РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
|
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Проектная деятельность: сущность и технология организации 13
1.2. Нормативно-правовые аспекты организации проектной деятельности в
органах власти 23
1.3. Практики организации проектной деятельности в муниципальных
образованиях Российской Федерации 29
1.4. Особенности организации проектной деятельности в
монопрофильных муниципальных образованиях 40
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОТУРЬИНСК» 48
2.1. Характеристика проектной деятельности в органах местного
самоуправления городского округа Краснотурьинск 48
2.2. Проектная деятельность градообразующего предприятия городского
округа Краснотурьинск 61
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВМОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОТУРЬИНСК» 71
3.1. Рекомендации по совершенствованию проектной деятельности в
монопрофильном муниципальном образовании «городской округ Краснотурьинск» 71
3.2. Проект «Организация деятельности проектного офиса в городском
округе Краснотурьинск» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Проектная деятельность: сущность и технология организации 13
1.2. Нормативно-правовые аспекты организации проектной деятельности в
органах власти 23
1.3. Практики организации проектной деятельности в муниципальных
образованиях Российской Федерации 29
1.4. Особенности организации проектной деятельности в
монопрофильных муниципальных образованиях 40
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОТУРЬИНСК» 48
2.1. Характеристика проектной деятельности в органах местного
самоуправления городского округа Краснотурьинск 48
2.2. Проектная деятельность градообразующего предприятия городского
округа Краснотурьинск 61
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВМОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОТУРЬИНСК» 71
3.1. Рекомендации по совершенствованию проектной деятельности в
монопрофильном муниципальном образовании «городской округ Краснотурьинск» 71
3.2. Проект «Организация деятельности проектного офиса в городском
округе Краснотурьинск» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
В настоящее время десятая часть населения России проживает в 321 монопрофильном муниципальном образовании. Это территории, на которых социально-экономическое развитие неразрывно связано с одним предприятием или отраслью. Государство оказывает существенную поддержку моногородам для обеспечения условий их устойчивого развития. При этом, организационная структура, функции и бюрократическая модель органов местного самоуправления не позволяет эффективно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
В российской практике государственного управления активно внедряются проектные технологии, позволяющие наиболее оптимальным способом достигать поставленных целей и соответствовать современным вызовам . Сегодня проектная деятельность получает все более широкое распространение и в управлении монопрофильными муниципальными образованиями. Это связано с тем, что методология проектного управления ориентирована на достижение конкретных результатов, а также зарекомендовала себя высокой степенью надежности достижения поставленных целей в оптимальные сроки и в рамках выделенного бюджета.
Особое внимание применению методологии управления проектами на муниципальном уровне было обращено высшим руководством страны 17 июня 2016 г. на пленарном заседании XX Петербургского международного экономического форума . Так проектное управление легло в основу приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».
Ряд муниципальных образований уже применяют на практике те или иные инструменты проектного управления. Некоторые из них внесли свой вклад в совершенствование методологии организации проектной деятельности в органах местного самоуправления. Однако, большинство моногородов по-прежнему уделяют недостаточное внимание организации проектной деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной реальности для обеспечения устойчивого социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований проектная деятельность способна открывать качественно новые возможности. Но эти возможности не используются или используются в недостаточной степени.
Степень разработанности проблемы. В настоящий момент научное представление об организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях находится в процессе формирования. Вопросы проектного управления широко представлены в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как А.В. Алешин, В.М. Аньшин, В.Н. Бурков, В.И. Воропаев, А.А. Гусаков, В.В. Коссов, И.Г. Лукманова, И.И. Мазур, В.Н. Михеев, Д.А. Новиков, В.В. Позняков, А.В. Полковников, М.Л. Разу, Л.Н. Боронина, Б.П. Титаренко, В.Д. Шапиро, Р. Арчибальд, Р. Тернер, Р. Гарайс, Г. Керцнер, Ш. Охара, К. Бредилье и др.
Темой управления проектами в муниципальных образованиях занимались Астахов Ю.В., Аржанухин С. В., Макович Г. В., Турьянский В.А.
