РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Проектная деятельность: сущность и технология организации 13
1.2. Нормативно-правовые аспекты организации проектной деятельности в
органах власти 23
1.3. Практики организации проектной деятельности в муниципальных
образованиях Российской Федерации 29
1.4. Особенности организации проектной деятельности в
монопрофильных муниципальных образованиях 40
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОТУРЬИНСК» 48
2.1. Характеристика проектной деятельности в органах местного
самоуправления городского округа Краснотурьинск 48
2.2. Проектная деятельность градообразующего предприятия городского
округа Краснотурьинск 61
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВМОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОТУРЬИНСК» 71
3.1. Рекомендации по совершенствованию проектной деятельности в
монопрофильном муниципальном образовании «городской округ Краснотурьинск» 71
3.2. Проект «Организация деятельности проектного офиса в городском
округе Краснотурьинск» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
В настоящее время десятая часть населения России проживает в 321 монопрофильном муниципальном образовании. Это территории, на которых социально-экономическое развитие неразрывно связано с одним предприятием или отраслью. Государство оказывает существенную поддержку моногородам для обеспечения условий их устойчивого развития. При этом, организационная структура, функции и бюрократическая модель органов местного самоуправления не позволяет эффективно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
В российской практике государственного управления активно внедряются проектные технологии, позволяющие наиболее оптимальным способом достигать поставленных целей и соответствовать современным вызовам . Сегодня проектная деятельность получает все более широкое распространение и в управлении монопрофильными муниципальными образованиями. Это связано с тем, что методология проектного управления ориентирована на достижение конкретных результатов, а также зарекомендовала себя высокой степенью надежности достижения поставленных целей в оптимальные сроки и в рамках выделенного бюджета.
Особое внимание применению методологии управления проектами на муниципальном уровне было обращено высшим руководством страны 17 июня 2016 г. на пленарном заседании XX Петербургского международного экономического форума . Так проектное управление легло в основу приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».
Ряд муниципальных образований уже применяют на практике те или иные инструменты проектного управления. Некоторые из них внесли свой вклад в совершенствование методологии организации проектной деятельности в органах местного самоуправления. Однако, большинство моногородов по-прежнему уделяют недостаточное внимание организации проектной деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной реальности для обеспечения устойчивого социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований проектная деятельность способна открывать качественно новые возможности. Но эти возможности не используются или используются в недостаточной степени.
Степень разработанности проблемы. В настоящий момент научное представление об организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях находится в процессе формирования. Вопросы проектного управления широко представлены в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как А.В. Алешин, В.М. Аньшин, В.Н. Бурков, В.И. Воропаев, А.А. Гусаков, В.В. Коссов, И.Г. Лукманова, И.И. Мазур, В.Н. Михеев, Д.А. Новиков, В.В. Позняков, А.В. Полковников, М.Л. Разу, Л.Н. Боронина, Б.П. Титаренко, В.Д. Шапиро, Р. Арчибальд, Р. Тернер, Р. Гарайс, Г. Керцнер, Ш. Охара, К. Бредилье и др.
Темой управления проектами в муниципальных образованиях занимались Астахов Ю.В., Аржанухин С. В., Макович Г. В., Турьянский В.А.
Спецификой развития монопрофильных муниципальных образований с точки зрения современных трендов развития рассмотрена в работах Власовой Н.Ю., Дворядкиной Е.Б., Зарецкого А.Д., Любовного В.Я., Неклюдовой Т.А., Нещадина А.А., Сурниной Н.М., Тургель И.Д., Быковского В.А.
Объект исследования: проектная деятельность в муниципальных образованиях.
Предмет исследования: технологии организации и развития проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании.
