Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН СОВЕТСКОЙ НОСТАЛЬГИИ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Г. КАЗАНИ: КОММЕМОРАЦИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Работа №73786

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы109
Год сдачи2020
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1 Историография советской ностальгии 18
1.2 Грамматика памяти 28
1.3 Результаты полевого исследования: материалы советской ностальгии как исторический источник 36
Глава 2. Ностальгическая память в музейном пространстве постсоветской
России 65
2.1 Музеи «первой волны» 70
2.2 Музеи «второй волны» 80
Заключение 83
Список использованных источников и литературы 90
Приложения

Советская ностальгия, как масштабное явление, прочно вошло в терминологию научных исследований и в рамках ностальгических работ рассматривается как отдельное явление. В современной отечественной социогуманитарной историографии проблема феномена советской ностальгии привлекает внимание исследователей. Наблюдается тенденция увеличения научных работ, посвящённых данной проблематике. Полидисциплинарный потенциал ностальгии свидетельствует о сложной природе данного феномена и требует дальнейшего изучения. Однако присутствует проблема теоретического и методологического осмысления ностальгического феномена, что вызывает исследовательские сложности и несоответствия.
Однако же активное развитие междисциплинарности социогуманитарного знания в последнее время требует упорядочивания накопленных знаний и выявления наиболее общепринятой концепции ностальгии.
Всплеск исследовательского интереса к изучению советской ностальгии не случаен. Он связан с двумя процессами, происходящими, как в самом научном знании, так и в историческом пространстве.
Во-первых, в 1980-е годы в (западной историографии) историографической традиции представителей третьего и четвёртого поколения школы анналов начинает формироваться новое междисциплинарное направление, связанное с изучением «исторической памяти» позже утвердившееся как memory studies. В рамках memory studies ранее существовавший термин ностальгии переосмысливается и наделяется новыми значениями, в результате чего ностальгия привлекает внимание более широкого круга исследователей из различных областей.
Во-вторых, крах социалистического лагеря, падение Советского Союза, разрушение привычных форм общественной жизни способствовало превращению ностальгии в массовую практику. После распада СССР прошло более двадцати семи лет, казалось бы, что уже окончательно наступила новая российская эпоха, однако последние опросы «Левада-центра» за декабрь 2018 показывают, что ностальгические настроения по Советскому Союзу за последние десять лет достигли максимума . Естественно было бы ожидать, что до тех пор, пока не пройдёт полная смена поколений, ностальгическая форма памяти будет присутствовать в восприятии недавнего прошлого (в коммуникативной памяти). Следуя этой логике, постепенная смена поколений должна привести к снижению ностальгических настроений. Но вопреки этим ожиданиям опросы «Левада-центра» показывают, что ностальгии восприимчивы не только живые свидетели советской эпохи, но и те, кто родились в современной России.
«В условиях резких социальных перемен и нарастания разочарованности складывающимся бытием, острая потребность части общества удержаться в привычных для себя социокультурных рамках приводит к актуализации «образа прошлого» .
Объект - советская ностальгия.
Предмет - репрезентация советской ностальгии в музейном пространстве.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование феномена советской ностальгии и выявить особенности ностальгического дискурса в музейном пространстве постсоветского города.
Для достижения поставленной цели диссертационного исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основополагающие исследования по советские ностальгии, вышедшие за последние 20 лет;
2. оценить и описать методологические возможности включения ностальгии в исследования культурной памяти;
3. выявить и обосновать особенности проявления феномена ностальгии в музейном пространстве ;
4. определить источниковедческий потенциал ностальгического источника.
Хронологические рамки исследований коллективной памяти имеют свои особенности. Это обусловлено тем, что индивидуальная память человека, которая связана с коллективной, не имеет хронологической определённости. Более того, исследователями памяти определено, что индивидуальная память человека состоит из воспоминания и опыта других людей, которые в свою очередь были «экскарнированны» в культурную память (в её медийную составляющую) . В работе изучается трансформация коллективной ностальгической памяти о советском прошлом в проекции настоящего времени, а значит хронологические рамки будут обхватывать период последней трети XX века до настоящего момента. Так, более поздние воспоминания в формате живой памяти-опыта уже не присутствуют в медийной памяти современного российского общества.
Хронологические рамки историографического исследования более конкретны. Историография советской ностальгии рассматривается с 1999 года - появление первой научной работы по советской ностальгии, по 2019, когда была написана последняя работа по данной проблематике. Исследования культурной памяти начались значительно раньше, однако основные теоретические работы начали появляться с 1980-х годов.
Территориальные рамки
Полевое антропологическое исследование проводилось на территории двух музеев г.Казани: в Музее счастливого детства и Музее социалистического быта. Посетителями музеев обычно являются туристы со всей России. Поэтому для того, чтобы комплекс привлекаемых источников
был более репрезентативным, к исследованию привлекались отзывы посетителей других народных музеев крупных городов России.
Пространственный аспект в цифровую эпоху меняет свою концептуализацию. В такое время границы между цифровым (электронны) и физическим (пространственным) миром теряют свою чёткость. Это является большим вызовом для исследователей городских пространств, так как городское пространство изучается в рамках urban studies и media studies. «Долгое время представители этих направлений фактически не взаимодействовали друг с другом, вырабатывая собственный понятийный язык, собственную методологию и не замечая, что фактически говорят об одном и том же» . Актуальность вопроса остаётся открытой, но вероятно, что исследования в рамках культурной памяти помогут дать некоторые разъяснения.
