Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению ориентаций учащейся молодежи на гуманитарное образование 16
1.1 Сущность и содержание ориентаций личности на гуманитарное
образование 16
1.2 Организация образования в разных странах как фактор реализации
ориентаций на получение гуманитарного знания 47
1.3 Факторы становления и реализации ориентаций учащейся молодежи на
основные направления гуманитарного образования 73
Глава 2. Реализации ориентаций на получение гуманитарного образования в современных условиях 101
2.1 Особенности реализации выпускниками школ ориентаций на основные
направления гуманитарного образования 101
2.2 Трансформация ориентаций студентов на гуманитарное образование в
процессе учебы в вузе 123
Заключение 159
Список литературы 164
Приложения
Актуальность темы исследования. Гуманитарное образование является первой в истории системой организованного получения специальных знаний о человеке, как о самом сложном объекте познания. Уже на ранних этапах становления общественной жизни человек пытался познать себя, возможности, которыми его наделила природа, ценности и смыслы той деятельности, которой он занимается в процессе создания продуктов материальной и духовной культуры. В античное время возникла первая гуманитарная наука философия как универсальная система изучения способностей людей познавать и менять мир, стремясь удовлетворить свои постоянно возрастающие потребности. Исследование способов взаимодействия с представителями своего и других этносов на родном и иностранных языках привело к появлению такого направления гуманитарного знания как филология и лингвистика. Стремление изучить связь настоящего с прошлым, преемственность культуры разных поколений вызвало появление исторической науки как особой отрасли наук о человеке.
В течение столетий, вплоть до XIX века, молодые люди могли получить только то образование, которое относилось к гуманитарному, включающему, кроме указанных направлений обучения, также теологическое, раскрывающее особенности религиозного познания человеком смыслов своей жизнедеятельности. Наличие высшего гуманитарного образования обеспечивало вертикальную и горизонтальную мобильности, вхождение в более высокую по материальному положению социальную группу, что являлось важным фактором формирования и реализации ориентаций личности на его получение.
Развитие естественных наук, промышленного производства привело к появлению других видов высшего образования, которые стали конкурировать по своей привлекательности с гуманитарным образованием. Сегодня наличие высококвалифицированных физиков, химиков, биологов, открывающих новые возможности использования природных богатств, конструкторов, технологов, создающих инновационную технику, обеспечивает успешное конкурирование развитых стран в экономической и политической сферах. У государства, бизнес-структур усиливается интерес к техническому образованию, в развитие которого вкладываются в настоящее время значительные материальные и финансовые средства. Создана система раннего выявления склонностей учащейся молодежи к работе с техническими устройствами, будущие инженеры имеют возможность получить бесплатное высшее образование, они информированы о тех работодателях, которые готовы им предоставить возможность профессионального и карьерного роста.
Молодые люди, получающие в настоящее время гуманитарное образование, находятся в иной ситуации. Они должны иметь очень высокий уровень развития общеучебных навыков в школе, чтобы получить самые высокие баллы при сдаче ЕГЭ, выдержать большой конкурс на крайне ограниченное число бюджетных мест в вузах. При отсутствии информации о степени востребованности работодателями специалистов с гуманитарным образованием, у молодых людей возникают трудности с поиском работы, формируется установка на самореализацию и самоутверждение в смежных с полученной профессией видах деятельности.
В связи с этим, актуальной проблемой становится изучение факторов, влияющих на становление и реализацию ориентаций учащейся молодежи на обучение по отдельным направлениям гуманитарного образования в вузе в настоящее время. Что побуждает учащихся школ отдавать предпочтение тому образованию, которое активно не поддерживается государством, бизнес-сообществом, требует значительных затрат собственных сил, времени, нередко существенных финансовых вложений семьи, при этом имеет неопределенные перспективы трудоустройства? Также важно выяснить изменения, происходящие в системе ценностей получаемого образования в процессе учебы, которые оказывают влияние на ориентации, установки студентов, связанные с работой после окончания вуза.
Выделяются следующие противоречия, определяющие актуальность социологического изучения процессов становления и реализации ориентаций учащейся молодежи на получение гуманитарного образования в настоящее время. Прежде всего, необходимо отметить противоречие между сравнительно низкой заинтересованностью государства в подготовке специалистов - гуманитариев и потребностью значительной части выпускников школ получить образование, относящееся к гуманитарному. Согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК-009-2016 к гуманитарным наукам в системе подготовки по бакалавриату относятся: «языкознание и литературоведение, история и археология, философия, этика и религиоведение, теология, физическая культура и спорт» . Другие направления подготовки, прежде относящиеся к гуманитарным наукам, в настоящее время входят в социальные науки.
В связи с этим, необходимо выделить противоречие между имеющимися у учащейся молодежи представлениями о содержании гуманитарного знания и классификацией наук, устанавливающих их перечень. Постоянное изменение в нем создает трудности в формировании у выпускников школ, студентов ориентаций на обучение по конкретным направлениям гуманитарного образования и реализации приобретенных компетенций в трудовой деятельности.
Поскольку Россия включена в мировое образовательное сообщество, необходимо отметить противоречие, возникающее в результате разного понимания о содержании гуманитарного образования в РФ и за рубежом. Так, в США получение диплома «бакалавра искусств» требует освоения более широкого перечня общественных и естественных наук, чем в России. В Германии гуманитарное образование включает в себя не только изучение языков, литературоведения, философии, религии, но и разных видов искусств, что существенно расширяет выбор учащимися школ его содержания.
Такая ситуация ведет к противоречию между потребностью в изучении факторов, определяющих становление и реализацию ориентаций учащейся молодежи на гуманитарное образование, и активностью в их изучении. Анализ имеющихся социологических исследований по данной тематике показал, что в основном изучаются проблемы развития технического образования, повышения его качества, формирования у школьников потребностей в получении инженерных специальностей. Проблемы реализации ориентаций значительной части выпускников школ на обучение по разным направлениям гуманитарного образования еще не стали предметом широких исследований социологов.
В связи с этим, актуальной задачей становится социологическое изучение особенностей взаимодействия различных факторов при реализации ориентаций школьников на гуманитарное образование, изменения их содержания у студентов в процессе его получения в вузах, а также при трудоустройстве молодых специалистов - гуманитариев после окончания учебы. На основе изучения данной проблемы появляется возможность регулирования процессов возникновения и осуществления данных ориентаций с целью более полного использования потенциала молодежи в конкретных видах профессиональной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение сущности гуманитарного образования, специфики реализации ориентаций учащейся молодежи на его получение представлены в работах авторов, являющихся представителями различных наук: философия, история, психология, социология, педагогика, культурология, антропология.
