Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стилевая эволюция камнерезного и ювелирного искусства России второй половины 19 - начала 20 века. В тени имени Фаберже: камнерезное и ювелирное творчество А.К. Денисова-Уральского

Работа №103281

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы11
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования
Искусство второй половины 19 - начала 20 века представляет собой чрезвычайно насыщенное, многообразное явление. Это время отмечено большим количеством международных контактов художественной элиты, в результате которых происходит определенная космополитизация искусства, стирание национальных черт.
Произведения искусства, выполненные во второй половине 19 - начале 20 века уже длительное время привлекают внимание европейских искусствоведов. Большое внимание при этом уделяется не только живописи, скульптуре, архитектуре, но и декоративно-прикладному искусству. Выявляются основные закономерности развития стилевых направлений этого времени, проводятся монографические исследования творчества представителей разных видов искусства, разрабатывается терминологическая система. Необходимо подчеркнуть, что европейскими искусствоведами ювелирное искусство рассматривается как один из стилеобразующих видов искусства, поэтому результатам его изучения посвящено множество публикаций (о стилеобразующем значении ювелирного искусства говорится, например, в работах Вивьен Беккер и Джуди Рудоэ).
В отечественном искусствознании долгое время все внимание исследователей было приковано к творчеству живописцев и, в меньшей степени, скульпторов. Позднее появляется ряд специалистов, сосредоточившихся на изучении архитектуры указанного периода. Однако прикладное искусство по-прежнему рассматривалось исключительно как второстепенное явление, значение его как источника для анализа художественного процесса стало признаваться только с середины семидесятых годов двадцатого века. Еще меньшее внимание уделялось исследованиям российского ювелирного и камнерезного искусства второй половины 19 - начала 20 века. Таким образом, к настоящему времени изучение этого вида декоративно-прикладного искусства находится в России на стадии накопления материала по творчеству отдельных мастеров и фирм, при почти полном отсутствии работ, призванных систематизировать информацию о его стилистической эволюции.
Существующие на сегодня исследования творчества отдельных персоналий не дают представления об общих закономерностях стилевой эволюции данного вида искусства, а также, в силу монографического построения, не позволяют судить о значении творчества того или иного мастера.
Избирательное изучение ряда петербургских и московских ювелиров сузило представление о российском ювелирном и камнерезном искусстве, создало «феномен Фаберже» - ситуацию, когда деятельность всех его современников и конкурентов рассматривается через призму его первенства и уникальности.
В связи с этим представляется актуальным исследование, систематизирующее существующие положения и вырабатывающее на их основе новую схему развития, подтвержденную анализом конкретных произведений, а также выявляющее авторские произведения А.К. Денисова-Уральского, вводящее в научный оборот новые признаки для их атрибуции.
Степень научной разработанности проблемы
Отечественную литературу, касающуюся рассматриваемых в данной работе вопросов, можно разделить на два блока: общетеоретический и специальный. Работы, входящие в первый блок, представляют собой фундаментальные труды и статьи по истории искусств интересующего нас периода, в которых либо рассматриваются общие закономерности художественной эволюции (труды Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, Е.А. Борисовой), либо затрагиваются вопросы конкретных, отличных от интересующих нас видов искусств (работы по архитектуре Е.И. Кириченко, В.С. Горюнова, М.П. Тубли). К теоретическим работам можно отнести и статьи к каталогам, круг произведений, рассматриваемых в них, ограничивается представленным на выставках (каталоги выставок «Историзм и модерн», Л., 1986; «Историзм в России: стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-1890х годов», СПб., 1996.).
Специальная литература, посвященная истории отечественного ювелирного искусства, представляет собой монографические альбомы по персоналиям (В.А. Болин: Болин в России. Придворный ювелир конца XIX - начала XX вв. М., 2001.), каталоги музейных собраний и выставок (Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. Сокровища Оружейной палаты. М., 2000), а также публикации архивных материалов, которые не сопровождаются никаким аналитическим текстом и являются, по сути, констатацией наличия информации (Фаберже Т.Ф., Горыня А.С., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры. СПб, 1997; Скурлов В.В. Ювелиры и камнерезы Урала. СПб, 2001; Семенов Б.В., Тимофеев Н.П. Екатеринбургская гранильная фабрика. Екатеринбург, 2003).