Методологическую основу исследования составили принципы научности, историзма и объективности, основанные на критическом анализе источников. В сочетании с общенаучными методами, такими как анализ и синтез, в работе применялись специальные исторические методы (сравнительно-исторический, ретроспективный, историко-системный, типологический, конкретно-проблемный), а также статистический метод. Так как советская ностальгическая память пропитана символами, то важным методом исследования стал семиотический метод. На примере семиотического анализа содержания некоторых текстов «ностальгических текстов» раскрывается их двойная сущность («план выражения» и «план содержания» символа).
Ход работы выстраивался по типу социально-антропологических исследований.
На втором этапе происходил этап сбора первичной информации в виде полевого исследования в г. Казани и интернет-поиска в цифровом формате. Третий этап заключался обработке и интерпретации данных. На данном этапе методологическую основу исследования составили принципы научности, историзма, основанные на критическом анализе источников. В исследовании использовались методы исторического анализа: конкретно- исторический, перспективный и проблемный. Методы исследования памяти близки к междисциплинарным подходам, однако их окончательное оформление ещё предстоит установить. Для изучения ближайшего прошлого были привлечены методы антропологии и социологии. Например такие, как методы цифровых гуманитарных технологий, которые позволяют работать с большим количеством текста. В работе с большими данными были использованы такие программы, как Power BI Desktop, Excel. Для анализа текста посетителей был использован контент-анализ, а точнее его разновидность SEO-анализ или семантический. Семантический анализ текста Адвего для SEO онлайн — профессиональный инструмент для оценки качества текстов, seo оптимизации статей и поиска ключевых слов в тексте. сервис семантического анализа, который покажет процент ключевых слов и количество стоп-слов в тексте.
Источниковая база исследования:
В процессе работы над исследованием был использован широкий круг источников, впервые вовлечённых автором в исследовательский процесс.
С начала второго десятилетия XXI века происходит музеефикация недавнего советского прошлого.
1) Письменные источники.
Книга отзывов и предложений служит для того, чтобы улучшать сервис предоставляемых услуг. Но отзывы посетителей народных музеев превратили этот процесс в настоящую рефлексию недавнего живого прошлого.
Основу неопубликованных источников составили отзывы, которые были зафиксированы тремя различными способами фиксации информации:
• отзывы как современные эпиграфические тексты;
• материалы книги отзывов и предложений;
• отзывы с веб-страниц Вконтакте;
• отзывы с веб-сайтов.
В рамках изучения музейного ностальгического пространства привлекались материалы текстов, созданных в процессе создания музейной экспозиции. В Музее социалистического быта г. Казани надписи от лица администрации сопровождают посетители в течении всей экскурсии. Такая форма ностальгической рефлексии прошлого поможет лучше понять феномен советской ностальгии.
Надписи к предметам советского быта играют особую роль в контексте народных музеев г. Казани. Они сопровождают уникальные и редкие вещи коллекции. В данной работе были проанализированы следующие надписи: В данной работе рассмотрены надписи к следующим предметам: ступа, точилка, карандаш, стенд с предметами быта, ранец, надпись к пано «Ну погоди», торшер, надпись к предмету, газированная питьевая вода, Чебурашка.
2) Вещественные источники.
Вещь в структуре советской повседневности имела существенное значение. В условиях плановой экономики социалистический быт не отличался особым разнообразием. Поэтому посетители народных музеев, которые в большинстве случаев являются туристами из других городов, всегда найдут знакомые мотивы прошлого. Соприкосновение с предметами прошлого вызывает «забытые» воспоминания, ативизируя таким образом «память об опыте». Эта особенность «советских вещей» в коммуникативной системе памяти является главным импульсом советской ностальгии. При этом была замечена тенденция, когда популярность симолики Советской власти уходит на второй план по сравнению с повседневными предметами быта.
Музейные коллекции, которые рассматриваются нами как культурные ценности, которые приобрели свойства музейных предметов, начали складываться исходя из интересов авторов коллекций. Исходя из этого можно выделить несколько коллекций, которым уделено особое внимание в Музее Социалистического быта г. Казани.
1. Коллекция джинсовой одежды.
2. Коллекция музыкальных инструментов.
3. Коллекция вещей и снимков, посвящённая жизни и творчеству Владимира Высоцкого.
4. Школьные и канцелярские принадлежности.
5. Упаковки продовольственных товаров.
6. Одежда.
7. Коллекция «импортных вещей».
Коллекция Музея счастливого детства перекликается с предыдущими коллекциями, но в большей степени отражает мир советского детства. Можно выделить следующие группы предметов: детские игрушки, игровые автоматы и другие аттракционы, школьные принадлежности, атрибуты
Степень изученности темы
В изучении данной тематики российская историография находится на начальном этапе своего развития, тем не менее, западные исследования в рамках теории культурной памяти принимаются во внимание исследователями ностальгии, но отношение к ним не однозначное. Memory studies не достаточно изучены российскими специалистами, а у ностальгического феномена есть реальная перспектива быть включёнными в дискурс культурной теории.
Термин «ностальгия» появился в XVII в. и изначально был областью интересов психиатрии и рассматривался как болезнь, в XX веке им начала интересоваться психология. Философия также вырабатывала своё понимание данного понятия, которое определяется как недостаток свободы мышления и рациональности в постижении прошлого. В дополнении к ностальгии Ф. Ницше ввел понятие рессентимента. «...ностальгию и рессентимент можно рассматривать как пару дополняющих друг друга понятий, сходных по принципу своего формирования, но различных по характеру образующих их эмоций. Если в основании ностальгии лежит идеалистически переживаемый образ прошлого, то в основании рессентимента — чувство обиды и негодования, связанные с неким условным фактом этого прошлого».