Сущность гуманитарного знания, присущие ему особенности и отличительные характеристики раскрываются в трудах классиков западной философии: Аристотеля, Д.Ж. Вико, Р. Декарта, В. Дильтея, И. Канта, Платона, Г. Риккерта, Б. Спинозы, М. Хайдеггера.
Развитие гуманитарного образования на различных исторических этапах изучали Ф. Арьес, А.П. Булкин, Й. Виссема, В. Вундт, В.М. Дианова, М.С. Каган, Дж. Ле Гофф, А.Ф. Лосев, Т.Б. Медникова, А. Моль, Л.А. Орнатская, Е.В. Олесюк, М.Потепа, Л.П. Разбегаева, В.З. Смирнов, М.П. Стародубцев, Ф. Шлейермахер и другие.
Взаимодействие гуманитарного знания с другими областями научного знания рассматривается в работах Ф. Арьеса, А.П. Булкина, В. Вундта, Дж. Ле Гоффа, В.М. Диановой, М.С. Кагана, А. Маслоу, Т.Б. Медниковой, А. Моля, Л.П. Разбегаевой, В.З. Смирновой, М.П. Стародубцевой, Л.А. Орнатской.
Предмет нашего исследования требует обращения к работам, раскрывающим сущность ценностей и ценностных ориентаций социальных субъектов. Среди зарубежных исследователей этой проблемы следует выделить М. Вебера, В. Виндельбанда, Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, Г. Лотца, А. Маслоу, Г. Спенсера, Т. Парсонса, У. Томаса.
Среди отечественных исследователей изучением ценностных ориентаций личности занимались В.Т. Алексеева, А.П. Альбуханова- Славская, Л. И. Божович, Б.С. Братусь, Г.Л. Брушлинский, Г.Г. Дилигенский, A. Г. Здравомыслов, Е. П. Ильин, Г.Л. Корнилова, Б.Ф. Ломов, А.В. Меренков, В. И. Тарасенко, В.А. Ядов.
Проблемы становления и реализации ориентаций учащейся молодежи на высшее образование исследовали Ю. П. Аверичев, Л.Н. Банникова, Е. С. Баразгова, Ю. Р. Вишневский, Б. С. Волков, Е. И. Головаха, М. К. Горшков, Г. Е. Зборовский, Э. Ф. Зеер, Ю. А. Зубок, Е. А. Климов, Л.Н. Коган, Д. Л. Константиновский, А. В. Меренков, Н. С. Пряжников, М. X. Титма, Г. А. Чередниченко, В. И. Чупров, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкин и другие.
Социологическими исследованиями особенностей реализации ориентаций на гуманитарное образование занимались А. Л. Арефьев, Ю. Р. Вишневский, Г. Е. Зборовский, А. Г. Здравомыслов, О. В. Крыштановская, А. B. Меренков, Е. А. Михайлова, Е.В. Прямикова, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, В.С. Собкин, М. X. Титма, Е. А. Шаповалов, Ф. Э. Шереги, О. И. Шкаратан, В. А. Ядов.
Особенности организации гуманитарного образования в выделенных в рамках исследования странах - США и Германии - изучали С. Адамс, Й. Виссема, Дж. Гундер, Г. Рютер, Н. Кирстен, С. Сорум, В. Хубенер, Э. Шрекер, П. Штрошнайдер.
В трудах исследователей раскрываются отдельные аспекты, противоречия становления и развития гуманитарного образования как в ряде стран мира, так и в России. Однако, взаимодействие внешних и внутренних факторов, определяющих реализацию ориентаций учащейся молодежи на обучение в вузах по основным направлениям гуманитарного образования, раскрыто не в полной мере. Требуются специальные исследования проблем, возникающих у школьников и студентов при реализации ориентаций на гуманитарное образование.
Объект диссертационного исследования: ориентации учащейся молодежи на гуманитарное образование.
Предмет исследования: реализация ориентаций учащейся молодежи на получение высшего гуманитарного образовании.
Цель диссертационного исследования: исследовать влияние внешних и внутренних факторов, определяющих реализацию ориентаций учащейся молодежи на обучение по основным направлениям гуманитарного образования в современных условиях.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие исследовательские задачи:
1. раскрыть особенности становления гуманитарного образования в процессе исторического развития;
2. исследовать сущностные характеристики гуманитарного образования и их изменение в современных условиях;
3. провести сравнительный анализ мировых (на примере США и Германии) и российских тенденций реализации ориентаций учащейся молодежи на получение гуманитарного образования;
4. исследовать основные противоречия, существующие в настоящее время, при реализации студентами вузов ориентаций на гуманитарное образование в период обучения и в процессе трудоустройства.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют системный, структурно-функциональный, институциональный подходы, раскрывающие особенности становления и реализации ценностных ориентаций личности на получение профессионального образования, включая гуманитарное, представленные в работах М.Вебера, Э. Дюркгейма, Т.Парсонса, Г. Спенсера; теории детерминации поведения социальных субъектов (А. Г. Здравомыслов, Г. Г. Дилигенский, А. В. Меренков, В. А. Ядов); исследования процессов реализации ориентаций учащейся молодежи на получение высшего образования (Е. С. Баразгова, Ю. Р. Вишневский, Г. Е. Зборовский, М. К. Горшков, Д. Л. Константиновский, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкин). Выявляются основные факторы, влияющие на процесс возникновения и реализации ориентаций личности на получение гуманитарного образования в системе высшего образования в современных условиях.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы следующих социологических исследований, в которых автор принимал участие:
В 2014 году в Уральском федеральном университете (УрФУ) было опрошено методом анкетирования 890 студентов 2-4 курсов, обучающихся на специальностях гуманитарного профиля для изучения изменений в их представлениях о ценности получаемого образования.
В 2015 году в УрФУ было проведено социологическое исследование среди студентов, поступивших на первый курс гуманитарных направлений подготовки. Методом сплошного опроса выявлено мнение 265 респондентов о причинах поступления на философский, исторический, филологический факультеты вуза. Методом глубинного интервью опрошено 18 студентов 2-4 курсов, обучающихся на гуманитарных направлениях подготовки.
