Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД М. ВРУБЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИЦИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ

Работа №102438

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы28
Год сдачи2018
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Публикации по теме исследования

Диссертация посвящена исследованию творческого метода М.А. Врубеля.
Если проследить, как воспринимали и интерпретировали гений Врубеля, при его жизни и впоследствии, можно уловить два различных подхода, две позиции. В этом проявилось методологическое различие в отношении к самому феномену творчества Врубеля. А.Н. Бенуа видит сильную сторону Врубеля в том, что тот вступает в творческий диалог и с искусством прошлых эпох, и с современными ему мастерами, и считает это качество адекватным эстетической доминанте эпохи. Слабость же художника, по мнению критика, в том, что он «не знает границ своего таланта», и это также симптоматично. Подобный подход стал типичным для целого ряда исследователей (Н.М. Тарабукин, Д.В. Сарабьянов, Н.А. Дмитриева и др.), анализировавших произведения Врубеля с позиции стиля. Иная позиция в оценке творчества мастера прозвучала у А. Головина, полагавшего, что определяющей характеристикой искусства Врубеля является эпитет «классическое». Эта точка зрения стала отправной для исследований М.М. Алленова, С.М. Даниэля, и других искусствоведов, сделавших акцент на глубокую связь Врубеля с традициями европейского классицизма, его общность с академическим искусством.
В творчестве Врубеля есть то, что постижимо только «изнутри»: врубелевский генезис, обусловленный синтезом неповторимого дарования Врубеля, его интровертного темперамента и чистяковской школы, настоянной на академической традиции, «культе глубокой натуры» и европейских новациях (живописи Фортуни, Мейссонье, Бастьен-Лепажа). Техника этого синтеза и определяет «внутреннюю лабораторию» художника, «алхимию» его творчества. Отсюда следует, что для изучения творчества Врубеля приоритетным становится подход именно с позиций метода, дающий возможность выявить его значение как создателя уникальных форм.
Ни один персонаж, ни один предмет у Врубеля не остается самим собой; все подвержено метаморфозам и трансформациям. Наряду с изобразительной задачей, в любой вещи Врубеля чувствуется стремление выразить, пользуясь выражением Б. Л. Пастернака, «как образ входит в образ и как предмет сечет предмет»: метафорическое соединение образов обретает пластический
эквивалент. Идея формообразования произведений Врубеля представляется адекватной изначальной, еще античной, концепции метафоры.
Налицо проблема методологического характера, связанная с интерпретацией самого понятия метафоры; смысловой соподчиненности и взаимосвязанности понятий «метафора», «символ», «образ». При изучении творческого метода Врубеля данная проблема должна сказаться особенно ощутимо. В отношении этого художника, как, пожалуй, никого другого в отечественном искусстве, актуальна проблема изобразительной метафоры. Метафора, применительно к изображению, обозначается в искусствоведческих текстах как пластическая, изобразительная, или визуальная. Важно осознать сам механизм метафоры в конкретном художественном произведении, логику художника, использующего метафорический язык, его систему и индивидуальную специфику.
Врубель начинает работу над композицией не с графического поиска линейных ритмов и силуэтов статуарных форм, а с осмысления пространственных закономерностей и взаимосвязей; на этой стадии он оперирует не столько проекциями тел и предметов на изобразительную поверхность, сколько их объектами, пребывающими в предметном пространстве изображения. Для него является творческой проблемой выяснение закономерности, обоснованности размещения фигур, мера сближенности и обособленности, органичная для данной композиционной ситуации. Способность художника поставить такого рода проблему, осознать саму возможность ее существования - уже компонент творческого метода. Благодаря этой интенции Врубелю удавалось столь органично помещать фантастических персонажей в натуральную среду, которую зритель воспринимает не как пейзажный фон, а как естественную среду их обитания: среднерусская болотистая опушка для Пана, куст сирени для девушки-дриады, воздушное пространство между горных хребтов - для летящего Демона.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Мережников А.Н. Художественный метод М.А. Врубеля: интерпретации и оценки // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки, 2010, № 1. С. 57 - 65. (0.8 п. л.)
2. Мережников А.Н. «Натиск восторга». К 100-летию выхода в свет монографии С. Яремича «Михаил Александрович Врубель» // Искусствознание, 2011, № 1 - 2. С. 565 - 581. (0,9 п. л.)
3. Мережников А.Н. «Национальная и европейская художественная культура в творчестве Михаила Врубеля» // Россия - Польша. Два аспекта европейской культуры. Сборник научных статей XVIII Царскосельской научной конференции. СПб., 2012. С. 375 - 385. (0,7 п. л.)
4. Мережников А.Н. «Аутентичная копия» в творчестве В. Фаворского и В. Эльконина // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки, 2014, № 1 (124). С. 39 - 91. (0,8 п. л.)
5. Алексеев Е.П., Мережников А.Н. «Пляска Тамары». Иллюстрация- феерия Михая Зичи и Михаила Врубеля: проблема изобразительной метафоры // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки, 2015, № 1 (136). С. 75 - 91. (1,1 п. л.)
6. Мережников А.Н. «Царевна-Лебедь»: превращение и преображение. Особенности творческого метода Михаила Врубеля // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки, 2015, № 4 (145). С. 21 - 33. (0,9 п. л.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