Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональное самоопределение учащейся молодежи на примере города Ярославля. Социологический анализ

Работа №73468

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………...……….……...…..5
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального
самоопределения молодежи………………………….…………..…………..…9
1.1. Понятие профессионального самоопределения с позиций
социологии…………………………………………………………………..…...9
1.2. Специфика понятия «молодежь», значение профессионального выбора
молодежи в современном мире…………………..……………………………16
Глава 2. Факторы профессионального самоопределения
молодежи……………………………….……………………………….………21
2.1. Роль социальных институтов в формировании профессионального
самоопределения учащейся молодежи ……………….…………...…….……21
2.2. Выбор ВУЗа и специальности как часть процесса профессионального
самоопределения молодежи…………………………………...….…………...33
Глава 3. Практическое исследование основных характеристик
профессионального самоопределения молодежи……………………………38
3.1. Экспертный опрос учащейся молодежи на тему профессионального
самоопределения …………………………………………….………….….….38
3.2. Эмпирический анализ. Прогноз трудоустройства студентов
(выпускников)…………………………………………………………….….…61
Заключение………………………………………………..……….….…….…..81
Библиографический список………………………………..…….…………….84
Приложение

Актуальность. Профессиональное самоопределение или выбор профессии является средством самоутверждения человека в обществе. В настоящее время, выбор профессии - это одно из главных решений в жизни молодежи. В связи с быстрыми социально-экономическими изменениями, современного состояния российского общества, появляется ряд проблем, связанных с базовым профессиональным выбором личности. Этим обусловлено повышенное внимание к проблемам становления и развития молодого поколения со стороны различных наук, и особенно социологии. Молодежь, как социальная группа, выполняет особую функцию, связанную с воспроизводством и обновлением социальной структуры общества. Данная функция реализуется в ходе социализации, инструментом которой является процесс профессионального самоопределения. В ситуации незавершенности преобразований современного общества новые требования порождают разнообразные противоречия и парадоксы в профессиональном выборе молодежи. В связи с этим, неравномерность происходящих изменений обусловливает необходимость учитывать специфику процесса профессионального самоопределения на региональном уровне. Главной целью является изучение профессионального самоопределения учащейся молодежи с учетом анализа специфики регионального рынка труда и системы образования, так как они являются важнейшими структурными факторами процесса профессионального самоопределения, а также исследование особенностей образовательных и профессиональных ориентаций, характерных для молодежи региона.
Проблема исследования заключается в недостатке
систематизированных представлений о закономерностях
профессионального самоопределения молодежи в современном российском обществе. Мы будем рассматривать профессиональное самоопределение молодежи на примере г.Ярославля, так как в данном аспекте этот вопрос еще не был изучен в конкретном городе.
Многоаспектность социологического подхода к профессиональному самоопределению молодежи отражена в разнообразии направлений исследования. Анализу профессиональных ориентаций и предпочтений молодежи посвящены работы Дидковской Я.В. , Чередниченко Г.А. , М.Н. Руткевича , Ф.Р. Филиппова . Факторную детерминацию
профессионального самоопределения молодежи выявляют в своих работах М.В. Батырева , Н.Ю. Бухнер , Л.А. Гегель , В.И. Журавлев , Е.А. Климов , Д.Л. Константиновский , М.Х. Титма , Г.А.Чередниченко , Шубкин В.Н. и др.
Объект - учащаяся молодежь города Ярославля.
Предмет исследования - профессиональное самоопределение учащейся молодежи города Ярославля.
Цель исследования - изучить профессиональное самоопределение учащейся молодежи города Ярославля.
Задачи исследования
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть понятие профессионального самоопределения с позиций социологии;
2. изучить специфику понятия «молодежь» и значение профессионального выбора молодежи в современном мире;
3. определить роль социальных институтов в формировании профессионального самоопределения учащейся молодежи;
4. проанализировать мотивы выбора ВУЗа и специальности как части процесса профессионального самоопределения молодежи;
5. исследовать содержание профессиональных установок учащейся молодежи;
6. осуществить прогноз трудоустройства студентов (выпускников).
Методологической базой исследования являются системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, экспертный опрос, сравнение и группировка, а также использование индуктивного и дедуктивного методов научного познания.
