Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ (08.00.05)

Работа №4155

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы194стр.
Год сдачи2005
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 11
1.1. Социально - экономическая природа общего образования 11
1.2. Государственное регулирование общего образования в условиях рыночной экономики 34
1.2.1. Анализ региональных особенностей финансирования общего образования 34
1.2.2. Перспективы государственного регулирования общего образования в условиях рынка 54
1.3. Зарубежный опыт развития общего образования и возможности его использования в Российской Федерации 75
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ 105
2.1. Анализ организационно - экономической деятельности общего образования в Агинском Бурятском автономном округе 105
2.2. Перспективы развития организационно - экономического механизма общего образования в регионе 124
2.3. Совершенствование системы финансирования развития общего образования в Агинском Бурятском автономном округе 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160
БИБЛИОГРАФИЯ 171
ПРИЛОЖЕНИЯ 183


Актуальность темы исследования. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Одной из составных частей системы образования является общее образование. Высокая социальная значимость образовательных услуг, принадлежность образования к социально-культурной сфере, обусловили традиционный подход к образовательным учреждениям как к государственным структурам, существующим за счет бюджетных источников финансирования. В этих условиях финансово - экономическая деятельность общеобразовательных учреждений реализуется в форме текущего администрирования, в рамках исполнения внешних инструкций, предписаний и постановлений.
Проблема модернизации старой модели экономических отношений в общем образовании, являвшейся составной и неотъемлемой частью административно - распределительной системы хозяйствования, вызывает сегодня серьезные дискуссии. Отмечается, что в ходе модернизации не были достаточно глубоко проработаны вопросы собственности, вопросы разграничения полномочий, в процессе экономического взаимодействия образовательных учреждений с внутриотраслевыми экономическими партнерами, не было создано конкретных механизмов рационального распределения бюджетных ассигнований и обеспечения эффективного привлечения внебюджетных средств.
Это выдвинуло проблему разработки нового отраслевого экономического механизма в общем образовании на передний план как адекватное условие становления в нашей стране социально ориентированной экономики рыночного типа. В этой связи совершенно очевидна необходимость углубленного исследования теоретических аспектов построения такого механизма, с учетом важнейших социально значимых функций, выполняемых образованием в условиях рынка. Система экономических отношений в общем образовании нуждается в обосновании как на макро-, так и на микро- уровне, поскольку только такой подход обеспечивает оптимизацию и гармонизацию взаимодействия организационных структур государственного и негосударственного секторов в рамках отраслевой экономики.
Для выработки обоснованных решений по организации экономической деятельности в общем образовании необходимо изучение зарубежного опыта и, прежде всего, опыта экономически развитых стран. В этом плане особый интерес представляет практика автономизации субъектов финансово-экономических отношений в рамках национальных образовательных систем, некоммерческого хозяйствования, установления допустимых пределов и возможностей коммерциализации.
Общеобразовательные учреждения сегодня, работают в условиях ограниченного бюджетного финансирования, покрывающего не более чем на 30-40 % их потребности. В связи с этим, устаревает лабораторное оборудование, инвентарь, здания требуют капитального ремонта, ухудшается приток молодых педагогических кадров. Следствием этого становится ухудшение качества образования учащихся. Перечисленные обстоятельства подчеркивают необходимость и актуальность исследования проблем организационно - экономического механизма развития общего образования в современных условиях. Актуальность такого исследования обусловлена еще и тем, что с переходом к рыночной экономике изменились социально - экономические условия функционирования общеобразовательных учреждений, в следствии чего появляется необходимость дальнейших исследований экономических проблем общего образования, разработки теоретических и методологических основ организационно - экономического механизма развития общего образования, совершенствования системы бюджетного финансирования и поиска дополнительных источников финансовых средств, а также эффективного их использования. На первый план выходит задача формирования организационно - экономического механизма средней школы, отвечающего современным требованиям рыночной экономики. Перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования, а так же определили состав рассматриваемых в нем проблем. Проблемы организационно - экономических аспектов общего образования предполагают рассмотрение широкого круга вопросов функционирования общеобразовательных учреждений. Среди них, например, структура общего образования, кадровое обеспечение и проблемы финансирования общеобразовательных учреждений.
Вместе с тем, понимая многогранность указанных проблем, мы сознательно ограничиваем сферу настоящего исследования лишь в одной, но очень важной подотрасли образования - общем образовании.
Степень разработанности темы. Существенный вклад в разработку концептуальных основ экономики общего образования, проблем формирования организационно - экономического механизма функционирования общего образования и отдельных его уровней, региональных образовательных комплексов внес целый ряд отечественных и зарубежных ученых.
В советской экономической литературе данный вопрос долгое время не вызывал научного интереса и не исследовался вовсе, поскольку в условиях планового механизма хозяйствования не существовало рынка образовательных услуг. Кроме того, непроизводственный сектор экономики, к которому относилось общее образование, рассматривался большинством экономистов как вторичный, а труд, затраченный в этой сфере - непроизводительный. В числе наиболее известных публикаций того периода следует отметить работы таких авторов, как Э.М. Агабабьяна, В.Е. Комарова, В.А. Медведева, О.И. Ожерельева, А.Я. Певзнер, Д.И. Правдина, М.Б. Россинского, В.М. Рутгайзера, Г.В. Сапова, К.С. Смир-нова, М.В. Солодкова, Н. Хесина, В.А. Яковлева.
Дополнительный вклад в доказательство экономической роли образования в нашей стране внесли в своё время такие учёные как - А.И. Анчишкин, Е.В. Комаров, В.П. Корчагин, В.А. Жамин, С.Л. Костанян и другие. Среди зарубежных исследователей этого периода, следует отметить - Т. Шульца, М. Блауга, М. Боуэмана, Б. Саймона, Г. Беккера и других.