В 2016 году было опрошено методом анкетирования 426 студентов выпускных курсов бакалавриата и магистратуры, получающих в разных вузах г. Екатеринбурга гуманитарное образование для выявления степени удовлетворенности учебой и планов на трудоустройство.
В 2017 году методом анкетирования по двухступенчатой выборке опрошено 272 студента 4 курса гуманитарных направлений подготовки УрФУ для изучения удовлетворенности полученными во время обучения на бакалавриате знаниями и навыками. Методом формализованного интервью опрошено 56 магистров первого курса гуманитарных направлений подготовки УрФУ для изучения причин выбора гуманитарных программ магистерской подготовки. Проведено анкетирование 121 выпускника гуманитарных направлений подготовки с целью выявления места трудоустройства, возможностей реализации полученных компетенций в профессиональной деятельности.
В 2018 году опрошено методом глубинного интервью 14 молодых специалистов, получивших 2-3 года назад гуманитарное образование. Методом глубинного интервью опрошено 12 работодателей, оценивших уровень сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников таких направлений подготовки, как филология, история, лингвистика, философия.
Научная новизна диссертационной работы заключается в выявлении влияния внешних и внутренних факторов на реализацию ориентаций учащейся молодежи на получение гуманитарного образования в современных условиях. Основные научные результаты, полученные автором и содержащие новизну, заключаются в следующем:
- дано определение ориентации на гуманитарное образование, заключающееся в выборе целей и смыслов получения и реализации
профессиональных знаний, обеспечивающих исследование и развитие способностей человека создавать многообразный мир духовных ценностей;
- доказано, что ведущим фактором реализации ориентаций личности на получение гуманитарного образования является наличие индивидуальных склонностей к приобщению к ценностям исторического, филологического, философского, лингвистического, теологического знания;
- проведен сравнительный анализ организации высшего образования на примере США, Германии и России с целью выявления общего и особенного в условиях реализации ориентаций студентов на получение высшего гуманитарного образования;
- раскрыты особенности взаимодействия внешних и внутренних факторов, определяющих реализацию ориентаций учащихся школ на основные виды гуманитарного образования: исторического, филологического, лингвистического, философского;
- доказано, что отсутствие в системе общего и дополнительного образования специальной профориентационной работы, направленной на формирование ориентаций учащихся школ на гуманитарное образование, снижает обоснованность выбора конкретных направлений для его получения в вузе;
- раскрыты основные противоречия реализации ориентаций студентов на гуманитарное образование в период обучения в вузе, влияющие на трудоустройство после его окончания;
- определены основные направления совершенствования деятельности по созданию условий для формирования и реализации ориентаций молодежи на гуманитарное образование в процессе профориентационной работы с учащимися школ, взаимодействия студентов с работодателями в период обучения в вузе.
Положения, выносимые на защиту:
- доказано, что ведущая роль при реализации ориентаций учащейся молодежи на получение гуманитарного образования принадлежит факторам, действующим на макро- и микроуровнях. Общественная необходимость в специалистах с гуманитарным образованием, потребность личности раскрыть способности к изучению и использованию в профессиональной деятельности конкретного вида гуманитарного знания определяют поступление в вуз и трудоустройство молодых специалистов;
- раскрыт механизм становления ориентаций личности на гуманитарное образование, включающий осознание потребности в получении конкретного вида гуманитарного знания, способностей к его изучению, ценности самореализации и самоутверждения в будущей трудовой деятельности;
- показано, что в настоящее время не только в России, но и в других странах мира ориентация учащейся молодежи на гуманитарное образование определяется их личной потребностью в его получении, а не специальной деятельностью государственных структур и работодателей по их формированию;
- выявлено, что основной причиной снижения общественной потребности в развитии гуманитарного образование является сравнительно низкая практическая значимость открытий, совершаемых в сфере гуманитарного знания;
- доказано на материалах эмпирических исследований, что в процессе обучения у студентов к выпускному курсу происходит трансформация ориентаций на реализацию полученных знаний и умений из-за неопределенности трудоустройства и перспектив профессионального и карьерного роста: на 17% снижается ориентация на получение практических навыков; на 27% сокращается доля тех, кто намерен работать по специальности. Основной целью выпускников при трудоустройстве является реализация приобретенных компетенций в работе по полученной или смежной специальности;
показано, что на продолжение обучения в магистратуре ориентированы 71% выпускников бакалавриата: из них 86% приняли это решение для расширения возможностей трудоустройства, 37% обнаружили склонность к новой профессии;
- разработаны рекомендации по созданию условий для обоснованного выбора выпускниками школ конкретного направления гуманитарного образования; получению востребованных работодателями компетенций во время учебы в вузе, их реализации в работе по основной или смежной специальности.
Соответствие темы диссертации специальности ВАК 22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы выражается в реализации требований следующих пунктов:
26. Социальные функции системы образования; функциональность и дисфункциональность профессионального образования. Рынок труда и профессиональное образование.
30. Возрастные когорты в системе социально-структурных отношений. Молодежь на рынке труда, перспективы трудоустройства. Региональные особенности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в изучении особенностей становления и реализации ориентаций учащиеся молодежи на получение конкретного вида гуманитарного образования в современных условиях. Определена роль различных внешних и внутренних факторов, воздействующих на реализацию ориентаций учащихся школ, студентов на гуманитарное образование. Изучена взаимосвязь потребностей, интересов, ценностных ориентаций и установок, определяющих активность личности в получении определенных гуманитарных знаний, умений, их реализации в трудовой деятельности. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов для студентов социологических факультетов: «Социология образования», «Социология духовной жизни», «Социология молодежи», а также для исследования особенностей становления и реализации ориентаций учащейся молодежи на основные направления современного гуманитарного образования.
