Антропологические основания теоретического мышления: материалы Российской научной конференции (г. Екатеринбург, 16-17 ноября 2004). Екатеринбург, ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2005. С. 83-88.
10. Конашкова А.М. Трансфигурации субъектности в неклассической
философии: аксиологический подход к установлению
фундаментальных оснований человеческого бытия / А.М. Конашкова // Между прошлым и будущим: социальные отношения, ценности и институты в изменяющейся России: VIII научно­практическая конференция, проведенная Гуманитарным университетом (г. Екатеринбург) и Фондом Ф. Наумана (ФРГ) 17-18 мая 2005 г. Тез. докл.. В 2 т. Т. 2. Россия и россияне в контексте глобальных экономических и культурных процессов. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2005. С. 122-125.
11. Конашкова А.М. Онтологический статус индивидуальности: проблема человека в свете трансцендентальной парадигмы / А.М. Конашкова // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24­28 мая 2005 г.). В 5 т. Т. 4. М.: Совр. тетради, 2005. С. 63-64.
12. Конашкова А.М. Онтология cogito: к вопросу о проблематизации рациональности / А.М. Конашкова // Рациональность и свобода: материалы научной конференции. СПб., 2005. С. 63-64.
13. Конашкова А.М. Экзистенциальный трансцендентализм:
амбивалентность смыслов и личностное звучание / А.М. Конашкова // Научные труды VIII отчетной научной конференции молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. Сборник статей. В 2 ч . Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. Ч. 1. С. 464-467.
14. Конашкова А.М. Научный метод онтологии и идея феноменологии: физический и феноменологический миры/ А.М. Конашкова // Научные труды IX отчетной научной конференции молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ: сборник статей в 2 ч. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. С. 243-247.
15. Конашкова А.М. Феноменологически-смысловые принципы
структурирования бытия: основания возможности многомерной онтологии / А.М. Конашкова // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств - Электрон. журн. - М.: МГУКИ, 2004. - № гос. регистрации 0420600016. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/ Konashkova.pdf, свободный - Загл. с экрана...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