Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (УЧИТЕЛЬ ХИМИИ)

Работа №41193

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
625
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения старших школьников как объект изучения учителя химии
1.1. История профессии учителя, особенности профессии учителя химии
1.2. Субъект профессионального самоопределения с точки зрения учителя химии
1.3. Основные стратегии профессионального консультирования: приемлемые и неприемлемые подходы
Выводы по главе 1
Глава 2. Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников учителем химии
2.1. Анализ проведенных методик на выявление профессионального самоопределения старшеклассников
2.2. Образовательная программа по химии с профессиональной ориентацией
2.3. Модель «Профессиональная ориентация учащихся школы на педагогические профессии»
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Активизирующий опросник «Перекресток» (Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.)
Приложение 2. «Диагностика профессиональной готовности старшеклассников» (Зеер Э.Ф.)
Приложение 3. Рабочая программа по химии для учащихся 10 классов


На современном этапе формирования нашего общества, как никогда ранее появляется актуальная проблема управления таким социальным процессом, как выбор специальности.
Выбор и принятие специальности - всегда критический момент в формировании личности. Этот процесс связан с решением комплекса противоречий, в основе которых находится развивающее сопротивление между индивидами и социальными потребностями.
Вопросы участия преподавателя и образовательного учреждения в проектировании предстоящего профессионального пути молодого поколения, учет разных социальных, финансовых, правовых и иных аспектов ее формирования стали в особенности важны в настоящее время.
По требованиям государственного стандарта средние учебные заведения «обязаны произвести подготовку к осознанному подбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории учащихся». А согласно условиям государственного стандарта полной школы - «обеспечение обучающимся равных способностей для их профессионального образования и профессиональной работы, с учетом реальных потребностей рынка труда».
На сегодняшний день вряд ли стоит кого-то убеждать, в том, что педагогом способен быть далеко не каждый. Хорошие специалисты для общества одинаково весомы. Однако педагога в общий ряд не поставишь — от него, и только от него зависит нравственная и профессиональная состоятельность и инженера, и бизнесмена, и военного, и врача. Вот почему выбор профессии педагога — вопрос огромнейшей социальной значимости, а профессиональная ориентация на учительскую профессию считается одной из проблем всей системы работы над профессиональным самоопределением, как в школе, так и в профессионально - педагогическом учреждении.
Изучение научной литературы по данной проблеме исследования позволило выявить следующие противоречия:
1. Между потребностью общества в различных сферах производства и личными планами молодых людей. Рынок труда в настоящее время перенасыщен такими специалистами как юристы, экономисты. Однако, выпускники выбирают данные профессии, заранее зная, что дальнейшее трудоустройство будет сложным;
2. Профессиональные планы старшеклассников в свою очередь не всегда совпадают с их личными качествами. Иногда старшеклассники выбирают профессию, успешная самореализация в которой требует качеств личности, которыми данный молодой человек не обладает. Таким образом, начав трудовую деятельность, человек понимает, что ошибся с выбором своей профессии и тогда, он вынужден переквалифицироваться;
Таким образом, выявленные противоречия выступают источником исследовательской проблемы, состоящей в научном осмыслении данной проблемы.
Проблема исследования достаточно ли раскрыта данная проблема в педагогической науке и практике в целом?
Темой диссертационного исследования является: «Профессиональная ориентация на педагогические профессии учащихся средней общеобразовательной школы (учитель химии)»
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать педагогические условия и формы профессиональной ориентации на педагогические профессии учащихся средней общеобразовательной школы.
Объект исследования: это процесс формирования профессиональной ориентации учащихся средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
профессиональной на педагогические профессии учащихся школы.
Гипотеза исследования: профессиональная ориентация на
педагогические профессии учащихся будет эффективной, если:
• Разработать образовательную программу по химии с профессионально - ориентационной работой.
• Спроектировать модель «Профессиональной ориентации учащихся школы на педагогические профессии».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать в теории и практике состояние проблемы профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии.
2. Разработать образовательную программу по химии с профессионально - ориентационной работой.
3. Спроектировать модель «Профессиональной ориентации учащихся школы на педагогические профессии».