В первой половине 1990-х годов внимание экономистов, работающих в области образования, концентрируется на проблемах адаптации российской системы образования к рыночным условиям. Теперь уже большинство исследователей, занимающихся проблемами сферы образования, видят не просто экономическую роль образования, а определяют ее системообразующее значение, как для экономической системы, так и для общества в целом. Экономическим проблемам функционирования образовательных учреждений в рыночной среде посвящены многие статьи А.М. Бабича, Е.Н. Жильцова, В.М. Зуева, В.П. Щетинина, Н.А. Хроменкова, Б.С. Рябушкина, А.А. Воронина, Е.В. Егорова, Б.А. Амосова, Э. Д. Днепрова, В.И. Ерошина, Ю. А. Кудрявце-ва, А.А. Кушеля, М.И. Спаржинского, Л.И. Сосновской, А.И. Субетго, Ю.Г. Татура, В.П. Щетинина, В. В. Чекмарева и др.
Тем не менее, в целом, пока еще отсутствует комплексное исследова-ние организационно-экономического механизма развития общего образования в регионе в современных условиях, решения проблем более полного использования его потенциала, на основе системной организации деятельности образовательных учреждений, с ориентацией на выполнение задач развития регионов. Необходимость теоретического обоснования путей преодоления имеющихся противоречий, разработки методов решения всего комплекса связанных с этим задач обусловили цель и задачи данного диссертационного исследования.
Объектом исследования является финансово-экономическая сфера общего образования. Выбор объекта обусловлен необходимостью формирования новых подходов в государственном регулировании и развитии финансово-экономической базы общего образования.
Предметом исследования выступают современные экономические отношения отечественной системы общего образования в условиях рыночной экономики.
Целью диссертационной работы является разработка организационно -экономического механизма развития общего образования и определение на этой основе главных направлений реформирования системы экономических отношений в общем образовании, что предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение социально-экономической природы общего образования с позиции теории общественного блага;
- конкретизация экономических подходов в определении государственной политики формирования финансово-экономической базы общего образования, анализ ее состояния на современном этапе;
- обобщение зарубежной практики социально-экономического развития общего образования и реальной нормативной базы взаимодействия экономических и социальных процессов в общем образовании;
- изучение путей развития и направлений совершенствования финансово-экономической базы общего образования;
- исследование методических основ, разработки нормативов бюджет-ного финансирования образования, на основе анализа состояния общего образования в Агинском Бурятском автономном округе;
- анализ возможности развития многоканального финансирования и обоснование роли внебюджетных источников в формировании финансово-экономической базы общего образования.
Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования базируется на положениях и выводах, изложенных в трудах известных отечественных и зарубежных ученых, и специалистов по экономике образования. Основополагающим выступает системное обобщение, как теории, так и практики, имеющих конечной целью разработку методических рекомендаций по совершенствованию системы финансирования развития общего образования в условиях рыночного реформирования экономики. В качестве научного инструментария использованы способы системного подхода к изучению рассматриваемых объектов, методы абстрактно-логического, сравнительно-аналитического и экономико-статистического исследования. Применялся также методы аналогии, анкетного опроса, интервью, анализ нормативных актов и документов.
Фактический материал для анализа получен автором из официальных документов федерального и регионального уровней, в ходе его изучения как непосредственно в образовательных учреждениях, так и в структурах управления образованием. Ряд выводов исследования сформулирован автором диссертации на основе обобщения опыта практической работы в управленческих образовательных органах Агинского Бурятского автономного округа.
Нормативно-правовой и информационной базой исследования выступили: Конституция РФ , Бюджетный кодекс РФ , а также другие законодательные акты, программные документы, постановления и распоряжения органов государственной власти по вопросам образования и финансового обеспечения его деятельности; данные Госкомстата РФ, материалы научно-практических конференций и семинаров, посвященных проблемам образования; публикации российских учёных и практиков.
Научная новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении проблем организационно - экономического механизма развития общего образования в существующих социально - экономических условиях на основе систематизации его теоретико-методологической базы.
К наиболее существенным научным результатам можно отнести сле-дующие:
- выявлены основные особенности финансового обеспечения общеобразовательной деятельности, обобщены новые тенденции в развитии образовательных услуг, предложены рекомендации, связанные с рыночной трансформацией и обеспечением устойчивого экономического роста;
- обоснованы экономические основы функционирования общего образования в условиях рыночной экономики;
- выявлена специфика экономических отношений в общем образова-нии, показано, что конкурентная борьба между образовательными учреждениями не создает действенных стимулов для повышения качества учебно-воспитательной работы;
- доказано, что в современных условиях оптимальная организация экономических отношений в общем образовании предполагает ограничение, здесь, сферы свободного рынка областью экономических отношений, связанных с производством и потреблением образовательных услуг, за рамками работ по выполнению социального заказа, сформиро-ванного государством;
- представлен развернутый анализ состояния общего образования в Агинском Бурятском автономном округе;
- показано, что наряду с обоснованными решениями в процессе модернизации отраслевого экономического механизма в общем образовании, в результате излишней ориентации на зарубежные образцы были допущены существенные ошибки, вызывающие нарушение правового регулирования экономических отношений в отрасли, излишнюю коммерциализацию в деятельности образовательных учреждений, диспропорции в распределении экономических ресурсов ме-жду ними;
- обоснованы необходимость и основные направления совершенство-вания финансово-экономического обеспечения в общем образовании. На основе обобщения опыта поддержки общего образования доказано, что достаточное финансирование образования есть необходимое условие его свободы и развития. При этом средства для финансирования образования должны соизмеряться с задачами, стоящими перед ним, и изыскиваться государством.