Спецификой развития монопрофильных муниципальных образований с точки зрения современных трендов развития рассмотрена в работах Власовой Н.Ю., Дворядкиной Е.Б., Зарецкого А.Д., Любовного В.Я., Неклюдовой Т.А., Нещадина А.А., Сурниной Н.М., Тургель И.Д., Быковского В.А.
Объект исследования: проектная деятельность в муниципальных образованиях.
Предмет исследования: технологии организации и развития проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании.
Цель исследования - разработка рекомендаций по развитию проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать теоретические и методологические подходы к пониманию сущности и технологии организации проектной деятельности;
2. Изучить нормативно-правовые аспекты организации проектной деятельности в органах власти;
3. Исследовать лучшие практики организации проектной деятельности в муниципальных образованиях Российской Федерации;
4. Выделить особенности организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях;
5. Охарактеризовать проектную деятельность в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск;
6. Ознакомиться с практикой организации проектной деятельности градообразующим предприятием городского округа Краснотурьинск;
7. Разработать рекомендации по развитию проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании «городской округ Краснотурьинск»;
8. Разработать проект «Организация деятельности проектного офиса в городском округе Краснотурьинск».
В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как анализ документов, опрос, экспертное интервью и методы проектирования - сетевое, ресурсное календарное планирование.
Методологической и теоретической основой исследования стали работы современных отечественных и зарубежных ученых, изучающих вопросы развития монопрофильных муниципальных образований и проектного управления.
Эмпирическую базу работы составили:
- интервью с Главой городского округа Краснотурьинск, заместителем Главы по социальной политике, начальником управления по экономике, стратегическому развитию и промышленности и начальником отдела кадров и муниципальной службы;
- полуформализованное интервью с сотрудниками Администрации ГО Краснотурьинск (N=25, 2019);
- экспертное интервью с сотрудниками Центра социальных программ ОК РУСАЛ - менеджерами территориальных подразделений, которые ведут непосредственную работу по реализации социальных инициатив и сопровождению реализуемых проектов,
- анализ документов (нормативно-правовых актов).
Научная новизна работы: выделены особенности организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях, представлен опыт реализации социальных инвестиций градообразующего предприятия посредством проектной деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
Проектная деятельность - это особый вид управленческой деятельности, в основе которого лежит предварительно разработанный план действий по достижению конкретной цели, оптимально используя определенные ресурсы в определенный (наикратчайший) срок. Под технологией организации проектной деятельности понимается процесс реализации проекта по смене процессного подхода на результат-ориентированную деятельность, предполагающий сочетание квалифицированных навыков, мотивации проектной команды, технических решений и организационной поддержкой.
Муниципальные образования, внедряя практику проектной деятельности, опираются на документы федерального уровня. В частности, Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти (Минэкономразвития России № 26Р-АУ от 14 апреля 2014) и Стандарты управления проектами. Для дальнейшего развития нормативно-правовой базы необходимо разделить понятия эффективности и результативности проекта и адаптировать нормативно-правовую базу под муниципальные образования через внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ, а также федеральный закон от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проведенный анализ лучших практик внедрения проектной деятельности позволяет сделать следующие выводы: проектная деятельность более эффективна по достижению стратегических целей, чем программный и классический бюрократический подходы; важным звеном является координационный (управляющий) проектной деятельностью орган, который выделен в отдельную структуру, либо имеющийся орган, наделенный соответствующими полномочиями; работа по стимулированию сотрудников органов местного самоуправления должна иметь системный характер; на первом этапе организации проектной деятельности необходимо создать положительный опыт реализации пилотных проектов с дальнейшим развитием и наращиванием количества проектов и уровня их сложности.
При организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях определяющее значение имеют заинтересованность и профессионализм администрации территории, взаимодействие с градообразующим предприятием, вовлечение активного населения и некоммерческих организаций, государственная поддержка.
Организация проектной деятельности в Администрации городского округа Краснотурьинск демонстрирует фрагментарное, не системное использование проектных принципов управления. Фактически для достижения стратегических целей используется программный подход, а не проектное управление. Применяется малоэффективная организационная структура проектного управления, мотивация сотрудников находится на очень низком уровне, отсутствует специализированное программное обеспечение для сопровождения проектной деятельности, в штате нет специалистов по управлению проектами, сотрудники Администрации специального обучения методам проектного уравнения не проходили.