Кроме этого, наблюдается существенный дисбаланс в объеме исследований, посвященных разным представителям ювелирного и камнерезного искусства России рубежа 19-20 веков. Обилие публикаций, связанных с именем Карла Фаберже, создает превратное впечатление о единственности этого ювелира. Только в последние годы стали проводиться выставки и появляться приуроченные к ним публикации, призванные познакомить заинтересованную публику с произведениями современников и полноправных конкурентов знаменитой фирмы (Болиных, Хлебниковых). Данный аспект коммерческой и творческой деятельности Алексея Козьмича Денисова-Уральского до сих пор не удостаивался должного внимания, так как биографы уральца - Б.В. Павловский и С.В. Семенова - в своих монографиях уделяют внимание разным сторонам его жизни и творчества, практически не затрагивая интересующую нас тему. Так, для Б.В. Павловского Денисов-Уральский - это «художник-краевед», «певец уральского пейзажа». В работе С.В. Семеновой раскрывается, прежде всего, его многогранная, незаурядная личность.
Цель и задачи исследования
Целью предпринимаемого исследования является попытка сформулировать закономерности стилистической эволюции ювелирного и камнерезного искусства второй половины 19 - начала 20 века, и анализ ее на материале камнерезного и ювелирного творчества А.К. Денисова-Уральского.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие конкретные задачи:
1. Обобщить и структурировать материал, накопленный в отечественном и зарубежном искусствознании по вопросу стилистики декоративно-прикладного искусства указанного периода;
2. Выявить интернациональные закономерности, причины и следствия их существования;
3. Применить выявленные общности к конкретному материалу ювелирного и камнерезного искусства;
4. Установить местонахождение, выполнить научную атрибуцию и опубликовать камнерезные и ювелирные произведения А.К. Денисова-Уральского;
5. Проследить творческую эволюцию художника в русле развития общеевропейского ювелирного искусства.
Хронологические рамки исследования
Хронологическими рамками исследования являются середина 19 - начало 20 века. Исходная точка отсчета связана с проведением первой Всемирной выставки в Лондоне (1851 год), на которой особое внимание было уделено образцам декоративно-прикладного искусства, в том числе и ювелирным произведениям российских и европейских мастеров. В это же время складываются предпосылки для формирования основных стилистических направлений ювелирного и камнерезного искусства второй половины 19 века, к которым можно отнести рождение Второй империи во Франции, появление новых возможностей для знакомства с искусством экзотических регионов, прежде всего - Японии и Китая. Работа заканчивается началом 20 века, когда в связи с Первой мировой войной и последующими глобальными социально-политическими революционными событиями единая линия стилистической эволюции ювелирного и камнерезного России прерывается. При этом подчеркивается, что влияние российских ювелиров и камнерезов на европейское искусство сохраняется вплоть до 20- 30-х годов 20 века, что связывается в работе с личными и интерьерными украшениями, выполненными в стиле Ар Деко.
Источниковая база диссертации
Использованные источники можно разделить на несколько групп:
1. Архивные материалы, изученные как непосредственно в архивах, так и через публикации.
2. Периодика и публицистика второй половины 19 - начала 20 века («Огонек», «Аргус», «Екатеринбургская неделя», «Урал», «Русский ювелир», «Горный журнал» «Art et Décoration»), содержащие исторические описания, статистические данные, статьи, посвященные исследуемым вопросам.
3. Каталоги и официальные отчеты всемирных, всероссийских и специализированных выставок, проходивших в исследуемый период.
4. Монографии, посвященные ювелирному и камнерезному искусству России и Европы, а также отдельным мастерам этого вида искусства.
5. Каталоги музеев и выставок, содержащие иллюстративный материал для анализа стилистической эволюции ювелирного и камнерезного искусства России и Европы.
