Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза

Работа №8311

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы228стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза.
1.1. Формирование социальной грамотности молодёжи как педагогическая проблема 14
1.2. Потенциалы информационной образовательной среды военного вуза в формировании социальной грамотности курсантов 38
1.3. Модель процесса формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза 68
Глава 2. Реализация педагогических условий формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза.
2.1. Содержательные аспекты процесса формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза 86
2.2. Характеристика педагогических условий формирования социальной грамотности у курсантов военного вуза в информационной образовательной среде 113
2.3. Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы ... 138
Заключение 156
Список литературы 163
Приложения 182
2



Актуальность исследования обусловлена рядом причин. Во- первых, серьезными структурными и содержательными изменениями, которые происходят в жизни российского общества, в характере социальных и экономических отношений на рубеже веков, потребовавших от каждого человека социальной мобильности, умения ориентироваться в быстро текущих общественных процессах, участия в жизни демократических институтов. Это поставило образовательные учреждения перед необходимостью готовить подрастающее поколение, будущих специалистов к социальному взаимодействию, формировать у них комплекс умений и навыков, позволяющих регулировать взаимоотношения с представителями разных социально-профессиональных групп, конфессий, культурных норм.
Во-вторых, реализацией новой национальной доктрины построения и функционирования Вооруженных Сил России, переходом на контрактный набор военнослужащих, которые потребовали от высшей военной школы учитывать многообразие социальных ролей, в которых придется выступать будущим офицерам (социального педагога, социального работника, защитника интересов и прав своих подчиненных, организатора коллективной деятельности как военных, так и гражданских лиц), что потребует от них разносторонних социальных знаний и умения оперировать ими.
Кроме того, дистанцированность воинских подразделений, специфичность уклада жизни военнослужащих, с одной стороны, и повсеместное использование информационных технологий в быту, образовании, профессиональном самосовершенствовании - с другой, делают актуальным исследование процесса формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде

военного вуза, демонстрируя тем самым ее потенциалы в организации аналогичного процесса в будущем в работе с подчиненными.
Анализ научных исследований позволяет говорить о том, что последние десятилетия стали временем активного изучения в науках о человеке (социологии, психологии, педагогике) различных аспектов процесса формирования информационной культуры молодежи (Р.Ф. Авдеев, А.А. Андреев, Я.В. Артюшкин, М.Г. Вахрышева,
А. А. Гречихин, С.М. Кошошенко, Д. А. Петряхин и др.), идей конструктивной педагогики (И.В. Трайнев), использования информационной образовательной среды для повышения качества образования (Е.М. Зайцева, К.Г. Кречетников, Е.В. Мельникова, Е.В. Харунжева, JI.A. Шкутина и др.), влияния Интернет-среды на детей, подростков, студентов, взрослых (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, Т.А. Вербицкая, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, И.В. Романов и др.). Имеются немногочисленные исследования, освещающие формирование отдельных сторон грамотности в информационной образовательной среде: компьютерной (А.А. Баскова), кросс-культурной (Д.В. Нестеров). Однако процесс формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза пока не стал объектом специального изучения.
Таким образом, анализ научной литературы, посвященной проблемам социализации молодежи, вопросам создания и педагогически целесообразного использования потенциалов информационной образовательной среды учебных заведений, осмысление опыта применения современных информационных технологий в социальном становлении и развитии личности, позволили выделить ряд противоречий:
- между высокими нормативными требованиями к уровню профессиональной компетентности выпускников военного вуза и недостаточным использованием в процессе их подготовки

