Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации общества

Работа №102554

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы150
Год сдачи2021
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ трансформации
профессиональных ценностей журналистов 16
1.1. Журналист как субъект формирования общественного мнения 16
1.2. Факторы формирования и трансформации профессиональных ценностей
журналистов в условиях медиатизации общества 39
Глава 2. Трансформация профессиональных ценностей журналистов в новых социокультурных условиях 75
2.1. Профессиональные ценности журналистов советского и постсоветского
периодов 75
2.2. Профессиональные ценности журналистов в эпоху медиатизации 101
Заключение 127
Список литературы 133

Актуальность темы исследования. Современное общество переживает череду качественных изменений, связанных с медиатизацией и распространением новых медиа как сильнейшего инструмента власти и влияния на общественное сознание. В условиях медиатизации общества как непрерывного повсеместного проникновения медиа в нашу жизнь происходят трансформации, которые касаются не только социальных институтов, процессов, но и внутреннего мира людей.
Влиянию медиатизации в большой степени подвергается социальный институт журналистики. Изменения охватывают профессиональную культуру журналиста, образцы и ориентиры профессиональной деятельности. В процесс производства и распространения контента, формирования общественного мнения активно вступают блогеры, не имеющие профессионального журналистского образования, стандартов и этических принципов, но занимающиеся интерпретацией существующих в медиапространстве фактов. Аудитория, в свою очередь, часто не отличает блогеров от профессиональных журналистов. Растет количество нарушений журналистами профессиональной этики, связанных с субъективностью в оценках, использованием личного контента пользователей, созданием фейковых новостей, погоней за сенсациями, саморекламой. Это вызывает появление законов о запрете фейковых новостей, о блокировке запрещенного контента, об оскорблении власти и т.п. В медиасреде активно ведется дискуссия о трансформации профессиональных ценностей журналиста .
В представленной работе рассматривается трансформация профессиональных ценностей журналистов в условиях перехода от длительного этапа развития СМИ, который можно обозначить как этап «традиционных СМИ» , или этап «старых» медиа, или «аналоговый период» , к современной журналистике, которая формируется в условиях распространения интернета, цифровых технологий, «новых» медиа. Период «старых» или «традиционных» медиа (печать, радио, телевидение) характеризовался, во-первых, тем, что журналисты выступали как активные субъекты формирования общественного мнения, во-вторых, данной профессиональной группой можно было управлять через государство/политические партии. Новую медиасреду характеризует многоканальность и децентрализованность коммуникации, интерактивность. Вертикально направленная односторонняя коммуникация (власть - журналист - аудитория) сменяется горизонтальной двусторонней коммуникацией, когда журналист и аудитория вступают в постоянное общение, сокращается дистанция между автором и адресатом. Новая медиасреда предполагает иные принципы медиакоммуницирования: не иерархические, субъект-субъектные. Возникают прежде отсутствующие субъекты формирования общественного мнения: непрофессиональные производители медиаконтента (блогеры, мобильные репортеры), что ведет к определенной депрофессионализации журналистики.
Проблемы трансформации профессиональных ценностей журналистов активно изучаются социологами . Однако выбранный нами ракурс - трансформация профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского периодов и современных журналистов на основе анализа принятия журналистами требований разных социальных групп - на данный момент остается малоизученным, а актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления особенностей профессиональных ценностей журналистов в современном мире, так как именно ценностные ориентиры журналиста оказывают существенное влияние на восприятие его деятельности аудиторией, обществом в целом, отражают качество выполняемой журналистами деятельности.
Социологический анализ профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации общества требует рассмотрения ряда противоречий, актуализирующих исследование:
- между должным и реальным: выполнением журналистом тех требований, которые от него ожидает большинство аудитории - защита общественных интересов, и тем, что журналист нередко обеспечивает реализацию частных интересов. Под общественными интересами подразумеваем интересы малых и больших социальных общностей, связанные с обеспечением их благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития. Реализацию частных интересов связываем с удовлетворением потребностей отдельных социальных субъектов в самовозвышении, получении и сохранении экономической, политической власти;
- между восприятием журналистами своей профессиональной деятельности как социальной миссии, заключающейся в защите интересов большинства, помощи социальным группам и отдельным людям в выявлении и решении насущных проблем путем оперативного , объективного информирования и качественного анализа событий и фактов, и ориентацией на журналистику как источник заработка/извлечения прибыли, инструмент воздействия на массовую аудиторию в интересах коммерческих заказчиков;
- между декларируемой журналистами приверженностью нормам профессиональной этики и реальным их соблюдением. Ценности, зафиксированные в профессиональных кодексах, нередко нарушаются, заменяясь неформально выраженными нормами, правилами редакционной политики, формирующимися внутри конкретного издания;
- между ценностями профессиональных журналистов и ценностями непрофессиональных производителей новостного контента (блогеры, администраторы сетевых сообществ, каналов в мессенджерах), конкурирующими в деятельности по распространению информации и формированию общественного мнения;
Степень научной разработанности проблемы. При анализе трансформации профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации использовались работы отечественных и зарубежных авторов.
В методологическую базу исследования вошли концепции и идеи философов и социологов, которые раскрывают сущность и содержание понятия ценности, являющегося ключевым в нашем исследовании: философов В. Виндельбанда, Р. Г. Лотце, Г. Риккерта. Социологическая интерпретация ценностей рассматривается в трудах зарубежных социологов: М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, У. Томас, и российских: В. Г. Алексеева, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин, А. В. Меренков, В. Н. Стегний.
При изучении массовых коммуникаций и медиа использовались труды западных ученых: М. Кастельс, Д. МакКуэйл, М. Маклюэн, и российских: С. Д. Балмаева, И. М. Дзялошинский, В. П. Коломиец. Сущность медиатизации подробно рассмотрена в работах западных исследователей: Дж. Томпсон, С. Хьярвард, В. Шульц, и отечественных: В. В. Анохина, А. Н. Гуреева, Л. М. Землянова, Н. Б. Кириллова.
Этапы становления института журналистики и развития профессии журналиста отражены в трудах В. В. Ворошилова, Б. Есина, В. В. Учёновой. Рассмотрены исследования, посвященные профессиональной общности журналистов: Е. Л. Вартанова, Г. В. Лазутина, В. Ф. Олешко, Л. Г. Свитич, Н. Б. Симонова, О. В. Смирнова, А. А. Ширяева.
