Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОРПОРАЦИЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Работа №101366

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы26
Год сдачи2012
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования
Современные условия развития экономики, характеризующиеся стохастичностью и неустойчивостью социально-экономических процессов, ужесточением конкуренции на международных рынках, привели к необходимости исследования проблемы управления корпорациями российского оборонно-промышленного комплекса, в частности проблемы внедрения эффективного управленческого инструментария.
Особенности корпораций ОПК в целом и рынка вооружений и военной техники в частности настолько специфичны, что применение существующих методических подходов и инструментов для стратегического управления данными объектами не может обеспечить адаптацию к условиям рынка и дальнейшее устойчивое функционирование в условиях неопределенности внешней среды.
К началу 2011 года в оборонно-промышленном комплексе России было создано более 50 вертикально-интегрированных структур для проведения единой экономической политики всех участников. На фоне ослабления государственного регулирования, несовершенства нормативной базы и законодательных актов, сохраняющейся тенденции сокращения объемов государственного оборонного заказа на поставку вооружений и военной техники корпорации накапливают опыт работы в условиях рынка, идут процессы поиска рыночных ниш и освоения новых или адаптации имеющихся инструментов управления в условиях неопределенности внешней среды.
Все вышеперечисленные факторы, а также сложившиеся условия функционирования сложных производственно-технологических комплексов, к которым относятся корпорации оборонной промышленности, определяют объективную необходимость разработки научно-обоснованных методических подходов и инструментов управления, без которых невозможно дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса страны.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы исследования.
Разработанность темы исследования
Различные аспекты теории и практики управления промышленными корпорациями исследованы в работах С.Б. Авдашевой, И. Ансоффа, А.В. Бандурина, С.И. Басалая, Ю. Винслава, М.Г. Ионцева, В.В. Кришталь, Н.Б. Сонькина, А.Б. Фельдмана, В.В. Криворотова, О.А. Романовой и др.
Основы теории стратегического управления с точки зрения исследования особенностей, концепций, определений и методологий разработки стратегий фирм изложены в работах ученых гарвардской школы и школы планирования: А. Чандлера, И. Ансоффа, К. Эндрюса.
Современные теории стратегического управления основываются на ресурсной концепции, изложенной в трудах Р. Рамелта, Д. Тиса, С. Уинтера, Г.Б. Клейнера, В.С. Катькало, В.Л. Тамбовцева и др.; теории фирмы - Н. Фосса; концепции динамических способностей - Д. Тиса, Б. Когута, Н. Фосса.
В исследовании инструментов управления в современных условиях использовались труды как зарубежных авторов - М. Брауна, П. Друкера, П. Дойля, К. Друри, Р. Каплана, Б. Мильнера, М. Мескона, Д. Нортона, М. Портера, А. Томпсона, А. Стрикленда и др., так и российских ученых - В.В. Бандурина, С.И. Басалай, О.В. Виханского, А.Д. Выварца, А.И. Ильина, В.В. Кондратьевой, Е.Г. Новицкого и др.
Однако в современных условиях трансформации экономики общие методические подходы к разработке инструментов управления корпорациями, прежде всего оборонно-промышленного комплекса, остаются недостаточно изученными и не отражают их специфику.
Актуальность и объективно сложный характер проблемы разработки инструментов управления, учитывающих, с одной стороны, специфические особенности функционирования корпораций в условиях рынка, а с другой - масштабность деятельности, а также наличие ряда дискуссионных и нерешенных, не нашедших должного отражения в научной литературе аспектов, определили предмет и объект исследования, обусловили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.
Объект исследования - корпорации оборонной промышленности, функционирующие в условиях высокого уровня неопределенности внешней среды.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе разработки инструментария управления деятельностью корпорации оборонной промышленности.
Цель работы - научно-методическое обоснование и разработка инструментария управления корпорацией оборонной промышленности в условиях неопределенности внешней среды.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- исследовать особенности и выявить проблемы управления корпорациями оборонной промышленности в условиях неопределенности внешней среды; предложить подход к разработке инструментария управления корпорацией;
- обобщить и систематизировать существующие подходы к оценке внешней среды; уточнить классификацию сигналов внешней среды; разработать методику выявления и оценки «слабых сигналов» внешней среды;
- разработать методику формирования комплексной системы показателей для оценки деятельности корпорации; определить нормативные значения показателей, иерархическую структуру показателей и уровень влияния на критериальный показатель деятельности корпорации;
- определить порядок внесения изменений в управленческие решения и провести апробацию предложенного инструментария на примере корпорации оборонной промышленности.
Теоретической и методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области теории стратегического управления, экономики и управления промышленными корпорациями в современных условиях, анализа внешней среды, а также статистические материалы, отражающие состояние и перспективы развития оборонно-промышленного комплекса РФ. Методологическую основу диссертационной работы определяют общенаучные методы познания. В ходе исследования применялись экономико-статистические и аналитические методы обработки информации, метод анализа иерархий, методы сравнительного анализа, экономико-математического моделирования и экспертных оценок.