Достоверность результатов, полученных автором, подтверждается совпадением теоретических положений работы с результатами проведенных социологических исследований при использовании апробированных методов сбора и анализа эмпирических данных, обоснованностью выводов и рекомендаций.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на 8- ми международных и 3-х всероссийских конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция X - XI Ковалевские чтения «Социология и социологическое образование в России» (г. Санкт-Петербург, 2015 - 2017); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием XX Уральские социологические чтения (г. Екатеринбург, 2015); XVIII, XIX, XXI Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» памяти профессора Л.Н. Когана (г. Екатеринбург, 2015, 2016, 2018); Международная научная конференция Российское социологическое сообщество: история, современность и место в мировой науке (г. Санкт- Петербург, 2016); Международная научно-практическая конференция XXI Уральские социологические чтения «Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития»; Международная конференция X юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения «Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы» (г. Санкт - Петербург, 2018); III международная научно-теоретическая конференция «Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности» (г. Екатеринбург, 2018).
Работа обсуждена на кафедре прикладной социологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Результаты исследований отражены в 13 научных публикациях, в том числе в рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в перечень ВАК-3.
Теоретический анализ сущности и содержания процесса реализации ориентаций учащейся молодежи на гуманитарное образование показал, что они возникают под влиянием общественной потребности в специалистах, способных взаимодействовать с разными малыми и большими общностями, индивидами в процессе их приобщения к духовным ценностям современной культуры. Гуманитарные науки, являющиеся основой соответствующего образования, исследуют ценности и смыслы человеческого бытия, предназначения человека в этом мире. Выявление их содержания позволяет рассматривать ориентацию социального субъекта на гуманитарное образование как процесс выбора ценностей и смыслов получения и реализации профессиональных знаний, обеспечивающих исследование и развитие способностей человека создавать многообразный мир духовных ценностей.
Молодые люди, как в прошлом, так и в настоящее время, стремясь понять причины разного по направленности и содержанию поведения людей, исследовать прошлое и настоящее разных стран и народов, научиться общаться на других языках, желая разобраться в своих чувствах, мыслях, ориентируются на получение философского, исторического, филологического, лингвистического образования. При этом ведущим фактором выбора гуманитарного образования является потребность в реализации своих природных склонностей.
Анализ ситуации с состоянием гуманитарного образования в разных странах мира показал, что в настоящее время вместо повышения в обществе ценности гуманитарного образования, обеспечивающего создание современных методов изучения человека, наблюдается снижение заинтересованности государства, бизнес-сообщества в его развитии. Это ведет к усилению попыток манипулирования общественным и индивидуальным сознанием со стороны средств массовой информации, социальных сетей, религиозных сект, определенных государственных структур. Научное управление сознанием и поведением социальных субъектов заменяется навязыванием искаженных представлений об окружающем мире, истории и политике разных стран, необходимости изучения одного языка межгосударственного общения.
В этих условиях ценность гуманитарного знания, значимость специалиста - гуманитария, владеющего современными методиками изучения индивида в условиях быстроменяющейся внешней среды с целью прогнозирования сценариев развития современного общества, должны неуклонно возрастать.
Выпускники гуманитарных направлений подготовки должны уметь оперативно перестраиваться, проявлять гибкость, способность четко реагировать на запросы рынка труда с тем, чтобы в условиях высокой конкуренции получить желаемое место работы.
Данные эмпирических исследований показали, что в процессе обучения в школе учащиеся выясняют сущность и особенности гуманитарного образования, направленного на познание духовной деятельности человека на уровне всего человеческого рода, разных этнических общностей на протяжении исторического развития, их языковой культуры в прошлом и в настоящее время. У тех, кто обнаруживает склонность к изучению родного или иностранных языков, истории своей страны и других государств, философского анализа проблем человечества, возникают ориентации на тот вид гуманитарного образования, который в наибольшей степени соответствует их способностям, потребностям в самореализации и самоутверждении в современном обществе.
Ценность получения профессиональных компетенций по истории, философии, филологии, лингвистике будет сохраняться до тех пор, пока у людей будет существовать потребность разобраться в том, что определяет их сознание, поведение, преобразовательную активность в прошлом и в
настоящее время, стремление сохранить свой родной язык, общаться на других языках мира.
Исследования показали, что в процессе учебы в вузе у студентов происходит изменение в представлениях об уровне развития способностей к освоению получаемых знаний, степени востребованности специальности на рынке труда, возможностях трудоустройства по приобретаемой профессии. В результате около 60% выпускников бакалавриата приходят к выводу, что им нужно было выбрать другое направление обучения. Сказывается отсутствие системы профориентации на уровне школьного образования, обеспечивающей выявление у личности реальных способностей к изучению философии, филологии, истории, иностранных языков. Не способствует поднятию ценности и престижа гуманитарного образования предлагаемая в рамках учебного плана практика. Негативно влияют трудности с поиском работы по специальности.
Опрос работодателей показал, что, с одной стороны, ими отмечается достаточно высокая теоретическая подготовка большинства молодых специалистов, получивших историческое, филологическое, лингвистическое, философское образование. С другой стороны, подчеркивается важность развития у них таких общекультурных и общепрофессиональных компетенций, как умение работать с разными категориями людей, понимая их желания, интересы; стрессоустойчивость; способность оперативно обрабатывать большие массивы данных; знание основ психологии, риторики, маркетинга и менеджмента.
На основе данных выводов предлагаем следующие рекомендации:
1. Требуется создание специальной системы профориентационной работы с теми учащимися, которые уже в 5-9 классах проявляют явные склонности к изучению родного и иностранных языков, истории, обществознания. Формой организации профориентационной деятельности может стать включение в разные практики обучения, начиная с младших классов, в олимпиадное движение по профильным предметам, в волонтерскую деятельность, организацию работы по изучению родного края и т.п.
2. Отсутствие в системе дополнительного образования кружков, секций, обеспечивающих выявление склонностей к изучению родного или иностранных языков, истории разных стран, философских проблем современного общества, требует использования такого способа обнаружения способностей личности к какой-либо трудовой деятельности в области гуманитарных наук, как профессиональные пробы. Такая форма актуальна для учащихся средней и старшей школы и может осуществляться преподавателями гуманитарных направлений вузов, включающих школьников в доступные для них практики (совместные проекты, конференции, волонтерская деятельность и т.д.), помогая им полнее выявить и раскрыть способности к конкретному виду гуманитарного образования.
3. На уровне вуза требуется пересмотр подходов к организации производственной практики для повышения качества подготовки студентов с одной стороны и для усиления значимости для студентов получаемых практических навыков с другой. Практика должна обеспечивать не только формирование навыков педагогической работы, которые преимущественно развиваются во время ее прохождения, но и развивать исследовательскую деятельность по актуальным проблемам той науки, которую изучают студенты, совместно не только с преподавателями вуза, но и с потенциальными работодателями.
