Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гиперреальный музей: трансформация музейных практик в контексте использования цифровых технологий

Работа №124671

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 10
1.1 Музейная компьютеризация и информатизация (1960-1980-е гг.) 10
1.2 Первые мультимедийные программы (конец 1980-х и начало 1990-х гг.) 12
1.3 Появление сети Интернет и глобализация (1990-2010-е гг.) 13
1.4 Процесс цифровизации (2010-… гг.) 14
ГЛАВА 2. ВЕКТОРЫ ПОНИМАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ 17
2.1 Постмодерн: общество потребления, симулякры и капитализм 19
2.1.1 Музей как продукт общества потребления 19
2.1.2 Музей как симуляция 21
2.2 Гиперреальность: третье место и скорость 22
2.2.1 Музей как третье место 22
2.2.2 Музей как скоростная цифровая реальность 25
2.3 Дискурс: нарратив, сторителлинг и семиотика 27
2.3.1 Музей как рассказчик 27
2.3.2 Музей как символ 29
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГИПЕРРЕАЛЬНОГО МУЗЕЯ 31
3.1 О связи физического и цифрового пространства музея 31
3.2 Музейные практики посетителей 33
3.3 Функции гиперреального музея 36
3.4 Новые границы музея под воздействием современных цифровых технологий и глобальной сети Интернет 39
3.5 Виртуальная аудитория музея 41
3.6 Роль и функции музея как “третьего места” и дальнейшие перспективы развития музейного пространства как феномена гиперреальности 43
ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ ОНЛАЙН И ОФЛАЙН ПРАКТИК ПОСЕТИТЕЛЕЙ ЭРМИТАЖА 45
4.1 Методология и способ сбора эмпирических данных 45
4.2 Практики посетителей офлайн-пространства музея 47
4.3 Практики посетителей онлайн-пространства музея 56
4.4 Соотношение онлайн и офлайн практик посетителей музея 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ I 75
ПРИЛОЖЕНИЕ II 78
ПРИЛОЖЕНИЕ III 80


Всё большее влияние на повседневность оказывают цифровые технологии и процесс цифровизации, что видно на примере трансформации музейного пространства. Контекст постмодерна и гиперреальности диктует новые условия существования и деятельности музея нового типа как феномена существующей повседневной реальности.
Пространство раскалывается на две части: физическое и цифровое. При этом цифровое пространство становится конструкцией над физическим пространством, являясь не автономной областью, а неотделимой надстройкой, которая расширяет музей. Эти два пространства необходимо рассматривать как единую совокупность, поскольку онлайн-пространство перенимает практики посетителей из офлайн-пространства.
Как исследователь, я не могу провести сравнительный анализ практик цифрового и физического пространства, так как в данном случае возникает методологическое затруднение - проблема Галтона, смысл которой заключается в том, что важно учитывать происхождение сравниваемых феноменов. Онлайн-практики и офлайн-практики посетителей музея являются объектами несравнимыми. Практики в цифровом музейном пространстве произошли из физического пространства музея. Они связаны между собой и оказывают взаимное влияния друг на друга. Соответственно, данные, полученные при сравнении практик двух этих пространств музея, потеряют свою научность и объективность из-за подобной погрешности.
Подтверждением тезиса о связи между физическим и цифровым пространством, а также положением цифрового пространства над физическим является то, что цифровое пространство без физического станет симулякром, выражаясь терминологией Жана Бодрийяра. Физическое пространство музея — это базис, на котором строится цифровое пространство. Представим ситуацию, что музей в реальном пространстве перестает существовать. Цифровое музейное пространство остается в цифровой реальности, и это копия того, чего в действительности не существует. Без физического пространства, цифровой музей — это ложный дубликат, который заменяет то, чего на самом деле нет. Такая ситуация отражает симулятивность цифровой реальности и подтверждает подход к пониманию гиперреального музея, который преследует свойство неотделимости цифрового и физического.