Информационную базу исследования составили законодательные, нормативные и методические документы Российской Федерации, данные федеральных и региональных органов статистики, книги, монографии, публикации в периодической печати, прогнозные данные Министерства экономического развития РФ и Министерства промышленности и торговли РФ, материалы финансовой отчетности отдельных предприятий и корпораций, интернет-ресурсы информационно-аналитических систем «Скрин-эмитент», «Спарк» и т.д.
Основные результаты, полученные автором и их научная новизна
- Предложен методический подход к управлению деятельностью корпорации оборонной промышленности, в основу которого заложен принцип интеграции результатов самопозиционирования и стратегического анализа, учитывающий воздействие «слабых сигналов» на выбор альтернативных сценариев изменения внешних и внутренних факторов, что позволяет оперативно реагировать на происходящие изменения, изменять состав и приоритеты основных ресурсов корпорации в условиях неопределенности внешней среды (п. 1.1.1 Паспорта специальностей ВАК).
- Разработана методика выявления «слабых сигналов», основанная
на авторской классификации сигналов внешней среды и их количественной оценке, что позволяет прогнозировать влияние внешней среды на деятельность корпорации и адаптироваться к ней (п. 1.1.1 Паспорта специальностей ВАК).
- Разработана и обоснована новая комплексная система показателей, методика ее формирования, отличающаяся иерархической структурой, использованием критериального и интегральных показателей, что позволяет совершенствовать управление корпорацией на новой методической основе и обеспечить повышение эффективности ее деятельности (п. 1.1.13 Паспорта специальностей ВАК).
Практическая значимость работы. Разработанный инструментарий управления может быть использован в практической деятельности корпораций оборонно-промышленного комплекса для разработки и последующей корректировки стратегии, прогнозных исследований внешней и внутренней среды.
Результаты диссертации использованы при разработке Программы инновационного развития ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» до 2020 года, Программы стратегического развития ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» до 2020 года.
Практическое использование результатов исследования подтверждается соответствующими актами внедрения.
Теоретические положения и практические рекомендации, отраженные в диссертационной работе, внедрены в практику учебного процесса НТИ (ф) ФГАОУ ВПО «УрФУ» по дисциплине «Экономика предприятия».
Апробация работы. Основные положения работы доложены на различных конференциях, в т.ч. международных (Одесса, 2011; Екатеринбург, 2008, 2012); Всероссийской (Нижний Тагил, 2007);
региональных (Нижний Тагил, 2005, 2008; Екатеринбург, 2005).
Отдельные результаты исследования апробированы на ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» при разработке комплекса мер по повышению эффективности управления корпорацией в условиях неопределенности внешней среды; на ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп» при разработке стратегии деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 12 печатных работах общим объемом 2,6 печатных листов, в т.ч. авторских - 1,6 п.л. ( 4 статьи опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертации).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 125 наименований и приложений. Основное содержание работы изложено на 155 страницах основного текста, включающего 32 таблицы и 37 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель, задачи, определены предмет и объект исследования, обозначена научная и практическая ценность исследования.
В первой главе «Управление корпорацией оборонной промышленности в России: теория, практика, проблемы» проведен анализ деятельности корпораций оборонно-промышленного комплекса в России; выявлены особенности функционирования акционерных обществ с 100 %-ным государственным участием; проведен сравнительный анализ существующих инструментов управления корпорацией.
Во второй главе «Исследование влияния внешней среды на деятельность корпораций» обобщены существующие подходы к оценке внешней среды; предложена авторская классификация сигналов внешней среды; проведен анализ отраслевого рынка корпораций ОПК; даны его характеристики и прогнозируемые тенденции; выявлены основные этапы формирования и проблемы функционирования корпораций в России.
В третьей главе «Разработка методических рекомендаций по совершенствованию инструментария управления корпорацией оборонной промышленности в России» предложен методический подход к управлению корпорацией в условиях неопределенности внешней среды; разработана методика выявления и оценки «слабых сигналов», а также методика формирования системы показателей для оценки деятельности корпорации; разработан алгоритм внесения изменений в управленческие решения; представлены практические данные о результатах апробации предложенного инструментария на примере промышленной корпорации.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основные выводы можно сформулировать ниже следующим образом.
1. В ближайшей перспективе прогнозируется обострение проблемы выживаемости корпораций ОПК в условиях неопределенности внешней среды, что связано как с незначительной вовлеченностью корпораций в производство гражданской продукции, так и несовершенством нормативной базы. Кроме того, отраслевой рынок корпораций ОПК характеризуется не только неопределенностью, но и низкой эффективностью. Проблема выживаемости корпораций напрямую связана с плохой адаптируемостью в условиях внешней среды и отсутствием соответствующих инструментов управления, учитывающих специфику как отрасли, так и рынка вооружений и военной техники.