4. Учебные планы гуманитарных направлений подготовки требуют насыщения прикладными дисциплинами, развивающими общепрофессиональные и общекультурные компетенции специалиста - гуманитария для повышения его конкурентоспособности (основы менеджмента, маркетинга, бизнес-коммуникация, конфликтология, практикум публичного выступления, практикум по подготовке презентации, целеполагание, тайм-менеджмент и т.д.)
Ценность гуманитарного образования будет возрастать по мере того, как оно станет более практикоориентированным, обеспечивающим возможность решения новых сложных проблем, возникающих в экономической, политической, социокультурной деятельности нашей страны в условиях возрастания нестабильности, неопределенности развития человечества. Оно должно готовить высококонкурентных специалистов, обладающих широким мировоззрением, инновационным мышлением, способных своевременно откликаться на новые вызовы быстроменяющегося мира. Опираясь на междисциплинарность, гуманитарные науки способны, взаимодействуя с естественными и техническими науками, совершенствовать не только материальную среду существования современного человека, но и обеспечить дальнейшее развитие его духовной культуры.
Перспективными направлениями дальнейшего исследования реализаций ориентаций учащейся молодежи на гуманитарное образования являются следующие. Во-первых, анализ существующего потенциала на уровне школы и вуза для организации профориентационной работы со школьниками для более раннего выявления склонностей к изучению гуманитарных наук. Во-вторых, исследование зависимости выявленных в период школьного обучения ориентаций на изучение гуманитарных наук и потребности в выборе конкретного гуманитарного направления в вузе. В- третьих, изучение на уровне региона, страны траекторий профессиональной реализации философов, филологов, историков и лингвистов для актуализации учебных планов с одной стороны и для разработки профессиональных стандартов, отсутствующих сегодня по многим направлениям гуманитарной подготовки, с другой.
1. Абульханова-Славская, К. А., Брушлинский, А. В. Философско- психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989. -248 с.
2. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 14.
3. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. жури. - 1984. - Т.5. - №5. С.63-70.
4. Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова // Человек в системе наук / Ред. И.Т. Фролов. - Москва : Наука, 1989. - 426-433 с.
5. Апостолова, Т. М. Гуманитарное образование сегодня: новые смыслы [Электронный ресурс] / Т.М. Апостолова // UG.RU: Учительская газета. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/60679.
6. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Ф. Арьес; Пер. с фр. Я.Ю. Старцева, В.А. Бабинцева; Послесл. Е.Ю. Фатеева.— Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1999 . - 416 с.
7. Бакалавриат, специалитет. Архив [Электронный ресурс] // URFU.RU: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Режим доступа:йИр://urfu.ru/ru/applюапШосз- аЬйипепЕ.
8. Бережной, Н. М. Проблема человека в трудах К. Маркса : монография / Н. М. Бережной. - М. : Высшая школа, 1981. - 111 с.
9. Бестужев-Лада, И. В. Прогнозирование социальных потребностей молодежи. Опыт социологического исследования. -М.: Наука, 1978. -212с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : Избр. психологические тр. / Л. И. Божович. - М. ; Воронеж : Ин-т практической психологии : МОДЭК, 1995. - 351 с.
12. Братусь, Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 276 с.
13. Будинайте, Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. - 1993. - Т.24. - № 5. - С.99-105.
14. Булкин, А. П. Социокультурная динамика образования. - Дубна: Феникс, 2001. - 208 с.
15. Вебер, М. Избранное. Образ общества / пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. С.49-51.
16. Вебер, М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 647с.
17. Виндельбанд, В. Прелюдии. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. - 420с.
18. Виссема, Й. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. - М.: Олимп - Бизнес, 2016. - 243 с.
19. Вишняк, А. И. Личность: соотношение трудового потенциала и системы потребностей (социологический анализ) / А. И. Вишняк ; АН УССР, Ин-т философии ; отв. ред. В. Ф. Черноволенко. - Киев : Наукова думка, 1986. - 106 с.
20. Высочайше утвержденный Устав учебных заведений, подведомых Университетам от 5 ноября 1804 г. [Электронный ресурс] // BASE.GARANT.RU: Информационно-правовое обеспечение. - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st007.shtml.
21. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 143.
22. Ганин, В.В., Хутин А.Ф. Гуманитарное образование на современном этапе // Знание. Понимание. Умение. - 2012. -№ 4. С. 151-159.
23. Горохов, В.Г. Галилео Галилей как философ техники (социокультурный подвиг, который изменил мир) [Электронный ресурс] / В.Г. Горохов // J. IPH. RAS. RU : Философский журнал. - Режим доступа: http: //iph. ras. ru/uplfile/root/biblio/pj/pj_8/4. pdf.
24. Гуманитарное образование в современной школе [Электронный ресурс] // LIBERAL.RU: Фонд «Либеральная миссия». - Режим доступа: http: //www. liberal. ru/arti cl e s/1320.
25. Гуманитарное образование на современном этапе (По материалам «круглых столов» и семинаров, апрель-декабрь 2006 г., Москва) // Вопросы образования. - 2006. - № 4. С. 251 - 267.
26. Гурарий, А.Д., Меренков, А.В. Изменение ценности гуманитарного образования в современном мире / А.Д. Гурарий, А.В. Меренков // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2017. - Т. 12, № 3 (167). - С. 90-101.
27. Дианова, В.М. Джамбаттиста Вико как культуролог // Мировая культура XVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Серия “Symposium”, Выпуск 26. / Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». С-Петербург : Санкт- Петербургское философское общество, 2002. С.21-24.
28. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
29. Егоров, А. Д. Гимназическое образование в России: (исторический очерк) / А. Д. Егоров ; Ивановский инж.-строит, ин-т. - Иваново : [б. и.], 1990. - 96 с.
30. Заседание Совета по науке и образованию [Электронный ресурс] // KREMLIN.RU: Администрация Президента России. - Режим доступа: http: //www. kremlin, ru/events/president/news/45962.
31. Зборовский, Г. E. Социология образования. 4.2. /
Г. Е. Зборовский. - Екатеринбург : Свердл. инж-пед. ин-т, 1994. - 152 с.
32. Здравомыслов, А. Г. Проблема интереса в социологической теории : монография / А. Г. Здравомыслов. - Л.: ЛГУ, 1964. - 74 с.