- обосновано применение основных экономических принципов эффективного функционирования общего образования, в качестве которых выступают: принцип государственного регулирования, принцип необходимости и достаточности финансирования, как условие обязательной независимости общеобразовательного учреждения от коммерческой составляющей денежно-ресурсного обеспечения учебного процесса, в рамках утвержденных государственных общеобразовательных стандартов; принцип пропорциональности и оптимального соотношения, поставленных перед общеобразовательными учреждениями задач по количеству, качеству и срокам подготовки обучающихся, и реального финансового обеспечения их выполнения из бюджетных источников. Он предполагает, так же непрерывное финансирование в необходимом количестве общеобразовательных учреждений, позволяет обеспечить требуемый государством (обществом) общеобразовательный уровень и количество подготовленного трудоспособного населения.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные и обоснованные в исследовании методологические подходы и практические выводы позволят определить основные направления и пути совершенствования системы финансирования общего образования и наметить конкретные меры по реализации ставящихся с этим задач. Кроме того, основные теоретико-методологические и практические положения диссертации могут применяться специалистами в области экономики образования, студентами и аспирантами, изучающими вопросы экономики и управления в системе образования.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссерта-ционного исследования были изложены автором: на 1-й междисциплинарной межвузовской конференции аспирантов «Государственность и государственная служба России: пути развития» (г. Москва, 26 апреля 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Корпоративная социальная политика на современных российских предприятиях: проблемы, опыт, перспективы» (г. Москва, 4-5 марта 2003 г.), на 2-й междисциплинарной межвузовской конференции аспирантов «Государственность и государственная служба России: пути развития» (г. Санкт-Петербург, 15-16 мая 2003 г.), на международном летнем аспирантском форуме «Государство и государственное управление в XXI веке» (г. Калининград, 15-19 июня 2003 г.)
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реформы в сфере образования начались формально раньше бурных рыночных преобразований в России (1984 г.), но продвинулись намного меньше всех остальных. Данный факт можно объяснить определённым консерватизмом сферы образования, ведь технологический процесс в ней значительно длиннее, чем в других отраслях (от 10 до 18 и более лет). Существенная продолжительность образовательных технологий не позволяет сфере образования быстро и радикально меняться.
Однако более серьёзной причиной сложившейся ситуации в модернизации сферы образования является непоследовательность в действиях реформаторов, которая в свою очередь определяется отсутствием концептуально разработанной общей теории организационно - экономического механизма функционирования общего образования.
Механизм централизованного планового управления образованием в значительной мере не действует, так как он теперь не соответствует новым реалиям трансформирующейся рыночной экономической системы в целом. Рыночный же механизм в сфере общего образования не может развиваться в такой же степени, как и в других отраслях в связи со специфическими особенностями этой сферы. Поэтому представляется необходимым рассматривать организационно - экономический механизм функционирования и развития общего образования как диверсифицированный, представляющий собой рыночный механизм самоорганизации и механизм государственного регулирования.
Исследование ряда проблем формирования в организационно - экономическом механизме сферы общего образования системного компонента государственного регулирования позволило сформулировать следующие выводы.
1. Теоретически обоснованным является признание многомерности не только рыночной экономики как целостной системы, но и совокупности финансово-экономических отношений. Последняя также вправе рассматриваться при определенных условиях как система, которой присущи относительно самостоятельные подсистемы, среди которых особая роль принадлежит связям внутри общего образования и сопряженных с ним отраслей. При этом все они, безусловно, испытывают влияние бюджета образования, который, в свою очередь, является подсистемой бюджета вообще и составной частью финансовой системы рыночной экономики. Одновременно следует иметь в виду, что сами образовательные отношения тоже неоднородны. Если их рассматривать в виде самостоятельной системы, то обнаруживается, что их можно воспринимать также как единство многообразного. Во всяком случае, внутри отношений системы образования вполне правомерно выделять связи, которые правильнее всего называть внутришкольными. Последние, отличаются от первых как часть от целого. За пределами указанной части целое содержит другие составные части. Они развиваются во взаимосвязи и под влиянием друга. На практике же они переплетаются и даже сливаются, поэтому воспринимаются как единая образовательная система. Теоретически же их разграничение необходимо и полезно, так как позволяет принимать на этой основе эффективные меры по их совершенствованию.
2. Роль образования в модернизации экономики возрастает. Располагая в настоящее время относительно ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета - одной из «национальных точек роста''. Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов отечественной экономики. На потребности общества, которые заявят себя через 5-15 лет, система образования, включая сектор общего образования, должна реагировать уже сейчас. Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система общего образования формировала соз-нательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе.
Новые принципы организационно-экономического функционирования средней школы в условиях перехода к рыночной экономике не были полностью воплощены в жизнь. В ней возобладали консервативные тенденции. Дo сих пор в общем образовании (за исключением очень ограниченных секторов) практически не действует конкурентный рынок. При этом потери ресурсов накладываются на резкое падение финансирования общего образования, обусловленное неблагоприятной макроэкономической ситуацией. Бюджетное финансирование образования в реальном выражении упало ниже 40% по отношению к уровню 1991 г. Непоследовательное осуществление реформ в системе образования в сочетании с сокращением объемов финансирования привели к формализации государственных гарантий общедоступности и бесплатности общего среднего образования, росту социального и территориального неравенства в этой сфере, структурной деформации самого образования.
4. Экономическая характеристика бюджета общего образования показывает, что он является составной частью бюджета вообще. Бюджет общего образования - финансовый план на текущий год данной сферы экономики. В этом выражается его экономическая сущность. Конкретизация же определяется тем уровнем, на котором рассматривается данный бюджет - в масштабе всего государства или в рамках субъекта Федерации, отдельного города, района или иного населенного пункта.
Особенности бюджета общего образования тесно связаны со спецификой экономических образовательных отношений. Они существенно отличаются от связей, которые обеспечивают функционирование и развитие профессиональной школы. Эта отрасль образования менее чувствительна к конъюнктурным колебаниям спроса и предложения на ее услуги со стороны материального производства и отраслей социально-культурной сферы, она больше, чем профессиональное образование, «отдалена» от рынка, так как призвана обеспечивать достижение преимущественно стратегических целей развития общества. В соответствии с этим, в общем образовании значение так называемого внутреннего рынка, состязательности значительно выше, чем в профессиональном образовании, а роль истинно рыночных механизмов саморегулирования системы и ее развития, напротив, существенно ниже.