социализирующих потенциалов информационной
образовательной среды учебного заведения;
- между необходимостью целенаправленно повышать уровень социальной грамотности будущего военного специалиста и недостаточным теоретическим осмыслением ее сущности, путей и средств формирования в образовательном процессе высшей военной школы;
- между накопленным опытом использования информационной образовательной среды в формировании отдельных сторон личности, совершенствовании определенных аспектов педагогической деятельности и неразработанностью методики, отсутствием научного обоснования ее применения для повышения уровня социальной грамотности курсантов в военном вузе.
Наличие вышеобозначенных противоречий, актуальность темы, ее недостаточная исследованность в социально-педагогической науке определили проблему нашей работы: при каких педагогических условиях информационная образовательная среда будет обеспечивать эффективность формирования социальной грамотности у курсантов военного вуза?
Цель исследования: выявить, научно обосновать, в ходе опытно-экспериментальной работы проверить педагогические условия эффективного формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза.
Объект исследования: процесс формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза.
Задачи исследования:
- уточнить понятие «социальная грамотность», раскрыть его сущность и охарактеризовать структурные компоненты;
- проанализировать сложившийся в педагогической практике опыт формирования социальной грамотности у учащейся молодежи;
- разработать модель формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза;
- выявить педагогические условия эффективности процесса формирования социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза.
Гипотеза исследования. Процесс формирования социальной грамотности у курсантов будет эффективным, если; в образовательном учреждении сложилась система их социального информирования, получившая личностно-ориентированную направленность, построенная на информационно-коммуникативных технологиях; разработаны и реализуются индивидуальные программы социального ориентирования, основанные на диагностике социальных интересов и потребностей каждого; осуществляется компьютерная интеллектуальная поддержка и психолого-педагогическое сопровождение курсантов на каждом этапе процесса формирования у них социальной грамотности, обеспечивается перевод в субъектную позицию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научных исследований позволяет говорить о том, что последние десятилетия стали временем активного изучения в науках о человеке (социологии, психологии, педагогике) различных аспектов процесса формирования информационной культуры молодежи (Р.Ф. Авдеев, А.А. Андреев, Я.В. Артюшкин, М.Г. Вахрышева, А. А. Гречихин, С.М. Конюшенко, Д. А. Петряхин и др.), идей конструктивной педагогики (И.В. Трайнев), использования информационной образовательной среды для повышения качества образования (Е.М. Зайцева, К.Г. Кречетников, Е.В. Мельникова, Е.В. Харунжева, Л.А. Шкутина и др.), влияния Интернет-среды на детей, подростков, студентов, взрослых (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, Т.А. Вербицкая, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, И.В. Романов и др.). Имеются немногочисленные исследования, освещающие формирование отдельных сторон грамотности в информационной образовательной среде: компьютерной (А.А. Баскова), кросс-культурной (Д.В. Нестеров), процесс формирования социальной грамотности у детей, подростков, молодёжи.
В социально-философской, юридической, лингвистической и психолого-педагогической литературе и исследованиях социальная грамотность рассматривается как определенная степень владения социальными навыками, способность с опорой на необходимые знания, достоверные сведения выполнять социально значимые действия без ошибок.
Структура социальной грамотности включает три составляющие: специальную (понятия, термины, закономерности, факты), логическую (операции и приемы сбора социальной информации, ее интерпретацию, использование при решении разных видов социальных задач и проблем), психологическую (умение планировать свою деятельность,

контролировать ее ход, оценивать результат, его соответствие поставленной задаче и прогнозировать последствия).
Мы в нашем исследовании под социальной грамотностью понимаем совокупность социальных знаний, умений и навыков, необходимых выпускнику военного вуза для успешной жизнедеятельности и продуктивного решения социально-профессиональных задач.
Мы пришли в ходе изучения литературы и обобщения сложившегося опыта работы военных вузов к выводу о том, что процесс ее формирования будет предполагать, с одной стороны, освоение определенного объема исходной социальной информации, овладение способами ее пополнения и обновления за счет самостоятельных действий, накопление опыта распоряжения ею в различных сферах деятельности, во взаимодействии, с другой стороны, все это, в свою очередь, требует такой системной организации образовательного процесса, при которой возможно многообразие вариантов как получения необходимых сведений, так и взаимодействий по их поводу.
Нами было установлено, что в воспитании социально грамотного молодого человека огромная роль принадлежит информационной образовательной среде, к специфическим свойствам которой принято относить: во-первых, интерактивный характер, позволяющий человеку активно участвовать в обнаружении, движении, преобразовании информации, нахождении способов ее распространения; во-вторых, открытость и прежде всего в том смысле, что она предоставляет возможность для сочетания различных видов общения, экспериментирования с анонимностью, создает ощущение расширения круга социальных контактов, тем самым, позволяя преодолевать коммуникативный дефицит; в-третьих, субъектность, так как каждый член такой среды имеет право на реализацию своих индивидуальных познавательных потребностей, право на поиск и оперирование с той