Во второй половине XX века феномен ностальгии становится популярным среди социологов, культурологов, антропологов. В современной науке ностальгическими исследованиями начинают интересоваться политологи, теоретики и философы истории, а также литературоведы. Каждая дисциплина социо-гуманитарного знания определяет ностальгию под углом собственной дисциплины, из-за чего термин ностальгии обладает широкой полисемантичностью.
В работе выделяются три блока историографии.
1. Историография советской ностальгии10.
Выделяют два подход к определению историографического источника. Первый, более широкий, рассматривает всё то, откуда извлекают информацию пригодную для конструирования историографического процесса. Второму подходу соответствует определение: историографический источник - произведение историка, реализующее функции презентации и позиционирования исторического знания как научного, так и социально ориентированного. Так как исследования в области изучения советского ностальгии и memory studies находяться на своём начальном этапе становления, то к работе привлекался и первый, и второй подход к определению. Поэтому к работе привлечены исследования, которые пытались проанализировать ностальгию как культурно-социальный феномен. Определить круг первичной историографии по советской ностальгии в традиционных рамках современной науки весьма не просто. Процесс коммеморации по советскому прошлому на данный момент затронул многие слои жизни общества. Процесс по переосмыслению советского наследия начался в ещё в 1990-е годы в «толстых» журналах. В 1999 г. предлагается концепция Светланы Бойм (филолог, антрополог, писатель, профессор славянской и сравнительной филологии Гарвардского университета), которая стала первой попыткой теоретизирования советской ностальгии как культурного феномена постсоветского общества.
В 2004 социолог и филолог Б. В. Дубин публикует статью ««Кровавая» война и «великая» победа : о конструировании и передаче коллективных представлений в России 1970-2000-х гг.». В данной работе ностальгия, как массовое явление, на конкретных примерах практически не рассматривается. В 2006 г. была защищена кандидатская диссертация по социологии «Социальная ностальгия как феномен духовной жизни общества» Е. А. Широковой. В кандидатской диссертации использовался довольно широкий круг источников, так как тогда существовала необходимость построения целостной концепции социальной ностальгии, поэтому в работе не использовались работы, посвященные конкретно советской ностальгии.
В 2000-х годах советская эпоха как дисскуссия масс стала актуализироваться в кинематографе, литературе и философии 1516.
В октябре 2010 г. Томском государственном университете проходит международная научная конференция «Советское в ностальгических дискурсах современности». В результате прошедшей конференции в 2011 г. выходит коллективная монография издательства Томского государственного университета «Ностальгия по советскому». Монография стала весомым результатом крупных научных исследований учёных различных гуманитарных специальностей. Проблематика исследований была разбита на несколько секций: 1) эпоха советского прошлого, причины активизации ностальгических процессов; 2) среда актуализации ностальгических переживаний советского, типы ностальгических источников; 3) типология ностальгических конструктов в социокультурном пространстве России; 4) пути, формы, способы ностальгического конструрования в дискурсивных практиках современной России; 5) способы семиотической репрезентации ностальгии по советском; 6) типы ностальгирования по советскому в современной социокультурной ситуации современной России; 7) место ностальгии по советскому в системе современного мифотворчества.
После конференции и публикации монографии существенно усилился интерес к ностальгическим исследованиям. Развитие коммуникативных форм общения в интернете также способствовало всплеску исследовательского интереса. Р. Н. Абрамов описывает этот процесс в статье ««Советский чердак» российской блогосферы: анализ ностальгических виртуальных сообществ», а также в других своих статьях «Музеефикация советского: историческая травма или ностальгия?» , «Время и пространство ностальгии».
2. Историография культурной памяти.
Исследования культурной памяти, по сравнению с исследованиями советской ностальгии, имеют более длительную историю, поэтому на данный момент принято выделять несколько поколений исследователей.
1) Впервые к коллективной памяти, как к отдельному объекту изучения, обратились французский философ и социолог М. Хальбвакс, немецкий историк искусства Аби Варбург, философ и теоретик культуры Вальтер Беньямин и британский психолог Фредерик Бартлетт в 1920 - 1940 гг. Начиная с работ Э. Дюркгейма и М. Хальбвакса, в мировой науке формируется и к 1980-м гг. на Западе набирает полную силу специфическое направление, обозначаемое англоязычным термином «memory studies». Хальбвакс синтезировал дюргеймовские идеи о коллективных представлениях с философией времени у Бергсона.
2) Идеи первого поколения исследователей памяти приобрели широкое признание уже в последние десятилетия 1980 гг. в работах Й. Йерушалми, П. Нора, А. Асман, Ян Асман. В 1989 г. основывается журнал «History and
memory» под редакцией Тель-Авивского университета и посвящён изучению исторического сознания и коллективной памяти. В 1990ые. - 2000ые
происходит методологический и теоретический кризис, который ставит Memory studies под удар критики.
3) В 2008 г. появляется журнал «Memory studies» и в 2016 г. учреждается Ассоциации исследований памяти, что свидетельствует об определённом выходе из кризиса. Главными редакторами журнала являются Эндрю Хоскинс (Университет Глазго), Вульф Канштейнер (Орхусский университет, Дания) и Джон Саттон (университет Маккуори). Огромный вклад в разработку теории культурной памяти внесла немецкий историк и культуролог Алейда Асман, которая в 1990-х годах перешла к проблематике культурантропологии и прежде всего - к теме культурной памяти. С 1993 г. по 2019 написала около четырнадцати монографий по культурной памяти, среди которых самыми важными являются «Время и традиция: Культурные стратегии длительности» 1999 г., «Рамки памяти» 1999 г., «Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика» 2006 г.,
«Новое недовольство немецкой мемориальной культурой» 2013 г., «Распалась связь времён? Влёт и падение темпорального режима Модерна» 2013 г. В 2019 г. вышел её последний труд «Забвение историей - одержимость историей».