Благодаря проделанной Центром социальных программ ОК РУСАЛ в Краснотурьинске работе, созданы предпосылки для организации проектной деятельности: привлечено и обучено большое количество менеджеров социальных проектов, которые на практике показали свои умения в управлении проектами - при организации проектной деятельности в муниципальном образовании важно предусмотреть механизм их привлечения к разработке и реализации проектов; опыт реализации проектов обобщен и представлен населению в доступных формах - важно следовать этому примеру и при реализации проектов муниципального проектного офиса; отработана технология привлечения социальных партнеров при реализации проектов. Форма организации и опыт работы Центра социальных программ могут быть использованы как ориентиры для организации муниципального проектного офиса.
Разработаны рекомендации по развитию проектной деятельности, предполагающие вовлечение общественности в проектную деятельность, использование опыта и наработок градообразующего предприятия и оператора инвестиционных программ - Центра социальных программ ОК РУСАЛ, конкурсный отбор проектов, совершенствование системы финансового и нефинансового стимулирования сотрудников муниципальной администрации, разработку нормативных и регламентирующих документов, развитие существующей системы проектного управления за счет организации действующего на постоянной основе Проектного офиса.
Созданный в ходе реализации проекта Проектный офис будет стимулировать появление инновационных проектов в сфере муниципального управления и открывать новые горизонты развития местных сообществ, механизмов их взаимодействия с органами местного самоуправления, становясь катализатором активности и организационным исполнителем проектного подхода. Пилотный проект Краснотурьинского проектного офиса -конкурс грантов по привлечениею активных жителей и НКО к обучению проектному управлению. По итогам конкурса подразумевается реализация 3 проектов.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по совершенствованию проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании «городской округ Краснотурьинск» и проект по организации деятельности проектного офиса в городском округе Краснотурьинск.
Апробация результатов исследования. Основные положения магистерского исследования были представлены на конференции депутатов представительных органов муниципальных образований УрФО (секция «Стратегическое планирование») - с. Кадниково Сысертского городского округа (Свердловская область), 27-28 сентября 2019 г.; а также в следующих публикациях:
1. Вибе А. И. Организация проектного подхода в органах местного самоуправления: сценарный подход к определению результатов / А. И. Вибе, А. А. Кузьминчук // Молодой ученый. - 2019. - № 48 (286). - С. 346-348;
2. Вибе А. И. Организация проектной деятельности при реализации социальных инвестиций градообразующего предприятия монопрофильного муниципального образования на примере городского округа Краснотурьинск / А. И. Вибе // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 5 (45). - С. 176-181.
Структура диссертации: введение, 3 главы, 8 параграфов, заключение, библиографический список, приложения.
В российской практике государственного управления активно внедряются проектные технологии, позволяющие наиболее оптимальным способом достигать поставленных целей и соответствовать современным вызовам . Сегодня проектная деятельность получает все более широкое распространение и в управлении монопрофильными муниципальными образованиями. Это связано с тем, что методология проектного управления ориентирована на достижение конкретных результатов, а также зарекомендовала себя высокой степенью надежности достижения поставленных целей в оптимальные сроки и в рамках выделенного бюджета.
Особое внимание применению методологии управления проектами на муниципальном уровне было обращено высшим руководством страны 17 июня 2016 г. на пленарном заседании XX Петербургского международного экономического форума . Так проектное управление легло в основу приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».
Ряд муниципальных образований уже применяют на практике те или иные инструменты проектного управления. Некоторые из них внесли свой вклад в совершенствование методологии организации проектной деятельности в органах местного самоуправления. Однако, большинство моногородов по-прежнему уделяют недостаточное внимание организации проектной деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной реальности для обеспечения устойчивого социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований проектная деятельность способна открывать качественно новые возможности. Но эти возможности не используются или используются в недостаточной степени.