Гипотезы исследования:
1. Предполагается, что сущность процесса профессионального самоопределения современной молодежи претерпевает изменения, значительная роль отводится институту образования и рынку труда.
2. Предполагается, что определяющим фактором при выборе профессии молодежью является востребованность и престижность.
3. При профессиональном самоопределении главным фактором становятся личностные предпочтения молодежи.
4. Наличие связей в профессиональной среде является главным фактором успешного трудоустройства молодежи.
5. От уровня безработицы зависит трудоустройство выпускников.
В практической части мы будем выявлять содержание профессиональных установок учащейся молодежи и выделять их общие черты. Для этого мы будем использовать следующие методы:
1. Экспертный опрос учащейся молодежи г.Ярославля, с целью выявления их профессиональных установок. Составляет не менее 30 экспертов, из них 47 - студентов, 47 - школьников. Метод сбора данных - анкетирование.
2. Прогноз трудоустройства выпускников ЯГПУ им. Ушинского.
Новизна исследования определяется тем, что:
• впервые исследованы особенности профессионального самоопределения учащейся молодежи города Ярославля, как в среднем, так и в высшем звене образования.
• выполнен прогноз трудоустройства выпускников ЯГПУ им. Ушинского.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подведем итоги проделанной работы. На основе теоретического анализа было рассмотрено понятие профессионального самоопределения с позиций социологии, исходя из которых, мы сделали вывод о том, что профессиональное самоопределение - это процесс социально обусловленный, зависящий от множества надындивидуальных факторов. На основе изученной специфики понятия «молодежь» и значения профессионального выбора молодежи, нам удалось объединить социологические подходы и сформировать общее понятие молодежи и определить, что молодежь является стратегическим ресурсом современного общества. Нами были выявлены следующие социологические аспекты социализации учащихся - содержание этапа социализации молодежи определяется ситуацией множественных социальных выборов, процесс профессионального самоопределения протекает в ситуации нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм и ценностей, трудности профессионального самоопределения молодежи возникают вследствие дестабилизации. Анализ мотивов выбора вуза и специальности, позволил сделать вывод, что эффективность и результативность учебной
деятельности и профессионального развития молодежи, во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей.
Проанализировав теоретический материал, можно сделать вывод, что рынок труда и система образования, как социальные институты, являются структурными факторами профессионального самоопределения молодежи, а образовательная структура является индикатором связи рынка труда и рынка образовательных услуг.
В ходе экспертного опроса не подтвердилась гипотеза о том, что определяющим фактором выбора профессии молодежью является востребованность и престижность; и подтвердилась гипотезао том, что при профессиональном самоопределении главным фактором становятся личностные предпочтения. Исследование показало, что значительную роль при профессиональном выборе оказывают личные склонности и интересы (школьники - 68,1%: студенты- 85,1%). Частично подтвердилась гипотеза о том, что процесс профессионального самоопределения претерпевает изменения, по мнению большинства опрошенных студентов, что составило 55,3%, высшее образование - это залог материального благополучия и основа саморазвития. В современном обществе материальное благополучие играет немаловажную роль, а человек с высшим образованием имеет шансы реализовать себя в будущей профессии, стать успешным специалистом, что и является, по нашему мнению, основой саморазвития. По полученным результатам, мы выяснили, что студенты считают наличие высшего образования (68,1%) и связей (66%) необходимым условием для трудоустройства (68,1%), таким образом, частично подтвердилась гипотеза о том, что наличие связей в профессиональной среде - является главным фактором успешного трудоустройства молодежи.
По результатам прогноза, при помощи математических расчетов, мы сделали вывод о том, что трудоустройство выпускников практически не зависит от уровня безработицы в регионе, в связи с этим не подтвердилась гипотеза о значимости этих параметров.
Эмпирическое исследование характеристик профессионального самоопределения учащейся молодежи города Ярославля позволило выявить и описать их общие черты. В целом, для учащихся школ профессиональной ориентацией является получение дальнейшего (высшего) образования. Особенности профессионального выбора учащихся характеризуются 82
достаточно высоким уровнем определенности с будущей профессией в обеих группах, как школьников, так и студентов. Бизнес и предпринимательство являются самыми непривлекательными сферами профессионального выбора. Для молодежи предпочтительнее занятость в сфере услуг или в так называемой бюджетной сфере. То есть подавляющее большинство сторонники наемного труда, так как эта сфера более стабильна.
