Актуальность темы исследования. Старообрядчество, ориентированное на сохранение традиций - от внешнего проявления ритуально-обрядовых элементов до существенных функций приходской жизни в виде активности мирян в выборе причта, было и остается сложным и развивающимся явлением, неоднородным как в социальном, так и в догматическом плане. Разделения на согласия начались почти сразу после обрядовой реформы середины XVII в. и не закончились в XX в. Стремление сохранить чистоту веры наряду с постоянным творческим осмыслением святоотеческого наследия в контексте эсхатологических ожиданий способствовало закреплению в старообрядческой среде представлений об индивидуальной ответственности, характерных для Нового времени. При этом персональные действия и активность обретали смысл в традиционной мирской солидарности - помощи своей религиозной общине. Такое положение было в определенной степени результатом нестабильного правового статуса старообрядцев, в отношении которых политика духовных и светских властей Российской империи варьировалась от преследований и ограничений до терпимости и компромиссов. Выживанию в таких условиях способствовали крепкие внутриобщинные связи.
Развитие каждого из согласий с самого начала сопровождалось дискуссиями и появлением апологетических и полемических произведений, в которых обосновывался и отстаивался тот или иной выбор. На тенденциях в осмыслении самими староверами пройденного и предстоящего пути оставляли отпечаток не только обстоятельства переживаемого времени, касавшиеся всех, но также и пространственные условия обитания, круг социальных контактов, возможности наблюдения иного коммуникативного, управленческого, профессионального, образовательного, бытового вариантов опыта. Поэтому есть основания полагать, что насыщенное этими условиями городское пространство воздействовало на традицию и способы её поддержания в гораздо большей степени, чем среда промышленного или сельского поселения.
Изучение городского старообрядчества - это еще один шаг к более взвешенному пониманию особенностей феномена, олицетворяющего успешное сочетание разнонаправленных явлений. В староверии, с одной стороны, присутствовало стремление к поддержанию религиозного благочестия и сохранении конфессиональной обособленности, а с другой стороны - в виде старообрядческого предпринимательства, активно использующего технологические достижения, был явлен пример динамичного развития и освоения нового. Учитывая неоднородность старообрядчества и особенности его региональных вариаций, представляется необходимым изучение релевантности выявляемых характеристик этого феномена свойствам, взглядам, действиям определенных групп/страт.
Религиозная община и семья являлись во второй половине XIX - начале XX вв. социальными институтами, обеспечивавшими сохранение и трансляцию опыта. Следовательно, изучение существенных изменений, происходящих на этих двух уровнях необходимо для понимания степени устойчивости, гибкости и пределов трансформации системы норм, представлений, образцов и правил. Картина мира у поколения, выросшего и живущего в условиях города (при всех противоречиях российской урбанизации), постоянно усложнялась, включала новые связи и накладывалась на уже усвоенные повседневные обычаи, цели и ценности, не всегда напрямую, но тем не менее явно видоизменяя их, формируя новые умения и ориентиры, способствуя развитию индивидуальности и рациональности. Следовательно, в изучении истории религиозных обществ необходимо учитывать роль урбанизационной составляющей. Таким образом, представляется логичным изучение старообрядческого городского сообщества в канун и после реформ середины XIX в., комплекс которых обусловил динамичный рост городов. Для вновь прибывавших в город старообрядцев религиозная община становилась одним из институтов адаптации к непривычному для них образу жизни. Этот институт влиял на представления о социально приемлемом поведении и позволял выстроить и/или существенно расширить контакты в городском социуме. Изучение особенностей подобных процессов сохраняет актуальность в настоящее время, поскольку способствует пониманию того какие институты и в какой степени были задействованы в решении проблем, возникавших в ходе социальной адаптации у подрастающего поколения и мигрантов.
Развитие общества и развитие семьи являются взаимосвязанными процессами. Динамика изменений в обоих случаях в наибольшей степени проявляется в условиях большого города, сочетающего многочисленные разнонаправленные функции. Для данного исследования важна трансформирующая роль города, предполагающая, что сложность условий жизнедеятельности вызывает к жизни новое, преобразует форму, состав и структуру устоявшихся явлений...
В Заключении сформулированы основные выводы.
В результате проведенного исследования удалось выявить основные тенденции развития и специфические проявления социокультурных и демографических процессов в старообрядческом сообществе в условиях начальной стадии урбанизации.
Два основных территориальных кластера в городском пространстве, где с XVIII в. предпочитали селиться староверы, располагались в центральной торговой части Екатеринбурга и на южной окраине удобной для заведения промыслов. Однако, во второй половине XIX - начале XX вв. эти два района лишь условно оставались «старообрядческими» - места проживания староверов уже не были связаны только с исторически сложившимися кластерами, хотя притяжение к ним сохранялось. Мигранты, прибывавшие в город в послереформенное время, предпочитали селится среди своих одноверцев и вблизи храма, который посещали. Семьи, достигшие определенного уровня состоятельности, выбирали место проживания в соответствии с социальным и имущественным статусом, при этом конфессиональная принадлежность окружения была вторичным фактором. Таким образом, пространственная локализация старообрядческого населения города отражала процесс постепенной и постоянной его интеграции в общегородскую среду.