6. Специальные издания - клеймовники.
7. Материалы международных, всероссийских, региональных конференций.
8. Современная специализированная искусствоведческая («Антиквариатъ», «Наше наследие», «Ювелирный мир», «Вопросы искусствознания», «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирование», «Beaux-Arts», «Connaissance des arts», «Dossier de l’art») и краеведческая («Уральский следопыт», «Урал») периодика, содержащая статьи по истории ювелирного и камнерезного искусства России и Урала.
9. Камнерезные и ювелирные произведения А.К. Денисова- Уральского из собраний российских музеев.
Работа с архивными материалами осуществлялась в фондах Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива по литературе и искусству, Государственного архива Свердловской области. С рядом редких документов автор ознакомилась в специализированных отделах Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки. Так же в диссертационной работе использованы сведения, полученные из ряда специализированных зарубежных библиотек (Библиотека по прикладному искусству Тогпау, Париж; Библиотека музея изящных искусств, Сент-Луис; Библиотека Центрального союза прикладных искусств, Париж).
Теоретико-методологические основания исследования
В качестве теоретической основы для выполнения данного исследования были привлечены труды ведущих отечественных исследователей изобразительного искусства и архитектуры России второй половины 19 - начала 20 века (Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, Е.А. Борисовой, Е.И. Кириченко), российских и зарубежных специалистов по истории камнерезного и ювелирного искусства (М.М. Постниковой-Лосевой, А.Е. Ферсмана, М.Н. Лопато, Т.Н. Мунтян, Г. фон Габсбург, А. фон Солодкофф, Э. Поссеме, Дж. Рудоэ).
Методы исследования вытекают из необходимости выявления специфических закономерностей стилевой эволюции камнерезного и ювелирного искусства, что обусловило, с одной стороны, привлечение метода типологизации для анализа большого количества предметов; с другой стороны, для работы с архивными, литературными и научными источниками были использованы методы синтеза и обобщения. Работа по атрибуции произведений А.К. Денисова-Уральского потребовала обращения к методам индукции и дедукции.
Композиция диссертации строится по хронологическому принципу.
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования определяется недостаточной изученностью российского декоративно-прикладного искусства второй половины 19 - начала 20 века. В ходе исследования получены результаты, имеющие значимость для теоретического осмысления стилевой эволюции ювелирного и камнерезного искусства указанного периода и прикладного решения вопросов авторской атрибуции произведений А.К.
Денисова-У ральского:
1. Проведена систематизация теоретических знаний о стилевом развитии декоративно-прикладного искусства выделенного периода, накопленных в отечественном и зарубежном искусствознании;
2. Разработана схема стилевого развития ювелирного и камнерезного искусства второй половины 19 - начала 20 века, учитывающая специфику данного вида искусства;
3. Исследованы и описаны ранее не изученные искусствоведами памятники ювелирного и камнерезного искусства, проведена их научная атрибуция (комплекс произведений из собрания Минералогического музея Пермского государственного университета, «рельефная» икона из частного собрания, минералогические горки из собраний Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН (Москва) и Минералогического музея им. А.В. Сидорова Иркутского государственного технического университета).
4. Выявлены, расшифрованы, опубликованы клейма ювелиров и ювелирных предприятий - сотрудников А.К. Денисова- Уральского: Леонида Адамовича Пяновского, Магнуса Дакса, Карла Карловича Петерсона или Константина Прокопьевича Прокофьева, Восьмой петербургской артели ювелиров;
5. Уточнены известные ранее и выявлены новые сведения о камнерезном и ювелирном творчестве А.К. Денисова- Уральского, позволяющие пересмотреть сложившуюся оценку его художественной деятельности (факты сотрудничества с европейскими фирмами, перечень экспонатов, представленных на международных и всероссийских выставках, полученные на них награды, факты привлечения ювелиров и ювелирных фирм для выполнения произведений с драгоценным металлом и др.).
