Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕДИАРЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

Работа №102109

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

культурология

Объем работы26
Год сдачи2020
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
Положения, выносимые на защиту 11
Практическая значимость работы 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список литературы 25

Актуальность исследования. Эпоха глобализации рубежа ХХ-ХХ1 веков, распространяя стереотипы западных ценностей и образа жизни, активизировала одновременно процессы изучения этнической культуры и национальной идентичности. Феномен этнической культуры, как и способы сохранения идентичности, как особого культурного маркера социального действия, привлекают внимание исследователей из разных областей знания: культурологов и историков, философов и социологов, искусствоведов, психологов и др. Роль этнической культуры и национальной идентичности прослеживается и в нормативно-правовых документах постсоветской России, таких как 26 статья Конституции Российской Федерации (1993), «Основы законодательства РФ о культуре» (1992) в редакции от 01.04.2020, Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ (в редакции от 04.11.2014), Указ президента РФ «Основы государственной культурной политики» от 24.12.2014, национальный проект «Культура» (2019) и др. Анализ указанных проблем - в списке приоритетных тем научных исследований, утвержденных Правительством Российской Федерации1.
Актуальность данного исследования обусловлена и определенным дисбалансом между активизацией научного интереса к этнической культуре и национальной «идентичности», и в то же время явно недостаточным теоретическим осмыслением указанных проблем. Это связано с тем, что на протяжении многих десятилетий советская гуманитарная наука изучала культуру вне этноса: как «социалистическую» по содержанию и «многонациональную» по форме. Второй причиной является процесс глобализации, который привел к кризису идентичности из-за экспансии
стандартов транснациональной массовой культуры как универсальной парадигмы информационной эпохи.
Таким образом, исследование этнической культуры, как и механизмов идентификации средствами традиционных и новых медиа, необходимо не только для понимания современной социокультурной ситуации в стране и в мире, но и для выработки приоритетов государственной культурной политики, включая проблемы национально-культурной автономии и сферу информациионо-коммуникационных технологий, воздействующих на жизнедеятельность современного человека.
Все это доказывает, что комплексный анализ медиарепрезентации образов этнической культуры как способа сохранения идентичности является актуальной проблемой культурологического исследования.
Степень научной разработанности темы. Обращение к достаточно широкой проблематике темы данного исследования предопределило разновекторную направленность использованных работ и концепций культурологического, философского, социологического, психологического направлений гуманитарного знания. Ключевые понятия - этнос, этническая культура, идентичность, этнический образ, медиакультура, медиарепрезентация, медиаобраз, используемые в работе, позволили проанализировать несколько направлений научных исследований.
Научно доказано, что интерес к природе «этнического» как основы этнической культуры, начинается еще в античности. Само понятие «этнос» [греч. ethnos] было введено древними греками в значении «группа, племя, народ». Поиск объективного обоснования феномена этноса во взаимодействии человека и природы рассматривался в таких концепциях XVIII-XIX веков, как «дух народа» (Монтескье), «темперамент рас» (Л. Вольтман), «национальная идея» (Э. Ренан); немецкий философ И.Г. Гердер пришел к выводу о влиянии природных условий и этнической динамики на особенности государственности. Позднее многие этнические идеи разрабатывались самыми разными течениями исторической, культурологической и социально-философской науки. Создателями эволюционной школы в этнографии и в истории этнической культуры считаются Л. Морган, Э. Тейлор и Г. Спенсер, интересны и работы таких зарубежных исследователей XX века как М. Баррес, Э. Берне, Ф. Бродель,
Э. Геллнер, Г. Риккерд, К. Леви-Стросс, О. Шпенглер и др. Особое место в науке занимают открытия английского философа истории А.Д. Тойнби, объектом исторического изучения которого стали цивилизации - «общности, значительно большие в пространственно-временном плане, чем нации и меньшие, чем все человечество»2. В своем главном труде «Постижение истории» (1934-1961 гг.), доказывая, что каждое общество проходит стадии генезиса, роста, надлома и падения, историк касается и таких явлений как «расовая теория» и «расовые элементы». При этом для Тойнби раса - это парадигма «для обозначения характерной черты, внутренне присущей какому-либо роду или виду, классу или группе живых существ». А расовые элементы - «это ярко выраженные психические или духовные качества, которые можно обнаружить в отдельных человеческих обществах и которые могут служить фактором, направляющим данное общество по пути цивилизации»3.
Проблемы интерпретации национальной идентичности стали объектом исследований в трудах Э. Гуссерля, немецкого философа, основателя феноменологии, и французского социолога, этнолога и философа П. Бурдье...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В качестве основных критериев анализа телевизионного этнического образа выбраны следующие: специфика региона, визуализация аспекта повседневности, эстетическое воплощение традиционных ценностей. В результате исследования сделан вывод о том, что телевидение расширяет возможности трансляции этнического образа. Он зафиксирован в сознании носителя культуры создателями контента телевизионных каналов, которые фиксируют значимые материалы, знаки, символы. В данном случае 22
положительная сторона одностороннего типа коммуникации заключается в достоверном создании «образа самого себя». Визуальный образ демонстрирует современного человека, а содержательный, культурный аспект показан через приобщение к определенной этнической традиции. Национальное телевидение, как одна из составляющих медиакультуры, в художественной форме передает образцы культуры этнической. Аудиовизуальный компонент медиарепрезентации позволяет расширить набор средств трансляции культурной памяти. При этом учитывается специфика целевой аудитории в зависимости от региона вещания. Необходимость формирования и поддержания положительной этнической идентичности обеспечивает выбор тематики контента и его воплощения.
В отличие от телевидения характерными чертами сети «Интернет» являются массовость, свободный доступ к информации, двусторонний способ коммуникации, интерактивность. Анализ визуальных стереотипов в поисковых системах «Яндекс» и «Google» осуществляется по трем параметрам: типичные черты внешнего облика, проявление национального характера, воплощение ценностных ориентаций. Отмечено, что образы здесь более шаблонны, рассматривая это на примере таких этносов как «англичане» и «японцы», интерпретация которых в Интернете обусловлена разностью восприятия представителей Запада и Востока.
В последние годы наблюдается симбиоз, активное взаимодействие телевидения с Интернетом: многие телевизионные передачи можно увидеть в сети. Вместе с тем, и на телевидении, и в социальных сетях медиарепрезентация образов этнической культуры не всегда визуально точно отражает то, что имеет значимость для носителя определенного этноса. Сложность изображения национального характера в контексте визуальности связана с невозможностью зафиксировать данное многогранное явление в статичном образе.
В подразделе 2.2.3. «Фоторепрезентация» представлен анализ фотографического материала на основании следующих визуальных 23
критериев: внешний облик, особенности быта, образ жизни, нормы социального взаимодействия. Фотография представлена как пространственно-временной культурный текст. Для анализа медиарепрезентации образов этнической культуры средствами фотографии были взяты два масштабных фотопроекта «Национальные истоки красоты» и «Мир в лицах», цель которых - показать разнообразие мира, в котором мы живем и реальный масштаб этнокультурного разнообразия. Рассмотрены также особенности этнографической фотографии в качестве средства сохранения этнической идентичности, отмечена важность понимания не только этнического образа, но и историко-культурного контекста его создания. Выявлено, что для фотографии, как средства медиарепрезентации этнического образа, характерны отсутствие эмоционального компонента и позитивная направленность оценки значения этноса в мировом историко­культурном процессе. Доказано, что фотография в период становления зависела от исторического контекста, пытаясь достоверно отражать облик народа и социальную реальность. По мере своего развития художественная фотография стала создавать искусственные образы, а социальная, напротив, становилась фактором «репрезентации реальности».
В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, определяются научные перспективы...


