Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы обучения праву в информационно - образовательной среде

Работа №100755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
ПРАВА 8
1.1. Теория и методика преподавания правовых дисциплин как
педагогическая наука 8
1.2. Дидактические методы обучения 13
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ МНОГОКОМПОНЕНТНАЯ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 25
2.1. Содержание информационно - образовательной среды образовательного
учреждения 25
2.2. Обоснование выбора методов и педагогических технологий
обучения праву в информационно-образовательной
среде 32
2.3. Методы и педагогические технологии обучения праву, применяемые в информационно образовательной
среде 39
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ПОВЫШЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО
УРОКА ПО ПРАВУ 54
3.1. Развитие эмоционально - ценностного отношения обучающихся к содержанию правового обучения методами преподавания права
с применением аудиовизуальных компьютерных
средств 54
3.2. Эффективность использования веб - квеста в правовом обучении
курса правовое образование как комплекса активных и интерактивных методов преподавания права 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Современная концепция правового обучения в нашей стране, актуализирующая гражданско - правовое воспитание в свете становления демократического правового Российского государства, в условиях постиндустриализации и информатизации общества ставит своей целью достижение нового качества обучения, а именно:
1. развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
2. умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
3. готовность к сотрудничеству, развитие способности к
созидательной деятельности, толерантности, терпимости к чужому мнению;
4. умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.[54,с.9]
Обновленные цели, обусловленные новыми требованиями экономики и влиянием научно технического прогресса, повлияли на изменение содержания и форм организации образовательного процесса, что повлекло за собой необходимость применения преподавателями инновационных педагогических технологий, методов и использования современных информационных технологий в качестве вспомогательных средств. Процедура организации информационно - образовательной среды в образовательном поле системы общего образования предусматривает создание нормативно-правовых, организационных и материально-технических условий, а также программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса. Имеющиеся затруднения в выборе и применении соответствующих методов обучения с использованием информационно - коммуникационных технологий субъектами образования, на данном этапе вызваны недостаточным обеспечением преподавателей современной учебной и методической литературой, рассматривающей вопросы совершенствования форм, методов, приёмов работы по использованию информационно - коммуникационных средств в обучении праву на теоретической основе.
Актуальность нашего исследования состоит в противоречии между прежними подходами к дидактическим и методическим основаниям образовательного процесса и дидактическими и методическими потребностями в преподавании права в условиях современной информационно - образовательной среды.
Проблема исследования обусловлена потребностью в дидактическом обосновании выбора методов обучения праву c использованием информационно-коммуникационных средств, позволяющему субъектам образовательного процесса в полной мере решить учебные и воспитательные задачи обучения праву.
Современная модернизация образования предусматривает экономическое и технологическое оснащение, постановку новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени, развитие идеи формирования высокого уровня правовой культуры учащихся в общеобразовательных организациях. Успешность решения данной дидактической задачи в определённой психолого - педагогической ситуации будет зависеть от профессиональной грамотности и компетенции преподавателя.
Данная работа была написана с использованием научной и учебно - методической литературы, статей в периодических научных изданиях Российской Федерации, нормативно - законодательных актов Российской Федерации. Основными источниками, раскрывающими дидактические и теоретические основы методики преподавания, и в частности методики преподавания права, стали работы И. Я. Лернер [19], Ю. К. Бабанского [2], В.А. Сластенина [38], Е. А. Певцовой [24], Е.М. Кропанёвой [16], С. А. Морозовой [23], Г. Д. Шкарлупиной.[45]. В данных источниках рассмотрены такие понятия как методология методики преподавания правового образования, дидактические и теоретические основы выбора методов обучения, методика преподавания права, инновационные технологии, их место и значимость в структуре правового образования.
Внедрение в обучение новых информационных технологий как фактора изменяющего содержание, структуру образовательного процесса можно проследить в исследовательских работах раскрывающих общие педагогические аспекты компьютеризации образования В. П. Беспалько [4], Г.К Селевко[34], И. Н. Семёновой[35], Б.Е. Стариченко[40], И .В. Роберт[31]. Изменение парадигмы информационного взаимодействия образовательного назначения, осуществляемого в информационно - образовательной среде, реализация возможностей информационно - коммуникационных технологий в качестве средства оптимизации и дидактического усилителя образовательного процесса, вот тот не полный список рассматриваемых проблем.
Отечественный опыт внедрения современных педагогических технологий, применяемых в методике преподавания права, применение технологий проектно - исследовательской деятельности обучающихся, инновационных информационно - коммуникационных технологий рассмотрены на основе статей в периодической печати И.А. Акинин[1], Е. В. Шлыкова[46], Т.А. Письменская[27], В.Н Ильченко[13], М.А. Воробьёва[5], О. Н. Грибан,[9].