Степень разработанности проблемы. В настоящий момент научное представление об организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях находится в процессе формирования. Вопросы проектного управления широко представлены в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как А.В. Алешин, В.М. Аньшин, В.Н. Бурков, В.И. Воропаев, А.А. Гусаков, В.В. Коссов, И.Г. Лукманова, И.И. Мазур, В.Н. Михеев, Д.А. Новиков, В.В. Позняков, А.В. Полковников, М.Л. Разу, Л.Н. Боронина, Б.П. Титаренко, В.Д. Шапиро, Р. Арчибальд, Р. Тернер, Р. Гарайс, Г. Керцнер, Ш. Охара, К. Бредилье и др.
Темой управления проектами в муниципальных образованиях занимались Астахов Ю.В., Аржанухин С. В., Макович Г. В., Турьянский В.А.
Спецификой развития монопрофильных муниципальных образований с точки зрения современных трендов развития рассмотрена в работах Власовой Н.Ю., Дворядкиной Е.Б., Зарецкого А.Д., Любовного В.Я., Неклюдовой Т.А., Нещадина А.А., Сурниной Н.М., Тургель И.Д., Быковского В.А.
Объект исследования: проектная деятельность в муниципальных образованиях.
Предмет исследования: технологии организации и развития проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании.
Цель исследования - разработка рекомендаций по развитию проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать теоретические и методологические подходы к пониманию сущности и технологии организации проектной деятельности;
2. Изучить нормативно-правовые аспекты организации проектной деятельности в органах власти;
3. Исследовать лучшие практики организации проектной деятельности в муниципальных образованиях Российской Федерации;
4. Выделить особенности организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях;
5. Охарактеризовать проектную деятельность в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск;
6. Ознакомиться с практикой организации проектной деятельности градообразующим предприятием городского округа Краснотурьинск;
7. Разработать рекомендации по развитию проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании «городской округ Краснотурьинск»;
8. Разработать проект «Организация деятельности проектного офиса в городском округе Краснотурьинск».
В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как анализ документов, опрос, экспертное интервью и методы проектирования - сетевое, ресурсное календарное планирование.
Методологической и теоретической основой исследования стали работы современных отечественных и зарубежных ученых, изучающих вопросы развития монопрофильных муниципальных образований и проектного управления.
Эмпирическую базу работы составили:
- интервью с Главой городского округа Краснотурьинск, заместителем Главы по социальной политике, начальником управления по экономике, стратегическому развитию и промышленности и начальником отдела кадров и муниципальной службы;
- полуформализованное интервью с сотрудниками Администрации ГО Краснотурьинск (N=25, 2019);
- экспертное интервью с сотрудниками Центра социальных программ ОК РУСАЛ - менеджерами территориальных подразделений, которые ведут непосредственную работу по реализации социальных инициатив и сопровождению реализуемых проектов,
- анализ документов (нормативно-правовых актов).
Научная новизна работы: выделены особенности организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях, представлен опыт реализации социальных инвестиций градообразующего предприятия посредством проектной деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
Проектная деятельность - это особый вид управленческой деятельности, в основе которого лежит предварительно разработанный план действий по достижению конкретной цели, оптимально используя определенные ресурсы в определенный (наикратчайший) срок. Под технологией организации проектной деятельности понимается процесс реализации проекта по смене процессного подхода на результат-ориентированную деятельность, предполагающий сочетание квалифицированных навыков, мотивации проектной команды, технических решений и организационной поддержкой.
Муниципальные образования, внедряя практику проектной деятельности, опираются на документы федерального уровня. В частности, Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти (Минэкономразвития России № 26Р-АУ от 14 апреля 2014) и Стандарты управления проектами. Для дальнейшего развития нормативно-правовой базы необходимо разделить понятия эффективности и результативности проекта и адаптировать нормативно-правовую базу под муниципальные образования через внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ, а также федеральный закон от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проведенный анализ лучших практик внедрения проектной деятельности позволяет сделать следующие выводы: проектная деятельность более эффективна по достижению стратегических целей, чем программный и классический бюрократический подходы; важным звеном является координационный (управляющий) проектной деятельностью орган, который выделен в отдельную структуру, либо имеющийся орган, наделенный соответствующими полномочиями; работа по стимулированию сотрудников органов местного самоуправления должна иметь системный характер; на первом этапе организации проектной деятельности необходимо создать положительный опыт реализации пилотных проектов с дальнейшим развитием и наращиванием количества проектов и уровня их сложности.
При организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях определяющее значение имеют заинтересованность и профессионализм администрации территории, взаимодействие с градообразующим предприятием, вовлечение активного населения и некоммерческих организаций, государственная поддержка.
Организация проектной деятельности в Администрации городского округа Краснотурьинск демонстрирует фрагментарное, не системное использование проектных принципов управления. Фактически для достижения стратегических целей используется программный подход, а не проектное управление. Применяется малоэффективная организационная структура проектного управления, мотивация сотрудников находится на очень низком уровне, отсутствует специализированное программное обеспечение для сопровождения проектной деятельности, в штате нет специалистов по управлению проектами, сотрудники Администрации специального обучения методам проектного уравнения не проходили.
Благодаря проделанной Центром социальных программ ОК РУСАЛ в Краснотурьинске работе, созданы предпосылки для организации проектной деятельности: привлечено и обучено большое количество менеджеров социальных проектов, которые на практике показали свои умения в управлении проектами - при организации проектной деятельности в муниципальном образовании важно предусмотреть механизм их привлечения к разработке и реализации проектов; опыт реализации проектов обобщен и представлен населению в доступных формах - важно следовать этому примеру и при реализации проектов муниципального проектного офиса; отработана технология привлечения социальных партнеров при реализации проектов. Форма организации и опыт работы Центра социальных программ могут быть использованы как ориентиры для организации муниципального проектного офиса.
Разработаны рекомендации по развитию проектной деятельности, предполагающие вовлечение общественности в проектную деятельность, использование опыта и наработок градообразующего предприятия и оператора инвестиционных программ - Центра социальных программ ОК РУСАЛ, конкурсный отбор проектов, совершенствование системы финансового и нефинансового стимулирования сотрудников муниципальной администрации, разработку нормативных и регламентирующих документов, развитие существующей системы проектного управления за счет организации действующего на постоянной основе Проектного офиса.
Созданный в ходе реализации проекта Проектный офис будет стимулировать появление инновационных проектов в сфере муниципального управления и открывать новые горизонты развития местных сообществ, механизмов их взаимодействия с органами местного самоуправления, становясь катализатором активности и организационным исполнителем проектного подхода. Пилотный проект Краснотурьинского проектного офиса -конкурс грантов по привлечениею активных жителей и НКО к обучению проектному управлению. По итогам конкурса подразумевается реализация 3 проектов.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по совершенствованию проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании «городской округ Краснотурьинск» и проект по организации деятельности проектного офиса в городском округе Краснотурьинск.
Апробация результатов исследования. Основные положения магистерского исследования были представлены на конференции депутатов представительных органов муниципальных образований УрФО (секция «Стратегическое планирование») - с. Кадниково Сысертского городского округа (Свердловская область), 27-28 сентября 2019 г.; а также в следующих публикациях:
1. Вибе А. И. Организация проектного подхода в органах местного самоуправления: сценарный подход к определению результатов / А. И. Вибе, А. А. Кузьминчук // Молодой ученый. - 2019. - № 48 (286). - С. 346-348;
2. Вибе А. И. Организация проектной деятельности при реализации социальных инвестиций градообразующего предприятия монопрофильного муниципального образования на примере городского округа Краснотурьинск / А. И. Вибе // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 5 (45). - С. 176-181.
Структура диссертации: введение, 3 главы, 8 параграфов, заключение, библиографический список, приложения.
В сфере государственного и муниципального управления все более широкое распространение получает проектная деятельность, её развитие основано на методологии и использовании инструментария менеджмента, в котором основой выступает понятие проекта. Проектная деятельность - это особый вид управленческой деятельности, в основе которого лежит предварительно разработанный план действий по достижению конкретной цели, оптимально используя определенные ресурсы в определенный (наикратчайший) срок.
Переход от процессного управления к проектному становится новым этапом развития управления в монопрофильных муниципальных образованиях. Его внедрение целесообразно осуществлять в форме своеобразного проекта. Технология организации проектной деятельности включает в себя совокупность принципов проектного управления, четырех основных этапов (инициирование, разработка, реализация, завершение), трех основных и четырех вспомогательных процессов (организационная поддержка, управление мотивацией участников, управление компетенциями технологическая поддержка) для оптимального использования имеющихся ресурсов.