Исследователи культурной памяти специально советскую ностальгию не рассматривают, однако обращают на специфические особенности ностальгического восприятия прошлого. Больше всего спецификой ностальгической формы коллективной памяти интересовался Джефри Олик и Мартин Хайдегер. Дж. Олик говорит о том, что процессы традиционные методы изучения культурной памяти устарели и требуют пересмотра. Мартин Хайдегер пытался обосновать философские основы ностальгии. «Философия, метафизика есть ностальгия, стремление быть философствования».
В данной работе особое внимание уделяется трудам А. Асман «Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика» (2006, перевод 2014), «Новое недовольство мемориальной культурой» (2013 -2016), «Забвение историей - одержимость историей» (2019).
Это обусловлено следующими причинами:
• автор является крупнейшим теоретиком в области исследований культурной памяти;
• использует обширную историографическую базу;
• выводит теорию из «исторических сюжетов», последних резонансных событий общественно-политической сферы.
3. Учебно-методическая литература и труды общеисторического характера.
При анализе источников привлекались следующие учебно методические материалы «Методология источниковедения» Русиной Ю. А., «Методы исторического исследования» Ковальченко И. Д., «Источниковедение: учебник для академического бакалавриата» под ред. Сиренова А. В., «Междисциплинарные методы в историко-антропологических исследованиях» Поршнева О.С., «Классификация историографических источников: опыт соотнесения библиографического и
Также в работе рассматривается вопрос анализа массовых интернет- источников. Для их анализа привлекались статьи и блоги создателей сайтов или веб-дизайнеров 2829. Именно такая нестандартная для источниковединия «литература» помогает описать специфику интернет-источников.
Научная новизна заключается в том, что в работе рассматривается эволюция историографического осмысления советской ностальгии за последние 20 лет, выдвигается предложение совмещения теории культурной памяти и ностальгии, что в дальнейшем сможет послужить эффективной методологической опорой для всех ностальгических исследований, выдвигается гипотез оперционализации ностальгии как отдельного явления. В ходе полевого исследования был выявлен ряд тенденций, которые можно экстраполировать на аналогичные музеи в России и феномен советской ностальгии в целом. Была выявлена возможная причина распространения ностальгических практик именно в крупных городах, а также связь повседневности и досуга с процессом ностальгирования.
Научно-практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования её результатов для социологии, политологии, исследований памяти, кроме того результаты работы могут послужить для дальнейшего изучения проблемы советской ностальгии. Материалы работы можно привлекать в течении учебного процесса. Проведённый анализ вновь
Структура исследования
Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Апробация результатов исследования
Некоторые аспекты тематики исследования прорабатывались на школе по фольклористике и культурной антропологии «Понимая город: коммуникация с пространством, временем и людьми» с 29 апреля по 5 мая 2019 г. Доклад «Феномен советской ностальгии в музейном пространстве» был представлен на VI ежегодной Всероссийской молодёжной конференции с международным участием «Фольклористика и культурная антропология сегодня» в секции «Ритуалы в современном городе». Также были подготовлены тезисы «Феномен советской ностальгии в мужской и женской социальной памяти» к XIII Международной научной конференции РАИЖИ. Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладе на III этапе конкурса КФУ на лучшую студенческую работу и награждены дипломом за 3 место.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ проведённых работ показал, что среди современных авторов нет единства в теоретическом определении понятия ностальгия, что свидетельствует о сложности выявленного феномена. Большинство отечественных исследований появилось на фоне нарастающих ностальгических настроений по советской эпохе. Начиная с 1999 г. было опубликовано более 30 публикаций.
Приведённые данные по опубликованным работам могут быть не совсем точными, но они отражают динамику публикаций. Рост интереса исследователей к данной тематике за 2011-2016 гг. говорит с одной о незавершённости процесса научной проблематизации феномена ностальгии за прошедшие годы, а также свидетельствует об актуальности самого явления в современности.
Впервые к проблеме советской ностальгии обратилась Светлана Бойм, поэтому её концепция ностальгии упоминается во многих исследованиях, однако она не стала общепринятой.
Популярность теории коллективной памяти А. Асман нашло отражение в междисциплинарных исследованиях о советской ностальгии. Мнения исследователей в отношении принадлежности ностальгии к коллективной памяти разделились. Одни считают, что ностальгия является специфических формой коллективной памяти, другие утверждают, что ностальгия имеет тесную связь с коллективной памятью и является её эмоциональным сопровождением, но формой коллективной памяти не является.
Большое количество работ по феномену ностальгии написал социолог Р. Н. Абрамов. Он отмечает, что разнообразие дефиниций и классификаций ностальгии заставляет задуматься о перспективах аналитической операционализации этого понятия.
В работах социологов ностальгия определяется через следующие формулировки:. Асоциальная эмоция (переживание человеком своего отношения к окружающим людям, Социальные эмоции являются важнейшими характеристиками, определяющими динамику, прогноз и качество внутригрупповых отношений); 2. социальное чувство (Социальные чувства - характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе, понятие мало исследовано); 3. способ самоидентификации общества, поиск коллективной идентичности; 4. социальная практика (Социальная практика — вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам. Объект социальной практики — способы жизнедеятельности людей.); 5. вид моральной рефлексии, самоиронии (Обращение субъекта на самого себя); 6. мифологизация прошлого с целью упрощения его понимания 7. метафора прошлого.
Необходимо отметить, что попытка исследователей создать классификацию ностальгии сталкивается с рядом затруднений. Они вызваны в первую очередь тем, что усложнились коммуникационные процессы общества, которые трансформируются с быстрой скоростью. Такой метод научного познания, как классификация не отвечает новым вызовам. Возможности познания процессов памяти при помощи «грамматики памяти» существенно расширяют возможности учёных.