Процесс становления сети негосударственных общеобразовательных учреждений сложен и противоречив. На начало 2001 года насчитывалось уже более 600 таких учреждений, в них обучается около 46 тыс. учащихся. Негосударственные общеобразовательные учреждения в России - это, прежде всего, структуры, разрабатывающие и апробирующие новые модели образовательных учреждений, практикующие личностно ориентированную модель образования. Их деятельность важна для государственной системы образования и способна задавать «зону ближайшего развития» образовательного учреждения. Тем более они нуждаются в серьезном внимании со стороны государства, федеральных и региональных управлений образованием.
5. Система регулирования общего образования в решающей степени зависит от особенностей государственного строя, от политических и историко-культурных традиций страны. При всем разнообразии национальных систем образования в области управления могут быть сведены к двум исторически сложившимся системам - централизованной и децентрализованной. На Западе к странам с централизованной системой относятся, например, Франция, Италия, к децентрализованной - США.
В целом обобщение зарубежного опыта государственной поддержки образования позволяет констатировать: 1. Достаточное финансирование общественного образования (государственного или свободного) - есть необходимое условие развития и свободы в образовании. 2. Средства для финансирования системы образования должны соизмеряться с задачами, стоящими перед образованием, и изыскиваться всем обществом, независимо от личной причастности его членов. 3. Свобода в образовании требует независимости образования от образовательного рынка и государственного финансирования. Государство ограничивается тем, что создает и гарантирует правовые рамки для привлечения средств и их распределения, привлекая для этого соответствующие органы самоуправления. 4. Действительная автономия общественного образования предполагает духовную свободу содержания и форм образо-вания и руководство школами, при котором они сами принимают на себя ответственность по своему управлению и определению средств. Границы автономии определяются общепризнанными правами человека и основными свободами. 5. Педагогическая и финансовая автономия взаимообусловлены. Однако образовательные учреждения не должны подпадать под диктат коммерциализации. Поэтому, созидая автономию, необходимо обеспечить социальную справедливость и равные возможности. 6. Равенство возможностей означает, что право на образование может быть осуществлено каждым индивидуально. 7. Равенство возможностей практически осуществимо лишь тогда, когда школы, государственные или свободные, получают для выполнения своих задач необходимые денежные средства. 8. Общеобразовательные школы могут претендовать на покрытие общих расходов. Форма финансирования должна соответствовать принципу общественного выделения средств и ин-дивидуального их распределения. 9. Изыскание необходимых средств на образование» в согласовании с хозяйственно-правовыми инстанциями и распределение финансов в области образования осуществляется органами самоуправления, в которых представлены попечители школы, учителя, родители, а также ученики.
6. Обновление содержания образования, повышение его |качества требует:
- устранения характерной для общего образования традиции перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы необходимы для последующих стадий образования и востребования в дальнейшей социальной и/или профессиональной деятельности;
- изменения методов обучения, расширения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения; по-вышения роли самостоятельной работы учащихся и студентов;
- восстановления и укрепления связи общего и профессионального образования с практикой и научными исследованиями;
- увеличения доли открытого образования в учебных программах всех уровней. В 2005 г. обеспечить подключение к глобальной информационной сети Интернет не менее 60% общеобразовательных учебных заведений, в том числе, всех детских домов и интернатов. Создания условий для персонального доступа к компьютеру в системе общего образования в объеме не менее 6 часов неделю в рамках учебного плана и внеурочной деятельности на учащегося. Обеспечения в средней школе необходимой базовой подготовки учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий; знание уровне-функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.
7. Совершенствование государственной ресурсной политики предполагает осуществление перехода на новую, более эффективную модель финансирования, адекватную развивающейся экономике; рост эффективности использования финансовых ресурсов области образования, повышение их адресности; создание условий для развития негосударственных структур в образовании; недопущение снижения достигнутого в последние годы уровня государственного финансирования (с учетом инфляции).
При этом целесообразно сочетание таких источников поступления средств как: 1. Средства бюджетов - федеральных, региональных. Способы выделения: федеральные программы, региональные программы, прямое финансирование части текущих расходов, финансирование через ваучеры. 2. Внебюджетные средства спонсорские средства, оплата услуг, плата за обучение. Источники - собственные средства населения, заемные средства, полуденные по кредитам и займам. 3. Смешанные средства (бюджетные и внебюджетные) отраслевых министерств на финансирование их подведомственных образовательных учреждений. Для эффективной модернизации общего образования необходимо обеспечить три базовых условия: а). Повышение заработной платы учителей до уровня, привлекающего в образование квалифицированные кадры; б). Финансирование информатизации образования, обеспечивающее модернизацию его методов и технологий, переход к открытому образованию; в). Формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективное использование этих и бюджетных средств, и на этой основе - высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг.
В целом оптимизация государственной ресурсной политики в области образования состоит в «выравнивании» возможностей финансового обеспечения территориальных систем и отдельных образовательных учреждений.
8. Расширение бюджетного финансирования образования имеет определенные параметры и ограничения. 1). В период 2001-2004гг. (в силу ограниченности платежеспособного спроса) необходимо было обеспечить опережающий рост бюджетного финансирования образования. Начиная с 2005 г. необходимо перейти на опережающие темпы роста бюджетного финансирования, соответствующие темпам роста ВВП. 2). Развитие системы планирования расходов в рамках модели двухсекторного бюджета: первый сектор - обеспечение нормативов бюджетного финансирования в расчете на 1 учащегося, воспитанника; второй сектор - формирование бюджета развития учебных заведений, играющих ключевую роль в развитии всей системы образования. Инвестиции государства в учебные заведения должны осуществляться в основном в форме софинансирования отобранных на конкурсной основе проектов. 3). Структурный маневр ресурсами внутри системы образования. 4). Механизм субсидиарной ответственности вышестоящих бюджетов за исполнение нижестоящими федеральных мандатов, в том числе в области образования. Предполагается в рамках реформы субсидиарной ответственности бюджетов перейти, начиная с 2002 года, на прочную систему целевых субвенций на образование дотационным регионам.