Социальный состав городских старообрядческих общин включал значительную часть пришедших в город крестьян. Старообрядцы переселялись в город с уральских заводов, из центральной России, преимущественно уездов восточного Подмосковья, Вятской и Нижегородской губерний. На постепенное уменьшение числа представителей купечества в составе городской общины оказали влияние законодательные изменения первой половины 1860-х гг., разрешившие занятие торговопромысловой деятельностью на основе выкупа свидетельств без записи в гильдии. К началу XX вв. старообрядческие общества уральских городов включали немного купеческих фамилий. Гораздо больше в их среде было мещан, в том числе горожан в первом поколении или выбывших из купеческого сословия.
Существенным обстоятельством являлась включенность старообрядческих лидеров в работу органов городского самоуправления. Эта тенденция оформилась в конце XVIII - первой половине XIX в. и видоизменилась, но не исчезла позднее. Во второй половине XIX в. основные попечители в общинах староверов, не занимая главенствующих позиций в городской думе, тем не менее участвовали в ее работе в качестве гласных. В их компетенцию входило не только внутриконфессиональное предпринимательство и попечительство, но и взаимодействие с широким кругом лиц, принадлежавших к разным религиозным направлениям, профессиональным и социальным слоям, имевшим иной уровень образования. Вследствие этого идентичность светских лидеров старообрядческих общин города становилась более сложной, формировалась с учетом не только религиозной принадлежности, но и интегративной практики сословного представительства в рамках городской среды. Они получали опыт широкого взаимодействия и усваивали новые приемы обсуждения и продвижения решений, которые затем применяли для достижения необходимых им результатов на старообрядческих соборах и съездах. Именно эти деятели и близкие к ним круги городских старообрядцев проявляли максимальную заинтересованность в получении общинами легально признанного правового статуса, а также стремились к достижению более высокого институционального и образовательного уровней, практикуемых в той социальной группе, куда они входили.
Происходившая во второй половине XIX - начале XX вв. либерализация законодательства в отношении староверов, при всей её ограниченности, была очень важна для горожан- старообрядцев, поскольку вела к признанию их религиозных общин и включению старообрядческой семьи в правовое поле. Общины Екатеринбурга выделялись среди всех старообрядцев региона ярко выраженным стремлением использовать полученные права и готовностью при этом соблюдать формальные правила взаимодействия с властями. Они проявляли заинтересованность в утверждении официального статуса своих общин и духовных лиц, создании новых внутриконфессиональных институтов, использовании права самостоятельного учета событий жизненного цикла, отстаивая свою точку зрения в религиозных и политических дискуссиях с представителями не городских обществ.
Изучение демографических характеристик показало, что городские старообрядцы находились под влиянием процессов начала первого демографического перехода: снижался уровень смертности, в том числе младенческой, повышался возраст вступления в брак, изменение среднего размера и структуры семьи происходило в том направлении, что и у остального православного населения. Нуклеарная (простая) семья становилась преобладающим типом у купцов и мещан из старообрядческой среды. Примерно половина всех старообрядцев-купцов и до четверти старообрядцев-мещан в середине XIX в. проживали в таких семьях. Присутствие мультифокальных семей (18%), состоявших из нескольких супружеских пар и объединявших около половины приписанных к городу последователей старого обряда, уже в конце 1850-х гг. не являлось однозначным показателем реального существования масштабных семейных коллективов.
Заинтересованность в сохранении большой семьи проявлялась чаще у связанных с цеховым ремеслом и некоторыми видами промыслов, где имело смысл обеспечение производственного цикла силами большого коллектива родственников. Еще одна специфическая черта старообрядческого сообщества города была связана с требованием религиозной гомогенности супружеской четы, необходимой для признания законности брака внутри общины, что прослеживается в вплоть до конца исследуемого периода. Изучение практик имянаречения в среде старообрядцев Екатеринбурга в начале XX в. обнаружило влияние общероссийских тенденций (постепенное увеличение доли нескольких самых распространенных имен), при сохранении своеобразия - большого массива редких антропонимов.
Семьи и общины старообрядцев в условиях уральского города второй половины XIX - начале XX вв. являлись проводниками религиозной идентичности, чему способствовала постоянно обновляемая прочная система деловых, родственных и конфессиональных связей. При этом старообрядцы городского сообщества, являясь частью многообразного социума, вне зависимости от согласия испытывали влияние урбанистических тенденций. Это придавало им специфические по сравнению с не городскими общинами свойства и ресурсы: расширение аспектов самоидентичности, повышенная адаптивность к изменениям, способность к гибкому поведению и взаимодействию, что в итоге обеспечивало городским старообрядческим обществам лидирующие позиции в своих согласиях.