Методы, используемые в работе:
Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, нормативно-правовых документов и учебных программ школ, в том числе и зарубежных; ретроспективный анализ становления и развития профориентации в отечественном и зарубежном образовании.
Эмпирические: статистическая обработка данных, анализ учебных достижений старшеклассников, анкетирование, психодиагностические методы, педагогический эксперимент.
Источником материалом для исследования послужили научная учебная литература, научные исследования отечественных и зарубежных исследователей по вопросам преемственности образования, программы профессионально - ориентационной работы российских и зарубежных школ, законы РФ, интернет - ресурсы.
Теоретические основы исследования: существенный вклад в развитие профессионально-ориентационной работы внесли физиологи В.М. Бехтерев, K.M. Гуревич, В.В. Небылицин и др., психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др., педагоги С.Я. Батышев, А.Е. Голомшток, В.А. Поляков и др., социологи Э. Гинсберг, В.А. Ядов и др. Философские и социальные аспекты профессионально ориентированной работы рассматриваются в работах И.С. Кона и В.А. Ядова; её физиологические основы отражены в трудах В.М. Бехтерева и В.В. Небылицина, изучению методологических основ профориентации посвящены работы А.Е. Г оломштока и С.Н. Чистяковой.
На современном этапе рассмотрением проблемы профессионально-ориентационной деятельности занимаются: Тарлавский В.И., Шакирзянова Р.М., Смышляева Л. Г., Сидоренко Ю.А., Олехова Ю.П., Муравьева Е.В., которые рассматривают проблемы организации, теоретического освящения, перспективы развития, а также проблему преемственности профессионально - ориентационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• исследованы особенности профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии;
• выявлены проблемы профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии в теории и практике;
• раскрыты педагогические условия и формы профессиональной ориентации на педагогические профессии учащихся средней общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана образовательная программа по химии с профессионально - ориентационной работой, позволяющая эффективно заниматься профессиональной ориентацией учащихся на педагогические профессии в школе.
Материалы исследования могут быть использованы учителями в работе над профессиональным самоопределением школьников.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Определили педагогические условия, которые включают принципы,
формы и методы формирования профессиональной ориентации старшеклассников на педагогические профессии.
2. Разработана образовательная программа по химии с профессионально - ориентационной работой.
3. Спроектирована модель «Профессиональной ориентации учащихся школы на педагогические профессии».
Опытно-экспериментальная база исследования:
• Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 179 с углубленным изучением отдельных предметов», Ново - Савиновского района, г. Казани;
• Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Методики, используемые в работе:
• Дифференциально - диагностическая, разработанная Е.А. Климовым;
• Профессиональной готовности, разработанная Л.Н. Кабардовой. Структура и объем исследования:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Нами было проведено исследование по теме: «Профессиональная ориентация на педагогические профессии учащихся средней общеобразовательной школы (учитель химии)». В рамках этого исследования нами были изучены теоретические основы, в которых мы рассмотрели различные точки зрения на определение «профессионального самоопределения», таких авторов как: Е.А. Климов, С.П. Крягжде, Ф.Р. Филиппов, Г.А. Мелекесова, М.Р. Гинзбург.
Профессиональное самоопределение личности, с точки зрения учителя химии, изучается с различных позиций: как способность, возможность и готовность человека строить свою жизнь в соответствии со своей индивидуальностью, как способность к самостоятельной регуляции и как способ взаимодействия личности и общества. В какой-то доле мы согласны с каждым из авторов, однако смеем выдвинуть такую гипотезу, что профессиональная ориентация на педагогические профессии учащихся будет эффективной, если:
1. Разработать образовательную программу по химии с профессионально - ориентационной работой.
2. Спроектировать модель «Профессиональной ориентации учащихся школы на педагогические профессии».
2. Мы изучили историю возникновения профессии учителя, а также особенности профессии учителя химии. Компетентная работа современного учителя химии начинается с грамотно определенных задач процесса преподавания, которые определяющим компонентом всего процесса, содействующие отбору содержания, подбору структуры, осуществлении методов и средств преподавания.
