Введение
1 Теоретические основы реализации инвестиционного процесса и место в нем
персональных финансов 9
1.1 Концептуальные подходы к экономическому содержанию инвестиций 9
1.2 Понятие персональных финансов, их особенности и роль в теории
финансов 24
1.3 Механизм трансформации персональных накоплений в инвестиции 34
2 Анализ инвестиционных возможностей домашних хозяйств в РФ 45
2.1 Оценка текущего финансового состояния домохозяйств в РФ 45
2.2 Анализ действующего механизма трансформации персональных
накоплений в инвестиции 58
3 Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности домашних
хозяйств в России 79
3.1 Проблемы аккумулирования и трансформации сбережений населения в
инвестиции и направления их решения 79
3.2 Обзор зарубежных национальных стратегий по повышению финансовой
грамотности населения 96
3.3 Совершенствование инструмента «индивидуальный инвестиционный
счет» 114
Заключение 120
Список использованной литературы 123
Каждое государство нацелено на экономическое развитие, одним из факторов которого является инвестирование. Это многогранная реализация инвестиционных проектов, имеющая целью создание благоприятного инвестиционного климата, или условий для привлечения средств в экономику на развитие предприятий, отраслей, регионов и повышения уровня жизни граждан.
Персональные финансы являются системой формирования денежных доходов и расходов отдельных индивидов, в соответствии с их решениями, через индивидуальные бюджеты. Инвестирование как направление использования персональных финансов можно рассматривать как ключевое при развитии реального сектора экономики и финансового сектора.
Актуальность темы исследования.
Персональные финансы играют особую роль в финансовой системе и характеризуются особенностями, отличающими их от общественных (государственных и муниципальных) и корпоративных финансов (с которыми первые находятся в тесном взаимодействии). Решения индивидов относительно применения своих денежных сбережений и человеческого капитала обусловливают темпы экономического развития и, как следствие, условия формирования общественных и корпоративных финансов.
В настоящее время за рубежом (США, Г ермания. Япония) рынок ценных бумаг превосходит по объёму прочие источники инвестирования, в том числе лидирующий в России банковский сектор, а инвесторами в государственные бумаги в том числе являются частные инвесторы, вложившие свои средства через финансовых посредников: паевые, инвестиционные, пенсионные фонды, банки и другие финансовые компании. Это свидетельствует о том, что население может принимать активное участие в инвестиционном процессе.
Сбережения населения являются потенциальным устойчивым источником долгосрочных инвестиций (длинных денег) в развитие реального сектора национальной экономики, осуществление которых возможно с помощью ряда существующих инвестиционных инструментов и инвестиционных продуктов. Инвестирование как направление использования персональных финансов можно рассматривать как ключевое при развитии реального сектора экономики и финансового сектора. В связи с этим необходимо создать эффективную систему управления персональными финансами.
Цель исследования.
Целью исследования является исследование персональных финансов в системе финансирования инвестиций.
Задачи исследования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие инвестиций и их экономическую сущность;
• изучить место персональных финансов в теории финансов;
• выявить экономическое и финансовое содержание механизма трансформации персональных финансов в инвестиции;
• оценить финансовый потенциал накоплений населения;
• рассмотреть механизм трансформации персональных финансов в инвестиции;
• выявить несовершенства изученного механизма и предложить пути его совершенствования;
• исследовать зарубежный опыт повышения финансовой грамотности через государственные национальные стратегии;
• предложить расчет социально-экономической и финансовой эффективности предлагаемого способа совершенствования механизма трансформации персональных финансов в инвестиции.
Область исследования.
Исследование проведено в рамках магистерской программы «Финансовые рынки и финансово-кредитные институты».
Объект исследования.
Объектом исследования выступают персональные финансы.
Предмет исследования.
Предмет исследования - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе трансформации персональных финансов населения в инвестиции.
Теоретико-методологическая основа.
Теоретико-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по теории инвестиций, теории финансов, статистические и отчетные материалы Федеральной службы государственной статистики, зарубежные национальные стратегии повышения финансовой грамотности населения, разнообразные методические рекомендации
Правительства Российской Федерации, законодательные и нормативные акты в сфере инвестирования.
В ходе исследования применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовались статистические и графические методы обработки и предоставления информации, а также сравнительный, экономический анализ.
Информационная база.
Информационную базу исследования составили отчетные документы Министерства финансов Российской Федерации, монографические материалы, публикации специализированных экономических изданий, а также статистические и отчетные данные Центрального банка Российской Федерации.
В процессе исследования были использованы данные сайтов сети интернет, данные информационной сети «Консультант-плюс», «Гарант» и др.
Научная новизна исследования...
Действия в области финансового просвещения могут быть частью других правительственных программ или определяться в качестве конкретных неотложных приоритетов государственной политики. В Колумбии и Мексике финансовое образование является частью национального плана развития президента в направлении поддержки экономических показателей и конкурентоспособности (Департамент национального планирования Колумбии, 2011; Федеральное правительство Мексики, 2013). Также в Индии и Индонезии финансовое образование является одним из важнейших компонентов национальных стратегий в числе главных приоритетов политики правительства (Министерство финансов Индии, 2014). В ЮАР финансовое образование является частью более широкого комплекса мероприятий, направленных на расширение экономических прав и возможностей населения. Наконец, долгосрочные макроэкономические цели стимулируют правительства к действиям в рамках национальных стратегий финансового образования, как это реализуется в Турции, где данные по макроэкономическим показателям мотивируют правительство к тому, чтобы финансовое образование было важным инструментом политики для увеличения долгосрочных сбережений.