С целью социологической концептуализации современных процессов в сфере профессиональных ценностей журналистов выявлены ключевые идеи таких исследователей, как М. Е. Аникина , И. М. Дзялошинский, С. Г. Корконосенко, Б. Н. Лозовский, К. Р. Нигматуллина, Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева.
В связи с тем, что журналисты являются важными субъектами формирования общественного мнения, анализировались труды, посвященные теории общественного мнения. Среди них выделим зарубежных авторов: У. Липпман, Г. Гегель, М. Маккомбс, Э. Ноэль-Нойман, Ж. Руссо, Ю. Хабермас, Д. Шоу, и отечественных исследователей: Б. А. Грушин, М. К. Горшков, А. К. Уледов.
Работы указанных исследователей позволили подробно разобраться в особенностях профессиональных ценностей журналистов, выявить факторы, влияющие на трансформацию ценностей и раскрыть сущность этого процесса.
В связи с необходимостью сравнения профессиональных ценностей журналистов разных периодов развития российского общества анализировались результаты российских и международных эмпирико-социологических исследований, среди них: «Таганрогский проект», серия экспертных интервью «Тетради гуманитарной экспертизы», проект «Миры журналистики», исследования фонда «Медиастандарт» и фонда «Общественное мнение».
Рассмотрен широкий спектр трудов, посвященных отдельным аспектам журналистской деятельности, что позволило осуществить сравнительный анализ советских, постсоветских и современных журналистов как носителей профессиональных ценностей.
Объект исследования - профессиональные ценности журналистов. Предметом изучения является трансформация профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации современного общества.
Цель работы: осуществить теоретико-методологический и эмпирико-социологический анализ трансформации профессиональных ценностей журналистов - представителей советского, постсоветского периодов и периода новых медиа.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретико-социологические подходы к анализу профессиональных ценностей журналистов.
2. Рассмотреть журналистов как субъектов формирования общественного мнения;
3. Выделить особенности формирования профессиональных ценностей журналистов - представителей советского и постсоветского периодов и периода новых медиа.
4. Исследовать факторы, определяющие трансформацию профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского периодов и периода новых медиа.
Теоретико-методологической основой исследования является выявление сущности и содержания профессиональных ценностей журналистов, основных факторов, определяющих их трансформацию в условиях утверждения новых медиа.
Методологическую основу диссертации составили: теория ценностей (А. Г. Здравомыслов, Т. Парсонс, Н. И. Лапин), теория медиа (М. Кастельс, В. П. Коломиец, М. Маклюэн), теория медиатизации (А. Н. Гуреева, Дж. Томпсон, С. Хьярвард), теория общественного мнения (У. Липпман, М. Маккомбс, Э. Ноэль - Нойман, Ю. Хабермас, Д. Шоу). В качестве методологических ориентиров для исследования профессиональных ценностей журналисткой общности использовались теоретические положения, представленные в работах М. Е. Аникиной, Е. Л. Вартановой, И. М. Дзялошинского, Н. И. Лапина, А. В. Меренкова, К. Р. Нигматуллиной, Л. Г. Свитич, А. А. Ширяевой.
Эмпирическую базу работы составили материалы социологических исследований, проведенные в период с 2017 по 2021 гг., в которых были использованы количественный и качественный методы сбора и анализа социологической информации:
1. Онлайн-опрос студентов-журналистов г. Екатеринбурга (п=400, целевой вид отбора).
2. Онлайн-опрос студенческой и работающей молодежи г. Екатеринбурга от 18 до 30 лет (п=750, квотный вид отбора).
3. Полуформализованные интервью с журналистами, работавшими в советский и постсоветский период, а также в настоящее время (п=20). Среди них два информанта, работавших в советский период, четыре - в постсоветский период, четырнадцать журналистов работают в современных условиях. Десять информантов представляют региональные интернет-издания, три информанта - региональные газеты, один информант - из районной газеты, четверо информантов работают на региональном телевидении, один информант - на региональном радио, один - на международном телеканале.
4. Экспертное интервью с деканами факультетов журналистики университетов г. Екатеринбурга (п=2).
Проведен анализ материалов российских исследований, посвященных личности журналиста советского, постсоветского периодов и периода новых медиа. Среди них: «Исследования журналистов в историческом контексте» Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой; «Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход» М. Е. Аникиной; международный проект «Миры журналистики»; проекты фонда Медиастандарт «Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе» и «Образ журналиста в массовом сознании россиян»; исследование ФОМ «Представления о профессионализме журналистов»; исследование К. Р. Нигматуллиной «Профессиональная культура журналистов в России». Проведен анализ текстов интервью, представленных в работе «Тетради гуманитарной экспертизы» (1999 г.).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в социологическом анализе трансформации профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского и современного периодов развития российского общества в процессе принятия ими требований субъектов, определяющих их профессиональную деятельность. Основные научные результаты, полученные автором и содержащие новизну, состоят в следующем:
- определено, что профессиональные ценности журналиста определяются ценностями культуры социальных групп, в чьих интересах он собирает, анализирует, представляет информацию, формируя общественное мнение;
- показано влияние двух противоборствующих культур - эгоизма и сотрудничества - на профессиональные ценности журналиста, представляющего либо позицию субъектов, стремящихся к самовозвышению в условиях культуры эгоизма, либо субъектов, заинтересованных в решении социальных проблем общими усилиями в рамках культуры сотрудничества;
- обоснована ведущая роль идеологического фактора в деятельности журналиста как субъекта формирования общественного мнения, определяющего направленность, содержание информации, предлагаемой аудитории СМИ. Свобода журналиста выражается в согласии или отказе транслировать ценности социальной группы, которая экономически, политически влияет на деятельность конкретного издания, редакции, с которыми он сотрудничает ;
- на материалах эмпирического исследования доказано, что важную роль в формировании и реализации профессиональных ценностей журналиста выполняет «внутренний редактор/цензор», определяющий самостоятельный выбор журналистом содержания подаваемой информации при возникновении противоречия между внутренними убеждениями и требованиями редакции, издателя.
- выделены основные факторы, определяющие формирование и реализацию профессиональных ценностей журналистов трех периодов развития российской журналистики: советского, постсоветского, современного.