Цель исследования - разработка рекомендаций по развитию проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать теоретические и методологические подходы к пониманию сущности и технологии организации проектной деятельности;
2. Изучить нормативно-правовые аспекты организации проектной деятельности в органах власти;
3. Исследовать лучшие практики организации проектной деятельности в муниципальных образованиях Российской Федерации;
4. Выделить особенности организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях;
5. Охарактеризовать проектную деятельность в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск;
6. Ознакомиться с практикой организации проектной деятельности градообразующим предприятием городского округа Краснотурьинск;
7. Разработать рекомендации по развитию проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании «городской округ Краснотурьинск»;
8. Разработать проект «Организация деятельности проектного офиса в городском округе Краснотурьинск».
В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как анализ документов, опрос, экспертное интервью и методы проектирования - сетевое, ресурсное календарное планирование.
Методологической и теоретической основой исследования стали работы современных отечественных и зарубежных ученых, изучающих вопросы развития монопрофильных муниципальных образований и проектного управления.
Эмпирическую базу работы составили:
- интервью с Главой городского округа Краснотурьинск, заместителем Главы по социальной политике, начальником управления по экономике, стратегическому развитию и промышленности и начальником отдела кадров и муниципальной службы;
- полуформализованное интервью с сотрудниками Администрации ГО Краснотурьинск (N=25, 2019);
- экспертное интервью с сотрудниками Центра социальных программ ОК РУСАЛ - менеджерами территориальных подразделений, которые ведут непосредственную работу по реализации социальных инициатив и сопровождению реализуемых проектов,
- анализ документов (нормативно-правовых актов).
Научная новизна работы: выделены особенности организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях, представлен опыт реализации социальных инвестиций градообразующего предприятия посредством проектной деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
Проектная деятельность - это особый вид управленческой деятельности, в основе которого лежит предварительно разработанный план действий по достижению конкретной цели, оптимально используя определенные ресурсы в определенный (наикратчайший) срок. Под технологией организации проектной деятельности понимается процесс реализации проекта по смене процессного подхода на результат-ориентированную деятельность, предполагающий сочетание квалифицированных навыков, мотивации проектной команды, технических решений и организационной поддержкой.
Муниципальные образования, внедряя практику проектной деятельности, опираются на документы федерального уровня. В частности, Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти (Минэкономразвития России № 26Р-АУ от 14 апреля 2014) и Стандарты управления проектами. Для дальнейшего развития нормативно-правовой базы необходимо разделить понятия эффективности и результативности проекта и адаптировать нормативно-правовую базу под муниципальные образования через внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ, а также федеральный закон от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проведенный анализ лучших практик внедрения проектной деятельности позволяет сделать следующие выводы: проектная деятельность более эффективна по достижению стратегических целей, чем программный и классический бюрократический подходы; важным звеном является координационный (управляющий) проектной деятельностью орган, который выделен в отдельную структуру, либо имеющийся орган, наделенный соответствующими полномочиями; работа по стимулированию сотрудников органов местного самоуправления должна иметь системный характер; на первом этапе организации проектной деятельности необходимо создать положительный опыт реализации пилотных проектов с дальнейшим развитием и наращиванием количества проектов и уровня их сложности.
При организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях определяющее значение имеют заинтересованность и профессионализм администрации территории, взаимодействие с градообразующим предприятием, вовлечение активного населения и некоммерческих организаций, государственная поддержка.
Организация проектной деятельности в Администрации городского округа Краснотурьинск демонстрирует фрагментарное, не системное использование проектных принципов управления. Фактически для достижения стратегических целей используется программный подход, а не проектное управление. Применяется малоэффективная организационная структура проектного управления, мотивация сотрудников находится на очень низком уровне, отсутствует специализированное программное обеспечение для сопровождения проектной деятельности, в штате нет специалистов по управлению проектами, сотрудники Администрации специального обучения методам проектного уравнения не проходили.