3. Учителем химии, был изучен субъект профессионального самоопределения школьников. Компетентная работа современного учителя химии начинается с грамотно определенных задач процесса преподавания, которые определяющим компонентом всего процесса, содействующие отбору содержания, подбору структуры, осуществлении методов и средств преподавания.
4. Изучили группы способов используемых в профессиональном самоопределении. Познание и владение ими не лишь только во многом обеспечат эффективность профессионального самоопределения консультируемого человека, но и станут содействовать наилучшему осознанию значения производимой работы самого профконсультанта, то есть, станут содействовать и его личному самоопределению.
5. Нами было проведено исследование, целью которого было выявить уровень сформированности профессионального самоопределения старшеклассников. В исследовании принимали участие 40 учеников 11-х классов МБОУ СОШ №179 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Казани. Им были предложены 2 методики:
1. Методика «Перекресток», разработанная Пряжниковым Н.С
2. «Диагностика профессиональной готовности старшеклассников» (Зеер Э.Ф.)
Из данных методик видно, что профессиональному самоопределению в школах уделяется недостаточное внимание, ученики плохо информированы о профессиях. О плохой информированности говорит также несоответствие между желаемой профессией и профессией, полученной нами по предложенным старшеклассниками признакам, критериям. В связи с этим, мы предложили преподавателям некоторые рекомендации по работе со старшеклассниками в целях избежание допущения учениками ошибок профессионального самоопределения.
6. Проанализировав все итоги методик, старшеклассникам важна профессиональная помощь и, в связи сданным, нами была разработана образовательная программа по химии с профессионально - ориентационной работой. В процессе прохождения педагогической практики, нами была разработана рабочая программа учебного курса по химии для 10 класса профиль - профессионально - ориентационный, разработана на основании федерального компонента государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по химии.
7. В ходе экспериментальной работы, нами была разработана модель «Профессиональная ориентация учащихся школы на педагогические профессии». Предполагаемые результатами применения модели являются:
1. Сформированность знаний обучающихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
2. Сформированность у обучающихся адекватных взглядов о себе и собственном профессиональном соответствии;
3. Принятие обучающимися осмысленного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
4. Формирование условий для повышения готовности школьников к социально-профессиональному самоопределению и мобильности;
5. Обозначение выпускниками последующего образовательного пути.



1. Александров Д.А. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» / Д.А. Александров // Вопросы образования. - 2015. - №3. - С. 66-91
2. Андреева Л.И. Инновационная деятельность общеобразовательного учреждения на основе интеграции российских и международных требований к качеству выпускника: монография / Л.И. Андреева, Ю.К. Чернова. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 127 с.
3. Балашов В.В. ВУЗ и профессиональная ориентация молодежи: монография / В.В. Балашов, А.В. Кормишова, Ю.Л. Старостин, А.В. Тышковский. - М.: Государственный университет управления, 1999. - 207 с.
4. Бондаренко В.И., Курчий О.В. Опыт проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами / В.И. Бондаренко, О.В. Курчий // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 410-413.
5. Брель Р.А. Преемственность профессиональной подготовки кадров в многоуровневой системе / Р.А. Брель // Педагогический журнал. - 2016. - №3. - С. 78-89
6. Варламов Е.Ю. Модернизация профессиональной подготовки бакалавров в многоуровневой системе высшего образования / Е.Ю. Варламов //Образование и Саморазвитие. - 2014. - №2(40) - С. 34-38
7. Васенкина С.Н. Концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях [Электронный ресурс] / С.Н. Васенкина // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - №11. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/11/13082, свободный (Дата обращения: 02.12.2015)
8. Васенкина С.Н. Методическое обеспечение процесса профессиональной
ориентации учащихся образовательных учреждений [Электронный ресурс] / С.Н. Васенкина // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - №12. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/12/13369, свободный (Дата
обращения: 08.12.2015)
9. Габдрахманова Е.В. Педагогическая практика студентов как условие формирования ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности учителя / Е.В. Габдрахманова // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 9-3. - С. 536-542
10. Габдулхаков В.Ф., Габдрахманова Р.Г. Распределенная модель подготовки учителя в Казанском федеральном университете /В.Ф. Габдулхаков, Р.Г. Габдрахманова // Образование и Саморазвитие. - 2016. - №2. - С. 47-62
11. Габдулхаков В.Ф., Галимова Э.Г. Теория и методика
профессионального образования: компетентностный подход в обучении и саморазвитии / В.Ф. Габдулхаков, Э.Г. Галимова // Образование и Саморазвитие. - 2016. - №2. - С. 71-85
12. Гаврилова О.М., Безрукова Н.П. Инновационные формы
педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «школа - университет» / О.М. Г аврилова, Н.П. Безрукова //Казанский педагогический журнал. - 2016. - №2. - С. 99-102
13. Галузо Т.В., Громова Ч.Р. Готовность студентов - будущих учителей - к проявлению профессиональной мобильности через творческое саморазвитие и самосовершенствование / Т.В. Галузо, Ч.Р. Громова // Образование и Саморазвитие. - 2015. - №2(44). - С. 99-102
14. Гапоненко А.В. Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению / А.В. Гапоненко // Школа и производство. - 2006. - №3. - С. 10
15. Головей Л.А. Психология популярных профессий / Л.А. Головей. - СПб.: Речь, 2003. - 234 с.