Научно-практическая значимость работы
Результаты научного исследования могут быть использованы в общих искусствоведческих и историко-теоретических исследованиях, музейной и экспертной работе, при создании справочных и общих трудов по истории декоративно-прикладного искусства Европы, России, Урала. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе при чтении курсов по истории российского и зарубежного искусства 19-20 веков, а также при создании программ и учебных пособий по культуре и искусству Урала, декоративно-прикладному искусству.
Апробация данных исследования
Основные положения диссертации излагались в докладах и публикациях одной международной (Годичное собрание Всероссийского минералогического общества РАН РФ, Санкт- Петербург, 2003), семи всероссийских («Камнерезное искусство России. Горная Колывань», Барнаул, 2002; Вторая всероссийской научно-практическая конференция «Ювелирное и камнерезное искусство», Екатеринбург, 2002; Конференция «Метрополия и провинция. Художественная интерпретация другого», Екатеринбург, 2002; Вторые, третьи и четвертые всероссийские научные чтения памяти ильменского минералога В.О. Полякова, Миасс, 2001, 2002, 2003; «Человек в мире культуры» III Всероссийская научно-практическая конференция, Екатеринбург, 2004), одной региональной («От частной коллекции - к государственному музею», Екатеринбург, 2002) конференций, апробированы на двух коллоквиумах семинара «Ювелирное искусство и материальная культура» в Государственном Эрмитаже (2002, 2003). Все основные разделы работы отражены в публикациях автора (три статьи и семь тезисов).
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих в себя одиннадцать параграфов), заключения, списка использованной литературы, трех приложений. Содержание работы изложено на 151 странице. Библиографический список литературы содержит 141 наименование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Будрина Л.А. «Золотой» век платины: платина в ювелирном искусстве // Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников девятого и десятого коллоквиумов. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа,
2002. - С. 9-12.
2. Будрина Л. А. Три редких образца уральских минералов из коллекции Музея истории камнерезного и ювелирного искусства // Вторые Всероссийские научные чтения памяти ильменского минералога В.О. Полякова / Под ред. С.С. Потапова, Л. А. Буториной. - Миасс: ГЕОТУР, 2002. - С. 7-9.
3. Будрина Л.А. Атрибуция коллекции печатей из собрания МИКЮИ // От частной коллекции - к государственному музею. Доклады и тезисы Региональной научно- практической конференции. - Екатеринбург, 2002. - С. 209- 210.
4. Будрина Л.А. Иконографические типы матриц печатей из собрания МИКЮИ // Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников двенадцатого коллоквиума. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа,
2003. - С. 14-18.
5. Будрина Л.А. Матрицы печатей из собрания Музея истории камнерезного и ювелирного искусства: некоторые иконографические типы // Камнерезное искусство России. Горная Колывань. (Материалы всероссийской научно- практической конференции). Барнаул: Изд-во «Аз Бука», 2002. - С. 41-44.
6. Будрина Л.А., Потапов С.С. Каменная горка П.Д. Баранова, слагающие ее камни и опалесцит в ней // Третьи Всероссийские научные чтения памяти ильменского минералога В.О. Полякова / Под ред. С.С. Потапова, Н.В. Паршиной. - Миасс: ГЕОТУР, 2002. - С. 134-141.
7. Будрина Л.А. К истории появления минералогических горок // Platinum, № 8 лето-осень 2003. - С. 28.
8. Будрина Л.А. Камнерезные произведения из “Коллекции А.К. Денисова-Уральского” в собрании Минералогического музея ПТУ: вопросы атрибуции // Минералогия, геммология, искусство. Дополнения. СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 1-2.
10. Будрина Л.А. Скульптурные ручки каменных печатей// Четвертые Всероссийских научные чтения памяти ильменского минералога В.О. Полякова / Под ред. С.С. Потапова, Н.В. Паршиной, Л.А. Буториной. - Миасс: ИМин Уро РАН, 2003.-С. 107-110.
10. Будрина Л.А. «Рельефные» иконы А.К. Денисова-Уральского // Человек в мире культуры. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 30 апреля 2004 г., г. Екатеринбург / Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2004. - С. 202-206


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