Политический фактор определяется требованиями социальных групп, направленных на сохранение существующей власти, либо на ее изменение; экономический фактор проявляется в усилении потребительской и символической ценности информации, представляемой журналистом, что ведет к прагматизации профессии; фактор влияния профессионального сообщества, воздействующего на формирование и реализацию профессиональных ценностей журналиста; технологический фактор, определяющий медиатизацию как систему многоканального формирования общественного мнения в современных условиях;
- показано, что в условиях медиатизации наряду с «горизонтальной» конкуренцией между журналистами разных изданий развивается «вертикальная» - между журналистами и непрофессиональными производителями контента за распространение информации и формирование общественного мнения;
- опрос студентов-журналистов выявил противоречие между восприятием журналистики как общественно значимой деятельности и инструментом достижения материальных благ. Лидирующее положение среди мотивов выбора профессии принадлежит мотивам саморазвития, творческой самореализации, получения новых знаний, которые можно охарактеризовать как индивидуализированные, направленные на реализацию собственных интересов. Только 35,3% студентов хотят в процессе своей работы приносить пользу обществу, помогать людям.
- предложены рекомендации, нацеленные на повышение статуса профессии журналиста как лидера формирования общественного мнения, его ответственности за реализацию данной роли, а также партисипацию в культуру сотрудничества для дальнейшего развития общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определено, что в советский период журналист удовлетворял потребности правящей коммунистической партии в создании положительного общественного мнения о целях, задачах, результатах строительства общества социального равенства, его превосходства над капитализмом; постсоветский журналист формировал разное по направленности и содержанию общественное мнение, транслируя идеологические ценности борющихся за власть социальных групп; на современном этапе развития российского общества журналист транслирует ценности «провластных» и «противовластных» групп, пытаясь создать необходимое им общественное мнение.
2. Трансформация профессиональных ценностей журналистов выражается в изменении их содержания, форм реализации под влиянием культуры сотрудничества или культуры эгоизма. В советский период СМИ официально утверждали ценности культура сотрудничества: забота о людях, взаимопомощь, создание условий для всестороннего развития личности. В условиях рыночной экономики журналисты находятся в ситуации выбора: транслировать ценности индивидуализма, выражающие сущность культуры эгоизма, или утверждать значимость деятельности, направленной на реализацию общественных интересов.
3. Установлено, что профессиональные ценности современного журналиста представляют собой противоречивое соединение сохранившихся с советского периода ценностей помощи конкретным людям в решении разных проблем с ценностями получения личной выгоды, самовозвышения.
4. Показано, что медиатизация ведет к появлению и развитию новых инструментов выработки общественного мнения (мессенджеры, форумы, социальные сети) и субъектов формирования общественного мнения (блогеры, активные пользователи-комментаторы). Происходит процесс размывания границ профессии (депрофессионализация) и обесценивание профессии (десакрализация) журналиста.
5. Выявлены особенности профессиональной культуры современных журналистов, характеризующиеся недостаточным уровнем осознания своей роли в формировании общественного мнения. Журналисты сводят свою деятельность к информированию и комментированию фактов и событий, созданию возможности представить мнение разных социальных групп, но не связывают задачи профессии с формированием общественного мнения. При этом опрос молодежной аудитории показал, что данная функция воспринимается молодежью как ведущая в работе журналиста (61,4%).
6. Показано, что для большинства журналистов ведущими являются ценности конкретных СМИ, включающие неформально закрепленные правила подачи и трактовки информации, исходящие от редактора, владельца СМИ, а не заявленные в профессиональных кодексах нормы.
7. Анализ профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского периода и периода новых медиа показал, что профессиональные ценности характеризуются противоречивостью, вызванной выбором между утверждением общечеловеческих ценностей и ценностей субъектов, определяющих работу редакции, издательства. Нарушение предъявляемых ими требований создает угрозу потери работы, ведет возникновению проблем при трудоустройстве.
Теоретическая и практическая значимость. Проведенное исследование расширяет научные представления о процессе медиатизации общества, изучении особенностей трансформации профессиональных ценностей журналистов. Полученные результаты представляют собой важный вклад в теорию и методологию социологии медиа. Впервые осуществленный в рамках диссертационного исследования социологический анализ профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского и современного периодов развития российского общества через призму принятия журналистами требований различных социальных групп может служить основой для дальнейшего исследования данной профессиональной общности.
Материалы исследования могут быть полезны представителям профессионального сообщества (профессиональные организации, медиаменеджеры, редакторы и учредители СМИ) для понимания особенностей и направленности работы современной журналистики. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов «Социология медиа», «Профессиональная этика журналиста», а также при разработке спецкурсов по медиаэтике для работающих журналистов.
Достоверность результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, подтверждается обоснованностью методологических теоретических положений, а также использованием методов и процедур сбора, обработки и анализа данных, отвечающих поставленным цели и задачам.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы прошли апробацию на следующих международных и всероссийских конференциях: XX, XXI, XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, УрФУ, 2017, 2018, 2019 гг.); Международной научно-практической конференции «Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста» (Екатеринбург, УрФУ, 2018 г.); XIII Конкурсе научно-практических работ студентов, магистрантов, аспирантов «Новые голоса в науке: идеи и проекты», (Екатеринбург, Гуманитарный университет, 2018 г); IX Международной научно-практической конференции Национальной ассоциации исследователей масс-медиа «Актуальные проблемы медиаисследований - 2019» (Москва, МГУ, 2019 г.); XXI российской научно-практической конференции «Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире» (Екатеринбург, Гуманитарный университет, 2019, 2020 гг.); XXII российской научно-практической конференции «Публичное/частное в современной цивилизации» (Екатеринбург, Гуманитарный университет, 2020 г.); II декабрьских социально-политических чтениях «Как живешь, Россия?» (Москва, ФНИСЦ РАН, 2020 г.); V
Международной научно-практической конференции «Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности: полилингвизм, мультимодальность и поликультурность как предпосылки новой креативности (Екатеринбург, УрФУ, 2020 г.); XXII Уральский социологических чтениях «Национальные проекты и социально-экономическое развитие Уральского региона» (Екатеринбург, УрФУ, 2020 г.); Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения «Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2020 г.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 4 параграфа), заключения и библиографического списка, включающего 170 наименований. Содержание работы изложено на 150 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретико-методологический и эмпирико-социологический анализ сущности трансформации профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации общества позволяет прийти к следующим выводам.
Журналистика возникает в ответ на потребности в информировании, интерпретации, объяснении информации, формировании общественного мнения в интересах социальных групп, направленных на сохранение или изменение общественного порядка. При реализации информирования и интерпретации журналист невольно или осознанно так или иначе формирует установки аудитории на восприятие тех или иных фактов, событий, процессов. Лишь малая часть потребителей информации способна самостоятельно сформировать собственное мнение. Поэтому задача формирования общественного рассматривается как основополагающая для журналистской деятельности и отличающая ее от других профессий.