информацией, которая для него в настоящий момент наиболее ценна. Расширение доступа к различным банкам данных способствует тому, что молодые люди учатся самостоятельно отбирать нужные для их деятельности сведения, у них развивается рефлексия, расширяется психологический и социальный опыт, что поможет им в будущем быстро ориентироваться и адаптироваться в новой субкультурой среде.
Под информационной образовательной средой военного вуза мы понимаем систему программно-аппаратных и педагогических средств, способствующих осуществлению информационного взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие повышение социальной грамотности обучающихся, их личностный рост, становление их самосознания. Субъектами этой среды являются профессорско-преподавательский и командный составы военного вуза, учебный коллектив, воинское подразделение, отдельные курсанты. К средствам этой среды мы отнесли: образовательный процесс, деятельность кабинетов, библиотеки, военно-исторического, информационно¬вычислительного центров и центра профотбора.
Сравнительное исследование параметров разных информационно-образовательных сред позволяет нам выделить следующие ее особенности в военном вузе:
- по своим характеристикам она занимает промежуточное положение между открытой и закрытой, то есть может быть отнесена к разомкнутой за счет использования курсантами сети Интернет для разных видов общения, установления и поддержания социальных контактов, участия курсантских подразделений в жизни других студенческих коллективов и образовательных учреждений города, области, в их совместных социальных акциях и проектах, в методической, педагогической и профессиональных практиках в войсках;
158

- по своему содержанию она больше довлеет к традиционной, так как строится в соответствии с парадигмой «педагогического воздействия», ориентацией на курсанта как получателя отобранной, «просеянной» учебной и социальной информации;
- по своему влиянию может быть причислена к социально-ориентированной, так как ее основными технологическими элементами являются: передача социального опыта, стимулирование его усвоения, демонстрация конкретных образцов поведения, требуемых действий, критериев и показателей оценки поступков окружающих.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, современных требований к выпускнику военного вуза, квалификационной характеристики специалиста в сфере радиационной, химической, биологической защиты, осмысление результатов пилотажного исследования послужили основой для разработки модели процесса формирования социальной грамотности у курсантов, в которой акцент сделан на актуализацию потенциалов информационной образовательной среды военного вуза для повышения уровня их осведомленности в вопросах социальной действительности и которая включает целевой, содержательный, технологический и аналитический компоненты, базируется на принципах целостности, адекватности, постепенности, субъектности, предполагает интеграцию аудиторной и внеаудиторной деятельности, индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, ориентирует на продвижение каждого курсанта от элементарного уровня социальной грамотности к функциональному и системному.
Апробация данной модели позволила, во-первых, выявить те педагогические условия, которые способствовали превращению желаемого в существующее, при которых изучаемый процесс протекал эффективнее (наличие в образовательном учреждении системы социального

информирования курсантов, получившей личностно-ориентированную направленность, выстроенной на информационно-коммуникативных технологиях; наличие и реализация индивидуальных программ социального ориентирования, основанных на диагностике социальных интересов, потребностей каждого курсанта; осуществление их компьютерной, интеллектуальной поддержки и психолого¬педагогического сопровождения на каждом этапе процесса формирования социальной грамотности, обеспечения перевода в субъектную позицию), а так же технологические элементы, помогающие их реализации, такие как: культурно-исторические аналоги, игровое проектирование, имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций, дискуссии, социальное проектирование, использовании заданий с определенным уровнем неопределенности типа: (“восстанови события”, “сделай по-своему”, “найти решение в задании без определенного условия”, “защити информацию” и другие).
Полученные в ходе мониторинга результаты позволяют говорить о положительной динамике уровня социальной грамотности у курсантов в экспериментальной группе как по объему усвоенных социальных знаний, по сложности сформированных социальных умений и навыков, так и по характеру используемых действий.