16. Гретченко А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко. - М.: КНОРУС, 2009. - 432 с.
17. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для студентов педагогических вузов /М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.
18. Доля Е.В. Преемственность деятельности школы и ВУЗа визучении иностранного языка в условиях реализации ФГОС / Е.В. Доля // Мир науки. - 2016. - №3. - С. 1-9
19. Ендовицкий Д.А. Анализ предпочтений выпускников школ при выборе профессии / Д.А. Ендовицкий // Вестник образования в России. -2009. - №6. - С. 117-122
20. Зеленко Н.В., Жадан И.Г. Партнерское взаимодействие
образовательных учреждений как условие профессионального самоопределения старшеклассников / Н.В. Зеленко, И.Г. Жадан //Образование и Саморазвитие. - 2014. - №4(42). - С.157-160
21. Зеер Е.Ф., Павлова А.М. Профориентология: Теория и практика / Е.Ф. Зеер, А.М. Павлова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 216 с.
22. Иванова Т.Н. Профессиональная ориентация как фактор развития социально-трудовой мобильности молодежи: монография / Т.Н. Иванова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2009. - 107 с.
23. Исмагилов Р.Д. Место и роль предпрофильной подготовки и профильного обучения в процессе профессионального самоопределения школьников / Р.Д. Исмагилов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №4. - С. 147-149
24. Килина И.А. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях: методические рекомендации / И. А. Килина, Н. Т. Рылова, И. Ю. Вершинин, В. Ф. Белов; под общ. Ред. Е. Л. Рудневой. - Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. - 88 с.
25. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005. - 304 с.
26. Ковчина Н.В., Сапрыгина С.А. Социальный аспект профессиональной подготовки будущего бакалавра в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов / Н.В. Ковчина, С.А. Сапрыгина // Педагогический журнал. - 2015. - №3. - С. 9-17
27. Кузнецов П.В. Профессиональная ориентация как неотвратимо наступающая жизненная реальность / П.В. Кузнецов // Гуманитарный научный журнал. - 2015. - №1. - С. 42-44
28. Максимова О.Г., Воронцова Н.Б. Формирование у студентов педагогического вуза мотивационно - ценностного отношения к социально - профессиональной деятельности и активной гражданской позиции / О.Г. Максимова, Н.Б. Воронцова // Образование и Саморазвитие. - 2015. - №1(43). - С. 35-38
29. Малахова О.Ю. Проблемы и перспективы профессиональноличностного самоопределения будущего специалиста в современных социокультурных условиях / О.Ю. Малахова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - №9. - С. 98-102
30. Малинин В.А., Повшедная Ф.В. Интеграция школы и вуза как фагтор развития новой образовательной системы / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - №1. - С. 56-71
31. Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «психология» и «юриспруденция» / Т.В. Мальцева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2012. - 143 с.