Объект исследования - теоретические основания методического обеспечения деятельности преподавателя в условиях современной информационно-образовательной среды.
Предмет исследования - дидактические методы обучения.
Цель исследования: выделить, систематизировать и обобщить методы обучения праву в информационно - образовательной среде.
Представленные выше объект, предмет, проблема и цель исследования определили задачи:
- Определить теоретические и дидактические основы методики преподавания права;
- Рассмотреть классификации общедидактических методов обучения;
- рассмотреть методы и приёмы в современном образовании с использованием информационно - технологических коммуникаций;
- конкретизировать суть понятия информационно - образовательная среда, выявить её структурные компоненты;
- выделить методы обучения, применяемые в преподавании права с использованием информационно - технологических коммуникаций
С целью решения поставленных задач использованы - диалектический метод познания; аксиоматический метод, метод теоретического исследования - метод дедукции, методы изучения педагогического опыта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ методологии методики преподавания права позволил определить её как педагогическую науку, имеющую предметом исследования - процесс обучения праву, способах научного познания посредством исследовательской деятельности общих закономерностей рассматриваемых явлений для оптимизации процесса правового обучения и воспитания. Организованная на основе педагогике - правовой методологии, отмеченной общетеоретическими, педагогическими, психологическими принципами, педагогическая деятельность способна организовать образовательную среду, наполненную правовым содержанием и применением дидактически обоснованных методов, которая способствует достижению образовательных результатов и формирования высокого уровня правовой культуры обучающихся.
Рассматривая методику преподавания права как учебную дисциплину, считаем нужным выделить наиболее научно обоснованные классификации дидактических методов обучения праву. Изучение научно обоснованной методологической основы классификации дидактов Ю. К. Бабанского и И. Я. Лернера в соавторстве с М. Н. Скаткиным, позволяет осознать дидактические закономерности процесса образования во взаимосвязи деятельности субъектов обучения и его предметного содержания. Основание классификации Ю. К. Бабанского - целостный подход к образовательному процессу с раскрытием связей функции обучения и учения, группирование методов с выделением доминирующей функции - действенной, стимулирующей, контрольно - оценочной позволяет смоделировать преподавателем учебный процесс с наиболее прогнозируемым результатом. Проведённая нами сравнительная характеристика существующих классификаций методов обучения позволила особо выделить классификацию И. Я Лернера и М. Н. Скаткина в связи с обоснованием дидактического принципа научности обучения, взаимосвязи трёх элементов содержания образования - усвоение знания, овладение способами решения возникших проблем и творческое применение, обусловленное конечным результатом, имеющим общественную или субъективную значимость. Совокупность методов из обозначенных нами классификаций может использоваться в правовом образовании с целью повышения качества усвоения правового знания, усиливающего эффект практического назначения.
Направленность государственной политики в сфере образования на развитие информационно - образовательной среды в образовательном пространстве меняет концепцию обучения. Позитивное воздействие новых информационных и телекоммуникационных технологий, оптимизирующее учебно - воспитательный процесс заключается в совокупности технического, информационного, учебно - методического обеспечения. Должным образом организованная информационно - образовательная среда общеобразовательного учреждения позволяет усилить эффективность образования путём индивидуализации, дифференциации, организации учебно - исследовательской деятельности субъектов учения.
Переход на новый технологический уровень обеспечения образовательного процесса влечёт за собой изменение организационных форм и средств обучения, побуждает к применению информационно - коммуникационных педагогических технологий в правовом обучении, способствующих более полному усвоению сложного юридического содержания, закреплённого в практической части с помощью мультимедийных средств обучения. Позитивный переход от традиционной парадигмы образования к инновационной зависит в большей степени от уровня ИКТ - компетентности педагога, его ценностно - мотивационного отношения к своей деятельности и должным наличием методического обеспечения образовательного процесса.
Рассмотренная нами в данной работе проблема выбора метода преподавания права с использованием ИКТ в образовательном процессе, позволила выявить аналогию с выбором общедидактических методов обучения с учётом специфики изучаемого предмета. Нами установлена приемлемость применения в информационно образовательной среде классификации И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, Ю. К. Бабанского, как наиболее соответствующие специфике организации и способов усвоения, выдвигаемых требованиями ФГОС.
Применение репродуктивных методов обучения необходимо при подаче учебного материала в виде констатации единственно верного правового содержания, тогда как продуктивные методы правового образования призваны способствовать накоплению опыта самостоятельной и учебно - исследовательской ученической деятельности, поддерживаемые средствами информационно - коммуникационных технологий. Формирование ключевых компетенций обучающихся возможно при использовании педагогических технологий, способных интерпретировать учебный материал в проблемный, создав условия для активизации познавательного интереса. Одной из таких технологий является педагогическая технология проблемного обучения в различных её видах с применением методов проблемного обучения: проблемного изложения, эвристического, исследовательского. Продолжением развития идеи проблемного обучения является проектная деятельность развивающая навыки исследования как универсального способа приобретения новых и субъективно значимых знаний. Ярким примером особого вида проектной учебно - исследовательской деятельности на основе Интернет технологий является веб - квест - метод интерактивного обучения, конструирующий индивидуальный образовательный маршрут и формирующий у обучающихся метапредметные и личностные компетенции.