33. Здравомыслов, А. Г. Человек и его работа в СССР и после: учеб, пособие для вузов / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 485 с.
34. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 187с.
35. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы : учеб, пособие для вузов / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
36. Именной указ от 24 января 1803 г., данный Сенату «Об
устройстве училищ» [Электронный ресурс] // REFORMHISTORY.RU: История реформ. - Режим доступа:
http://www.reformshistory.ru/reformy/reformy-aleksandra-i/reformy- оЬгагоуашуа/8гейпее-оЬгагоуаше/526-оЬ-п81го]81уе-ис11Ш811с11.
37. История науки и техники / А. В. Бармин [и др.]. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. - 241с.
38. Каган, М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке // «Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века». К 80- летию профессора М. С. Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «8утро8шт». Выпуск №12. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2001. С.10-15.
39. Кананыкина, Е.С. Стандарты качества американского профессионального образования // Социодинамика. - 2013. - №5. С. 88-124.
40. Качество приема в российские вузы - 2017 / под ред. М. С. Добряковой, Я. И. Кузьминова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом ВШЭ, 2017. - 716 с.
41. Кикнадзе, Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание / Д. А. Кикнадзе. -М. : Мысль, 1968. - 146 с.
42. Кларк, Б. Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе / Б. Р. Кларк ; пер. с англ.
А. Смирнова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом ВШЭ, 2011.-360 с.
43. Климов, Е. А. Введение в психологию / Е. А. - М. : Моск, ун-т : Академия, 2004. - 336 с.
44. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 341с.
45. Князев, С.Т. Итоги приема в 2014 году. Интервью [Электронный ресурс] // URFU.RU: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. И. Ельцина. - Режим доступа: http://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/academic_council/docs/CNP_исИепу 150уе!_2014. рр!х .
46. Козина, И. М., Виноградова, Е. В. Молодые инженеры: трудовые ценности и профессиональная идентичность // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2016. -№ 1. С.210-218.
47. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. - Москва : Изд-во МГУ, 1991. С. 12.
48. Леонтьев, А. И. Деятельность. Сознание. Личность / А. И. Леонтьев. - М. : Смысл: Академия, 2004. - 352 с.
49. Леонтьев, А. И. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. -М. : МГУ, 1971.-40 с.
50. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон / А. Ф. Лосев. - М. : Искусство, 1969. - 372 с.
51. Лотце, Р.Г. Микрокосм. Мысли о естественной и общественной истории человечества. Опыт антропологии. Тело. Перевод 1866 г. М.: 2012.-347 с.
52. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - С-Петербург, 1999. -412 с.
53. Медникова, Т.Б. Бакалавриат в системах высшего образования РФ и США: сравнительный анализ моделей выпускника и их соответствия требованиям рынка труда : Дне. ... канд. пед. наук. -М.: РУДН, 2016. С. 50 - 63.
54. Меренков, А. В. Самоопределение учащихся : метод, пособие для учителей VIII-IX классов / А. В. Меренков. - М. : Академия, 2008. - 192 с.
55. Меренков, А. В. Система детерминации человеческой деятельности : монография / А. В. Меренков ; М-во образования РФ, Урал, гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Урал, горно-геол, акад.: Банк культурной информации, 2003. - 229 с.
56. Меренков, А. В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного: монография / А. В. Меренков. - Екатеринбург : УГГУ, 2007. - 280 с.
57. Меренков, А.В. Духовно-нравственное развитие подростков Il¬ls лет. Методическое пособие. Екатеринбург: Изд-в ИСТУ,2017. - 136 с.
58. Меренков, А.В. Методики формирования у школьников навыков самоопределения. Екатеринбург, Сократ, 2006. - 178 с.
59. Меренков, А.В., Мокерова Ю.В., Смирнова О.Г. профессиональное самоопределение выпускников школ в современных условиях. Известия Уральского университета. Серия 3 общественные науки, 2015, №2 (140). С. 107-117.
60. Минобрнауки России провело третий мониторинг трудоустройства выпускников вузов [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: ййр8://минобрнауки.рф/т/новости/10347.
61. Моль, А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 341с.
62. Мониторинг качества приема в вузы [Электронный ресурс] //
EGE.HSE.RU: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. - Режим доступа:
https://ege.hse.ru/rating/2017/72157740/gos/?rlist=&uplist=&glist=0&vuz- abiturients-budget-order=ge&vuz-abiturients-budget-val=10.
63. Мчедлов, М.П. Религия и современность / М.П. Мчедлов. - М.: Политиздат, 1982. С. 123.
64. Об итогах приемной компании 2017 года [Электронный ресурс] //
URFU.RU: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Режим доступа:
https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/academic_council/docs/2017- 2018/20170925_Ob_itogakh_priemnoi_kampanii_UrFU_2017_goda.pdf.
65. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии / Манетти Джованн, Пальмиери Маттео, Валла Лоренцо и др.; Университет РАО; Авт.-сост. Н.В.Ревякина, О.Ф.Кудрявцев. -М.: УРАО, 1999. -400с.
66. ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст) (дата введения 01.01.2004) (ред. от 31.03.2010) [Электронный ресурс] // CONSULTANT.RU: Справочно-правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l15605/.
67. Приказ Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-ст «ОК 009-2016.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию» [Электронный ресурс] // CONSULTANT.RU: Справочно-правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212200/.
68. Олесеюк, Е.В. К вопросу становления и развития
университетского образования в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://scholar.su/doklady/k-voprosu-stanovleniya-i-razvitiya-
universitetskog.
69. Орнатская, Л.А. Попытка спецификации культурно¬теоретических исследований в немецкой литературе конца XIX - начала XX века. // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Серия “Symposium”, Выпуск И. / Материалы науч-метод. конференции. 16 января 2001 г. С-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.110-111.
70. Ортега-и-Гассет, X. Положение науки и исторический разум / X. Ортега-и-Гассет. II Что такое философия? - М.: 1991. 148 с.
71. Особенности системы высшего образования германии глазами российского профессора (интервью с Э. Патриком) // Высшее образование в России, - 2014.-№ 2. С. 131-141.
72. Официальный сайт Координационного совета учебно- методических объединений и научно-методических советов высшей школы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fgosvo.ru.