Процесс формирования общественного мнения начинается с появления интереса к тому или иному объекту (факту, событию, явлению), помещенному в фокус внимания социального субъекта. Под воздействием разных суждений происходит принятие новых сведений и возникает собственное оценочное суждение личности. В процессе сравнения его со взглядами разных субъектов утверждается мнение определенной группы, которое трактуется как общественное мнение.
Субъектом определенного общественного мнения могут быть политические или бизнес-элиты, либо журналист выражает собственную позицию, которая так или иначе является продуктом культуры определенных социальных групп. В своей работе мы доказываем, что журналист представляет либо позицию стремящихся к самовозвышению в рамках культуры эгоизма, либо заинтересованных в решении общественных проблем общими усилиями в рамках культуры сотрудничества. Ценности являются результатом культуры, которая принимается как культура разных социальных групп. В процессе усвоения личностью норм и правил, которые общество предъявляет к личности, они становятся ее внутренними ценностями, обеспечивая единство общественных и индивидуальных ориентаций. Отсюда журналист, принимая требования той или иной группы, становится носителем ее ценностей, которые формируют направленность и содержание деятельности журналиста.
Анализ теоретико-методологических подходов позволил уточнить понятие профессиональных ценностей журналистов. Профессиональные ценности - это социальные ориентиры и средства, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность, реализуя потребности/требования тех или иных социальных групп. При этом неизбежно возникает противоречивость в транслировании тех или иных ценностей. Это могут быть ценности общечеловеческие, гуманистические, связанные с помощью в решении проблем социальных групп или отдельных индивидов, заботой об окружающих; либо ценности социальных групп (политических, финансовых), заинтересованных в сохранении или изменении существующего политического, экономического порядка.
На основе выявленных нами требований к профессиональной деятельности журналиста мы выделили факторы, определяющие формирование и реализацию профессиональных ценностей журналистов, работавших в условиях социализма, и журналистов, осуществляющих свою деятельность сегодня. Среди них: политический фактор, связанный с влиянием требований господствующих социальных групп, направленных либо на сохранение существующего политического, экономического порядка, либо на его изменение; экономический фактор, проявляющийся в том, что информация приобретает потребительскую, символическую ценность, вследствие чего усиливается тенденция прагматизации профессии; отдельно стоит выделить влияние профессионального сообщества, реализующего контроль за формированием и реализацией профессиональных ценностей журналиста; наконец, технологический фактор, в рамках которого медиатизация выступает как система многоканального формирования общественного сознания, как источник новых инструментов выработки общественного мнения и новых субъектов формирования общественного мнения.
Основанный на результатах социологического исследования сравнительный анализ профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского периода и периода новых медиа свидетельствует о том, что журналисты отвечают требованиям господствующих социальных групп. Реализация интересов социальных групп, оказавшихся в зависимом положении, затрудняется потребностями журналистов в финансовой безопасности, страхами за здоровье и жизнь свою и близких, недоверием со стороны общества. Выявлено противоречивое сочетание ценностей помощи, заботы о людях с прагматичным отношением к профессии, обеспечивающей определенный доход. У молодых журналистов усиливается установка на восприятие своей деятельности в первую очередь как источника материального обеспечения себя, семьи.
На материалах эмпирического исследования доказано, что важную роль в степени принятия журналистом требований тех или иных социальных групп играет «внутренний редактор/цензор», который проявляется в момент внутреннего противоборства между индивидуальными и групповыми ценностями. При этом самоограничением не занимаются журналисты, которые искренне разделяют позицию той группы, чьи идеи транслирует.
Определено, что заявленные в профессиональных кодексах нормы не просто игнорируются, но и нарушаются в журналистской практике. Таким образом, заявляя о высокой приверженности нормам профессиональной этики, на практике журналисты не всегда их соблюдают. Более значимой становится редакционная политика издания, включающая неформально закрепленные правила освещения тех или иных информационных поводов, запреты на конкретные темы и героев, исходящие от редактора, владельца СМИ, спонсора.
Установлено, что ценности современного журналиста представляют собой противоречивую мозаику, в которую входят: ценности помощи людям в решении частных проблем, воспитания, сохранившиеся с советского периода; ценности служения интересам общества, закрепленные в профессиональных кодексах; ценности самовозвышения, получения личной выгоды, оставшиеся с постсоветского периода.
Анализ материалов опросов и интервью также позволяет утверждать о недостаточном уровне профессионального самосознания журналистов, выраженный в том, что профессионалы не до конца осознают себя в качестве субъектов формирования общественного мнения, вместо этого предпочитают говорить о том, что своей деятельностью по информированию и комментированию фактов и событий лишь способствуют обмену мнениями и самоопределению общественного мнения.
Попытка проанализировать ценности журналистов сквозь призму культуры эгоизма и культуры сотрудничества привела к выводу/предположению, что в современных условиях скрыто устанавливаются ценности культуры эгоизма. Об этом свидетельствуют зафиксированные в исследовании тенденции и процессы, связанные с прагматизацией журналистики, ее депрофессионализацией и десакрализацией. Суть трансформации профессиональных ценностей журналистов заключается в изменении содержания ценностей, степени их реализации под влиянием культуры сотрудничества и культуры эгоизма. Профессиональные ценности (фактологичность, объективность) реализуются в зависимости от внешних требований и ценностей культуры, преобладающей в тот или иной период. Если в советский период доминировала культура сотрудничества и соответствующие ценности коллективизма: забота о людях, равенство, помощь, то сегодня преобладают ценности индивидуализма, скрыто устанавливаемые культурой эгоизма.
На основе данных выводов можно предложить следующие рекомендации, нацеленные на повышение статуса профессии журналиста как лидера формирования общественного мнения, его ответственности за реализацию данной роли, а также партисипацию в культуру сотрудничества для дальнейшего развития общества.
Во-первых, следует повышать уровень профессионального самосознания журналистов в процессе профессионального воспитания будущих журналистов. На этапах профориентационной деятельности, профессионального образования, в рамках учебных практик следует разъяснять студентам сущность журналисткой профессии, ее ключевые задачи, связанные с информированием, интерпретацией, формированием общественного мнения.