Несмотря на разнообразие формулировок большая часть исследователей соглашаются, что для ностальгии характерно обращение к положительным, позитивным событиям прошлого либо же положительное трактование прошлого как такого. Проявление массового ностальгирования служит сигналом о кризисном состоянии общества, в ходе которого происходит поиск новых выходов из этого кризиса, для чего требуются надёжные ориентиры. В последнем и заключается интенционная направленность ностальгии. Также социологи обращают внимание на то, чем является ностальгия в процессе жизнедеятельности общества, выявляют её функциональную составляющую.
Итак, можно выделить следующие пробелы в теории ностальгии:
1) отсутствие единой методологической базы исследования;
2) отсутствие общего определения ностальгии, есть понимание проблемы, но нет комплексного осмысления;
3) не достаточная кооперативность исследователей.
Стоит отметить, что при изучении советской ностальгии, многие исследователи не обращают внимание на динамику самого процесса. За 20 лет произошли существенные изменения в отношении советского прошлого. Первые ностальгический дискурс фиксируется в «толстых журнала» 1990х годов. Он не имел никакого отношения к советскому быту, а затрагивал утрату идеологической и ментальной устойчивости советского. В последующем ностальгия проявилась в визуальной репрезентации советской эпохи (посредством экранизации фильмов, кинофильмов, сериалов). При таких репрезентациях прошлого мала вероятность активизация личной памяти-опыта у общества, однако они способствуют возникновению положительного восприятия советского периода. Массовое распространение интернета открыло новые возможности для общения и обмена воспоминаиями. Каждый пользователь интернета получает возможность посетить Виртуальные Музеи 1970х -1980х годов. Индивидуальная память о советском прошлом перерастает в колективную. Таким образом, меняется динамика культурной памяти посредством специфических речевых актов (Memory talk, conversational remembering). Получается, что прошлое не только актуализируется, но и конструируется как результат коллективной работы.
В ходе исследования было выявлено, что в крупных российских городах складывается определённая традиция коммеморации по советскому прошлому. За последние 20 лет появление непрофессиональных музеев, посвящённых советскому прошлому привел к тому, что в научных статьях стал использовать такой термин, как «народный музей» и «народная музеефикация».
Народная музеефикация советского прошлого на територии России имеет ностальгический характер. Музеефикация травматического опыта, которая преобладает в странах Восточной Европы и Прибалтики, связана прежде всего с построением национальной памяти. Напротив, массовое ностальгирование по советскому времени имеет прямое отношение к поколенческой памяти.
Для «народного музея», по-нашему мнению, характерны следующие признаки:
1) инициаторами создания музея выступают не профессионалы в области образования и музейного дела, а активные граждане, любители истории; иными словами появление подобных музеев является ярким примером проявления зарождающейся культуры участия;
2) доминирование ностальгического восприятия прошлого; по мнению Р.
Абрамова волна музеефикации советского прошлого произошла на фоне массовой ностальгии по социализму; объединяющим элементом движения «народной музеефикации» является последнее тридцатилети существования СССР;
3) тематика музея в первую очередь освещает быт советского общества и не имеет прямого отношения к политической истории
4) каждый «народный музей» имеет свою репрезентацию в интернете в виде веб-сайт или веб-страница.
С 2009 г. появляются первые «народные музеи» советского быта по всей России. Нам удалось идентифицировать 26 музеев, которые можно причислить к процессу массового ностальгирования. По большей части музеи расположены в крупных городах Европейской части России таких, как Москва (6), Петербург (4), Воронеж (2), Казань (2), Пермь (2), Владимир, Екатеринбург, Калининград, Новосибирск, Рязань, Самара, Севастополь, Сергиев Посад, Сочи. Ряд музеев расположены в небольших посёлках .
Самое большое количество музеев было создано в период с 2010 по 2012 и с 2016 по 2018. Группа музеев, созданная в первый период, очень неоднородна, посвящена несколько различным аспектам советского: быт советских учёных, быт коммунальной квартиры, проявление культа личности в быту, быт «индустриальной культуры», советский дизайн. Как правило, организовывать подобные музеи способствовали органы местного самоуправления. Группа музеев, созданная во второй период, имеет большую однородность. Посетители знакомятся в этих музеях с бытом советского горожанина и советским детством.
Особое место в существовании музея играет нарратив в формате текста. Текст является важным способом погружения посетителя музея, (ностальгирующего) в особое временное пространство воображения памяти. Например в Музее Социалистического быта в г. Казани текст сопровождает посетителя в течение всей экскурсии, заменяя таким образом экскурсовода. Важным источником по ностальгической памяти являются отзывы посетителей музеев. В Казани свои отзывы посетители могут оставить на кирпичной стене при входе в музей, в специальной тетради и на веб-странице музея. Большое количество отзывов размещено на веб-сайтах и веб¬страницах музеев.
В результате источниковедческого поиска было отобрано 160 отзывов, 40 из которых были выбраны для изучения мужской и женской памяти (20 м и 20 ж).
Семантический анализ (seo-анализ) всех отзывов показал, что в процессе посещения музея большинство посетителей испытывает положительные эмоции от посещения музея. Самые часто употребляемые слова и словосочетания: музей, спасибо, детство, Москва, отличный, вспомнить, ностальгия, отличный музей, ребёнок, огромное спасибо, понравиться, воспоминание, окунуться, процветание, быль, вернуться, замечательный, интересный, прекрасный, прошлый, СССР, счастливое детство, атмосфера.