1. Корючкина П.С. (Клюсова П.С.) Формирование этнокультурной толерантности средствами медиа // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25. № 1 (183). С. 116-121 (0,38 п.л.).
2. Корючкина П.С. (Клюсова П.С.) Проблемы этноцентризма в контексте развития этнической культуры и формирования этнической идентичности // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 2 (174). С. 115-120 (0,37 п.л.).
3. Корючкина П.С. (Клюсова П.С.) Этнический образ в пространстве современной медиакультуры // Культура и цивилизация. 2018. Т. 8. № 4A. С. 58-66 (0,5 п.л.).
4. Koruchkina P.S. (Klusova P.S.) Image of ethnic culture as a component of world picture // Facets of Culture in the Age of Social Transition: Proceedings of the All-Russian Research Conference with International Participation, KnE Engineering. Екатеринбург, 2018. P. 108-111. (Web of Science) (0,25 п.л.).
Другие публикации:
5. Клюсова П.С. Проблема этнической идентичности в эпоху глобализации // Диалог культур в эпоху глобализации и цифровизации. Материалы Международной научной конференции 24-25 апреля 2020. / Под ред. Н.Б. Кирилловой, И.Я. Мурзиной. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. С. 34-35 (0,13 п.л.).
6. Корючкина П.С. (Клюсова П.С.) Дискурсивные практики медиарепрезентации как способ сохранения культурной идентичности // Этническая социализация детей и молодежи в поликультурном мире: миссия институтов образования. Материалы Международной научной конференции / Под ред. А.В. Репринцева, М.А. Лукиной, Л.И. Духовой. Курск: Изд-во «Мечта», 2019. С. 228-236 (0,5 п.л.).
7. Корючкина П.С. (Клюсова П.С.) Этнические гетеростереотипы в экранной культуре // Человек. Общество. Культура. Социализация. Материалы XV Международной молодежной научно-практической конференции. Часть 2. / Под. ред. В.Л. Бенина. - Уфа, 2019. С. 171-176 (0,38 п.л.).
8. Корючкина П.С. (Клюсова П.С.) Медиакультура как фактор репрезентации этнических традиций // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения). Материалы Международной научной конференции 26-27 апреля 2019. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 75-77 (0,19 п.л.).
9. Корючкина П.С. (Клюсова П.С.) Этническая культура как объект мифотворчества в контексте экранной культуры // Этническая культура в современном мире. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 30.10.2018 / Под ред. Н. И. Баскаковой и др. Вып. 2. - Чебоксары : ЧГИКИ; изд-во «Плакат», 2018. С. 171-174 (0,25 п.л.).
10. Корючкина П.С. (Клюсова П.С.) Образ этнической культуры как компонент картины мира // Лики культуры в эпоху социальных перемен. Материалы Всероссийской с международным участием конференции, 23-24 марта 2018 г., Екатеринбург / Под ред. Н. Б. Кирилловой, И. Я. Мурзиной. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, УрГПУ, 2018. С. 174-179 (0,38 п.л.).
11. Корючкина П.С. (Клюсова П.С.) Этнизация и способы формирования этнических стереотипов // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. №2/3 (21). С.175 - 178 (0,25 п.л.).
12. Корючкина П.С. (Клюсова П.С.) Формирование этнической идентичности в процессе социализации и инкультурации // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2016. №3. С. 47­49 (0,19 п.л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