2. Систематизация этапов развития и проблем функционирования отечественных корпораций ОПК и отрасли в целом позволила сделать вывод о необходимости формирования временной концепции управления в условиях высокого уровня неопределенности внешней среды, позволяющей осуществить постепенный переход от оперативного к стратегическому управлению и разработать стратегию. В рамках данной концепции необходимо разработать соответствующий инструментарий управления деятельностью корпорации.
3. Предложен методический подход к управлению корпорацией, представляющий совокупность инструментов для стратегического анализа, самопозиционирования, основанный на выявлении «слабых сигналов», и учета их влияния на деятельность корпорации, методики формирования системы показателей для оценки деятельности корпорации, что позволяет оперативно реагировать на происходящие изменения .
4. Разработана методика выявления и оценки «слабых сигналов» внешней среды, позволяющая обнаружить возможные изменения внешней среды при первых неточных признаках событий и оценить влияние на деятельность корпорации, что позволяет заблаговременно подготовиться к реакции на данные изменения и предусмотреть альтернативные варианты развития корпорации.
5. Разработана новая комплексная система показателей и методика ее формирования, которая включает в себя критериальный и интегральные показатели, позволяющие оценить эффективность затрат, эффективность достижения цели, результативность взаимодействия с внешней средой и дать общую оценку деятельности корпорации. Представление системы показателей в виде иерархии дает возможность сформировать научно-обоснованные гипотезы по характеру изменения показателей. Кроме того, четкое понимание взаимосвязей между показателями позволяет осуществлять мониторинг деятельности корпорации и формировать основу для принятия стратегических и оперативных решений.
6. Обоснован алгоритм внесения изменений в управленческие решения с помощью рассмотренного инструментария и проведена апробация на примере ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».



1. Скрипник А.В. Применение факторного анализа в деятельности крупного промышленного предприятия / А.В. Скрипник // Вестник УГТУ-УПИ. - 2006. - № 4 (75). - С. 244-248.
2. Скрипник А.В. Построение эффективной системы управления предприятием / Н.Р. Кельчевская, А.В. Скрипник // Человек и труд. - 2008. - №9. - С. 66-68.
3. Скрипник А.В. Методика выявления и анализа «слабых сигналов» как инструмент управления корпорацией в условиях неопределенности внешней среды / Н.Р. Кельчевская, А.В. Скрипник, Г.В. Исмагилова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, на производстве и образовании - 2011» - Т. 33, выпуск 4. - Одесса: Черноморье, 2011. - С.85-96.
4. Скрипник А.В. Модель прогнозирования влияния изменений внешней среды на экономические показатели деятельности корпорации / Н.Р. Кельчевская, А.В. Скрипник // Вестник УрФУ. Серия «Экономика и управление». - 2012. - №2. - С.40-46.
Научные и печатные труды в прочих изданиях
5. Скрипник А.В. Использование факторного анализа в оценке результатов производственно-хозяйственной деятельности крупного машиностроительного предприятия / А.В. Скрипник, С.В. Иваницкий // Научные труды IX отчетной конференции молодых ученых УГТУ-УПИ: сборник статей: в 4 ч. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005. - Ч 1. - С. 78-81.
6. Скрипник А.В. Некоторые проблемы практики планирования на ФГУП «ПО Уралвагонзавод» / А.В. Скрипник, С.В. Иваницкий, Е.П. Алиева // Наука, производство, экономика: опыт и перспективы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. студентов и аспирантов: в 2 т.- Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2005. - Т. 2. - С. 121-127.
7. Скрипник А.В. Проблемы практического внедрения системы бюджетирования на крупном машиностроительном предприятии / А.В. Скрипник, С.В. Иваницкий // Современные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга: материалы науч.-практ. конф. - Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2005. - С. 137-140.
8. Скрипник А.В. Совершенствование механизма управления предприятием / Н.Р. Кельчевская, А.В. Скрипник // Вестник УГТУ-УПИ. - 2007. - № 6(89). - С. 29-35 .
9. Скрипник А.В. Роль системы планирования в повышении
эффективности деятельности предприятия / А.В. Скрипник // Современные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга: материалы
Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2007. - С. 124-127
10. Скрипник А.В. Новый подход к системе управления предприятием. / А.В. Скрипник, Н.Р. Кельчевская, // Новые тенденции в экономике и управлении организацией: Сборник научных трудов VII международной конференции: в 2 т. - Екатеринбург: 2008. -Т 2.- С.172¬175.
11. Скрипник А.В. Методологические основы формирования системы показателей для целей управления предприятием / А.В. Скрипник // Молодежь и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. студентов и аспирантов: в 2 т. - Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2008. - Т.2 - С. 127¬130 .
12. Скрипник А.В. Методика выявления и анализа «слабых сигналов» как инструмент управления корпорацией в условиях неопределенности внешней среды / Н.Р. Кельчевская, А.В. Скрипник, Г.В. Исмагилова // Инновации в материаловедении и металлургии: материалы I Междунар. интеракт. науч.-практ. конф. - Изд-во Урал.ун-та, 2012. - С. 266-270.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