Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНТЕКСТ В АРХИТЕКТУРЕ, ДИЗАЙНЕ, ИСКУССТВЕ XX ВЕКА (17.00.04)

Работа №4391

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы27 стр.
Год сдачи2005
Стоимость170 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
949
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа посвящена изучению феномена контекста и контекстного мышления в пластических искусствах XX века. В рамках исследования рассмотрены изменения в характере и положении искусств в современном обществе, предпосылки обращения к контексту и его роль в художественном творчестве; природа контекста пластических искусств, особенности контекстных взаимосвязей искусств с действительностью.
Актуальность темы исследования. Понятие контекста и связанные с ним контекстное восприятие, контекстное мышление стали важными факторами интеллектуальной и творческой жизни в 1990-е гг., когда мировое развитие стало быстрым и плохо предсказуемым. Контекстное мышление формировалось как способ интерпретации действительности. В искусствах оно выполняло роль интеллектуально-творческой методологи, позволявшей соединять узкодисциплинарные подходы с новой реальностью, опыт - со стихией живой жизни; прошлое, настоящее и будущее фокусировать в единых познавательных конструктах. Многие мастера 1990- х гг. широко пользуются понятием «контекст», настаивают на его важном значении (Р. Кулхас, Б. Чуми, А. Мендини, Э. Соттсасс и др.). Деятельный, проблемно-ориентированный, проектный характер современных искусств, гибкие подвижные отношения их с обществом, его институциями и нормами настойчиво требуют изучения контекста. Кажется, нет специалистов, не замечающих серьезности происходящих тектонических перемен в науках, общественном сознании и искусствах: доминанты абсолютного знания и универсальных ценностей сменились релятивными; наряду с явлениями объективного порядка значимыми стали субъективно¬личные, случайные, подвижные и непредсказуемые. Одномерность уступает место множественности, дискретности, полицентризму, то есть нелинейным факторам. Внимание гуманитарной культуры - синхронно с естествознанием - приковано к энтропии, познавательным парадоксам, освоению стихии жизни. И контекст на этом фоне выглядит старо-новым явлением, открывающимся как бы заново.
Еще в 1976 году А.Ф. Лосев отмечал, что проблема контекста является одной из наиболее сложных и актуальных: «Всякий знак получает свою полноценную значимость только в контексте других знаков, понимая под контекстом широчайший принцип».* Уже в наши дни в том же духе высказывается архитектор Бернар Чуми: «Последние пять лет смысл моей работы заключается в том, чтобы прояснить отношения между архитекторским концептом и контекстом. Контекст — то есть история земли, та, которая в недрах, и та, которая в человеческой памяти, — способен связать воедино замысел архитектора и восприятие «простого» зрителя. <. . .> Я осознал, как невероятно важен контекст».**
«Исторический контекст», «культурный», «жизненный», «социальный», «архитектурный», «контекст городского пространства», «художественный», «экологический», «гуманитарный», «временной», «общемировой» и бесконечное множество других занимают все большее место в нашем знании. Суждения с позиций контекстности, определение контекста проблем, предметов и явлений присутствуют в разных дисциплинах, и эта тенденция является общемировой. Складывается ощущение, что наступила эпоха контекстуальности.
Степень разработанности проблемы. При безграничном ареале использования контекста в научной и культурно-творческой практике его природа до сих пор изучена недостаточно. Сам термин широко применяется с 1920-х годов в языкознании (В. В. Виноградов, Ю.М. Лотман и др.), структурализме и постструктурализме (К Леви-Стросс; Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко и др.). Но исследования собственно контекста начались лишь с 1970-х годов, преимущественно в рамках языкознания. Априори считалось и считается, что контекст способствует пониманию вещей, инвариантность определяется до сих пор как основное его свойство. В 1960-е - 1970-е гг. А.А. Зализняк, изучая диагностические особенности контекстов применительно к падежам русского языка, явлениям одушевленности и неодушевленности, выявил эвристические функции контекстов. В 1980-е годы филологи Н.Д. Арутюнова, О.Г. Ревзина, Н.Э. Энквист,


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