Благодаря проделанной Центром социальных программ ОК РУСАЛ в Краснотурьинске работе, созданы предпосылки для организации проектной деятельности: привлечено и обучено большое количество менеджеров социальных проектов, которые на практике показали свои умения в управлении проектами - при организации проектной деятельности в муниципальном образовании важно предусмотреть механизм их привлечения к разработке и реализации проектов; опыт реализации проектов обобщен и представлен населению в доступных формах - важно следовать этому примеру и при реализации проектов муниципального проектного офиса; отработана технология привлечения социальных партнеров при реализации проектов. Форма организации и опыт работы Центра социальных программ могут быть использованы как ориентиры для организации муниципального проектного офиса.
Разработаны рекомендации по развитию проектной деятельности, предполагающие вовлечение общественности в проектную деятельность, использование опыта и наработок градообразующего предприятия и оператора инвестиционных программ - Центра социальных программ ОК РУСАЛ, конкурсный отбор проектов, совершенствование системы финансового и нефинансового стимулирования сотрудников муниципальной администрации, разработку нормативных и регламентирующих документов, развитие существующей системы проектного управления за счет организации действующего на постоянной основе Проектного офиса.
Созданный в ходе реализации проекта Проектный офис будет стимулировать появление инновационных проектов в сфере муниципального управления и открывать новые горизонты развития местных сообществ, механизмов их взаимодействия с органами местного самоуправления, становясь катализатором активности и организационным исполнителем проектного подхода. Пилотный проект Краснотурьинского проектного офиса -конкурс грантов по привлечениею активных жителей и НКО к обучению проектному управлению. По итогам конкурса подразумевается реализация 3 проектов.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по совершенствованию проектной деятельности в монопрофильном муниципальном образовании «городской округ Краснотурьинск» и проект по организации деятельности проектного офиса в городском округе Краснотурьинск.
Апробация результатов исследования. Основные положения магистерского исследования были представлены на конференции депутатов представительных органов муниципальных образований УрФО (секция «Стратегическое планирование») - с. Кадниково Сысертского городского округа (Свердловская область), 27-28 сентября 2019 г.; а также в следующих публикациях:
1. Вибе А. И. Организация проектного подхода в органах местного самоуправления: сценарный подход к определению результатов / А. И. Вибе, А. А. Кузьминчук // Молодой ученый. - 2019. - № 48 (286). - С. 346-348;
2. Вибе А. И. Организация проектной деятельности при реализации социальных инвестиций градообразующего предприятия монопрофильного муниципального образования на примере городского округа Краснотурьинск / А. И. Вибе // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 5 (45). - С. 176-181.
Структура диссертации: введение, 3 главы, 8 параграфов, заключение, библиографический список, приложения.
В сфере государственного и муниципального управления все более широкое распространение получает проектная деятельность, её развитие основано на методологии и использовании инструментария менеджмента, в котором основой выступает понятие проекта. Проектная деятельность - это особый вид управленческой деятельности, в основе которого лежит предварительно разработанный план действий по достижению конкретной цели, оптимально используя определенные ресурсы в определенный (наикратчайший) срок.
Переход от процессного управления к проектному становится новым этапом развития управления в монопрофильных муниципальных образованиях. Его внедрение целесообразно осуществлять в форме своеобразного проекта. Технология организации проектной деятельности включает в себя совокупность принципов проектного управления, четырех основных этапов (инициирование, разработка, реализация, завершение), трех основных и четырех вспомогательных процессов (организационная поддержка, управление мотивацией участников, управление компетенциями технологическая поддержка) для оптимального использования имеющихся ресурсов.
Несмотря на очевидный потенциал и перспективы проектной деятельности для повышения эффективности и результативности муниципального управления в части сокращения бюджетных расходов и повышения компетенции управленцев, в России так и не сформирована нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления в данном направлении.