Несмотря на очевидный потенциал и перспективы проектной деятельности для повышения эффективности и результативности муниципального управления в части сокращения бюджетных расходов и повышения компетенции управленцев, в России так и не сформирована нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления в данном направлении.
В российских региональных органах исполнительной власти и государственных корпорациях существуют прецеденты успешной организации проектной деятельности, а также опыт создания проектных комитетов и проектных офисов. Несколько таких примеров представлено в данной выпускной квалификационной работе, а именно:
- на уровне субъекта РФ представлен опыт Белгородской области, в которой в проектную деятельность вовлечено 30 региональных органов власти и 22 муниципальных образования;
- на муниципальном уровне - организация проектной деятельности в
муниципальном образовании «город Когалым» ХМАО. Технология организации проектной деятельности в котором включает в себя следующие действия: назначение ответственного лица (органа исполнительной власти), наделенного полномочиями и ресурсами, разработка необходимых нормативно-регламентирующих документов системы проектной
деятельности, внедрение системы стимулирования и обучения специалистов, запуск информационной системы, реализация пилотных проектов.
Установлено, что при организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях определяющее значение имеют заинтересованность и профессионализм администрации территории, взаимодействие с градообразующим предприятием, вовлечение активного населения и некоммерческих организаций, государственная поддержка. Среди общих особенностей можно отметить важность:
- максимального использования опыта проектной деятельности градообразующего предприятия. Опираясь на него, при возможности, необходимо создавать проектный офис как гибридную структуру,
- активного привлечения жителей и некоммерческих организаций к реализации проектной деятельности,
- привлечения дополнительных финансовых средств на проекты из регионального и федерального бюджетов,
- включения в развитие инфраструктуры за счет участия в соответствующих федеральных программах после приобретения опыта управления проектами, т.к. чаще всего такие программы ориентированы на проектное управление,
- получения преференций за счет обретения особого статуса, например, территории опережающего социально-экономического развития, технополиса, технопарка и т.д.
В работе представлена характеристика организации проектной деятельности на территории монопрофильного муниципального образования «городской округ Краснотурьинск», фрагментарное, не системное использование проектных принципов управления. Фактически для достижения стратегических целей здесь используется программный подход.
Для оценки эффективности организации проектной деятельности в органах местного самоуправления было проведено эмпирическое исследование (полуформализованное интервью с Главой городского округа Краснотурьинск, заместителем Главы по социальной политике, начальником управления по экономике, стратегическому развитию и промышленности и начальником отдела кадров и муниципальной службы, полуформализованное интервью с сотрудниками Администрации ГО Краснотурьинск (N=25, 2019), анализ документов).
В соответствии с полученными данными можно сделать вывод, что, в муниципальном образовании применяется малоэффективная организационная структура проектного управления, мотивация сотрудников находится на низком уровне, отсутствует специализированное программное обеспечение для сопровождения проектной деятельности, в штате нет специалистов по управлению проектами, сотрудники Администрации специального обучения методам проектного уравнения не проходили. Инициировать разработку проекта может только Совет при Главе по стратегическому развитию, не предусмотрено методическое сопровождение процесса разработки проектов. Большинство опрошенных сотрудников органов местного самоуправления считают проектный подход малоэффективным для России. В действующей практике материального стимулирования не предусмотрены показатели, связанные с проектной деятельностью. Для сопровождения проектной деятельности используется программное обеспечение фирмы «САПФИР», данные в который вносятся только после перепроверки специалистами - сама система используется только как канал передачи информации. С 2017 года обучение проект-менеджменту проходил только Глава городского округа.