1) женские отзывы отличаются распространённостью предложений (5326 символов/ 4890);
2) у женщин прошлое определяются словами детство, юношество, игрушка, родители, СССР упоминается редко, в основном детьми; у мужчин: СССР, советский, история, 90ые, эпоха, народ;
3) женщины склонны описывать и своё эмоциональное, и эмоциональное состояние своих попутчиков;
4) в отзывах мужчин присутствует призыв к действию: вернуть СССР, выходите на федеральный уровень, добавляйте.
Таким образом мы видим, что на территории постсоветского пространства происходят обширные коммеморативные процессы на предмет определения советской эпохи в системе культурной памяти российского общества. Коммеморация - это сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого. Коммеморация возникает в настоящем из желания сообщества, существующего в данный момент, подтверждать чувство своего единства и общности, упрочивая связи внутри сообщества через разделяемое отношение к репрезентации прошлых событий. Коммеморативные практики предполагают набор способов, с помощью которых в обществе закрепляется, сохраняется и передается память о прошлом.
Особое место в процессе ностальгирования занимают предметы быта, источниковедческий потенциал которых ещё предстоит определить.
1) включить ностальгию в грамматику памяти, но не в качестве определённого вида памяти, а как процесс памятования и забвения, близкий к коммеморации;
2) признать ностальгирование как процесс, в результате которого сглаживаются, минимизируются негативные воспоминания о прошлом, так как главной задачей ностальгирования является выработка новой идентичности с учётом событий прошлого для построения успешного будущего;
3) на базе ностальгических импульсов выстраивается новая идентичность постсоветского общества, которая вынуждена сосуществовать с множеством других идентичностей.



1. Великая страна СССР [Электронный ресурс] // :[сайт]. [2010]. URL :http://www.great-country.ru/(gaTaобращения: 25.11.19).
2. История музея [Электронный ресурс] // Музей социалистического: [сайт]. [2015]. URL: http://muzeisb.ru/istoriya-muzeya/(дата обращения: 18.02.2020).
3. Музей Быт Страны Советов Самара [Электронный ресурс] //
Вконтакте :[официальная страница Вконтакте]. [2019]. URL:
http://https://vk.com/museum.ussr63(дата обращения: 05. 12.19).
4. Музей советских игровых автоматов Москва [Электронный ресурс] //
Вконтакте: [официальная страница Вконтакте]. [2007]. URL:
https://vk.com/15kop(дата обращения: 03.01.20).
5. Музей советских синтезаторов Москва [Электронный ресурс] // Вконтакте: [официальная страница Вконтакте]. [2009]. URL: https://vk.com/ruskeysnet(дата обращения: 18.01.20).
6. Музей советского быта в Вятских полянах [Электронный ресурс] //
Вконтакте: [официальная страница Вконтакте]. [2018]. URL:
http://https://vk.com/sssrvp(дата обращения: 02.02.20).
7. Музей советского быта Екатерининбург [Электронный ресурс]
//Вконтакте: [официальная страница Вконтакте]. [2017]. URL:
http://https://vk.com/uralussr(дата обращения: 02.02.20).
8. Музей советского наива Пермь [Электронный ресурс] // Вконтакте:
[официальная страница Вконтакте]. [2013]. URL: https://vk.com/permnaive(дата обращения: 03.02.20).
9. Музей Советской Игрушки [Электронный ресурс] // Вконтакте:
[официальная страница Вконтакте]. [2017]. URL: https://www.kuklasssr.ru/(дата обращения: 05.02.20).
10. Музей Советской эпохи Санкт-Петербург [Электронный ресурс] //
Вконтакте: [официальная страница Вконтакте]. [2020]. URL:
https://vk.com/muzeyussr(дата обращения: 05.02.20).
90
11. Музей СССР Сочи [Электронный ресурс]//Вконтакте: [официальная
страница Вконтакте]. [2018]. URL: https://vk.com/muzei_detstva(дата
обращения: 04.02.20).
12. Музей Счастливого детства [Электронный ресурс] //Вконтакте: [официальная страница Вконтакте]. [2015]. URL:
https://vk.com/museumofhappychildhood(дата обращения: 04.02.20).
13. Магазин Музей Советские сладости Владимир [Электронный ресурс]
//Вконтакте: [официальная страница Вконтакте]. [2015]. URL:
http://https://vk.com/topic-98222839_32729539(дата обращения: 06.02.20).
14. Музей Социалистического быта Казань [Электронный ресурс] // Вконтакте: [официальная страница Вконтакте]. [2011]. URL: http://https://vk.com/muzeisb(дата обращения: 05.03.20).
15. Музей Советского детства Калининград [Электронный ресурс] //Вконтакте: [сайт]. [2018]. URL: (дата обращеня: 04.03.20).
16. Музей Советского детства Сергиев-Пасад [Электронный ресурс] //
Вконтакте: [сайт]. [2010]. URL: (дата обращения: 04.03.20).
17. Музей Советской эпохи Воронеж [Электронный ресурс] // Вконтакте: [официальная страница Вконтакте]. [2013]. URL:https://vk.com/club49275262(дата обращения: 04.03.20).
18 СССР наша Родина [Электронный ресурс] // СССР наша Родина: [сайт]. [2007]. URL: http://savok.name/(дата обращения: 05.03.20).
19. Советский союз [Электронный ресурс] // Советский союз : [сайт]. [2007]. URL: http://sovietsite.ru/cards(дата обращения: 24.11.19).
20. СССР: Проданная страна [Электронный ресурс]. // СССР. Проданная страна : [сайт]. [2011]. URL: http://sssr-my.ru/(дата обращения: 23.11.19).
21. Назад в СССР [Электронный ресурс]. // Назад в СССР : [сайт]. [2013] URL: http://back-in-ussr.com/(дата обращения: 23.11.19).