Для того, чтобы понять музей как феномен гиперреальности, для начала нужно изучить процессы, которые подталкивают музей на трансформацию. Постмодерн — это та среда, внутри которой существует и живет музей нового типа. Гиперреальность — это скорость, возникающая в процессе влияния цифровых технологий на культурный диалог между музеем и его посетителями. Дискурс — это коммуникационный процесс, направленный от музея к посетителям и связанный с транслируемыми культурными ценностями, которые дают развитие диалоговой площадке и направляют людей к рассмотрению музея как “третьего места” благодаря изменению самого пространства и его функций.
Актуальность данной темы заключается в том, что нынешняя человеческая жизнь протекает в контексте процесса цифровизации, который затрагивает и трансформирует музейное пространство.
Музеям важно и нужно изучать их аудиторию и практики посетителей, поскольку музейное пространство — это диалоговая площадка между прошлым, настоящим и будущим, которая фиксирует повседневность и новейшую культуру, превращая её в историю, вбирающую в себя накопленный в ретроспективе опыт прошлого и скоротечного настоящего.
Гиперреальный музея характеризуется цифровизацией и скоростной реальностью, происходящей из свойства постмодерна - гиперреальности. Цифровые технологии придают скорость проистекающим внутри музейного пространства процессам. Это одновременно упрощает и усложняет коммуникацию между музеем и посетителями.
На данный момент, люди имеют неограниченный доступ к информации благодаря цифровым технологиям, но они приходят в музей за уникальным особым опытом и возможностями реализовать некоторые практики, в которых у них имеется потребность.
Для изучения музея нового типа как феномена гиперреальности, образованного из той цифровой надстройки, в исследовании был выбран путь от понятий, влияющих на формирование и трансформацию музея, - постмодерна, гиперреальности и дискуса - к практикам посетителей. Постмодерн является тем фоновым полем, в рамках которого существует новый музей с обязательным критерием наличия цифровых технологий разного уровня цифровизации; гиперреальность в качестве свойства постмодерна и на основе присутствия процесса цифровизации в музейном пространстве придает скорость и некую отчужденность в восприятии - образуются разрывы между посетителем-посетителем и цифровым-физическим; дискурс же создает диалог между посетителями и музеем, направляя коммуникацию в определенное русло, в соответствии с тематикой и ценностями, которые несет в себе музей, для выстраивания конструктивного диалога с аудиторией и создания всех необходимых условий для реализации практик внутри музейного пространства, претендующего на становление как “третьего места”.
Исследовательский вопрос: почему сегодня интенсивно развиваются онлайн- практики и как соотносятся цифровое и физическое пространство музея?
Объект исследования: музейные практики в пространстве гиперреального музея.
Предмет исследования: онлайн и офлайн практики в цифровом и физическом пространстве музея.
Цель исследования: изучение гиперреального музея посредством выделения и классификации онлайн и офлайн практик посетителей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть этапы взаимодействия музея и информационно-коммуникационных систем;
2. Операционализировать понятие гиперреального музея;
3. Изучить аспекты становления гиперреального музея;
4. Выделить офлайн практики посетителей в физическом пространстве музея на примере Государственного музея “Эрмитаж”;
5. Выделить онлайн практики посетителей в цифровом пространстве музея на примере Государственного музея “Эрмитаж”;
6. Выявить соотношения онлайн и офлайн практик посетителей музея.
Онтологические представления: Исследование основано на социологическом номинализме. В социальной действительности нет объективных социальных законов. Индивидуальные свойства определяют существующие закономерности. Социологическому номинализму соответствует методологический индивидуализм.
Принципы научного исследования:
 Общенаучные принципы: принцип объективности, принцип конкретности, принцип всесторонности.
 Принципы комплексного подхода: принцип многосторонности (в исследовании будут использоваться подходы, методы и знания разных наук, таких как социология, социальная антропология и философия); принцип единства (исходные представления сопоставляемы и едины друг с другом).