Анализ опыта организации проектной деятельности градообразующим предприятием показал, что благодаря проделанной Центром социальных программ ОК РУСАЛ в Краснотурьинске работе, созданы предпосылки для организации проектной деятельности: привлечено и обучено большое количество менеджеров социальных проектов, которые на практике показали свои умения в управлении проектами - при организации проектного офиса важно предусмотреть механизм их привлечения к разработке и реализации проектов; опыт реализации проектов обобщен и представлен населению в доступных формах - важно следовать этому примеру и при реализации проектов муниципального проектного офиса; отработана технология привлечения социальных партнеров при реализации проектов. Форма организации и опыт работы Центра социальных программ могут быть использованы как ориентиры для организации муниципального проектного офиса.
Разработаны рекомендации по развитию проектной деятельности, предполагающие вовлечение общественности в проектную деятельность, использование опыта и наработок градообразующего предприятия и оператора инвестиционных программ - Центра социальных программ ОК РУСАЛ, конкурсный отбор проектов, совершенствование системы финансового и нефинансового стимулирования сотрудников муниципальной администрации, разработку нормативных и регламентирующих документов, развитие существующей системы проектного управления за счет организации действующего на постоянной основе Проектного офиса.
Также разработан проект по организации деятельности проектного офиса в городском округе Краснотурьинск. Главная роль Краснотурьинского проектного офиса - это методическое, юридическое и технологическое сопровождение разработки проектов во взаимодействии с потенциальным заказчиком, представителями общественных организаций, активных граждан и конечных благополучателей. Проектный офис будет стимулировать появление инновационных проектов в сфере муниципального управления и открывать новые горизонты развития местных сообществ, механизмов их взаимодействия с органами местного самоуправления, становясь катализатором активности и организационным исполнителем проектного подхода. За время реализации проекта будет проведен конкурс грантов по привлечению активных жителей и НКО к обучению проектному управлению. По итогам конкурса подразумевается реализация 3 проектов. Проект будет реализован за 9 месяцев (261 день) при общей стоимости 2 258 770 рублей.
Переход от процессного управления к проектному становится новым этапом развития управления в монопрофильных муниципальных образованиях. Его внедрение целесообразно осуществлять в форме своеобразного проекта. Технология организации проектной деятельности включает в себя совокупность принципов проектного управления, четырех основных этапов (инициирование, разработка, реализация, завершение), трех основных и четырех вспомогательных процессов (организационная поддержка, управление мотивацией участников, управление компетенциями технологическая поддержка) для оптимального использования имеющихся ресурсов.
Несмотря на очевидный потенциал и перспективы проектной деятельности для повышения эффективности и результативности муниципального управления в части сокращения бюджетных расходов и повышения компетенции управленцев, в России так и не сформирована нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления в данном направлении.
В российских региональных органах исполнительной власти и государственных корпорациях существуют прецеденты успешной организации проектной деятельности, а также опыт создания проектных комитетов и проектных офисов. Несколько таких примеров представлено в данной выпускной квалификационной работе, а именно:
- на уровне субъекта РФ представлен опыт Белгородской области, в которой в проектную деятельность вовлечено 30 региональных органов власти и 22 муниципальных образования;
- на муниципальном уровне - организация проектной деятельности в
муниципальном образовании «город Когалым» ХМАО. Технология организации проектной деятельности в котором включает в себя следующие действия: назначение ответственного лица (органа исполнительной власти), наделенного полномочиями и ресурсами, разработка необходимых нормативно-регламентирующих документов системы проектной
деятельности, внедрение системы стимулирования и обучения специалистов, запуск информационной системы, реализация пилотных проектов.
Установлено, что при организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях определяющее значение имеют заинтересованность и профессионализм администрации территории, взаимодействие с градообразующим предприятием, вовлечение активного населения и некоммерческих организаций, государственная поддержка. Среди общих особенностей можно отметить важность:
- максимального использования опыта проектной деятельности градообразующего предприятия. Опираясь на него, при возможности, необходимо создавать проектный офис как гибридную структуру,
- активного привлечения жителей и некоммерческих организаций к реализации проектной деятельности,
- привлечения дополнительных финансовых средств на проекты из регионального и федерального бюджетов,
- включения в развитие инфраструктуры за счет участия в соответствующих федеральных программах после приобретения опыта управления проектами, т.к. чаще всего такие программы ориентированы на проектное управление,
- получения преференций за счет обретения особого статуса, например, территории опережающего социально-экономического развития, технополиса, технопарка и т.д.