В российских региональных органах исполнительной власти и государственных корпорациях существуют прецеденты успешной организации проектной деятельности, а также опыт создания проектных комитетов и проектных офисов. Несколько таких примеров представлено в данной выпускной квалификационной работе, а именно:
- на уровне субъекта РФ представлен опыт Белгородской области, в которой в проектную деятельность вовлечено 30 региональных органов власти и 22 муниципальных образования;
- на муниципальном уровне - организация проектной деятельности в
муниципальном образовании «город Когалым» ХМАО. Технология организации проектной деятельности в котором включает в себя следующие действия: назначение ответственного лица (органа исполнительной власти), наделенного полномочиями и ресурсами, разработка необходимых нормативно-регламентирующих документов системы проектной
деятельности, внедрение системы стимулирования и обучения специалистов, запуск информационной системы, реализация пилотных проектов.
Установлено, что при организации проектной деятельности в монопрофильных муниципальных образованиях определяющее значение имеют заинтересованность и профессионализм администрации территории, взаимодействие с градообразующим предприятием, вовлечение активного населения и некоммерческих организаций, государственная поддержка. Среди общих особенностей можно отметить важность:
- максимального использования опыта проектной деятельности градообразующего предприятия. Опираясь на него, при возможности, необходимо создавать проектный офис как гибридную структуру,
- активного привлечения жителей и некоммерческих организаций к реализации проектной деятельности,
- привлечения дополнительных финансовых средств на проекты из регионального и федерального бюджетов,
- включения в развитие инфраструктуры за счет участия в соответствующих федеральных программах после приобретения опыта управления проектами, т.к. чаще всего такие программы ориентированы на проектное управление,
- получения преференций за счет обретения особого статуса, например, территории опережающего социально-экономического развития, технополиса, технопарка и т.д.
В работе представлена характеристика организации проектной деятельности на территории монопрофильного муниципального образования «городской округ Краснотурьинск», фрагментарное, не системное использование проектных принципов управления. Фактически для достижения стратегических целей здесь используется программный подход.
Для оценки эффективности организации проектной деятельности в органах местного самоуправления было проведено эмпирическое исследование (полуформализованное интервью с Главой городского округа Краснотурьинск, заместителем Главы по социальной политике, начальником управления по экономике, стратегическому развитию и промышленности и начальником отдела кадров и муниципальной службы, полуформализованное интервью с сотрудниками Администрации ГО Краснотурьинск (N=25, 2019), анализ документов).
В соответствии с полученными данными можно сделать вывод, что, в муниципальном образовании применяется малоэффективная организационная структура проектного управления, мотивация сотрудников находится на низком уровне, отсутствует специализированное программное обеспечение для сопровождения проектной деятельности, в штате нет специалистов по управлению проектами, сотрудники Администрации специального обучения методам проектного уравнения не проходили. Инициировать разработку проекта может только Совет при Главе по стратегическому развитию, не предусмотрено методическое сопровождение процесса разработки проектов. Большинство опрошенных сотрудников органов местного самоуправления считают проектный подход малоэффективным для России. В действующей практике материального стимулирования не предусмотрены показатели, связанные с проектной деятельностью. Для сопровождения проектной деятельности используется программное обеспечение фирмы «САПФИР», данные в который вносятся только после перепроверки специалистами - сама система используется только как канал передачи информации. С 2017 года обучение проект-менеджменту проходил только Глава городского округа.
Анализ опыта организации проектной деятельности градообразующим предприятием показал, что благодаря проделанной Центром социальных программ ОК РУСАЛ в Краснотурьинске работе, созданы предпосылки для организации проектной деятельности: привлечено и обучено большое количество менеджеров социальных проектов, которые на практике показали свои умения в управлении проектами - при организации проектного офиса важно предусмотреть механизм их привлечения к разработке и реализации проектов; опыт реализации проектов обобщен и представлен населению в доступных формах - важно следовать этому примеру и при реализации проектов муниципального проектного офиса; отработана технология привлечения социальных партнеров при реализации проектов. Форма организации и опыт работы Центра социальных программ могут быть использованы как ориентиры для организации муниципального проектного офиса.