73. Очерки истории университетского образования : монография / Т.А. Молокова [и др.] - Москва : МГСУ, 2011. - 175 с.
74. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.
75. Платные образовательные услуги [Электронный ресурс] // URFU.RU: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Режим доступа: https://urfu.ru/sveden/paidedu/.
76. Потапа, М. Этика и герменевтика у Шлейермахера ( Перевод Маркова Т.Б. ) // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франках., МарковаТ. Б. Санкт-Петербург, 1999. С. 34.
77. Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 N167 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2015 N 36675) [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/470301.pdf.
78. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N940 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика
(уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33786) [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:
http: //fgo svo. ru/uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvistika. pdf.
79. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N950 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33800) [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:
http: //fgo svo. ru/uploadfiles/fgosvob/46_03_01 Istoria. pdf.
80. Приказ Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-ст «ОК 009-2016.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию» [Электронный ресурс] // CONSULTANT.RU: Справочно-правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_212200/.
81. Прогнозирование социальных потребностей молодежи: опыт социологического исследования : монография ; отв. ред. И. В. Бестужев- Лада. - М. : Наука, 1978. - 206 с.
82. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб, пособие для вузов / Н. С. Пряжников ; ред. И. В. Дубровина. - М. : Академия, 2005. - 477 с.
83. Радаев, В. В. Потребности как экономическая категория социализма / В. В. Радаев. - М. : Мысль, 1970. - 221 с.
84. Разбегаева, Л.П. Гуманитарное образование в контексте ценностного подхода // Педагогическая психология: теория и практика: сборник материалов международного научного симпозиума. М., 2013 г. С. 41-45.
85. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова; Сост. А. П. Полякова, М. М. Беляева; Подгот. текста и и прим. Р. К. Медведевой. - М.: Республика, 1998. - 413 с.
86. Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. С англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. С. 263.
87. Руткевич, М. Н. Социальная ориентация выпускников средней
школы [Электронный ресурс] // Экономика, Социология, Менеджмент. - 1994. - С. 53-59. Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/115/930/1216/009Rutkevich.pdf.
88. Руткевич, М. Н. Социология образования и молодежи : Избранное (1965-2002) : Сб. ст. / М. Н. Руткевич. - М. : Гардарики, 2002. - 542 с.
89. Самсин, А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей : монография / А. И. Самсин. - М. : Высшая школа, 1987. - 159 с.
90. Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198/.
91. Смирнов, В. 3. Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX в. -М.: АПН РСФСР, 1954. С. 58.
92. Соболев, А.Б. Актуализация содержания высшего образования на основе профессиональных стандартов: результаты и задачи на ближайшую перспективу 15 ноября 2017 г. [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http: //fgo svo. ru/uploadfiles/presentations/15.11.2017/sobolO. pdf.
93. Соболев, А.Б. О модернизации образовательных стандартов
[Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/20.09.2016/Sobolev20.09.2016.pdf.
94. Сорокин, Г. М. Задачи и возможности гуманитаризации технического образования в вузах / Г. М. Сорокин, С. Г. Чулкин. - СПб.: 2007. - 74 с.
95. Стародубцев, М. П. Реформы системы образования, проводимые Екатериной II // Экономика образования, 2012, №2. С. 36-40.
96. Тарасенко, В. И. Социальные потребности личности: формирование, удовлетворение, развитие. Киев: Наукова думка, 1982. - 320 с.
97. «Тест-драйв в Уральском федеральном»: школьники готовы идти за студентами [Электронный ресурс] // URFU.RU: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Режим доступа: http: //urfu. ru/ru/ne ws/ne ws/5868/.
98. Тихонова, E. В., Корнева, E. Д. Распространение английского языка в Китае [Электронный ресурс] / MOLUCH.RU: Молодой ученый. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/99/22231/.
99. Томас, У., Знанецкий, Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М., 1994. - 344 с.
100. Туман-Никифоров, А. А. Постижение природы и сущности человека: от философской антропологии до гуманологии : монография / А. А. Туман-Никифиров, И. О. Туман-Никифорова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. - 226 с.
101. Узнадзе, Д. Н. Основные положения теории установки. Труды. Т. 6. Тбилиси, Мецниереба, 1977. - 363 с.
102. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский. -М., 1988. -Т. 2. -431 с.
103. Факультет «Liberal Arts» [Электронный ресурс] // ION.RANEPA.RU: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Режим доступа: http: //ion. ranepa. ru/about/faculties/15 8/fakultet-liberal-arts-college/.
104. ФГОС ВО по направлению бакалавриата [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91Z4.
105. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvpo/7/6/l/3.
106. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата: политические науки и регионоведение [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/91.
107. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 [Электронный ресурс]. CONSULTANT.RU: Справочно-правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
108. Федеральный закон «О внесении изменений в трудовой кодекс российской федерации и статьи И и 73 федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ.
109. Хроленко, А.Т. Основы современной филологии. - Москва: Флинта; Москва: Наука, 2013. -138 с.
ПО. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. / С. Н. Чистякова. - 2-е изд. стер. - Сер. Твоя профессия. Профильное обучение школьников. -М. : Академия, 2005. - С. 86 -90.
111. Чучалин, А. И. Проектирование инженерного образования в перспективе XXI века. М.: Логос, 2015. - 227 с.
112. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.
113. Ядов, В. А. Гипотеза об иерархической структуре диспозиций личности и ее социальной обусловленности.// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. - 2-е расширенное изд. - М. : ЦСПиМ, 2013. С. 31- 43.
114. A Liberal Arts Education [Mode of access], - Режим доступа: https://admissions.yale.edu/liberal-arts-education.
115. Adams, S. The Top-paying Liberal Arts Degrees [Mode of access], - Режим доступа: http://www. forbes. com/sites/susanadams/2013/02/06/the-top- paying-liberal-arts-degrees/.
116. Angriff auf die freien Denker [e-Quelle], - Режим доступа: http ://www. zeit. de/2016/15/geisteswissenschaften-abschaffen-j apan-gesellschaft- grossbritannien-usa/komplettansicht?print.
117. Aufgaben der Kultusministerkonferenz [e-Quelle], - Режим доступа: https: //www. kmk. org/kmk/aufgaben. html.
118. Ausgewahlte Themen. WiLa Arbeitsmarkt [e-Quelle], - Режим доступа: http://www.wila-arbeitsmarkt.de/blog/.
119. Bachelor of Liberal Arts Degree Courses [Mode of access], - Режим
доступа: https: //www. extension, harvard, edu/academics/courses/courses-by-
degree/Bachelor%20of%20Liberal%20Arts.