Во-вторых, необходимым представляется объяснение работающим журналистам важности помощи социальным группам и отдельным индивидам в решении проблем, так как журналисты должны понимать свою роль в утверждении ценностей культуры сотрудничества, в том числе через борьбу с культурой эгоизма, ее ценностями, распространителями фейковой информации. С этой целью следует взаимодействовать с журналистами на профессиональных форумах, фестивалях, семинарах по медиаэтике, научно -практических конференциях.
В-третьих, необходимо повышение медиаграмотности населения, представляющей собой осмысленное использование человеком цифровых технологий в качестве инструмента доступа к информации, получения знаний и коммуникации. Важно распространение информации о методах распознавания фейковых новостей, создание сервисов для проверки информации, обоснование значимости этих знаний.
Наконец, в связи с тем, что происходит постепенная профессионализация блогерства в восприятии аудитории, важно заинтересовать профессиональное сообщество журналистов в том, чтобы выделять себя среди конкурентов: блогеров, гражданских журналистов и других производителей контента. Для этого следует повышать конкурентные преимущества, уровень профессионализма, качество выполняемой профессиональной деятельности, что проявляется в способности оперативно, объективно информировать, качественно анализировать факты, события, процессы общественной жизни, опираясь на надежные источники, экспертов.
Впервые осуществленный в рамках диссертационного исследования социологический анализ профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского и современного периодов развития российского общества через призму принятия журналистами требований различных социальных групп может служить основой для дальнейшего исследования данной профессиональной общности.
Среди перспективных направлений стоит выделить исследования ценностей журналистов, работающих в разных типах СМИ, которые можно классифицировать по формату, масштабу распространения, типу собственника, содержательной направленности. Актуальным также представляется проведение сравнительных исследований журналистов, живущих в разных регионах России, а также журналистов из разных стран. Кроме того, перспективными считаем исследования, направленные на изучение профессиональных ориентаций будущих журналистов.



1. Абульханова-Славская, К. А., Брушлинский, А. В. Философско- психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. - М.: Наука, 1989. - 248 с.
2. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 5. - С. 63-70.
3. Аминева, Е. С. Приёмы и технологии манипуляции общественным сознанием в еженедельнике «Аргументы и факты» / Е. С. Аминева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №1-2 (79). - С. 269-273.
4. Аникина, М. Е. Профессиональная идентификация как элемент журналистской культуры / М. Е. Аникина // Информационное поле России. Материалы Одиннадцатой научно-практической конференции. - 2014. - С. 150-157.
5. Аникина, М. Е. Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход / М. Е. Аникина // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2012. - №4. - С. 7-21.
6. Анохина, В. В. Медиатизация как фактор трансформации социальных пространств и метаморфозы культурных традиций / В. В. Анохина // Философия и социальные науки. - 2015. - № 3. - С. 13-18.
7. Афанасьева, К. О. Дискурс-анализ требований российской несистемной оппозиции в кризисных условиях / К. О. Афанасьева // Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества: сб. науч. тр. 2016. - С. 14-15.
8. Ахмадиев, Ф. В. Свобода слова и ответственность журналиста / Ф. В. Ахмадиев // Вестник Башкирск. ун -та. - 2011. - №2. - С. 528-530.
9. Балмаева, С. Д. Медиапотребление молодежной аудитории: маршруты внимания и доверия / С. Д. Балмаева // Медиачтения СКФУ: Материалы Третьей Международной научно-практической конференции (Ставрополь, 23-25 мая 2019 г.). - Ставрополь: Сервисшкола, 2019. - С. 103-105.
10. Балчугов, А. В., Белянцев, А. Е., Бугров, Р. В., Немцова, О. А. «Новые медиа» в современной российской политике: преимущества и потенциал / А. В. Балчугов и др. // Власть. - 2019. - №3. - С. 82-85.
11. Бережная, М. А. Социальные темы как катализатор профессиональной идеологии в журналистике / М. А. Бережная // Век информации. - 2017. - №1. - С. 29-38.
12. Беспалова, А. Г., Корнилов, Е. А., Короченский, А. П., Лучинский, Ю. В., Станько, А. И. История мировой журналистики / А. Г. Беспалова и др. - Москва - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. - 432 с.
13. Бехтерев, В. М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
14. Борейко А. Д. Формы реализации организаторской функции журналистики в советский период // Журнал1стыка - 2019: стан, праблемы 1 перспектывы : матэрыялы 21й М1жнар. навук.практ. канф., М1нск, 14-15 л!ст. 2019 г. / рэдкал. : В. М. Самусев1ч (адк. рэд.) [1 шш.]. - М1нск : БДУ, 2019. - С. 10-14.
15. Бубнова, И. А. Мы говорим - патриотизм, подразумеваем / И. А. Бубнова // Вопросы психолингвистики. - 2015. - №24. - С. 145-152.
16. Вартанова, Е. Л. Медиа в контексте общественных трансформаций: к постановке проблемы / Е. Л. Вартанова // МедиаАльманах. - 2018. - №1. - С. 8-12.
17. Вартанова, Е. Л. Основы медиабизнеса / Е. Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 360 с.
18. Вартанова, Е. Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального общества [Электронный ресурс] / Е. Л. Вартанова //
Медиаскоп. - 2009. - № 2. - Режим доступа:
http://www.mediascope.ru/old/node/352
19. Вебер, М. Образ общества / М. Вебер; пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
20. Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания / М. Вебер // Избранные произведения; пер. с нем.
- М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
21. Верховская, А. И., Прохоров, Е. П., Свитич, Л. Г., Фомичева, И. Д., Ширяева, А. А. Районная газета в системе журналистики / А. И. Верховская и др. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 264 с.
22. Виндельбанд, В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / В. Виндельбанд; пер. с нем. А. И. Введенский. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. - 496 с.
23. Виндельбанд, В. Прелюдии. Философские статьи и речи / В. Виндельбанд.
- СПб.: Издание Д. Е. Жуковского, 1904. - 374 с.
24. Волгутова, А. В. Средства массовой информации и власть: специфика манипуляции общественным мнением / А. В. Волгутова // Огарёв-Online. - 2014. - №5 (19). - С. 1-6.
25. Воробьев, Г. А., Кумыков, А. М., Пусько, В. С., Агапова, Е. А. Идеология и практика демонстративного потребления в России в условиях архаизации массового сознания / Г. А. Воробьев и др. // Гуманитарий Юга России. - 2019. -№4. - С. 90-101.
26. Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации / В. В. Ворошилов. - М.: КНОРУС, 2017. - 464 с.
27. Всем тяжело, зачем что-то просить?»: односельчане устроили травлю 12-летней девочки, написавшей письмо Путину [Электронный ресурс] // Esquire. - Режим доступа:https://esquire.ru/articles/89882-vsem-tyazhelo-zachem-chto-to-prosit-odnoselchane-ustroili-travlyu-12-letney-devochki-napisavshey-pismo-putinu/
28. Выровцева, Е. В. Традиционные профессиональные ценности в новых медиаформатах / Е. В. Выровцева // Челябинский гуманитарий. - 2020. - №1 (50). - С. 36-42.
29. Гатов, В. Будущее журналистики /В. Гатов // Как новые медиа изменили
журналистику. 2012—2016 / А. Амзин и др. — Екатеринбург:
Гуманитарный университет, 2016. — С. 206-268.
30. Головченко, В. И. Эволюция роли идеологий в постсоветский период / В. И. Головченко // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. — 2007. — №1. — С. 96-101.
31. Грачев, В. И. Товарные свойства информации в системе современных социокультурных коммуникаций / В. И. Грачев // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — №71. — С. 207-214.
32. Гримов, О. А. Сетевая социальность в социальных медиа / О. А. Гримов, Т. Е. Новицкая // Актуальные проблемы региональной социологии: сборник научный статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, Курск, 30 апреля 2019 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 66-73.
33. Грушин, Б. А. Мнение о мире и мир мнений / Б. А. Грушин. — М.: Политиздат, 1967. — 400 с.
34. Гуреева, А. Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды / А. Н. Гуреева // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2016. — №6. — С. 192-208.
35. Давыдов, А. В., Устинкин, С. В. Консервативная идеология в политической системе современной России / А. В. Давыдов, С. В. Устинкин // Власть. —2010. — №11. — С. 78-80.
36. Декларация принципов поведения журналиста Международной
Федерации Журналистов (Принята в Бордо в 1954 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://presscouncil.ru/teoriya-i-
praktika/dokumenty/754-deklaratsiya-printsipov-povedeniya-zhurnalista-mezhdunarodnoj-federatsii-zhurnalistov
37. Делягин, М. Глобализация, миграция и коррупция - три фактора, способных разрушить Россию [Электронный ресурс] / М. Делягин. - Режим доступа:http://forum.msk.ru/material/economic/16984.html
38. Демина, И. Н. Продукт средств массовой информации как товар / И. Н. Демина // Известия БГУ. - 2005. - №1. - С. 1-11.
39. Деревцова, Е. А. Теория и практика манипулирования в культуре массовой коммуникации / Е. А. Деревцова // Культура. Духовность. Общество. - 2015. - №20. - С. 122-125.
40. Дерябина, Е. С. Историография политической оппозиции в условиях переходных общественных процессов / Е. С. Дерябина // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - №2. - С. 105-118.
41. Дзялошинский, И. М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции / И. М. Дзялошинский. - М.: Изд-во Фонда Карнеги, 2001. - 30 с.
42. Дзялошинский, И. М. Культурные, системные и текстовые матрицы как факторы современного медиапроизводства / И. М. Дзялошинский // Медиаисследования. - 2019. - №6. - С. 312-341.
43. Дзялошинский, И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности / И. М. Дзялошинский. - М.: Издат. дом «Восток», 1996. - 300 с.
44. Дзялошинский, И. М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности / И. М. Дзялошинский. - М.: Викон, 1996. - С. 33-35.
45. Догма газеты «Ведомости» [Электронный ресурс] // Сайт издания
«Ведомости». - Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/technology/video/2016/09/07/655946-dogma-gazeti-vedomosti
46. Дубынин, В. Мозг и любопытство [Электронный ресурс] // ПостНаука. - Режим доступа:https://postnauka.ru/video/79313
47. Евдокимов, В. Зато растопили лед недоверия / В. Евдокимов // На ветрах времени. Омская журналистика: вчера, сегодня, завтра. - Омск, 1999. - С. 167-171.
48. Елишев, С. О. Национально-ориентированные и антисистемные силы в политической системе современного российского общества / С. О. Елишев // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2017. - №4 (28). - С. 13-22.
49. Есин, Б. И. История русской журналистики (1703-1917) / Б. И. Есин. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 463 с.
50. Жебрун, Я. О. Внушаемость личности в коммуникативном облике современного человека / Я. О. Жебрун // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2012. - №5. - С. 31-35.
51. Журавлев, Ф. Б. Социологическое рассмотрение цензуры и самоцензуры / Ф. Б. Журавлев // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2020. - №12. - С. 114-118.
52. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция / Т. И. Заславская. - М.: Дело, 2002. - 568 с.
53. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/
54. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
55. Землянова, Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики / Л. М. Землянова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 272 с.
56. Землянова, Л. М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура / Л. М. Землянова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -1999. - № 2. - С. 58-69.
57. Иван Годунов о своем уголовном деле, проблемах журналистских
расследований и спорах с Навальным [Электронный ресурс] // It’s My City. - Режим доступа: https://itsmycity.ru/2021-05-27/ivan-golunov-osvoem-
ugolovnom-dele-porokah-zhurnalistskih-rassledovanij-isporah-snavalny
58. Иконникова, С. Н., Леонов, И. В. Запрет и цензура в культуре: связь и различие / С. Н. Иконникова, И. В. Леонов // Человек. Культура. Образование. - 2019. - №4 (34). - С. 80-89.
59. Исакова, И. А., Коротышев, А. П. Политический постинг в современном Рунете: возможности и риски / И. А. Исакова, А. П. Коротышев // Вестник МГОУ. - 2018. - №4. - С. 41-54.
60. Казаков, А. А. Методы манипулирования общественным сознанием в контексте медийной грамотности: политическое измерение / А. А. Казаков // ПОЛИТЭКС. - 2016. - №3. - С. 26-34.
61. Как пропагандисты манипулируют аудиторией [Электронный ресурс] // Журналист. - Режим доступа:https://jrnlst.ru/propaganda
62. Каминченко, Д. И. Особенности формирования информационной повестки дня в условиях цифровизации современного общества / Д. И. Каминченко // Возможности и угрозы цифрового общества : сборник научных статей / под общ. ред. А. В. Соколова, А. А. Власовой. - Ярославль : Цифровая типография, 2019. - С. 43-47.