Политика в области финансового просвещения все шире используется в качестве важного инструмента для преодоления ряда таких барьеров, как: правовые ограничения, наличие конкурирующих финансовых услуг, не ограниченных финансовыми требованиями к защите потребителей, разнообразные рыночные факторы, географические и инфраструктурные барьеры, финансовая уязвимость, вызванная личными особенностями, низким уровнем финансовой грамотности, культурными и психологическими характеристиками индивидов.
Финансовое образование может способствовать снижению барьеров на пути к финансовой интеграции государства. Повышение финансовой грамотности может повысить понимание финансовых продуктов и услуг, тем самым способствуя росту спроса на финансовые продукты и их эффективному использованию. На этом фоне руководители во всем мире признали важность активизации усилий по разработке хорошо продуманных стратегий финансового просвещения и адекватных мер по защите интересов потребителей наряду с инициативами в стимулирования финансовой интеграции. Эти усилия в области финансового просвещения и защиты интересов потребителей должны быть направлены на соответствующие целевые группы и в идеале предоставляться наряду с доступом к соответствующим продуктам. Правительства, которые включают финансовую интеграцию в число своих приоритетов, в результате разрабатывают национальные финансовые стратегии, в которых политика финансового просвещения является одной из основ, либо национальные стратегии в области финансового просвещения реализуются параллельно с национальными стратегиями финансовой интеграции. Так, скоординированные усилия резервного банка Индии и правительства Индии за период 2010 -2015 гг привели к обеспечению доступа к банковским услугам для большинства индийского населения. Индийская национальная стратегия была подготовлена Советом по финансовой стабильности и развитию Индии.
Повышение уровня финансовой грамотности имеет важнейшее значение для поддержки национальных усилий по привлечению финансовых средств, в частности посредством базовых финансовых продуктов, а именно: микрострахования и пенсионных продуктов, которые предлагаются собственникам банковских счетов.
Национальная стратегия повышения финансовой грамотности Индонезии была инициирована президентом страны в ноябре 2013 и в настоящий момент координируется Управлением по финансовым услугам, которое в соответствии с законом уполномочено осуществлять финансовое образование населения, как часть своей финансовой стратегии по защите потребителей.
В Мексике национальная стратегия финансового образования (закреплена в Национальном плане развития и соответствующих регламентирующих правовых актах по финансовому образованию) находится в стадии разработки в дополнение к национальной политике в области финансовой интеграции. Отправной точкой для разработки стратегии стало осознание того, что, несмотря на значительные достижения в области повышения доступа населения к финансовым услугам, их использование по -прежнему сдерживается недостаточным уровнем финансовой грамотности и осведомленности населения. Вопросы финансовой грамотности координируются Национальным советом по вопросам финансовой интеграции и Комитетом по финансовому образованию.
В Перу национальная стратегия финансовой интеграции ЭНИФ была разработана Комитетом по финансовой интеграции в период 2012-2015 гг и запущена Верховным указом №191-2015-EF от 2015 июля. ЭНИФ имеет семь направлений деятельности, одним из которых является повышение финансовой грамотности. Действия по финансовому образованию совместно регулируются Управлением банковских, страховых и частных пенсионных фондов и Министерством образования и будут иметь в качестве ключевых результатов единый Национальный план финансового образования, который будет стремиться сформулировать основные инициативы в области финансового просвещения в Перу. Отправной точкой для создания стратегии финансового образования стало успешное сотрудничество между Главным органом финансового надзора (SBS) и другими государственными и частными учреждениями. Предусмотрено внедрение финансового образования в официальную школьную программу, включая программу подготовки учителей (Finanzas en el Cole - «Финансы в школе»), и разработка специальных
Сбор данных и увеличение объема ресурсов, выделяемых на исследования и анализ политики в области финансовой грамотности, а также внимание международных организаций к индивидуальному благосостоянию индивидов как к желаемому результату политических мероприятий, привели к эволюции в понимании цели национальных стратегий в области финансового образования. Анализ финансового поведения населения во все большей степени учитывается при определении их целей. Растет также заинтересованность в содействии обеспечению финансового благосостояния для отдельных лиц и домохозяйств, что является окончательным результатом политики в области финансового просвещения...
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (ред. от 27.12.2018).
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 25.12.2018).
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2018).
4. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018).
5. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 27.12.2018).
6. Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 (ред. от 19.07.2011) «Об
инвестиционной деятельности в РСФСР».
7. Инструкции Банка России от 2 июля 1997 года № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ».
8. Приказ Банка России от 02.07.1997 № 02-287 (ред. от 23.03.2001) «Об утверждении Инструкции «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации».
9. Федеральный проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
10. «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», утверждена Правительством РФ 25.09.2017.
11. Аскинадзи, В.М. Инвестиционное дело: Учебник / В.М. Аскинадзи, В.Ф. Максимова, В. С. Петров. - М.: Маркет ДС, 2010. - 508 с.
12. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: учеб. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 647 с.
13. Балабанов И. Т. Финансы граждан (как россиянам создать и сохранить богатство). М.: Финансы и статистика, 1995. - 224 с.
14. Бондарева С. А. Развитие системы персональных финансов в современных условиях: дис. ... канд. экон. наук. М., 2016. - 156 с.
15. Борисов, Е.Ф. Экономика: справ. / Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, Ф.Ф. Стерликов. -М.: Финансы и статистика, 1997. - 400 с...