Разработаны рекомендации по развитию проектной деятельности, предполагающие вовлечение общественности в проектную деятельность, использование опыта и наработок градообразующего предприятия и оператора инвестиционных программ - Центра социальных программ ОК РУСАЛ, конкурсный отбор проектов, совершенствование системы финансового и нефинансового стимулирования сотрудников муниципальной администрации, разработку нормативных и регламентирующих документов, развитие существующей системы проектного управления за счет организации действующего на постоянной основе Проектного офиса.
Также разработан проект по организации деятельности проектного офиса в городском округе Краснотурьинск. Главная роль Краснотурьинского проектного офиса - это методическое, юридическое и технологическое сопровождение разработки проектов во взаимодействии с потенциальным заказчиком, представителями общественных организаций, активных граждан и конечных благополучателей. Проектный офис будет стимулировать появление инновационных проектов в сфере муниципального управления и открывать новые горизонты развития местных сообществ, механизмов их взаимодействия с органами местного самоуправления, становясь катализатором активности и организационным исполнителем проектного подхода. За время реализации проекта будет проведен конкурс грантов по привлечению активных жителей и НКО к обучению проектному управлению. По итогам конкурса подразумевается реализация 3 проектов. Проект будет реализован за 9 месяцев (261 день) при общей стоимости 2 258 770 рублей.
1. Аржанухин С. В. Управление проектами в муниципальных образованиях: монография / С. В. Аржанухин, Г. В. Макович. - Москва: Издательский дом Академии Естествознания, 2018. - 136 с.
2. Боронина Л. Н. Основы управления проектами: учеб. пособие / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.
3. Гусаков А. А. Системотехника строительства: РАН Совет по комплексной проблеме «Кибернетика». 2-е изд., перераб. и доп. / А. А. Гусаквв. - Москва: Стройиздат, 1993.
4. Гусаков А. А. Организационно-технологическая надежность строительства / А. А. Гусаков, А. В. Гинзбург, С. А. Веремеенко и др. - Москва: ЗуКАрус, 1994. - 472 с.
5. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: ок. 50000 слов. 4-е изд., стереотип / И. Х. Дворецкий. - Москва: 1996. - 624 с.
6. Ильина О. Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие: вузовский учебник / О. Н. Ильина. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 208 с.
7. Крутиков В. К. Моногорода: учебно-методическое пособие / В. К. Крутиков, Т. В. Дорожкина, Д. В. Тютин, М. В. Якунина. - Калуга: АКФ «Политоп», 2017. - 158 с.
8. Мазур И. И. Управление проектами / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге, А. В. Полковников. - Москва: Омега-Л, 2009.
9. Титаренко Б. П. Разработка и применение робастных методов прикладного статистического анализа в задачах АСУС / Б. П. Титаренко. - Москва: 1992. - 370 с.
10. Товб А. С. Управление проектами: стандарты, методы, опыт / А. С. Товб, Г. Л. Ципес. - Москва: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2003. — 240 с.
11. Полковников А. Эффективное управление проектами / А. Полковников. - Москва: 1998. - 92 с.
12. Васильев Д. К. Типовые решения в управлении проектами / Д. К. Васильев, А. Ю. Заложнев, Д. А. Новиков, А. В. Цветков. - Москва: ИПУ РАН (научное издание), 2003. - 75 с.
13. Алешин А. В. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник / А. В. Алешин, В. М. Аньшин, К. А. Багратиони и др. ; под ред. В. М. Аньшина, О. Н. Ильиной ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 620 с. [4]
14. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). - Шестое издание. Agile: практическое руководство. Newtown Square, PA: Project Management Institute, 2017.
15. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник/коллектив авторов; под ред. Проф. М.Л.Разу. - Москва: КНОРУС, 2007. С. 31.
16. Парчайкина Е. А. Нормативно-правовое регулирование проектного управления в органах власти: сборник материалов IX международной очно-заочной научно-практической конференции. - Самара: СГЭУ, 2019.
17. Жукова Т. Н. Проектное управление (методологический аспект) / Т. Н. Жукова. Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2011.
18. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 г. N 1050.
19. О Совете по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации: приказ Министерства экономического развития РФ от 5 июня 2013 года N 304.
20. Приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов»
URL: http://government.ru/projects/selection/657/25595/(дата обращения:
20.05.2020)
21. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти: распоряжение Минэкономразвития России № 26Р-АУ от 14 апреля 2014 г.
22. О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам: Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2016 года № 306 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40945
23. Методические рекомендации по применению проектного управления при решении задач улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, разработанные автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». [Электронный ресурс] URL: http://asi.ru/upload/iblock/238/ MetodicheskieRecomendazii_all.pdf.
24. Стратегия развития городского округа Краснотурьинск до 2030 года
25. Комплексная программа «Развитие моногорода Краснотурьинск», 2018 год
26. Бюджет городского округа Краснотурьинск на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.
27. Андросова В. Е. Специфика организации эффективной системы административного управления муниципалитета на основе проектного подхода. / В. Е. Андросова, И. В. Равлюк, Г. И. Шахворостов // Регион: государственное и муниципальное управление. - 2016. - № 4. - С. 8.
28. Анцев А. В. Техническая эксплуатация технологического оборудования на основе проектного подхода / А. В. Анцев // Известия ТулГУ. Технические науки. - 2011. - № 3. - С. 331-338.
29. Доклад Азарова Д.И. на заседании Комитета Совета Федерации по
федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам от 24.03.2017 URL:
http://council.gov.ru/media/files/aTEDPMlBciNbyFSOpjvNwS9E9TvbqlTu.pdf(дата обращения 28.05.2020)
30. Загорская Е. Г. Муниципальный проектный офис. Опыт города Когалыма / Е. Г. Загорская. Электронный ресурс. URL: http: //buj et.ru/article/383896.php
31. Игнатова А. М. Применение проектного метода государственном управлении современной России / А. М. Игнатова // Маркетинг МИФ. Маркетинговое управление предприятием. - 2016. - № 1. - С. 176-189.
32. Киселева Н. Н. Модернизация государственного управления как условие расширенного воспроизводства в регионах СКФО / Н. Н. Киселева, А. А. Орлянская // Региональная экономика. Юг России. - 2015. - № 2. - С. 18¬24.
33. Котова Е. С. Реализация проектного управления в муниципальных образованиях Белгородской области / Е. С. Котова // Молодой ученый. - 2019. - №2. - С. 224-228. URL: https://moluch.ru/archive/240/55515/(дата обращения: 19.12.2019).
34. Мироненко Н. В. Эволюция развития проектного управления в
России и за рубежом / Н.В. Мироненко, О.В. Леонова // Управленческое консультирование. - 2017. - № 6. - С. 65-72. URL:
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2017-6-65-72(дата обращения: 21.05.2020)
35. Никаноров С. П. Концептуализация предметных областей / С.П. Никаноров. - Москва: Концепт, 2009. - 268 с.
36. Никаноров С.П. Концептуальное проектирование организаций как средство решения проблемы управляемости. Проблемы автоматизации управления строительством. Проектирование организаций ЦНИПИАСС Госстроя СССР / С.П. Никаноров. Т. М. -1977. - № 17. - С. 12-19.
37. Об организации проектной деятельности в Правительстве
Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 03.01.2019). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/ (дата обращения: 30.04.2020).
38. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению
проектного управления в органах исполнительной власти: распоряжение Минэкономразвития России № 26Р-АУ от 14 апреля 2014 г. URL: http: //economy .gov.ru/minec/about/structure/depstrategy/201404181 (дата
обращения: 30.04.2020).