22. СССР [Электронный ресурс]. // Живой журнал : [сайт]. [2015]. URL: https://www.livejournal.com/media/sssr/(дата обращения: 23.11.19).
23. Полевой дневник фотографий Музея Социалистического быта и Музея Счастливого детства. 2019. Ч. I. 150 файлов.
24. Полевой дневник. Музей социалистического быта. Казань, 2019. Ч.1 . 6 с.
25. Полевой дневник. Музей социалистического быта. Казань, 2019. Ч. 2. 8 с.
26. Полевой дневник. Музей счастливого детства. Казань, Ч.1. отзывы. 10 с.
27. Полевой дневник. Музей счастливого детства. Казань, Ч.1. отзывы. 9с.
28. Полевой дневник. Музей СССР г. Сочи. 2019. Ч.1 . 6 с.
Полевой дневник.Музей Советской Игрушки. Лен. обл. 2019. 13 с.
29. Частный музей Советских игрушек Пермь [Электронный ресурс] // Вконтакте:[сайт]. [2017]. URL: https://vk.com/club120686205(дата обращения: 24.11.19).
Литература:
1. Абрамов Р. Н. Пенза: поиски нового образа города на фоне амнезии недавнего советского прошлого / Лабиринт. Журнал социально¬гуманитарных исследований. 2016. №3/4. С. 40-49
2. Абрамов Р.Н. Время и пространство ностальгии // Социологический журнал. 2012. № 4. С. 5-23.
3. Абрамов Р.Н., Чистякова А.А. Ностальгические репрезентации позднего советского периода в медиапроектах Л. Парфенова: по волнам коллективной памяти // Международный журнал исследований культуры. 2012. Т. 6. № 1. С. 52-58.
4. Абрамов Р. Н. Музеефикация советского: историческая травма или ностальгия? // Гефтер. 2014. URL: http://gefter.ru/archive/11132(дата обращения 12.12.2019).
5. Абрамов Р. Н. «Советский чердак» российской блогосферы: анализ ностальгических виртуальных сообществ // INTER. 2011.№ 6. С. 88-102.
6. Александрова Н. С. Неофициальная эпиграфика современного города как социально-политический и лингвистический феномен// Антропология города глазами молодых исследователей. По материалам конференции молодых учёных. Москва, 22 - 24 декабря 2014 г. / отв. ред. Н. И. Халдеева, Е. Б. Баринова. - М.: ИЭА РАН, 2015. - 240 с.
7. Антипин Н. А. 50-летие русско-японской войны в СССР: коммеморативные практики 1954 -1955 гг./ Н. // Далог со временем М., 2012. с.79 - 93.
8. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. - М.: Н.Л.О., 2014.—178 с.
9. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой - / пер. с нем. - М.: Н.Л.О., 2016.-232 с.
10. Ассман А. Забвение истории — одержимость историей / Пер. с нем. Бориса Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2019.
11. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004.-368 с.
12. Бойм С. Конец ностальгии? Искусство и культурная память конца века:
Случай Ильи Кабакова // НЛО. 1999. № 39. URL: //
http://magazines.russ.ru/nlo/ 1999/39/boym.html (дата обращения: 24.12.2009)
13. Васильев А. Г. Воплощенная память: коммеморативный ритуал в социологии Э. Дюркгейма // Социологическое обозрение. 2014. Т.13. №2 С. 141-167.
14. Владимиров В. Н. Интернет для историка: и всё-таки новая парадигма! /
В. Н. Владимиров // Круг идей: историческая информатика в
информационном обществе. Труды VII конференции АИК - М., 2001. - С. 279-289.
15. Воробьёва А. В., Е. М. Раскатова «Советское» в постсоветском культурном пространстве: структуно-типологический аспект // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. 2009. Вып.4. С.22-28.
16. Герасимов О. В. Исторический опыт как опыт прошлого: содержание и структура// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015.Т.17.№1. С. 188-191.
17. Говорухина Ю.А. Ностальгия по советскому в литературной критике «толстых» журналов конца ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. 2010. №5. С. 13-17.
18. Давыдов И. П. Архетип коллективной памяти //Рецензия на книгу: Ассман Алейда. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. М.: НЛО, 2014. С. 377-387.
19. Дубин Б.В. Россия нулевых: политическая культура, историческая память, повседневная жизнь. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. - 392 с.
20. Ефремова О. Н. Ностальгия, скука и тошнота как модусы экзистенциальной тревоги. - Кемерово.: Издательство ГРАМОТА, 2016. №9 (71). С. 48 -51.
21. Завершинская Н. А., П. К. Завершинская Кинематографические «прочтения» советской эпохи как проекция воспоминаний и забвений современного российского общества // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2017. № 3. С.13- 19.
22. Збровский Г. Е., Широкова Е. А. Социальная ностальгия: к исследованию феномена // Социологические исследования. 2001. №8. С.31-34.
23. Звоновский В. Б. Меркулова Д. Ю. Социальная ностальгия жителей крупного промышленного города // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016. Сер12 Вып.2. С. 28-46.
24. Зверева В. Дискуссии о советском прошлом в сообществах «В Контакте»// Вестник общественного мнения. 2011.№4(110). С.97-112.
25. Зевако Ю. В. Формирование «Аффилиативной постпамяти» об эпохе политических репрессий (на примере подростков-обучающихся 9-11 классов) // Журнал Фронтирных Исследований. 2019. № 4(2). С. 390-410.
26. Зуева А. С. ВКР Актуализация культурного наследия советской эпохи музейными средствами. - СПб.: СПбГУ, 2016.- 94 с.