В работе представлена характеристика организации проектной деятельности на территории монопрофильного муниципального образования «городской округ Краснотурьинск», фрагментарное, не системное использование проектных принципов управления. Фактически для достижения стратегических целей здесь используется программный подход.
Для оценки эффективности организации проектной деятельности в органах местного самоуправления было проведено эмпирическое исследование (полуформализованное интервью с Главой городского округа Краснотурьинск, заместителем Главы по социальной политике, начальником управления по экономике, стратегическому развитию и промышленности и начальником отдела кадров и муниципальной службы, полуформализованное интервью с сотрудниками Администрации ГО Краснотурьинск (N=25, 2019), анализ документов).
В соответствии с полученными данными можно сделать вывод, что, в муниципальном образовании применяется малоэффективная организационная структура проектного управления, мотивация сотрудников находится на низком уровне, отсутствует специализированное программное обеспечение для сопровождения проектной деятельности, в штате нет специалистов по управлению проектами, сотрудники Администрации специального обучения методам проектного уравнения не проходили. Инициировать разработку проекта может только Совет при Главе по стратегическому развитию, не предусмотрено методическое сопровождение процесса разработки проектов. Большинство опрошенных сотрудников органов местного самоуправления считают проектный подход малоэффективным для России. В действующей практике материального стимулирования не предусмотрены показатели, связанные с проектной деятельностью. Для сопровождения проектной деятельности используется программное обеспечение фирмы «САПФИР», данные в который вносятся только после перепроверки специалистами - сама система используется только как канал передачи информации. С 2017 года обучение проект-менеджменту проходил только Глава городского округа.
Анализ опыта организации проектной деятельности градообразующим предприятием показал, что благодаря проделанной Центром социальных программ ОК РУСАЛ в Краснотурьинске работе, созданы предпосылки для организации проектной деятельности: привлечено и обучено большое количество менеджеров социальных проектов, которые на практике показали свои умения в управлении проектами - при организации проектного офиса важно предусмотреть механизм их привлечения к разработке и реализации проектов; опыт реализации проектов обобщен и представлен населению в доступных формах - важно следовать этому примеру и при реализации проектов муниципального проектного офиса; отработана технология привлечения социальных партнеров при реализации проектов. Форма организации и опыт работы Центра социальных программ могут быть использованы как ориентиры для организации муниципального проектного офиса.
Разработаны рекомендации по развитию проектной деятельности, предполагающие вовлечение общественности в проектную деятельность, использование опыта и наработок градообразующего предприятия и оператора инвестиционных программ - Центра социальных программ ОК РУСАЛ, конкурсный отбор проектов, совершенствование системы финансового и нефинансового стимулирования сотрудников муниципальной администрации, разработку нормативных и регламентирующих документов, развитие существующей системы проектного управления за счет организации действующего на постоянной основе Проектного офиса.
Также разработан проект по организации деятельности проектного офиса в городском округе Краснотурьинск. Главная роль Краснотурьинского проектного офиса - это методическое, юридическое и технологическое сопровождение разработки проектов во взаимодействии с потенциальным заказчиком, представителями общественных организаций, активных граждан и конечных благополучателей. Проектный офис будет стимулировать появление инновационных проектов в сфере муниципального управления и открывать новые горизонты развития местных сообществ, механизмов их взаимодействия с органами местного самоуправления, становясь катализатором активности и организационным исполнителем проектного подхода. За время реализации проекта будет проведен конкурс грантов по привлечению активных жителей и НКО к обучению проектному управлению. По итогам конкурса подразумевается реализация 3 проектов. Проект будет реализован за 9 месяцев (261 день) при общей стоимости 2 258 770 рублей.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Создание условий для импортозамещения на муниципальном уровне
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Внедрение инновационных институтов в процессе управления моногородами Республики Татарстан
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНИЦЫ
ЕКАТЕРИНОГРАДСКОЙ ПРОХЛАДНЕНСКОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА ПРОХОРОВКА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Исследование эффективности реализации инвестиционного проекта на основе
сравнительного анализа конкурентных преимуществ территорий развития (на
примере особых экономических зон)
Магистерская диссертация, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018