32. Манухина С. Технология для профориентации: Open Space в помощь социально-профессиональному самоопределению / С. Манухина // Школьный психолог. - Приложение к газете «Первое сентября». - 2012. - № 3. - С. 37-42
33. Меер Б. Система профессиональной ориентации в Германии / Б. Меер // Педагогика. - 2011. - №3. - С. 377-384
34. Методология и методы изучения миграционных процессов: междисциплинарное учебное пособие / под ред. Ж. Зайончковской, И.
Молодниковой, В. Мукомеля. - М.: Адамантъ: Центр миграционных исследований, 2007. - 369 с.
35. Миграционная ситуация в странах СНГ = Migration Situation in the CIS Countries [микроформа]; Migration Situation in the CIS Countries / под ред. Ж. А. Зайончковской. - М., 1999. - 286 с.
36. Миграция и демографический кризис в России / под ред. Ж.А. Зайончковской, Е.В. Тюрюкановой. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 106 с.
37. Миронов А.Г. Проблемы организации профессиональной деятельности обучающихся в современных условиях / А.Г. Миронов // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №6. - С.89-91
38. Митюринкова Л.А. Концептуальные подходы профессиональной ориентации молодёжи в России (Социологические Исследования) / Л.А. Митюринкова. - М.: Издательско-Торговая Корпорация «Дашков И Ко», 2014. - 348 с.
39. Муравьева Е.В., Князькина Е.А. Организация профориентационной работы в техническом вузе на основе сетевых форм сотрудничества / Е.В. Муравьева, Е.А. Князькина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №1. - С. 115-123
40. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Теоретические и практические аспекты профориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 41(111). - С. 10-15
41. Мухаметшин А.Г., Любягина О.А. Структурные компоненты профессионального самоопределения школьников / А.Г. Мухаметшин, О.А. Любягина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №6. - С. 104-108
42. Олейнокова А.Г., Золотарева Н.М. Международные тенденции развития современного профессионального образования в контексте интеграции и глобализации / А.Г. Олейнокова, Н.М. Золотарева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №6. - С. 8-12
43. Олехова Ю.П. Влияние индивидуально - личностных характеристик обучаемых на процесс послевузовской подготовки педагога / Ю.П. Олехова // Педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 202-218
44. Панина Т.С. Совершенствование профориентационной работы в организациях профессионального образования / Т.С. Панина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 29-1. - С. 116-123
45. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.
46. Попов А.А Сущность проблемы преемственности содержания профессионально- ориентированного образования в системе «школа - вуз»/ А.А. Попов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т.17. - 2015. - №1(2). - С. 328-331
47. Попов Л.М. Пучкова И.М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / Л.М. Попов, И.М. Пучкова // Образование и Саморазвитие. - 2015. - № 1(43). - С. 53-58
48. Профессиональная ориентация и методика преподавания в системе «школа - вуз» в условиях введения единой формы государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений: сб. тр. XI регион. науч.-практ. конф. (г. Москва, 20 мая 2010 г.). - М.: Москов. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (технический ун-т), 2011. - Т. 3. - 112 с.
49. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения,
опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников. - М.: ВАКО, 2005. - 288с.
50. Пряжникова Е.Ю. Профориентация (учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии) / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2007. - 494 с.
51. Устин П.Н. Салихова И.А. О теоретических основах предпрофильной подготовки в школе / П.Н. Устин, И.А. Салихова // Образование и Саморазвитие. - 2015. - №3(45). - С. 277-281
52. Хусаинова Р.М. Разработка модели профессиональной переподготовки по направлению «Педагогическое образование» в федеральном университете / Р.М. Хусаинова // Образование и саморазвитие. - 2016. - №2. - С. 29-46
53. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление // С.Н. Чистяков, Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
54. Шакирзянова Р.М. К определению понятия «социально
профессиональное становление студентов» / Р.М. Шакирзянова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №1. - С. 77-80
55. Янковская Н.А. Диагностика готовности школьников к дальнейшему обучению: профессиональная направленность личности / Н.А. Янковская // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 201-208
56. Яркин Л.Н. Работники XXI века: за кем охотятся современные компании (тезисы) / Л.Н. Яркин // Профессиональная ориентация молодежи: опыт работ библиотек. - М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2008. - С. 25-26


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