Актуальность темы исследования. Процессы урбанизации и развитие технологий коммуникации в начале XXI века приводят к тому, что образ современного города как предмет изучения специалистов-культурологов уже невозможно рассматривать в отрыве от средств и способов его репрезентации, учета сетевой структуры этого процесса.
Репрезентация образа города средствами фотографии становится заметным явлением культуры с конца XIX века и в XXI веке расширяет области применения, что делает необходимым теоретическую проработку понятия в содержательном, ценностно-смысловом и практикоориентированном аспектах. Это актуально и потому, что в информационном обществе образ города формируется как самостоятельный продукт, во многом определяющий интенсивность коммуникаций как с внутренними (жители), так и внешними (инвесторы, бизнесмены, туристы) аудиториями.
Ставший хрестоматийным архитектурный труд К. Линча объективирует понимание образа города как суммы предметно - пространственных элементов, с которыми соотносит себя человек. Конструктивистский подход к образу города, главенствующий сегодня в официальных источниках и проектах администраций городов и предполагающий отбор в основном «парадных» качеств и конвенциональной композиции, не всегда дает понять социокультурные особенности и резервы конкретного города, его истории, традиций, культурной самобытности. Часто он обезличивает город либо сводит весь его образ к совокупности объектов - достопримечательностей. Сказанное напрямую касается множества российских городов - индустриальных моногородов, городов-заводов Уральского региона, и т. п. При решении остро стоящих сегодня задач диверсификации производства, удержания и привлечения жителей, инвесторов или туристов, повышения качества жизни всем им необходимо будет «всмотреться» в себя, лучше прочувствовать и понять все грани своей истории, культуры, самобытности, преодолеть недооценку своего потенциала и представить результаты подобной визуальной саморефлексии как горожанам, так и внешним аудиториям. Выполнить эту всеобъемлющую работу можно в ходе различных культурных практик, включая цифровую фотографию, поскольку именно культурологический подход стремится преодолеть оппозиции известного - неизвестного, тайного - явного, типичного - уникального и т. п.
Процесс активизируется благодаря происходящей на наших глазах смене подходов к изучению культуры. Современная культурология, в первую очередь, опирается на практику работы с методиками cultural studies (культуральные исследования) и, в частности, visual studies (визуальные исследования). Это соответствует исторически свершившемуся пикториальному повороту - переходу к исследованиям культуры с опорой именно на анализ изображений (Д. Бахманн-Медик, О. В. Беззубова, К. Дженкс, У. Дж. Т. Митчелл и др.).
Новые технологии создания и репрезентации его образа, прежде всего цифровая фотография, дают исходный материал, подтверждающий возможность выхода за пределы нарочито сфокусированных на немногих характеристиках официальных имиджей предшествующих десятилетий. Такой материал можно использовать для исследования образа города в процессе выявления определенных феноменов, тенденций повседневности, ценностей сообществ, особенностей локального образа жизни.
Степень разработанности проблемы
Образ города как предмет исследования в силу сложности интерпретации смыслов и значений требует обращения культуролога к различным дисциплинам и понятиям. Используя наработки историков, социологов, урбанистов, культурология получает доступ к широкому спектру социокультурных данных количественного и качественного характера. Специфику культурологического подхода к изучению образа города определяет стремление к отражению исторических и территориальных изменений, учет индивидуальных особенностей места, стремление к полным и емким динамичным образам.
Вопросы восприятия городской среды изучает такая специализированная междисциплинарная область, как urban studies (англ. «городские исследования»). Российские городские исследования (В. С. Вахштайн, В. А. Куренной, Е. Г. Лапина-Кратасюк) в большей степени направлены на решение проблем глобализации в крупных городах, организацию культурных, многонациональных сообществ внутри мегаполисов и проблем благоустройства.
В данной работе проведена типологизация подходов к анализу образа города. Принимая во внимание, что между методами анализа иногда отсутствуют дисциплинарные различия, гуманитарные исследования городской среды и образов городов можно охарактеризовать, как:
- исторические исследования: прежде всего, обширный блок
источников по ранним цивилизациям, в которых происходили урбанистические процессы (В. А. Белявский, Г. М. Бонгард-Левин, Э. Вардиман, В. И. Гуляев, М. Е. Каулен, М. Е. Кравцова, В. В. Малявин, В. М. Массон, П. Монте, А. Оппенхейм, др.). Они необходимы исследователю современного города для того, чтобы проследить трансформацию внутригородской культуры и «квазигородской культуры» (Г. Б. Зданович) способов ее репрезентации. Особо выделим работы «Школы анналов» Ф. Броделя, Ж. Ле Гоффа, А. Я. Гуревича, Ж. Дюби - как корпус работ, представляющих культуру средневековых европейских городов в качестве предмета изучения и формирующих сферу культуральной истории, и как методологию, ориентированную на работу с историческими документами с целью проанализировать городскую повседневность;
• социологические исследования по возникновению и существованию городов - работы М. Вебера, Л. Вирта, Г. Зиммеля, Л. Б. Когана, Л. Н. Когана, М. Кастельса, Л. В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ГОРОДАМановича, Р. Парка, П. А. Сорокина, А. Филиппова, Д. Харви. Ими введены в научный обиход такие концепты, как «информационный город» (М. Кастельс), «интегральный город» (М. Хэмилтон), «голодный город» (К. Стил) и т. п. Эти концепты помогают зафиксировать разнообразные аспекты и состояния образа современного города, интерпретировать его как многоуровневую самоорганизующуюся систему, в которой сегодня происходит движение к тождеству технологических и социальных процессов...