63. Кастельс, М. Власть коммуникации / М. Кастельс; пер. с англ. Н.М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 564 с.
64. Кастельс М. Галактика Интернет. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
65. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. — М.: Академический проект, 2006. — 448 с.
66. Коблева, Э. А., Схаляхо, З. Ч. Идеология потребления в духовной жизни современного общества / Э. А. Коблева, З. Ч. Схаляхо // Манускрипт. —
2017. — №1 (75). — С. 115-118.
67. Кодекс профессиональной деятельности журналиста (Принят 24 апреля 1991 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Й11р://ргауоугп8.ги/?р=726
68. Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России (Принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года) [Электронный ресурс] // Сайт Общественной коллегии по жалобам на прессу. - Режим доступа: https://presscouncil.ru/teoriya-i- РГакйка/бокитеПу/6332кобекд2РГО^ё§ыопа1по12е2к12Г088Цзкод022ЬиГПа1181а
69. Кодекс этических норм Общества профессиональных журналистов (Принят в сентябре 1996 года) [Электронный ресурс] // Сайт Общественной коллегии по жалобам на прессу. - Режим доступа: https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/1901-kodeks-eticheskikh-norm-obshchestva-professionalnykh-zhurnalistov
70. Козлов, В. В. Стиляги. Молодые, смелые, свободные / В. В. Козлов. - М.: Амфора, 2015. - 222 с.
71. Корконосенко, С. Г. Похвальное слово профессиональной идеологии журналистики / С. Г. Корконосенко // Век информации. - 2017. - №1. - С. 11-21.
72. Короченский А. П. Медиакритика в эпоху пост-журналистики / А. П. Короченский // Современный дискурс-анализ. - 2018. - №3 (20). - С. 30¬38.
73. Критерии патриотизма [Электронный ресурс] // ФОМ. - Режим доступа: https://fom.ru/TSennosti/14446
74. Кто придумал самый кровавый фейк войны на Донбассе [Электронный
ресурс] // Новая газета. - Режим доступа:
https://novayagazeta.ru/articles/2015/07/15/64898-171-malchika-187-ne-bylo-no-on-zhivet
75. Кузьмин, В. И., Носова, В. А. Отношение российского общества к несистемной оппозиции (за 2014-2015 гг.) / В. И. Кузьмин, В. А. Носова // Государство, общество и политика: экономические, правовые и социальные аспекты: сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч. -практ. конф., 29 июля 2017 г. - СПб.: Открытое знание, 2017. - С. 83-84.
76. Куле, К. СМИ в Древней Греции: сочинения, речи, разыскания, путешествия / К. Куле; пер. с фр. С. Кулланды. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 256 с.
77. Курасова, О. В., Ионцева, М. В. Эмпатия как профессиональное значимое качество личности современного блогера / О. В. Курасова, М. В. Ионцева // Вестник университета. - 2020. - №10. - С. 173-179.
78. Лазутина, Г. В. Профессиональная деятельность журналиста: подходы к пониманию журналистской этики / Г. В. Лазутина // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - №2. - С. 22-31.
79. Лапаева, М. Г. Экономист как профессия / М. Г. Лапаева // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. - 2011. - №13 (132). - С. 321-337.
80. Лапин Н. И. Пути России: социокультурные трансформации / Н. И. Лапин.
- М.: ИФРАН, 2000. - 195 с.
81. Лапин, Н. И. Универсальные ценности и многообразие жизненных миров людей / Н. И. Лапин // Пленарное заседание «Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры». - 2010. - С. 105-107.
82. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
83. Лозовский, Б. Н. Журналистика: от чего зависит доверие тем, кто ей служит / Б. Н. Лозовский // Знак: проблемное поле медиаобразования. -
2018. - №3 (29). - С. 174-183.
84. Лотце, Р. Г. Микрокосмос / Р. Г. Лотце // Д. Леббок. Радости жизни. Герман Лотце. Микрокосмос; пер. с нем. К. Т. Солдатенкова. - Мн.: БелЭН,
- 2006. - С. 266-413.
85. Лыткина, Л. В. История протожурналистики древних цивилизаций. Часть
1. Типы коммуникаций в древнегреческих полисах / Л. В. Лыткина // Управленческое консультирование. - 2016. - №5 (89). - С. 201-211.
86. Лыткина, Л. В. История протожурналистики древних цивилизаций. Часть
2. Типы коммуникаций эллинистических государств и Древнего Рима / Л. В. Лыткина // Управленческое консультирование. - 2016. - №7 (91). - С. 176-185.
87. Макаревич, Э. Ф. Система ценностей как идеология / Э. Ф. Макаревич // Горизонты гуманитарного знания. - 2016. - №6. - С. 45-52.
88. МакКуэйл Д. Журналистика и общество / Д. МакКуйэл. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013. - 368 с.
89. Марков, Е. А. Власть и СМИ в России: история взаимодействия / Е. А. Марков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2010. - №123. - С. 204-214.
90. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под общ. ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова. — М.: Политиздат, 1980. — 446 с.
91. Медиапотребление в России - 2020 [Электронный ресурс] // Deloitte. -
Режим доступа:
https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technologv-media-telecommunications/russian/media-consumption-russia-2020.pdf
92. Международные принципы профессиональной этики журналиста (Приняты 20 ноября 1983 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vojo.ru/wp/?page id=82
93. Меренков, А. В. Какой человек нужен, чтобы обеспечить устойчивое развитие России / А. В. Меренков // Изв. Урал. гос. ун-та. Серия 3: Общественные науки. - 2007. - №3 (51). - С. 6-17.
94. Меренков, А. В. Культура эгоизма или культура сотрудничества: какая побеждает? : монография / А. В. Меренков. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. - 276 с.
95. Меренков, А. В. Система детерминации человеческой деятельности / А. В.
Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Урал. горно-геол. акад. : Банк
культурной информации, 2003. — 229 с.
96. Меренков, А. В. Социология стереотипа / А. В. Меренков. - Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2001. - 292 с.
97. Митрахович, С. П. Локализация идеологической и ценностной «Игры» российских политических партий / С. П. Митрахович // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. - 2009. - №1.
- С. 84-92.
98. Монтескьё, Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескьё; общ. ред. и вступ. ст. проф. М. П. Баскина. — М.: Госполитиздат, 1955. — 800 с.
99. Морозов, И. Л. Патриотизм и межкультурный диалог как парадигма будущего для России и всего мира / И. Л. Морозов // PolitBook. - 2018. - №1. - С. 34-47.