39. Опыт организации проектной деятельности в органах власти
Белгородской области. - Режим доступа: http://www.mineco04.ru/razvitie- predprinimatelstva-v-respublike-altay/Презентация_Опыт %20организации
%20проектной %20деятельности %20в %20органах %20власти %20Белгородской %20области %20(Павлова %20O.).pdf (дата обращения: 09.01.2020)
40. Отчет за период январь-ноябрь 2019 года о применении кадровой практики «Оценка эффективности, результативности профессиональной деятельности и премировании в исполнительно - распорядительном органе местного самоуправления», электронная версия
41. Отчет об устойчивом развитии за 2018 год. URL: https://rusal.ru/upload/iblock/454/4540d91ce09d22a8b951f574b6ac8474.pdf(дата обращения: 11.05.2020)
42. Пленарное заседание Петербургского международного
экономического форума. 17.06.2016, 16:20. Режим доступа: http://www.
kremlin.ru/events/president/news/52178(дата обращения: 30.01.2020).
43. Плотникова М. А. Сопроводительное письмо к кадровой практике «Оценка эффективности, результативности профессиональной деятельности и премировании в исполнительно - распорядительном органе местного самоуправления», 2019 год.
44. Практика проектного управления в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области. — Режим доступа: http://gosservice48.ra/sites/default/files/files/Презентации/Практикапроектногоу правленияв %20OИВ.pdf (дата обращения: 09.01.2020).
45. Презентация «Опыт внедрения проектной деятельности в ХМАО- Югра». Режим доступа: http://olimp.ac.gov.ru/best/opyt-hmao-jugry/
46. Проектное управление в Белгородской области. — Режим доступа: http://bujet.ru/article/193742.php(дата обращения: 09.01.2020).
47. Прокофьев С. Е. Организация проектного управления в органах государственной власти / С. Е. Прокофьев, А. И. Васильев // Московский экономический журнал. - 2019. - №3.
48. Рыбкина Е. А. Город как инвестиционный проект. Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики: материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар., 2 марта 2017 г., // Е. А. Рыбкина, Д. Р. Нестулаева, А. Ф. Гумерова. Набережные Челны, 2017. - С. 249-253.
49. Савченко Я. В. Развитие системы управления проектной деятельностью в органах государственной власти на мезоуровне / Я. В. Савченко // Управленец. 2018. Т. 9. №6. С. 58-67
50. Строилова Э. В. Проектный менеджмент и реинжиниринг / Э. В. Строилова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4-5. С. 1206-1210.
51. Фисенко С. Б. Внедрение механизма проектного управления на предприятиях лесной промышленности / С. Б. Фисенко // ТДР. - 2013. - № 4. С. 222-224.
52. Цогоев М. М. Современные подходы к определению понятия «управление проектами» / М. М. Цогоев // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - №4.
53. Официальный сайт PMI - о членстве в организации. URL: https://www.pmi.org/membership(дата обращения: 21.05.2020)
54. Официальный сайт Администрации города Когалым. Режим доступа: http: //admkogalym.ru/administration/
55. Официальный сайт Акционерное общество "Объединённая компания РУСАЛ Уральский Алюминий" (АО "РУСАЛ Урал"). URL: https://baz.rusal.ru/(дата обращения 27.04.2020)
56. Официальный сайт Городского округа Краснотурьинск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://movp.ru/(дата обращения : 18.09.2019).
57. Официальный сайт Моногорода.РФURL: http://моногорода.рф/work/ (дата обращения: 20.05.2020)
58. Официальный сайт ОК РУСАЛ. URL: https://rusal.ru/sustainability/(дата обращения 10.05.2020)
59. Официальный сайт Фонда «Вольное дело» URL: http://volnoe-delo.ru/
60. Официальный сайт фонда ЦСП ОК РУСАЛ. URL: https://fcsp.ru/fond/(дата обращения: 10.05.2020)
61. Официальный сайт фонда-оператора Президентских грантов URL:
https://президентскиегранты.рф/public/home/about (дата обращения
31.05.2020)
62. Сайт конкурса «Проектный Олимп». Режим доступа: http ://olimp.ac. gov .ru/be st/opyt-hmao-j ugry/
63. Сайт Фонда https://www.fondpotanin.ru/about/