120. Bachelor of Liberal Arts Degree. Key learning outcomes [Mode of
access], - Режим доступа:
https://www.extension.harvard.edu/academics/undergraduate-degrees/bachelor- liberal-arts-degree.
121. Berns, M., de Bot, K., Hasebrink, U. (Eds.). In the Presence of English: Media and European Youth [Mode of access], - Режим доступа: https://www.springer.com/gp/book/9780387368931.
122. Bundesagentur fur Arbeit. Statistik [e-Quelle], - Режим доступа: https://statistik.arbeitsagentur.de/Navigation/Statistik/Arbeitsmarktberichte/Akade miker/Akademiker-Nav. html.
123. Die Geisteswissenschaften in Deutschland [e-Quelle], - Режим доступа: https://www.wissenschaftsjahr. de/2007.
124. Die vier Bereiche der Potenzialanalyze. Wila Arbeitsmarkt [e-Quelle], - Режим доступа: http://www.wila-arbeitsmarkt.de/blog/2015/02/24/die-vier- bereiche-der-potenzialanalyse/.
125. Dilthey, W. Die Geisteswissenschaften - Grundlegung für das Studium der Gesellschaft und ihrer Geschichte (Vollständige Ausgabe), e-artnow, 2015 [e-Quelle]. - Режим доступа: https://books.google.ru.
126. Es gibt keine Krise / Die Zeit. - 2006. - Vol.6 [e-Quelle]. - Режим доступа: http://www.zeit.de/2006/06/Geisteswiss_schaften.
127. Foreign language learning statistics [Mode of access], - Режим
доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-
explained/index.php/Foreignlanguagelearningstatistics.
128. Gauger, J.D., Rüther, G. Die Geisteswissenschaften als selbstverständliches Element moderner Kultur. Zur Einführung in die aktuelle Debatte [e-Quelle], - Режим доступа: http://www.kas.de/wf/de/33.12307/.
129. Green, К., LeBihan, J. Critical Theory and Practice: A Coursebook. Routledge, 2001. p. 92.
130. Hübener, W. Schleiermacher und die hermeneutische Tradition. // Internationaler Schleiermacher-Kongreß Berlin 1984. Walter de Gruyter, 1985. S. 561 [e-Quelle], - Режим доступа: https://books.google.ru.
13 E Humlum, M. K. An economic analysis of identity and career choice / M. K. Humlum, K. J. Kleinjans, H. S. Nielsen // Economic Inquiry. - 2012. - vol. 50. - no. 1. pp. 39-61.
132. Humanities Fall From Favor. Far Fewer Harvard Students Express Interest in Field With Weak Job Prospects. The Wall Street Journal. 2013. 6th of June [Mode of access], - Режим доступа: http://www.wsj.corn/articles/SB10001424127887324069104578527642373232184
133. Kogan, I Tertiary education landscape and labour market chances of the highly educated in central and eastern Europe / I. Kogan // European Sociological Review. - 2012. - vol. 28. - no. 6. - pp. 701-703.
134. Key Data on Teaching Languages at School in Europe. 2017 Edition. Eurydice Report [Mode of access], - Режим доступа: http://eurydice.indire.it/wp- content/uploads/2017/05/Key-Data-on-T eaching-Languages-2017-F ull- report_EN.pdf.
135. Kirsten, N. Grund zum Heulen? Die Zeit. - 12.08.2009 [e-Quelle], - Режим доступа: http://www.zeit.de/campus/2009/05/geisteswissenschaften- heulen.
136. Le Goff, J. Time, Work and Culture in the Middle Ages. - Chicago: University of Chicago Press, 1980 [Mode of access], - Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=FGYX_7bglOUC&lpg=PPl&hl=ru&pg=PPl#v =onepage&q&f=fal se.
137. Rechtsvorschriften und Lehrpläne [e-Quelle], - Режим доступа: https: //www. kmk. org/dokumentation- statistik/rechtsvorschriften-lehrplaene. html.
138. Recommended Annual Instruction Time in Full-time Compulsory Education in Europe 2013/14 [Mode of access], - Режим доступа: http: //eacea. ec. europa. eu/education/eurydice/documents/facts_and_figures/Instructi on_T imeEN. pdf.
139. Sorum, С. E. The Problem of Mission: A Brief Survey of the
Changing Mission of the Liberal Arts. Liberal Arts Colleges in American Higher Education: Challenges and Opportunities (ACLS Occasional Paper, No. 59) [Mode of access], - Режим доступа:
https://www.mtholyoke.edu/sites/default/files/iplanning/docs/591iberalartscolleges. pdf.
140. The Vanishing Liberal Arts Degree [Mode of access], - Режим доступа: https://www.the-american-interest.com/2017/04/25/the-vanishing-liberal- arts-degree/.
141. Top universities in Europe. QS World University Rankings 2016/2017 [Mode of access], - Режим доступа: http://www.topuniversities.com/where-to- study/region/europe/top-universities-europe.
142. Übergänge in die Hochschule und aus der Hochschule in den Arbeitsmarkt: Chancen, Probleme, Verläufe unter den Bedingungen der Studienstrukturreformen in Deutschland und Polen / Hans Döbert, Miroslaw S. Szymanski: Waxmann Verlag, - 2013 [e-Quelle], - Режим доступа: https://books.google.ru.
143. Welche Fächer werden gemäss Bundesamt für Statistik zu den Geisteswissenschaften (und welche zu den Sozialwissenschaften) gezählt? [e- Quelle], - Режим доступа: https://abouthumanities.sagw.ch/18-gewi-faecher.html.
144. What can I do with a major with...? Student services & Advising.
College of Liberal Arts. University of Minnesota [Mode of access], - Режим доступа: http://cla.umn.edu/student-services-advising/career-intemship-
services/explore-majors-careers/what-can-i-do-major.
145. What is Liberal Arts Education? [Mode of access], - Режим доступа: https://www.topuniversities.com/blog/what-liberal-arts-education.
146. Witko, К. Senior high school career planning: What students want / K. Witko [et al] // Journal of educational enquiry. - 2005. - vol. 6. - no 1. - pp. 34-49.