100. Московская хартия журналистов. Декларация (Принята 4 февраля 1994
года) [Электронный ресурс] // Сайт Общественной коллегии по жалобам на прессу. - Режим доступа: https://presscouncil.ru/teoriya-i-
praktika/ dokumenty/758-moskovskaya-khartiya-zhurnalistov
101. Мультимедийная журналистика / ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой.
- М.: Высшая школа экономики, 2017. - 416 с.
102. На службе монополий. Информационно-пропагандистский комплекс стран капитала / под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Мысль, 1977. - 333 с.
103. Научный коммунизм / Коллектив авторов под
руководством П. Н. Федосеева. — М.: Политиздат, 1973. — 496 с.
104. Нигматуллина, К. Р. Профессиональная культура журналистов в России / К. Р. Нигматуллина. - СПб.: Алетейя, 2021. - 286 с.
105. Новикова, И. В. Политико-идеологические ориентации масс-медиа (журналистика Западной Сибири в первой половине 90 -х годов ХХ века) / И. В. Новикова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2009. - №4. - С. 32-35.
106. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман; пер. с нем., общ. ред. и предисл. Н. С. Мансурова. - М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. - 352 с.
107. Образ журналистов в массовом сознании россиян. Аналитический отчет
по результатам массового опроса населения РФ [Электронный ресурс] // Исследовательская группа ЦИРКОН. 2018. - Режим доступа:
http://www.zircon.ru/upload/iblock/b0d/Obraz zhurnalistov-2018 otchet.pdf
108. Олешко В. Ф. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти / В. Ф. Олешко. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. — 470 с.
109. От блогеров к инфлюенсерам: борьба за внимание и влияние на аудиторию. Новые тренды [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - 2020. - Режим доступа:https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/ot-blogerov-k-inflyuenseram-borba-za-vnimanie-i-vliyanie-na-auditoriyu-novye-trendy
110. Официальный сайт Общественной коллегии по жалобам на прессу [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://presscouncil.ru/
111. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
112. Подсохин, Ф. Е. Поляризация общественного мнения в СМИ как стимул расширения дискурса информационной войны / Ф. Е. Подсохин // Российская школа связей с общественностью. - 2019. - №15. - С. 91-101.
113. Пономарев, Н. Ф. Фейковые новости в контексте постправды / Н. Ф. Пономарев // E-Scio. - 2019. - №6 (33). - С. 1-8.
114. Почему «Медузу» признали иностранным агентом? [Электронный ресурс] // Медуза. - Режим доступа:https://meduza.io/feature/2021/04/30/pochemu-meduzu-priznali-inostrannym-agentom-i-kto-za-etim-stoit-nam-poka-izvestny-dve-versii
115. Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе. Общий аналитический отчет по результатам научно-исследовательских работ [Электронный ресурс] // Комитет гражданских инициатив, 2017. - Режим доступа:
http://www.zircon.ru/upload/iblock/dd6/zhurnalistv otchet.pdf
116. Представления о профессионализме журналистов [Электронный ресурс] // ФОМ. - Режим доступа:https://fom.ru/SMI-i-internet/14440
117. Преследование журналистов в России [Электронный ресурс] // Профсоюз журналистов и работников СМИ. - Режим доступа: https://profjur.org/presledovanie-zhurnalistov-v-rossii/
118. Проект «Миры журналистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldsofjournalism.org/data-d79/data-and-kev-tables-2012-2016/
119. Путин: патриотизм так силен в России, что никому не удастся перекодировать нашу страну [Электронный ресурс] // ТАСС. - Режим доступа:https://tass.ru/obschestvo/2037902
120. Путин рассказал, в чем заключается национальная идея в России [Электронный ресурс] // Московский Комсомолец. - Режим доступа: https://www.mk.ru/politics/2016/02/03/putin-rasskazal-v-chem-zaklvuchaetsva-nacionalnava-ideva-v-rossii.html
121. Риккерт, Г. О системе ценностей / Г. Риккерт // Науки о природе и науки о культуре. Серия: Мыслители XX века; пер. с нем. под ред. С. И. Гессена. - М.: Республика, 1998. - 413 с.
122. Руденкин, Д. В. Полюсы политической активности российской молодежи: сравнение активистов провластных и оппозиционных движений / Д. В. Руденкин // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. -2020. - №55. - С. 203-215.
123. Руженцева, Н. Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе: Монография / Н. Б. Руженцева. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2004. - 294 с.
124. Сангинов, К. Х. Патриотизм как политическая идеология в структуре современного политического сознания / К. Х. Сангинов // Вопросы управления. - 2021. - №2 (69). - С. 6-15.
125. Свитич, Л. Г., Ширяева, А. А. Исследования журналистов в историческом контексте / Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева // Теория и социология СМИ. Ежегодник 2010 / Сост. М. Е. Аникина. Часть 2. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010. - С. 3-67.
126. Свитич, Л. Г., Ширяева, А. А., Дзялошинский, И. М. Журналист: социологические и социопсихологические исследования / Л. Г. Свитич и др. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 200 с.
127. Свитич, Л. Г. Социология журналистики (Методология, методы, направления и результаты исследований) / Л. Г. Свитич. - М.: ВК, 2010. - 342 с.
128. Симонова, Н. Б. Журналистика. Институализация профессии на рубеже XIX-XX веков: мировые тренды и российская специфика / Н. Б. Симонова // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2020. - №6. - С. 33-47.
129. «СПИД-Инфо» - История газеты [Электронный ресурс] // Пикабу. - Режим
доступа:https://pikabu.ru/story/spidinfo istoriya gazetyi 4645773
130. Стариков, А. Г. Власть России: контроль над СМИ, модели взаимодействия, формы и методы влияния на общественное сознание / А. Г. Стариков // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2011. - №2. - C. 112-122.
131. Стариков, А. Г. Трансформация идеологии российских СМИ на рубеже ХХ
- XXI веков / А. Г. Стариков // Известия вузов. Северо -Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2011. - №1. - С. 21-24.
132. Староверов, В. И., Левашов, В. И. Манипулирование общественным мнением: социологические аспекты анализа / В. И. Староверов, В. И. Левашов // Социология власти. - 2009. - №4. - С. 28-42.
133. Стегний, В. Н. Социологический подход к определению категорий «социальные установки» и «ценностные ориентации личности» / В. Н. Стегний // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017.
-№ 2. - С. 8-17. - DOI 10.15593/2224-9354/2017.2.1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