Мобилизация частных средств в систему образования наталкивается в настоящее время на серьезные ограничения, обусловленные низкими доходами основной части населения. С учетом введения стимулирующих механизмов бюджетного финансирования, налоговых льгот на частные инвестиции в образование и темпов роста доходов к 2010 г. ожидается значительное - в 2-3 раза, в реальном выражении - увеличение средств семей, поступающих в образование. Выявлены социальные основы нормативной базы бюджета системы образования. При этом уточнен и изучен сам социально-экономический феномен - нормативная база бюджета системы образования. Более того, последняя должна быть не просто констатирующей или контролирующей образовательные процессы, а призвана стимулировать желание обладающих для этого нужными способностями людей учиться.
9. Изучение общественного мнения является не самоцелью или пре-стижным атрибутом демократического общества. Его объективное знание практически необходимо органам государственного управления, общественным организациям.
В условиях открытого гражданского общества проблемы выделения в интересах образования объективно ограниченных ресурсов, ликвидации ряда учебных заведений не могут быть разрешены без понимания и осознания этого населением. Позитивная социальная ориентация долговременных целей и зачастую «негативная» первоочередных задач образовательной политики не гарантирует бесконфликтность и автоматизм ее реализации в обстановке столкновения реальных интересов различных социальных групп и недостаточной сформированности общественного сознания. Недооценка этого принципиально важного момента может привести к неоправданному сужению социальной базы модернизации общего образования, возникновению негативных социально-политических и социально-психологических процессов, срыву реализации конкретных программ и мероприятий.
10. Согласно мониторингу нормативной базы бюджетной деятельности системы образования меры по обновлению подходов к формированию нормативной базы образовательного бюджета предполагают: а) разработку и реализацию новых финансовых и правовых механизмов функционирования системы образования, что неминуемо должно коснуться всей ее нормативной основы и как следствие затронуть нормативную базу бюджета; б) определение в области общего образования норм финансирования не только одного учащегося, но и класса, учебной группы, учебного заведения, территории, региона; в) использование нормативных адресных субвенций, финансовой са-мостоятельности и инициативной экономической деятельности учреждений образования; г) апробацию новых учебно-педагогических программ и ин-формационных технологи и; д) повышение прозрачности управления, усиление общественной составляющей контроля и управления; е) создание независимой федеральной «антимонопольной» системы контроля качества образования и аттестации учащихся.
Подтвердилась гипотеза исследования: нормативная база бюджета общего образования отстает от реальных условий социально-экономической жизни общества. Но и предлагаемые новые показатели по своей сути зачастую являются директивными и не дают возможности функциям нормативной базы бюджета проявиться в полной мере, не способствуют реформированию системы образования. Поэтому на данном этапе важно создать демократический механизм формирования нормативной базы бюджета. При этом нужно иметь в виду, что оптимальная нормативная база бюджета - это не только средство, но и результат осуществления социально-экономического реформирования системы образования.
11. Нормативы финансовых затрат, в целях обеспечения общего социального пространства, устанавливаются едиными на всей территории Российской Федерации. Дифференциация по муниципальным образованиям производится на основе корректирующих коэффициентов. Последние отражают природно-климатическую и национально-культурную специфику, характеризуют фактическую обеспеченность муниципального образования и объектов социальной сферы в срезе субъектов РФ. Величины корректирующих коэффициентов для минимального бюджета каждого муниципального образования на очередной финансовый год устанавливаются субъектом и утверждаются Думой субъекта РФ в составе основных направлений бюджетно-финансовой политики.
Исследование показало, что методика финансового обеспечения бюд-жета общего образования только вырабатывается для переходной экономики. Тот опыт, который накоплен в реформенные годы, несомненно, будет полезен. Новые же подходы, предлагаемые исследователями, нуждаются в проверке практикой, в ходе которой будут отобраны наиболее рациональные для общества. Но при этом важно иметь в виду, что последовательность решения различных проблем общего образования помимо прочего будет определяться с учетом предстоящих резких демографических изменений. В 2001-2003 гг. отмечался рост выпусков, учащихся из общеобразовательных школ. В последующие 2004-2008 произойдет их заметное сокращение - с 21 млн. в 1999 г. до 14 млн. в 2008 г. Это означает, что структурная и содержательная реформа общего образования должна быть в основном завершена до 2009 г.
12. Повышение эффективности бюджета общего образования в регионах предполагает: 1. Создание нового механизма финансирования учебных заведений на основе сочетания государственных негосударственных источников: средств федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных государственных централизованных фондов - внутренних и внешних источников. 2. Изменение порядка финансирования учебных заведений из государственного бюджета: вместо действующего порядка финансирования по статьям смет расходов - финансирование путем выделения трансфертов, т.е. в виде единой денежной суммы. 3. Изменение порядка определения государственных средств, выделяемых на сферу образования, - в соответствии с установленным по закону процентом финансирования от утвержденной величины расходов бюджета (или от ВВП). 4. Увязку финансирования учебных заведений из федерального бюджета с административными рычагами управления (лицензированием, аттестацией аккредитаций). 5. Контроль хозяйственно-финансовой деятельности учебных заведений на основе исполнения прав собственника отношению к ним. 6. Установление обоснованных пропорций между бесплатной и платной формами обучения; снятие ограничение на платный прием для государственных учебных заведений.







Нормативно-правовые акты


1. Конституция РФ. Законы «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ» / Баглай М.В. - М.: Норма, 2005. - 160 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (Серия «Библиотека кодексов») Вып. 13(60). -М., ИНФРА-М. -2004. -176 с.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М., Проспект., 2005. - 45 с.