Подводя итог нашей исследовательской работе можно с уверенностью сказать, основываясь на опыте теоретических, методических, апробированных исследованиях как признанных дидактов, так и научных работников междисциплинарного взаимодействия в области педагогики и информационных технологий, возможное решение вопроса дидактики и методики преподавания права: как учить? чему учить? заключается в выделении научно обоснованных методов и инновационных технологий, соответствующих достижению учебных и воспитательных целей правового образования. На наш взгляд сложность практического применения интерактивных методов обучения праву в информационно - образовательной среде в данный момент, заключается в отсутствии должного объёма методического обеспечения организационно - инструктивного и методически - прикладного характера с правовым уклоном для эффективной реализации педагогической деятельности.



1. Акинин, И. А. Веб - квест как форма проявления синергетического подхода в классическом образовательном процессе/ И. А. Акинин//Общество Философия История Культура - 2017. № 9 - 35 - 38 с.
2. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе [Текст] /Ю. К. Бабанский - М.: Педагогика, 1989 - 283 с.
3. Башаева, С. Г. Развитие целостного мышления учащихся в процессе обучения: монография[Текст]/ С. Г. Башаева. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 96 с.
4. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 9 класса [Текст] / Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.
5. Воробьёва, М. А. Интерактивные методы как механизм развития потенциала педагогических ресурсов// Педагогическое образование в России - 2015. № 9 - 19 - 22 с.
6. Вяземский Е.Е. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования [Текст] / Е. Е. Вяземский//Проблемы современного образования - 2013. № 3 5 - 26 с.
7. Гафурова, Н.В. Педагогическое применение мультимедийных средств: учеб. пособие [Текст] / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. 2 - е изд., перераб. и доп .¬Красноярск: Сиб. Федер. ун - т, 2015 - 204 с.
8. Голант, Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е.Я. Голант. - Л., 1955.
9. Грибан. О.Н. Образовательные веб-сайты как средство профессиональной самореализации педагога /О. Н. Грибан, И. В. Грибан// Педагогическое образование в России - 2015. № 3 - 41 - 46 с.
10. Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И.В. Муштавинская. - Сиб.: КАРО, 2015 - 176 с.
11. Екимова, М.А. Методическое руководство по разработке электронного учебно - методического обеспечения в системе дистанционного обучения MOODLE [Текст]/ M. А. Екимова. - Омск: Омская юридическая академия, 2015 - 22с.
12.3еленская, Ю.Б. Инновационные педагогические технологии: учебно - методическое пособие [Текст] / Ю. Б. Зеленская, О. В. Милованова. - Спб.:ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2015. - 48с.
13. Ильченко, В. Н., Носко А.А. Использование метода проектов в целях повышения качества правового образования в школе[Текст]/В. Н. Ильченко А. А. Носко// Педагогическое образование в России - 2017. №4. - с. 56-62
14. Киселёв. Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник [Текст]/ Г. М. Киселёв Р. В. Бочкова. М.: Издательско - торговая корпорация Дашков и К°, 2016. - 304 с. С. 15
15. Комарова, И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС[Текст]/ И.В. Комарова. СПб.: КАРО, 2015.— 128 с.
16. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву [Текст]: Учебное пособие/ Е. М. Кропанёва. - Екатеринбург: РГ1П1У, 2010. - 166 с.
17. Ларионова, И.А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися/ И. А. Ларионова// Педагогическое образование в России - 2014. № 9. - с. 198 - 206.
18. Левицкая. А.А. Роль и значение веб-квеста в современном образовании/А.А. Левицкая, А.В. Федоров// Школьные технологии - 2010. № 4 - 73 - 85 с.
19. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения[Текст]/И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
20. Меретукова А. Н. Инновационные идеи в трудах И. Я. Лернера [Текст]: автореферат дис. канд. пед. наук(13.00.01) / Адыг. гос. ун-т. - Майкоп, 2003. - 26 с.
21. Михеев, В.И. Моделирование и методы теорий измерений в педагогике[Текст]/В. И. Михеев. - М.: Эдиториал УРСС, 2010 - 224 с.
22. Монахов, В М Дидактическая аксиоматика когнитивной теории
педагогических технологий: научная статья[Текст]/В.М.
Монахов//Современные информационные технологии и ит-образование - 2016. № 3 - 1. - 32 - 39 с.
23. Морозова, С.А. Методика преподавания права в школе[Текст]/С.А. Морозова. 2-е изд. - М.:ООО Новый учебник, 2002. - 224 с.
24. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву: учеб. для студ. высш. учеб. раведений[Текст]/Е. А. Певцова. — М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
25. Пидкасистый. П. И. Педагогика: учебник[Текст]/П. И. Пидкасистый В. И. Беляев Т. А. Юзефавичус, В. А. Мижериков. — М: Академия, 2010. - 512 с.
26. Пискунов. А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.[Текст]/А.И. Пискунов Р.Б. Вендровская В.М. Кларин: 2-е изд. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
27. Письменская, Т.А. Образовательный веб-квест как основа для конструирования и проведения учебного занятия в условиях реализации ФГОС// Сборник трудов по итогам IV Всероссийской заочной научно - практической конференции. М.: Изд.: «Планета» 2015 - 166 - 170 с.
28. Поздеев, А.В. Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс[Текст]/А. В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2014. - 384 с.
29. Полат. Е С Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения качества[Текст]/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
30. Роберт, И.В. Дидактика периода информатизации образования[Текст]/ И. В. Роберт// Педагогическое образование в России - 2014. № 8. - с. 110 - 119
31. Роберт. И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие[Текст]/И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. — М. : Дрофа, 2008. — 312 с.
32. Роберт. И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования[Текст]/И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: Институт информатизации образования (ИИО) РАО, 2006. - 88 с.
33. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий Том 2.[Текст]/Г.К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
34. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие[Текст]/Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998 - 256 с.
35. Семёнова. И. Н. Информационные технологии в образовании[Текст]/И.Н. Семёнова, А. В .Слепухин//Образование и наука - 2013 №5(104). - 95 - 113 с.
36. Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Ситаров. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
37. Скибицкий. Э.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие [Текст]/Э.Г. Скибицкий, И. Э. Толстова, В. Г. Шефель. - Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2008. - 166 с.14 с
38. Сластенин. В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
39. Соловцова, И. А. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст]/ И. А. Соловцова, Н. М. Борытко. — Волгоград: ВГИПК РО, 2006. - 60с.
40. Стариченко, Б.Е. Профессиональный стандарт и икт-компетенции педагога//Педагогическое образование в России - 2016. № 7 - 6 - 15 с.
41. Ступницкий, В. П. Психология: Учебник для бакалавров[Текст]/В. П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В. Е. Степанов. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 687 с.
42. Тоискин. В.С. Информационные и коммуникационные технологии в учебном
процессе: учеб. пособие[Текст]/В.С.Тоискин, В.В.Красильников. -
Ставрополь: Изд.:СГПИ, 2008. - 140 с.
43. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие [Текст]/И. Ф. Харламов. 2 - е изд., перераб. И допол. - М.:Высш. шк., 1990 - 576 с.
44.Чошанов, М.А. Процесс непрерывного конструирования и
реорганизации[Текст]/М.А. Чошанов//Директор школы - 2000. № 4. - 56 - 62 с.
45. Шкарлупина, Г. Д. Теория и методика преподавания правовых дисциплин[Текст]/Г. Д. Шкарлупина. - М.: Берлин: Изд.: Директ-Медиа, 2014 - 359 с.
46. Шлыкова, Е. В. Проблемные задания к отдельным урокам курса «Основы правовых знаний 9 класс[Текст]/Е.В. Шлыкова//Право в школе - 2004. № 1 -
47. Ядровская, М. В. Новые технологии моделирования в
педагогике[Текст]/М.В. Ядровская//Образовательные технологии и общество - 2011. № 4 377 - 385 с.
48. Коротенков, Ю.Г. Информационно - образовательная среда основной школы [Электронный ресурс]/Ю. Г. Коротенков/.М.: Академия АйТи, 2011. - 152 с.
URL:
http://eor.it.ru/file.php/1/metod material/Uchebnoe posobie IOS.pdf, свободный.
49. Минский, M. Фреймы для представления знаний [Электронный ресурс]./ Марвин Минский. URL:
https://royallib.com/book/minskiy marvin/freymi dlya predstavleniya znaniy.ht ml, свободный.
50. О Федеральной целевой программе Развитие единой образовательной
информационной среды(2001-2005 годы): постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г) № 630 [Электронный pecypc]/URL:
http://base.garant.ru/1586371/, свободный.
51. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ //СПС «Консультант Плюс»[Электронный ресурс]/ URL http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/, свободный.
52. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897//СПС «Консультант Плюс»[Электронный pecypc]/URL: http://base.garant.ru/55170507/, свободный.
53. Постановление ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе. Приложение № 5 к п. 31 пр. ПБ № 58 от 25.VIII.1931 г.//Исторические материалы[Электронный pecypc]/URL: http://istmat.info/node/53561, свободный.
Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования[Электронный pecypc]/URL: http://www.1060.ru/upload/fm/pinskiy/strateg.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