Научный подход: для проведения исследования будут использованы следующие подходы:
 Исторический подход: рассмотрение этапов становления музея и его цифрового пространства посредством информационно-коммуникационных систем.
 Комплексный подход: цифровое и физическое пространство музея – междисциплинарный объект, для изучения которого потребуются знания из областей социологии, социальной антропологии и философии.
 Структурно-функциональный подход: изучение цифрового и физического пространства музея как фактора формирования пространства взаимодействия и диалога; раскрытие взаимоотношений цифрового и физического пространства через онлайн и офлайн практики посетителей музея.
Обоснование логики исследования:
 Описание: как музей изменялся под воздействием информатизации и компьютеризации; каковы функции музея как феномена гиперреальности; какие онлайн и офлайн практики посетителей существуют в цифровом и физическом музейном пространстве.
 Объяснение: как соотносятся цифровое и физическое пространство музея; почему музей является часть постмодерна, гиперреальности и дискурса; как изменяются границы гиперреального музея.
 Предвидение: зачем музей расширяет своё пространство; почему музей становится “третьим местом” и многофункциональным пространством.
Определение методов исследования:
Для проведения исследования будут использованы следующие методы:
 Включённое наблюдение
 Метод плотного описания (насыщенное описание)
 Цифровая этнография (digitalethnography)
Совокупность конкретных частных задач:
 Включенное наблюдение: позволит увидеть, каким образом посетители музея осуществляют офлайн-практики в рамках физического музейного пространства;
 Метод плотного описания (насыщенное описание): поможет выделить онлайн-практики посетителей в цифровом музейном пространстве.
 Цифровая этнография (digitalethnography): затрагивает социальное взаимодействие посетителей музея внутри цифрового пространства музея, посредством реализации практик данного музейного пространства.
Выявление и идентификации теорий, релевантных предмету исследования: в ходе предварительной подготовки были выявлены следующие теории для моего исследования: концепция не-места Марка Оже; концепция гиперреальности, симуляции и симулякров Жана Бодрийяра; концепция третье места Рэя Ольденбурга; концепция гипертекста; концепция семиотики Умберто Эко; концепция семиологии Фердинанда де Соссюра; концепция кодирования / декодирования Стюарта Холла; теория дискурса Мишеля Фуко; теория нарратива; теория коммуникаций; теория габитуса Пьера Бурдье; теория социального действия Макса Вебера.
Выбор базовой теории для исследования:
В качестве базовых теорий для исследования были выбраны концепция не-места Марка Оже, концепция гиперреальности, симуляции и симулякров Жана Бодрийяра и теория дискурса Мишеля Фуко.
Апробация работы была произведена в рамках предварительной защиты на Кафедре культурной антропологии и этнической социологии Факультета социологии СПбГУ. Некоторые идеи нынешней работы были заложены в статье “Цифровизация в классическом музее (на примере Эрмитажа)”, выполненной на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием XIII Ковалевские чтения «Молодежь XXI века: образ будущего».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе теоретической и эмпирической части исследования, посвященного изучению музея как феномена гиперреальности и трансформации музейных практик в контексте цифровых технологий, хочется подытожить всю вышеизложенную работу:
Этапов взаимодействия музея и информационно-коммуникационных систем всего четыре: музейная компьютеризация и информатизация (1960-1980-е гг.); первые мультимедийные программы (конец 1980-х и начало 1990-х гг.); появление сети Интернет и глобализация (1990-2010-е гг.); процесс цифровизации(2010-… гг.).Последний из этих этапов длится до сих пор, однако заметны тенденции к переходу на следующую ступень.К этому подтолкнула кризисная ситуация, с которой люди столкнулись в период карантина, связанного с Covid-19. Вынужденная самоизоляция подтолкнула музеи к развитию своих цифровых ресурсов, дабы не потерять контакт с аудиторией.