4. Федеральный закон «Об образовании» от 13 января 1996 г. №12-ФЗ. // СПС «ГАРАНТ-МАКСИМУМ. -2005.
5. Федеральный закон об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование. // СПС «ГАРАНТ-МАКСИМУМ. -2005.
6. Федеральный закон от 13.01.96 №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 07.07.2003 г.) // СПС «ГАРАНТ-МАКСИМУМ. -2005.
7. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образова-нии» // СПС Гарант. -М., 2005.
8. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодатель-ные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» -№123-ФЗ от 7 июля 2003 года. // СПС «ГАРАНТ-МАКСИМУМ. -2005.
9. ФЗ от 07.07.2003 № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, ка-сающейся финансирования общеобразовательных учреждений» // СПС «ГАРАНТ-МАКСИМУМ. -2005.
10. Постановление ГД ФС РФ от 13.06.2002 № 2843-III ГД. «О проекте ФЕДЕРАЛЬНОГО Закона № 117605-3 «О государственном стандарте общего образования»// СПС «ГАРАНТ-МАКСИМУМ. -2005.
11. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». // СПС Гарант. -М., 2005.
12. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» // СПС Гарант. -М., 2005.
13. Решение коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. // СПС «ГАРАНТ-МАКСИМУМ. -2005.
14. Стратегии социально-экономического развития РФ до 2010 г., подготовленной Министерством экономического развития и торговли РФ Стратегия социально-экономического развития России до 2010 года. -М.: Министерство экономического развития и торговли РФ. 2001. -134 с.
15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г. // СПС «ГАРАНТ-МАКСИМУМ. -2005.
16. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 июля 2003 г. №2994 Регистрационный номер № 4971 // Российская газета. 19 августа 2003 г. №163.
17. Приложение к письму Министерства образования РФ от 21 июля 1995 г. № 52-М. // СПС «ГАРАНТ-МАКСИМУМ. -2005.
18. Окружная целевая Программа «Учитель» на 2003-2005 г.г. //Принята окружной Думой 25.11.2002 г. - п.Агинское. 2002.
19. Решение коллегии администрации АБАО № 4 от 27 февраля 2001 года.
Научные источники и литература

20. Анчишкин А. И. Наука-техника-экономика.-М.: Экономика, 1989.
21. Анчишкин А.И. Методические проблемы прогнозирования народного хозяйства. М.: Мысль, 1980, 28 с.
22. Анчишкин А.И. Прогнозирование экономического роста. - М: Наука, 1992.
23. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. «Лекции по экономической теории государственного сектора», М., «Аспект-Пресс», 1995. -360 с.
24. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань. 1996.
25. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы.-М.: ЮНИТИ.-2002. -703 с.
26. Беляков С. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 338 с.
27. Беляков С.А., Агранович М.Л., Озерова Н.Б., Клячко Т.Л. Система финансирования образования. Анализ эффективности. -М.: Технопечать, 2003, серия «Управление. Финансы. Образование»
28. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют // Журн. вопр. эконом., -М.: 2004. -416 с.
29. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ.изд. -М.: Дело ЛТД, 1994. 720 с.;
30. Боровиков В.П. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. (Серия «Для профессионалов»). -СПб., Питер. -2003. -688 с.
31. Бударина А., Соловьева И. Организация экономической деятельности школы - непременное условие ее развития. // Экономика в школе. 1998. №1, с.36
32. Бутс Б., Дробышевский С, Кочеткова О. и др. Типология российских регионов. ИЭПП, 2002.
33. Василь В. И. Статистический анализ многомерных объектов произвольной природы. Для спец-ов. - М., Икар. - 2004. - 382 с.
34. Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избр. соч. М., 1990.
35. Винод Т., Дашами М., Дхарешвар А. и др. Качество роста. -М.: «Весь мир». -2001. - 134 с.
36. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: Проблемы теории и практики. -М., Финансы и статистика, 2004. -176с.
37. Выбор стратегических приоритетов устойчивого развития Новосибирска в среднесрочной и долгосрочной перспективе / Под ред. Член-корр. МАИ В.М. Чистякова. - Новосибирск: Новосибирский институт информатики и регионального управления, СибАГС, 2001, С. 11.
38. Доклад о развитии человека 2004: Культурная свобода в современном многообразном мире: пер. с анг. / под ред. А. Иншева. - М.: Весь мир, 2004. -328 с.
39. Дубров А.М., Трошин Л.И., Мхитарян В.С. Многомерные статистические методы. (ГРИФ). -М., ФиС. -2003. -352 с.
40. Ерошин В.И. Экономика образования: проблемы и перспективы. - М.: ИУО РАО, 1997. - 210 с.
41. Ерошин В.И. Экономика образования: проблемы и перспективы. М.: Институт управления образованием РАО, 1997, с.68-69.
42. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995, с.8
43. История экономических учений: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Под ред. В. А. Жамина, Е. Г. Василевского.- М.: Изд- во Моск. ун- та. Ч. 1.- 1989.- 366 с.
44. Ишина И.В. Финансово-экономическая база образования: состояние, проблемы, перспективы. - М.: НИИВО, 2001
45. Ишина И.В. Финансово-экономическая база образования: состояние, проблемы, перспективы. - М.: НИИВО, 2001.
46. Клячко Т.Л. «Мечтать не вредно, но мечты должны быть обоснованными», «Школа и власть», №43, ноябрь, 1999 г.
47. Комаров В.Е., Улановская В.Д. Социально-экономическая эффективность сферы услуг. М.: Наука, 1980, 127 с.
48. Комиссарова Г.А. Экология, образование и современная цивилизация: социально-философские аспекты. М., 1998, с.3
49. Комплексная программа экономии и повышения эффективности использования бюджетных средств в сфере образования // Экономика образования. 1999, №4, с.53.