1. Боровик, Ю. В. Старообрядческие общества Урала в 1917— 1921 гг. / Ю. В. Боровик // Известия Уральского государственного университета. - 2004. - № 31. - С. 101-116 (0,8 п. л.).
2. Боровик, Ю. В. Соборные собрания старообрядцев Урала и За
уралья в первое десятилетие советской власти / Ю. В. Боровик // Уральский исторический вестник. - 2007. - № 17. - С. 40-46
(0,5 п. л.).
3. Клюкина-Боровик, Ю. В. О закрытии скита старообрядцев- часовенных (по фотоматериалам следственного дела 1940 г.) / Ю. В. Клюкина-Боровик // Вестник Уральского отделения РАН. Наука. Общество. Человек. - 2012. - № 1 (39). - С. 100-103. (0,4 п. л.).
4. Боровик, Ю. В. Послание зауральского наставника старооб-
рядцев-часовенных о временах, нравах и покаянии в конце 1920-х гг. / Ю. В. Боровик // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (136). - С. 44-51
(0,6 п. л.).
5. Клюкина-Боровик, Ю. В. «Стих о последнем времени» и рели
гиозные традиции старообрядцев-часовенных в 1930 г. [The verses about the Latter Days» and religious traditions of the Old believers «chas- ovennye» in 1930] / Ю. В. Клюкина-Боровик // Przeglad Wschodni- oeuropejski. - 2016. - Vol. VII. - № 2. - С. 39-52. URL:
http://www.uwm.edu.p1/cbew/p.wschodnioeuropejski.html (0,7 п. л.) (Scopus).
6. Borovik, lu. Death and Marriage: World War I Catholic Prisoners in the Urals / Е. Glavatskaya, lu. Borovik // Transylvanian Review. -
2016. - Vol. 25. - № 4. - P. 28-40 (0,6/0,3 п. л.) (Web of Science, Scopus).
7. Borovik, lu. Католики Екатеринбурга в конце XIX - начале XX вв. в материалах переписей и метрических книг / Е. М. Главацкая, Ю. В. Боровик, А. В. Бобицкий // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2016. - № 3. - C. 6884. DOI: 10.15826/izv2.2016.18.3.044 (0,9/0,3 п. л.) (Web of Science).
8. Боровик, Ю. В. Старообрядцы-часовенные Екатеринбурга: численность, сословная принадлежность и проявление конфессиональной обособленности / Ю. В. Боровик // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 2: Гуманитар. науки. - 2018. - Т. 20. - № 1 (172). - С. 160-180. DOI: 10.15826/izv2.2018.20.1.013 (1,3 п. л.) (Web of Science).
9. Borovik, Iu. Urban infant mortality and religion at the end of the
nineteenth and in the early twentieth century: the case of Ekaterinburg, Russia / Е. Glavatskaya, Iu. Borovik, G.Thorvaldsen // The History of the Family. - 2018. - Vol. 23. - Issue 1. DOI:
10.1080/1081602X.2017.1341845 (1,5/0,5 п. л.) (Web of Science).
10. Боровик, Ю. «Времена, они меняются»: дискуссии уральских старообрядцев о прошлом и будущем в контексте поисков «истинного» священства в конце XIX в. / Ю. В. Боровик // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2018. - № 1. - С. 253274. DOI: 10.22394/2073-7203-2018-36-1-253-274 (1,2 п. л.) (Scopus).
11. Borovik, Iu. The Old Believers and their marriage in the early twentieth century Urals, Russia: a microdata analysis / Е. Glavatskaya, Iu. Borovik // Transylvanian Review. - 2019. - № 1 - P. 112-130 (1/0,5 п. л.) (Web of Science, Scopus).
12. Боровик, Ю. В. Сибирские староверы: вне государственной поддержки и опеки / Ю. В. Боровик // Российская история. - 2019. - № 1. - С. 221-224. DOI: 10.31857/S086956870004239-3 (0,4 п. л.) (Web of Science, Scopus).
13. Боровик, Ю. В. Метрический учет у старообрядцев часовенного и белокриницкого согласий на горнозаводском Урале: заметки к истории источника / Ю. В. Боровик // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. - 2019. - № 2 (26). - С. 235-249 (0,7 п. л.).
14. Боровик, Ю. В. Труды по изучению, описанию и изданию святоотеческого наследия / Н. В. Ануфриева, Ю. В. Боровик // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. - 2019. - № 3. - С. 338-344 (0,4/0,2 п. л.).
15. Боровик, Ю. В. Личные имена новорожденных в екатеринбургских старообрядческих общинах начала XX века / Ю. В. Боровик // Вопросы ономастики. - 2019. - № 3. - С. 41-58 (0,8 п. л.) (Web of Science, Scopus)...