1. Абдеев Р.Ф. 10 тенденций, формирующих облик ваших сетей // Мир ПК. - 1996. - N7.- С. 108-120.
2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.¬336 с.
3. Абрамов Р.Н. Сетевые структуры и формирование информационного общества// Социологические исследования. - 2002. - № 3.- С.133-140.
4. Абрамов Ю.Ф. Информационная деятельность и мировоззрение / Под ред. А.Д. Урсула - Иркутск, 1990. - 332 с.
5. Аглицкий Д.С., Аглицкий И.С. Российский рынок информационных технологий: проблемы и решения. - М., 2000. - 208 с.
6. Ажажа В.Г., Белимов Г.С. К вопросу об информационной первооснове микро- и макромиров Вселенной // Философские науки. - 2001. - №1.-С. 125-130.
7. Айнштейн В. Информатизация: Приобретения и утраты // Высшее образование в России. - 1999. - № 5. - С. 89-92.
8. Актуальные проблемы образования в высшей школе. - Ижевск, 2003¬178 с.
9. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества. // Информационное общество - 1999 - №1. - С. 30-35.
10. Анализ воспитательной работы в профессиональном учебном заведении /Под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль, 2003. - 58 с.
11. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань, 1994.-246 с.
12. Антонова С.Г. Информационное мировоззрение: К вопросу о сущности определения понятия // Проблемы информатизации культуры. - М.,1996. - Вып.З. - С. 23-28.

13. Артамонов Г.Т., Кристальный Б.В., Курносов И.Н., Мелюхин И.С., Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество. -
1999. - вып. 3. - С. 16—19.
14. Афанасьев А.В. Формирование опыта конструктивного решения межличностных конфликтов у курсантов военного вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 23 с.
15. Афанасьев В.Г. Социальная информация. - М., 1994. - 199 с.
16. Афонин И.Д. Теория и практика индивидуальной воспитательной деятельности командира подразделения в современных условиях: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 167 с.
17. Ачкасова В.А., Чугунов А.В. Концепция глобализации и роль информационных технологий (российский контекст) // Информационное общество. -2001. -№ 1. - С. 10-11.
18. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. - 1998. - №2. - С. 2-11.
19. Барабанщиков А.В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. - М., 1987. - 136 с.
20. Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников: Автореф. Дис... д-ра пед. Наук. - Кострома, 2005. - 38 с.
21. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - н / Д.,
2000. -416 с.
22. Батыгин Г.С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве: http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/sj/sj 1- 01bat.html.
23. Бахманн К. Жизнь по закону сетевых джунглей: Интернет сегодня // ОБО.-2001.- №9. - С. 71-76.
24. Бачило И.Л. Свободный доступ к информации и Интернет // Информационное общество. - 2000. - вып. 4. - С. 42-44.

25. Безрукова B.C. Педагогика. - Екатеринбург, 1994. - 338 с.
26. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М., 2000. - 192 с.
27. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - Москва - Воронеж, 1996. - 320 с.
28. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. - 2003. - №4. - С. 41 - 45.
29. Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дис... д-ра пед. наук - Казань., 1993 - 243 с.
30. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995. - 120 с.
31. Богатырь Б.Н., Кузубов В.Н. Системная интеграция информационных технологий в научно-образовательной сети: Доклад на Международной конференции по дистанционному образованию //Проблемы информатизации высшей школы. - 1995. - № 3. - С. 3/1— 3/6.
32. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психологический журнал. - 1985. - Т.6. - № 2. - С. 85-94.
33. Бодров В.А., Ложкин Г.В., Плющ А.Н. Нелинейная модель мотивированной сферы личности // Психологический журнал. -
2001. - Т.22. - С.90-100.
34. Большой энциклопедический словарь. - М., 2002. - 1456 с.
35. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования //Педагогика.- 1997.- № 4. - С. 11-17.
36. Бондаренко В.М. Информационное общество для всех - информационное общество для каждого человека в отдельности // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции,- СПб.,-2000-292 с.
165