27. История и коллективная память. Сборник статей по еврейской историографии. - М.: Иерусалим: Мосты культуры-Гешарим, 2008.-230 с.
28. Источниковедение: учебник для академического бакалавриата / Е. Д. Твердюкова и [и да.]; под ред. А.В. Сиренова - М.: Издательство Юрайт, 2015.- 396 с.
29. Йерушалми Й. Х. ЗАХОР: Еврейская история и еврейская память. - М.:Иерусалим: Мосты культуры-Гешарим, 2004.-188 с.
30. Каспэ И. М. «Съесть прошлое»: идеология и повседневность гастрономической ностальгии // Пути России: культура - общество - человек: Материалы Международного симпозиума. 2008. Т. XV. C.205-218.
31. Казаков Р. Б., Маловичко С. И. , Румянцева М. Ф. Классификация историографических источников: опыт соотнесения библиографического и источниковедческого подходов / 150 лет на службе науки и просвещения: сб. материалов Юбилейной междунар. науч. конф. Москва, 5-6 дек.2013 г.-.М.: ГПИБР, 2014. С. 421 - 430.
32. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. Отделение историко-филологических наук. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2003.486 с.
33. Лапина-Кратасюк Е. Городское пространство в цифровую эпоху
[Электронный ресурс] // ПостНаука: [сайт.]. [2014]. URL:
https://postnauka.ru/video/32900(дата обращения: 12.04.2020).
34. «Левада-центр»: число сожалеющих о распаде СССР россиян достигло
максимума за последнее десятилетие [Электронный ресурс] // Новая газета:[сайт]. [2018]. URL:
https: //www.novayagazeta.ru/news/2018/12/19/147743-levada-tsentr-chislo- sozhaleyuschih-o-raspade-sssr-rossiyan-dostiglo-maksimuma-za-poslednee- desyatiletie(дата обращения: 12.11.18).
35. Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Мультикультурность российского региона как (де)стабилизирующий фактор исторического развития (Среднее Поволжье XIX-XXI вв.): Учебное пособие. - Казань.: Изд-во «ЯЗ», 2013.-272 с.
36. Малышева С. Ю. Сальникова А. А. Повседневная жизнь советского провинциального города: казус Казани - Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 2018.¬282 с.
37. Мельникова Е. Алейда Ассман. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика, 2014. Алейда Ассман. Новое недовольство мемориальной культурой, 2016. Алейда Ассман. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна, 2017 // Laboratorium. 2017. № 9 (2). С.169-177.
38. Молчанова О. В. Искусство забывания, или ностальгия по советскому мифу// Вестник РГГУ. 2011. С. 57 - 64.
39. Ницше Ф. К генеалогии морали. Соч.: в 2 т. Т.2. - М.: издательство Мысль, 1990. 524 с.
40. Олик Дж., Хлевнюк Д. Фигурация памяти: процессо-реляционная методология, иллюстрируемая на примере Германии // Социологическое обозрение.Т.11.№1.2012. С.40-74.
41. Очкина А. В. К вопросу о социальной природе «советской ностальгии» // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 50-57.
42. Поршнев О. С. Междисциплинарные методы в историко¬антропологических исследований. - Екатерининбург.: Издательство Уральского университета, 2005. 136 с.
43. Рагозина Т. Э. Культурная память versus историческая память // Донецкий национальный технический университет 2017.№3(15). С. 12-21.
44. Рамирас К. Какие сайтов бывают - полная классификация с примерами [Электронный ресурс] // Лайфхаки по SEO-продвижению: [сайт]. [2019]. URL: https://altblog.ru/vidy_sajtov/#i-6(дата обращения: 30.05.2020).
45. Русина Ю. А. Методология источниковедения. - Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2015. -206 с.
46. Система управления содержимым [Электронный ресурс]// Википедия
Свободная энциклопедия: [сайт].[2020]. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/CHCTeMa_ynpaBneHM_cogep:®MMbiM (дата
обращения: 02.06.2020).
47. Скитецкая Е. В. Значение документов открытого интернет доступа как исторических источников // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. №2. С. 297-301.
48. Смолина Н. С. Тема «Советского» в социально-философском дискурсе
2000-х: проблематизация коллективной идентичности постсоветского
человека //Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №97. С 154.-161.
49. Сологуб О. П. Рецензия на книгу: ностальгия по советскому// Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017.№47. С. 224-228.
50. Типы сообществ: какое сообщество создавать владельцу бизнеса? : [блог].
URL: https://vk.com/@smm_galatova-tipy-soobschestv-kakoe-soobschestvo-
sozdat-vladelcu-biznesa (дата обращения: 16.01.2020).
51. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти-М.: Новое издательство,2007. С.325.
52. Чикишева А. С. Феномен ностальгии и его проблематизация в современном культурологическом знании // Культурологический журнал. 2012/3. №9. С 1-9.
53. Щербинин А. И., Щербинина Н. Г. Политический конструкт «победа» в контексте феномена ностальгии по советскому // Вестник Томского государственного университета. 2010. №3(11). С. 7-23.
54. Городские тексты и практики. Том I: Символическое сопротивление/ Сост. А. С. Архипова, Д. А. Радченко, А.С. Титов. М.: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2017.-324 с.
55. Ностальгия по советскому /Эмер Ю.А., Тубалова И.В., Резанова З.И., Мишанкина Н.А., Суханов В.А., Щербинина Н.Г., Старикова Г.Н., Каминский П.П., Зиновьев В.П.; ред.: Резанова З.И. Томск: Изд-во Том. ун¬та, 2011. 514 с.
56. Hirsch M. The Generation of Postmemory/ M. Hirsch //Poetics Today. 2008. №29(1). С.103-128.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