Понятие гиперреального музея строится на трех векторах, являющихся неотъемлемой частью музея нового типа: постмодерне, дискурсе и гиперреальности. Музей - его цифровое пространство - можно рассматривать как симуляцию, так как 3-D панорама и интерактивная карта — это симуляция физического пространства музея. Виртуальное пространство виртуализовано и симулятивно.Оно наполнено фотографиями, которое является образами объектов, существующих в реальности. Фотографии могут не отображать существующую действительность, и экспонаты превращаются в симулякры. В связи с трансформацией и расширением границ музейного пространства, трансформируется и его положение в повседневности, поэтому у музея есть предпосылки стать “третьим местом”. Цифровизация добавила музею “скорости”, благодаря которой упрощается контакт с его аудиторией. В каждом музее существует диалог между самим музеем и его посетителями. Множественность знаков, смыслов и интерпретаций рождает дискурсы, которые сталкиваются между собой в рамках музейного пространства. Но недостаточно просто поддерживать коммуникацию с аудиторией - взаимодействие будет успешным, если посетители смогут истолковать то, что хочет донести до них музей и, если посетители смогут дать обратную реакцию на посланный им коммуникационный импульс.
Формирование музея происходит здесь и сейчас. Аспектами становления музея как феномена гиперреальности являются процессы, связанные расширением границ музейного пространства и его многофункциональностью. Цифровое и физическое пространство связаны между собой и не отделимы друг с друга, так как первое является надстройкой второго. Пространство музея формирует допустимые и реализуемые внутри себя практики посетителей музея, которые в свою очередь оказывают влияние на пространство. Онлайн-практики происходят из физического пространства музея, так как само цифровое пространство появилось из физического. Соответственно, происхождение онлайн-практик и офлайн-практик берет своё начало из физического пространства музея. Музей, состоящий из физического и цифрового, расширил своё пространство, аудиторию и набор выполняемых функций. Цифровые технологии приникают в физическое пространство, привязывая его к цифровому пространству.
Были выделены офлайн-практики посетителей физического пространства на примере Государственного музея “Эрмитаж”:практики покупки билетов (использование автоматов для приобретения билетов, использование касс для приобретения билетов, покупка билетов льготными категориями граждан, покупка билетов на официальном сайте музея); практики способа оплаты при покупке билетов (оплата билетов наличными денежными средства, оплата билетов пластиковой картой, получения билета бесплатно); практики навигации (следование маршрутам, следование указателям, самостоятельная экскурсия с аудиогидом, экскурсия с сотрудником музея, использование буклетов и специальной продукции); практики посещения (выборочное посещение экспозиций, индивидуальное посещение, групповое посещение); практики коммуникации(общение с сотрудниками музея, общение со своими компаньонами); практики фото- и видеосъемки (фотофиксация и видеофиксации пространства, фотофиксация и видеофиксация объектов искусства, фотофиксация и видеофиксация самого себя, фотофиксация и видеофиксация своих компаньонов); практики познания (желание обойти весь музей, выборочные остановки у экспонатов, длительное созерцание экспоната, просмотр мультимедийного материала, изучение стендов и информационных табличек); практики тактильности (желание дотронуться до экспоната, желание рассмотреть экспонат поближе); практики рекреации (отдых в процессе посещения музея, отдых вне экспозиционной зоны).
Были выделены онлайн-практики посетителей физического пространства на примере Государственного музея “Эрмитаж”: практики взаимодействия с экспонатами и коллекциями (созерцание фотографий экспоната, прочтение основной и дополнительной информации, категоризация произведений искусства); практики коммуникации (возможность поделиться с друзьями в социальных сетях, просмотр персональных коллекций других пользователей); практики персонализации и индивидуализации (создание учетной записи, создание персональной коллекции, функция сортировки и фильтрации); практики навигации (навигация по корпусам музея, навигация внутри музея); практики взаимодействия с экспозиционным залом (созерцание фотографий зала, прочтение информации о зале, включение в маршрут); практики поиска (простой и сложный поиск, поиск произведений искусства, тематический поиск, поиск по тегам); практики взаимодействия с онлайн-коллекциями (просмотр онлайн-коллекций, осуществление поиска и фильтрация, вход в личный кабинет, просмотр версии для слабовидящих); практики фотографирования (сохранение изображений на личные устройства, скриншоты).