В частности, была выявлена тенденция нарастания инструментальных установок по отношению к труду в сознании молодежи, которая обуславливает безразличие к профессиональному выбору. Трудовые ценности и мотивы молодого поколения концентрируются вокруг высокого заработка, при выборе специальности, а соответственно и будущей профессии, по мнению студентов, возможность иметь высокий доход (74,5%) является основным фактором. Инструментальное отношение к труду, для которого характерно стремление к получению высокого заработка, заслоняет собой перспективу самореализации в труде. Зачастую такое отношение к труду находит свое выражение в работе, не связанной с полученной специальностью, но обеспечивающей высокий доход. Реализация подобной стратегии на рынке труда размывает профессиональную идентичность молодого человека и усиливает его социальную неопределенность, лабильность ориентации и установок. В целом, продление периода профессионального самоопределения молодежи представляет собой закономерную тенденцию современного общества.



а) Энциклопедические издания, справочники, словари:
1. Современный словарь по общественным наукам / Под общ.ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. М.: Эксмо, 2005. - 354 с.
2. Социология молодежи: энциклопедический словарь / авт.-сост. Ю.А. Зубок, А. И. Ковалева, В. А. Луков, В. И. Чупров ; отв. ред. Ю.
А. Зубок, В. И. Чупров. М.: Academia.2008. - 606 с.
3. Социологический энциклопедический словарь. / Под общ.ред. Г. В. Осипова. [Текст] - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 482 с.
4. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев [и др.]. - М.: Современная энциклопедия, 1983. - С.629.
5. Электронная энциклопедия «Социология молодежи» / под ред. проф. Вал. А. Лукова, 2015.
б) Статистические материалы:
1. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) - http://www.wciom.ru (Дата обращения: 16.03.18).
2. «Государственная итоговая аттестация». Статистический сборник: Ярославль - 2013-2017.
3. Статистический сборник «Труд и занятость», - Ярославль: Ярославльстат, 2017.
4. Фонд общественного мнения - http://www.fom.ru (Дата обращения: 22.04.18).
5. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 16.03.18)
6. Центр содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников ЯГПУ им. Ушинского, 2017.
в) Монографии, книги, сборники:
1. Алтунина, И.Р. Социальная психология: учебник / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 427 с.
2. Арутюнян Ю.В. Социальная структура сельского населения СССР. - М.: Мысль, 1971. - 374 с.
3. Бендюков, М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. - М.: Литера Плюс, 2014. - 336 с.
4. Волков, Б.С. Выбираем профессию. Основы профориентации / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2015. - С. 42.
5. Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред.
A. Н. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - С. 406.
6. Гулевич, О.А. Социальная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 452 с.
7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / общ.ред. А.Б.Гофмана. - М.: Наука, 1991. - 575 с.
8. Дюркгейм Э. Социология образования / науч.ред. В.С.Собкин,
B. Я.Нечаев. - М.: ИНТОР, 1996. - С. 309.
9. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2013. - С. 504.
10. Журавлев, В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы / В. И. Журавлев. -Ростов н/Д : РГУ, 1972. - 200 с.
11. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 485 с.
12. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально¬
психологический анализ. - 1974. - С.73.
13. Кибанов, А.Я. Организация профориентации и адаптации / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2015. - 847 с.
14. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М: Просвещение, 1990 -
С.121-128.
15. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 310 с.
16. Кравченко А.И. Социология М. Вебера: труд и экономика. - М.: На Воробьевых, 1997. - 208 с.
17. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Критика политической экономии. Т. I. // Сочинения [в 30-ти т.]. - 2-е изд. - М., 1960. - Т. 23. - 907 с.
18. Назимов, И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе / И.Н. Назимов. - М.: Высшая школа, 2013. - 274 с.
19. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. - М.: Академический проект, 2001. - 304 с.
20. Парсонс Т. Система современных обществ / под ред. М.С. Ковалевой.
- М.: Аспект Пресс, 1998.- 270 с.
21. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии, 2016. - 296 с.
22. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Academia, 2016. - 496 с.
23. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М : Аспект пресс. 1996.-С.98.
24. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2015. - 214 с.
25. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965 - 2002) / предисл.акад.РАЕН Л.Н. Митрохина. - М.: Гардарики. 2002. - 541 с.
26. Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р. Социальные перемещения. - М.: Мысль, 1970. - 253 с.
27. Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии и ювенальной политики: история становления, проблемы и перспективы. - СПб.: ИРЭ РАН, НАЮ, 2000-300 с.
28. Сорокин П. А. Система социологии : [в 2 т.]. - М.: Наука, 1993. - Т.2 : Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатов. - С. 182.
29. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ.ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
30. Спенсер Г. Синтетическая философия: Пер. с англ.- Киев: Ника- Центр; Вист-С, 1997- 512 с.
31. Степанов, В.Г. Профориентация / В.Г. Степанов. - М.:
Академический проект, 2014. - 448 с.
32. Титма, М. X. Молодое поколение / М. X. Титма, Э. А. Саар. -Москва : Мысль, 1986. - 255с.
33. Филоненко В.И. Современное студенчество: парадоксы и проблемы социализации. - Р.-н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. - 200с.
34. Финогенова, О. Инициирующий подход к профориентации школьников в тренингах и играх / О. Финогенова. - М.: Наука, 2014. -100 с.
35. Чередниченко, Г. А. Молодёжь России: социальные ориентации и
жизненные пути: (опыт социологического исследования) / Г.А.
Чередниченко. - Санкт-Петербург : Изд-во РХГИ, 2004. - 504 с.
36. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). - М.: Мысль, 1985. - 240 с.
37. Чупров В.И., Черныш М.Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденции развития. - М.: Институт молодежи (ИСПИ РАН), 1993. - 98 с;
38. Шубкин, В. Н. Социологические опыты / В. Н. Шубкин. - Москва: Мысль, 1970.-287 с.
г) Статьи в периодической печати:
1. Абрамов Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по работам Т. Парсонса) // Социологические исследования. - 2005. - №1. - С.56.
2. Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // Социологические исследования. - 2004. -№10. - С.31-42.
3. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С 147.
4. Гегель, Л. А. Выбор профессии: проблемы становления современного специалиста / Л. А. Гегель // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №5.- С.221-231.
5. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования.- 2001. - №7.- С. 132.
6. Зборовский Т.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С. 99-106.
7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социологические исследования. - 2008. - № 7. - С. 108-117.
8. Капелюшников Р. И. Человеческий капитал России: эволюция, структурные особенности // Вести, общественного мнения. - 2005. - №4(78).
- С.47
9. Константиновский, Д. Л. Самоопределение или адаптация? /Д. Л. Константиновский // Мир России. - 2003. - Т. XII. № 2. - С. 123-143.
10. Кораблева Г.Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // Социологические исследования. - 2000. - № 6. - С. 48-51.
11. Мкртчян Г.М., Шакин Е.Ю. Факторы социальной стратификации молодежи в сфере образования, на рынке труда и потребления // Мониторинг обществ, мнения. - 2004. - №3. - С. 102.
12. Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенный анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. Том VII. - 2004. - №1. - С. 176.
13. Самсонова Е.А., Ефимова Е.Ю. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни // Социологические исследования. - 2007. - №11. - С.110-116.
14. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: мотивация и организация труда // Социальная реальность. - 2008. - №1. - С. 23-39.
15. Телегина Г.В. Образование в течение жизни: институализация в европейском контексте и ее оценка //Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. ГА. Ключарев. - М.: ИС РАН, 2008.-С. 16-37.
16. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Студенческая молодежь и государственная молодежная политика // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №4. - С. 117.
17. Шевчук А.В. О будущем труда и будущем без труда // Обществ, науки и современность. - 2007.- №3.- С.46.
18. Харченко В. С. Образ жизни российских фрилансеров: социологический анализ // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 54-63.
19. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. - 1995. - №3-4. - С. 159.
д) диссертации:
1. Батырева, М. В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: автореферат дис. канд. социол. наук: 22.00.04 /Батырева М. В. - Тюмень, 2003. - 21 с.
2. Бухнер, Н. Ю. Типы профессионального самоопределения студентов вузов Алтайского края : опыт социол. исслед. студентов АлтГТУ:автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.04/ Н. Ю. Бухнер. - Барнаул, 2008.- 18 с.
е) Материалы научных фондов:
1. Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) - URL: http: //www.rfh.ru/ Дата обращения: 13.02.2018.
2. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) - URL: http://www.rfbr.ru/ . Дата обращения: 16.02.2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