В третьем параграфе второй главы «Апробация методики создания образов современных российских городов (на примере Екатеринбурга)» представлено практическое применение разработанной методики и выявлен ее потенциал при анализе образов современных городов.
Моделируемая ситуация представляла собой фотосъемку людей на фоне городских достопримечательностей (в конкретном случае - на фоне панорамы Екатеринбург-сити). В мета-данные файла с изображением, кроме параметров съемки, прописаны географические координаты снимка (данные GPS), авторские права на снимок (в конкретном случае данные об авторе данной работы) и средство обработки изображения - программа Adobe I зц|]1гоот СС. Конкретный набор данных представляет обширный материал для интроспекции, т. е. дополняет инструментарий для самонаблюдения исследователя.
На основании моделирования выстраивается последовательность анализа и, как следствие, методика культурологического визуального анализа:
1) Анализ содержательной стороны снимка: сюжет, композиция выбор ракурса и объекта съемки.
2) Анализ технической стороны изображения, на основании формальных качеств (формат изображения) и БХХР-данных, определение условий в которых была произведена съемка и уточнение ее географии.
3) Анализ культуротворческой составляющей: определение того, какие действия произвел фотограф с изображением по отношению к культурным кодам, как отражена темпоральность объекта съемки (репрезентируется мгновенное, продолжительное, частое или постоянное явление), какие дополнительные фильтры применены.
4) Анализ второстепенных культурных данных в рамках изображения: расфокусированные и случайные элементы.
5) Анализ дескриптивного содержания и хэштегов (в случае публикации изображения в социальных сетях).
Цифровой снимок представляет собой единство культурных репрезентаций. Моделирование множества культурных репрезентаций в рамках конкретного изображения наглядно отражает вместимость фотографического материала и как следствие его социокультурный потенциал для создания образа города.
Апробация авторской методики показала, что:
1. Цифровая фотография отражает единство культурных репрезентаций, что делает ее перспективным инструментом для специалистов в области девелопмента, брендинга территорий, туризма.
2. Цифровая фотография как культуротворческий инструмент использует достаточно обширный инструментарий художественных средств, при этом сохраняя статус документа. Данная характеристика позволяет индивидууму репрезентировать городское пространство в цифровом фото, осуществляя культурный выбор, зафиксировать собственный прочувственный опыт пространства в визуальном виде.
3. Цифровая фотография фиксирует различные виды темпоральности
городского пространства: мгновенные, частотные, продолжительные, постоянные события средствами цифровой репрезентации обретают документальную форму.
В Заключении представлены основные выводы научного исследования, обозначены перспективы дальнейшего исследования темы.
1. Сурков А. В. Искусство фотографии. Амбивалентность цифровой фиксации // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 3 (141). С. 135-140 (0,39 п.л.);
2. Сурков А. В. Критерии эстетического качества в искусстве: современная фотография // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры.
2016. № 2 (150). С. 144-150, (0,47 п.л.);
3. Сурков А. В. Динамическая модель восприятия мегаполиса в контексте городских культурных процессов // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры.
2017. № 3 (165). С. 183-190 (0,55 пл.);
4. Сурков А. В. Цифровая фотография как предмет визуального анализа: адекватность термина «мета-образ» // Культура и цивилизация. 2018. №
5. С. 164-171 (0,39 п.л.);
Монография:
5. Сурков А. В. Социальное и экономическое значение формирования образа города фотографическими средствами // Открытый город: подходы, критерии, практики [Текст] : монография / [Ф. Валлнер, Д. Б. Вукович, Н. А. Вукович и др.] ; под общей редакцией Т. Ю. Быстровой ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт гуманитарных наук и искусств. - Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 181-185 (0,10 п.л.);
Другие публикации:
6. Сурков А. В. Формирование визуального образа города средствами
фотографии: культурологический аспект // Культура. Власть.
Общество: Пути реализации государственной культурной политики / Под ред. Кирилловой Н. Б. Материалы конференции. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 64-72 (0,25 п.л.).