Практики посетителей музея разделяются на офлайн и онлайн практики. Практики цифрового пространства являются трансформацией практик физического пространства. По сути, это те же самые привычные нам практики, которые существуют в физическом пространстве музея, только в иной ипостаси. Некоторые офлайн-практики остались на своем привычном месте, поскольку цифровое пространство не имеет возможности воспроизвести их. К тому же, цифровое пространство стало местом для появление новых практик в контексте своего существования.
Таким образом, изучение гиперреального музея требует знаний из разных научных областей знания. На данном этапе были задействованы научные теории и концепты из областей социологии, социальной антропологии и философии. У этого феномена имеется много векторов для его дальнейшего изучения. Например, можно рассмотреть гиперреальный музей:
o как экономическую организацию в контексте капитализма;
o ответить на вопрос, каким образом стиль жизни посетителей музея влияет на активацию практикуемых ими практик;
o определить положение музея в социокультурном городском пространстве;
o раскрыть сюжет о восприятии объектов искусства в физическом и цифровом пространстве музея и др.
Данное исследование концептуализирует феномен гиперреального музея и описывает трансформацию практик физического и цифрового пространства музея, но это широкая область, требующая дальнейшего изучения.



1. Асеев Ю. А., Поднозова И. П., Шер Я. А. “Каталогизация музейных коллекций и информатика” / сборник научных трудов ГРМ “Современный художественный музей. Проблемы деятельности и перспективы развития”, 1980
2. Барт Р. “Смерть автора / эссе, 1967
3. Белл Д.“Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования” / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999
4. Бодрийяр Ж. “Символический обмен и смерть” / М.: Добросвет, 2000
5. Бодрийяр Ж. “Симулякры и симуляции” / 1981
6. Бодрийяр Ж. “Общество потребления, его символы и структуры” / М.: Культурная революция, 2006
7. Бодрийяр Ж. “Забыть Фуко” / СПб.: Владимир Даль, 2000
8. Бурдье П. «Структуры, habitus, практики» / Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1995
9. ВаймугинаМ.А. “Понятие ценности произведений искусства” / журнал “Концепт”, 2013
10. Васильева П.О. “Музей в цифровую эпоху. Перезагрузка” / НИУ ВШЭ, 2018
11. Василина Д.С. “Виртуальный музей как феномен современной культуры” / “Международный журнал исследований культуры”, 2016
12. Вебер М. “Основные социологические понятия” / Пер. с нем. М.И. Левиной, М: Прогресс, 1990
13. Вивейруш де Кастру Э. “Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии” / изд. “Ад Маргинем”, 2017
14. Витковская Е.А., Рыкова А.О. “Классификация социокультурных функций музея в современном обществе” / журнал “Проблемы современной науки и образования”, 2017
15. Волков В.В., Хархордин О.В. “Теория практик” / СПб., С.7−45, 2008
16. Глушко И.В. “Осмысления феномена социальных практик и возможностей их развития” / журнал “Общество: философия, история, культура”, 2011
17. Делёз Ж. “Логика смысла” / Изд. центр «Академия», 1995
18. Дзюба Д.Н. “Феномен музея в виртуальном культурном пространстве” / “Общество: философия, история, культура”, 2017
19. Дриккер А.С. “Музейный бум как феномен демократической культуры” / “Вестник Санкт-Петербургского государственного университета”, 2012
20. Дьяков А.А.“Теория практик: социально-философский потенциал концепции” / журнал “Известия Саратовского университета”, Т.11, выпуск 1, 2011
21. Зенкин С. “Жан Бодрийяр: время симулякров. Вступительная статья” / Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2009