50. Кузьминов Я.И. и др. Правовое обеспечение экономических реформ. Социальная сфера. -М., ГУ ВШЭ, 2000. -82 с.
51. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997, с.85.
52. Левицкий М.Л.,Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях. -М.: ВЛАДОС, 2003. -416 с.
53. Лукашенко М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения. Монография. - М.: Высш. шк., КноРус, 2002.
54. Майор Ф. Образование для всех: задача до 2000 г.// Перспектива: вопросы образования. - 1991. - №4 (76), - с.47-51.
55. Мальцева Г.И. - Источники финансирования высшего образования и их диверсификация / Россия в XXI веке: экономика, политика, культура - 2001, №1(3), с. 85-89
56. Методологические проблемы народнохозяйственного планирования. Под ред.Анчишкина А.И., Перова Г.В. МГУ, 1979, 96 с.
57. Мишель А. Шесть сценариев развития школьного образования. // Futuribles. 2001. №266, стр. 67-74
58. Мишина О.И. Инвестиции в человека и роль человеческого потенциала в инновационном развитии.
59. Многомерный статистический анализ в экономике. / Л. А. Сошникова, В. Н. Тамашевич, Г. Уебе, М. Шефер; Под ред. В. Н. Тамашевича.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 1999.- 598с.
60. Модернизация российского образования: документы и материалы. Редактор-составитель Днепров Э.Д. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 332 с.
61. Муниципальное хозяйствование и управление: Проблемы теории и практики Воронин А.Г. Финансы и статистика 176 2004 г.
62. Никоненко Е.В. Реформирование бюджета общего образования в условиях переходной экономики. М. РАГС, 2002
63. Нуреев Р.М. Экономика развития. Модели становления рыночной экономики. М. 2001. Сс.137-147.
64. Образование в России. 2003: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2003. - стр. 109.
65. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 2 (195)
66. Общая теория статистики: Учебник. / Г. С. Кильдишев, В. Е. Овсиенко, П. М. Рабинович, Т. В. Рябушкин. М.: Статистика, 1980. - 423 с.
67. Общество обсуждает стратегию модернизации образования (материалы СМИ). ЗАО «Журнал Эксперт», № 6, 2002, с.42.
68. Организационные формы и методы реализации финансово-экономических отношений в общем образовании. Сб. науч. ст./ Под ред. В.Н. Ерошина. М.: Ин-т упр. образованием РАО, 1999. с.23
69. Основы изучения человеческого развития. Под ред. Баркалова Н.Б., Иванова С.Ф. М.: «Права человека», 1998. - 168 с.
70. Отчет деятельности ОкрОНО за 2001-2002 у.г. п. Агинское, 2002 г
71. Письмо Министерства образования от 19.08.03 № 20-51-2564/20-05 «О реализации Федерального закона от 07.07.03 № 123-ФЗ»).
72. Поляк Г.Б. Бюджетная система России.Учебник. -М., ЮНИТИ. -2003.-С. 7.
73. Поташник М.М. Качество образования: Проблемы и технология управления. (В вопросах и ответах). -М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
74. Прокопьев В. П. К вопросу создания университетских комплексов / В. П. Прокопьев // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 2(25). С. 35-40.
75. Проценко О. Контроллинг как образ мышления современных менеджеров / Российское предпринимательство. 2001. - №1, с.87-88.
76. Рейман Л. Д. Интернет-технологии в Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 гг.). Справочное пособие. - М., Известия. - 2003. - 272 с.
77. Роденкова Т.Н. Внутренний аудит внебюджетной деятельности учреждения образования. М.: НИИВО, 2000. с.6, 19,64.
78. Рождественская И.А. Региональный социально-культурный комплекс в переходной экономике. - М.: МП Экономика, 1997.
79. Савельев В.Н. Проблемы и перспективы развития российской системы образования в 2002-2003 учебном году // Аналитический вестник. - 2003. №2 (195). - С. 38-39.
80. Савченко П.В., Кокин Ю.П. Политика доходов и заработной платы. - М.: Экономист, - 2004. -С. 11.
81. Саймон Брайан. Общество и образование: Пер. с англ. / Б. Саймон; Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского.- М.: Прогресс, 1989.- 197 c.
82. Светников В.А. Экономика образования. Методические рекомендации. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1998, с. 7.
83. Скаржинский М.И. Труд в непроизводственной сфере. -М.,1968. -127 с.
84. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1931. С. 372.
85. Социальная политика. Толковый словарь. М.: Изд-во РАГС, 2002 г., с.236
86. Социально-экономическое положение Агинского Бурятского автономного округа. Информационно-статистический сборник. 2000 г. г. Чита. С.80
87. Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского автономного округа. // Из неопубликованных источников текущего архива АБАО. -п. Агинское., 2004. 18 с.
88. Степанова В.В. Государственное регулирование сферы образования: Монография. - Архангельск: Поморский гос. Ун-т, 2002, с. 99-110.
89. Струмилин С.Г. Избранные произведения. Т. 3, - М., 1964.
90. Типенко Н.Г. Возможности оптимизации бюджетных расходов в образовании. Финансы, №5, с. 59-62.
91. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997, с.314.
92. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»: достижения, проблемы, перспективы: Законодательно-нормативная основа. -М., Библиотечка «Российской газеты». -2003.-208 с.
93. Фомин Д.В. Подушевое нормативное финансирование общего образования: основные принципы, преимущества. Риски. Центр фискальной политики. -2004.
94. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение.В 2-х частях. - М.: Финансы и статистика,1992. -384 с.
95. Хроменков Н А Образование Человеческий фактор Общественный прогресс - М Педагогика, 1989.
96. Чекмарев В. В. Природа и характер экономических отношений в сфере образования. -М., 1980. - 185 с.
97. Чупров А. Вопросы статистики. -М.: Госстатиздат ЦСУ СССР. 1960.
98. Шайхелисламов Р.Ф. Организационно - экономический механизм управления городским общеобразовательным комплексом.
99. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. -М., Академия, 2002, - 384 с.
100. Шудегов В.Е. Проблему и пути формирования комплексной за-конодательной базы в области образования и науки на федеральном и региональном уровнях // Аналитический вестник. -2003. №2 (195) - с.9
101. Шульц Т. «Экономическая ценность образования». -2002.
102. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал. -2000. С. 447-448.
103. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. М., 1995, с.12-18.
104. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. М.: Российское педагогическое агентство, 1998, -С.9.
105. Экономика общественного сектора России. Курс лекций Егоров Е.В. Теис 193 1998 г.
106. Экономическая стабилизация и развитие региональной экономики./ Под ред. В.С. Золотарёва, В.Ю. Наливайского.- Ростовн/Д., 1999, -С. 45.
107. Экономический справочник директора школы / Под ред. В.И. Ерошина. М.: ЦСЭИ, 1995, с.10.
108. Энслейн К. и др. Статистические методы для ЭВМ / Под ред. К. Энслейна, Э. Рэлстона, Г. С. Уилфа; Пер. с англ. под ред. М. Б. Малютова.- М.: Наука, 1986.- 459 с.
109. Эренберг Р.Дж. Современная экономика труда: Теория и госу-дарственная политика./Пер. с англ. под ред. Р.П. Колосовой и др. М.: Изд-во МГУ, 1996. 777 с.
110. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы тео-рии государственных финансов -М.: Наука, 1995., -С.37.
111. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономиче-ская теория и политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
112. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. - М.Наука, 1995.
113. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М., 2002. С. 198.


Зарубежные источники

114. Ambler J.S. Who benefits from educational choice - some evidence from Europe. - Journal of Policy Analysis and Management. 13. 1994. P. 454-476.
115. Apple M.W. Curriculum Conflict in the United States / Hartnett A., Naish M. (eds.). Education and Society Today. London New York Philadelphia: The Falmer Press, 1986. P. 161.
116. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. New York: Basic Books, Inc., Publishers, 1973.
117. Bendix R. Work and Authority in Industry. New York.: Wiley, 1956. P. 64.
118. Chubb J. and Moe T. Politics, Markets and America’s Schools. - Brookings, Washington, D.C. 1990.
119. Coleman J. Equity and Achievement in Education. Boulder: Westview Press, 1990.
120. Coleman J. The Concept of Equality of Educational Opportunity // Harvard Educational Review, 38 (Winter), 1968. P. 7-22.
121. Coleman J.C. Equality of Educational Opportunity. Washington, DC: Government Printing Office, 1966.
122. Cox C.B., Boyson R. (eds.). Black Paper 1977. - London: Temple Smith. 1977. Cox C.B. and Dyson A.E. (eds.). Fight for Education. - London: Critical Quarterly, 1968.
123. Cox C.B., Dyson A.E. (eds.). Fight for Education. London: Critical Quarterly, 1968.
124. Easterly W. The Elusive Quest for Growth. Economists’ Adventures and Misadventures in the Tropics. - Cambridge Massachusetts London: The MIT Press, 2000. P. 72, 73, 76, 266.
125. Economist, 10th-16th May, 2003.
126. Economist. 10-16 th May, 2002.
127. Engel, Ernst. Die Lebenskosten belgischer Arbeiterfamilien frueher und jetzt. Ermittelt aus Familienhaushaltsrechnungen und vergleichend zusammengestellt. Bulletin of the International Institute of Statistics, 9, 1895, P. 57.
128. Entering the 21th Century. World Development Report 2001/2002. Washington D.C.: The World Bank. 2000. P.241
129. Facts and figures 2002/UNESCO Institute for Statistics. 2002. P.20
130. Halsey A.H. Political ends and Еducational Means (in Halsey A.H. (ed.)). Educational Priority. V. 1. - L.: HMSO. P. 4.
131. Halsey A.H., Lander H., Brown Ph., Wells A.S. Education: Culture, Economy, Society. New York: Oxford University Press Inc., 1997. P. 372.
132. Halsey A.H., Lauder H., Brown P., Wells A.S. (eds.). Education: Culture, Economy, Society. - Oxford University Press, 2001. P. 364-366.
133. Hanushek E.A., Kimko D.D. Schooling, Labor Force Quality and the Growth of Nations // American Economic Review 90, № 5 (December): 1184-1208.
134. Hartnett A., Naish M. (eds.). Education and Society Today. London New York Philadelphia: The Falmer Press, 1986. P. 81.
135. Hearing before the Subcommittee on Oversight and Investigations of the Committee on Education and the Workforce House of Representatives. - Serial № 106-111, June 6, 2000. P. 5-24.
136. Hillgate Group. The Reform of British Education. - London: Claridge Press, 1987. P. 2.
137. Kornai J. Economics of Shock Phase. Amsterdam, 1980.
138. Lucas R.E. Monetary neutrality / R.E. Lucas // Economic sciences, 1991-1995 / Ed. by T. Persson. Singapore, 1997.
139. Manski C.F. Educational choice and social mobility. - Economics of Educational Review. 11. 1992. P. 351-369.
140. O’Shaughnessy T. School Quality and School Location. - Manor Road Building, Oxford OX1 3UQ.
141. Putnam R.D. Bowling alone: the collapse and revival of American community, 2000
142. Schultz T. W. The economics of being poor/ T. W. Schultz // Economic sciences, 1969-1980 / ed. by A. Lindbeck. Singapore, 1992.
143. Willms J.D. and Echols F. Alert and inert clients: The Scottish experience of parental choice in schools. - Economics of Educational Review. 11, 1992. P. 339-350.
144. World Education Report 2000. The Right to Education: Towards Education for All Throughout Life. - Paris: UNESCO Publishing. 2000. P. 66,67.

Источники в Сети Интернет

145. http://www.school.edu.ru/attach/8/155.doc. Государственные образовательные стандарты. Основное общее образование.



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