37. Борисов Н.В., Чугунов А.В. Интернет и современное общество: перспективы междисциплинарных исследований // Тезисы
# Всероссийской научно-методической конференции «Интернет и
современное общество». - СПб., 1998. - С. 121-124.
38. Брикот О.Г. Методологические основания педагогической систематологии: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - СПБ., 1999. - 39 с.
39. Бритков В.Б., Дубовский С.В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общественные науки и современность. - 2000. -№ 1. - С. 146-151.
40. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Автореф. дис.... д-ра филос. наук. - Минск, 1989. - 39 с.
41. Вартанова Е.Л. Интернет для каждого: реальность или утопия? // Информационное общество. - 2000. - Вып. 1. - С. 40^-3.
42. Васильев В.Н. Региональные аспекты информатизации непрерывного образования // ИНФО. - 1996. - № 2. - С. 7-8
43. Веденяпина В.А. Субъект - Я как педагогическая проблема: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - СПб., 1998. - 36 с.
44. Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество. —1999.—
^ Вып. 3.-С.53-58.
45. Виноградов В.А. Информация и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. - 1983. - №2. - С. 95-98.
46. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М.,2001. - 96 с.
47. Волков Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 23 с.
48. Волокитин А.В., Кристальный Б.В., Черешкин Д.С. Россия: от информатизации - к информационному обществу // Информационное общество. - 1999. - Вып. 3. - С. 12-15.
166

49. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред. И.Н. Шкадова. - М., 1976. - 624 с.
ф 50. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты,
проблемы. - М., 1995. - 111с.
51. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанов О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М., 1996. - 206 с.
52. Воронов В.В. Технология воспитания. - М., 2000. - 96 с.
53. Воронцов Д.Б. Формирование социальной компетентности подростков группы риска: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2006. - 29 с.
54. Воспитательная система учебного заведения. - М., 1992. - 160 с.
^ 55. Всероссийская объединенная конференция "Технологии
информационного общества - Интернет и современное общество" // Информационное общество. - 2000. - Вып. 4. - С. 65-66.
56. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь - справочник по педагогической акмеологии. - СПб., 1998. - 180 с.
57. Гендина Н.И. Информационная культура и информационное образование // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. - Краснодар-Новороссийск, 1997. - С. 102-104.
^ 58. Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998. - 432 с.
59. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1994. - 179 с.
60. Гребенюк О.С., Гребешок Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград, 2000. - 572 с.
61. Гриценко В.И., Паньшин Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. - Киев, 1988 - 272 с.
62. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования // Вопросы философии. - 2002. - №2. - С. 175-180.
167

63. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС: работа над познавательной задачей // Школьные технологии. - 2000. - № 6. -
k • С. 159-167.
64. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 5-6.
65. Давыдов В.П., Мороз И.И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. - М., 1983. - 94 с.
66. Дмитриенко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. - 2004. - №2. - С. 54-60.
67. Докторов Б., Шадрин А. Российская социологическая сеть: это возможно // Интернет и современное общество. - СПб., - С. 37-38.
68. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. - М., 1990. - 191с.
69. Долматов А.В. Методология развивающего обучения: военно-
к
эдукологический аспект // Образование как основа государственного устройства России в XXI веке. - СПб., 2000. - С. 84-89.
70. Думиникэ Ю.С. Персонал-технологии социализации курсантов в военном вузе //Социальное здоровье детей и молодежи как
^ национальная идея современной России. - М., 2001. - С. 139-141.
71. Ершов ЮЛ. Выступление на закрытии II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Проблемы информатизациивысшей школы. - 1996, - № 2(6). - С. 95-96.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