22. Квасова И.И. “Социальные практики и человеческий опыт (дискурс П.Бурдье)” / журнал “Вестник Российского университета дружбы народов”, 2009
23. Куртиева Э.М. “Философский анализ идей У. Эко о культуре и постсовременности” / журнал “LogosetPraxis”, 2018
24. Лапин Е.С. “Диалог в музейном пространстве как фактор формирования гипертекста” / “Вестник Московского государственного университета культуры и искусств”, 2018
25. Лапин Е.С. “Музейный гипертекст: аспекты осмысления” / “Учёные записки” (Алтайская государственная академия культуры и искусств), 2017
26. Лутеро Т. “О концепции Умберто Эко и его вклад в семиотические исследования” / журнал “Язык и культура (Новосибирск)”, 2015
27. Манович Л. “Теории софт-культуры” / серия “Новые медиа”, изд. “Красная ласточка”, 2018
28. Максимова А., Рюмина С., Лобанова Л. “Руководство по исследованиям посетителей музея” / статья “Глава 2. Как исследовать посетителей?”, Фонд развития Политехнический музея
29. Музалевская И. М. “Все, что вы хотели, но стеснялись спросить об АС «Музей» и КАМИС (Экспертная оценка систем АС «Музей» и КАМИС” / тезисы доклада на конференции EVA-2001, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2001
30. Оже М. “Не-места. Введение в антропологию гипермодерна” / серия “Studiaurbanica”, изд. “Новое литературное обозрение”, 2017
31. ОльденбургР.“Celebrating the Third Place: Inspiring Stories about the «Great Good Places» at the Heart of Our Communities”/ New York: Marlowe & Company, Pp. 137-159, 1982
32. Перцев Д.Г. “Компьютер в музее, музей в компьютере: труды Всесоюзного семинара по проблемам компьютеризации музеев за 1990 г. “ / М.: Государственная Третьяковская Галерея, 1991
33. Пестова П.В.“Третьи места» третьего тысячелетия: революция рабочего и досугового пространства” / журнал “Человек в мире культуры”, 2017
34. Пичкурова И.А. “Музейные информационно-коммуникационные технологии и их возможности качественного улучшения культурной среды” / журнал “Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств)”, 2020
35. Разгон A. M. “Музеи” / БСЭ (В 30 томах). Изд-е 3-е. Т. 17. М.: Сов. энциклопедия, 1974. С. 84-86.
36. Рукавишникова И.С. “Симулятивность культуры постмодерна” / журнал “MagisterDixit”, 2011
37. Савельева Е.Б. “О взглядах Мишеля Фуко на теорию дискурса” / “Вестник Московской международной академии”, 2015
38. Сгибова А.Ю. “Посетитель музея и проблемы формирования музейной деятельности” / “Ценности и смыслы”, 2014
39. Скопина М.В. “Феномен места и не-места в постиндустриальном городе” / “Вестник МГСУ”, 2013
40. Соловьёва А.А. “Технологии дополненной реальности в музейном пространстве” / журнал “Наука без границ”, 2020
41. Соссюр Ф. де “Курс общей лингвистики” / 1917
42. Филиппов А.Ф. “Социология пространства” / серия “CivitasTerrena”, изд. “Владимир Даль”, 2008
43. Фуко М. “Порядок дискурса” / Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет, 1996
44. Чистяков Д.И. “Виртуализация общества и теория гиперреальности Ж. Бодрийяра в коммуникационном пространстве” / журнал “Философия права”, 2014
45. Шеян И. “Музеи 4.0: умные сервисы для умных горожан” / Издательство “Открытые системы”, 2017
46. Шилова А. “Как музеи работают онлайн” / газета “Ведомости”, 2020
47. Шляхтина Л.М. “Основы музейного дела: теория и практика” / учебное пособие, М.: Высшая школа, 2018
48. Шугальский С.С. “Социальные практики: интерпретация понятия” / журнал “Знание. Понимание. Умение”, 2012
49. Эко У. “Трактат по общей семиотике” / 1975


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