Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Работа №100672

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические и правовые основы формирования и реализации социальной
жилищной политики в России 8
1.1 Законодательные основы социальной жилищной политики 8
1.2 Формирование и развитие социального жилья 20
1.3 Источники финансирования социальной жилищной политики 34
2 Практика реализации социальной жилищной политики в России 50
2.1 Пилотные проекты строительства социального жилья 50
2.2 Анализ возможных механизмов сотрудничества государства и частных
инвесторов по финансированию строительства социального жилья 56
2.3 Расчет проектов строительства социального жилья с действующими
формами государственной поддержки 59
3 Перспективы развития социальной жилищной политики в России 69
3.1 Возможные формы предоставления социального жилья и источники их
финансирования 69
3.2 Альтернативные способы финансовой поддержки государством для
строительства социального жилья 74
3.3 Модели финансирования социального жилья с участием частных
инвестиций 83
Заключение 91
Список использованной литературы 93
Приложение А 103

Необходимость изучения теоретических и практических вопросов и направлений развития социальной жилищной политики в России вызвана необходимостью обеспечения доступным и комфортным жильем всех групп населения, дифференцированных по уровню дохода. Повышение уровня жилищной обеспеченности в первую очередь связано со значительными финансовыми затратами на приобретение жилья, которые не позволяют большому числу граждан решить жилищный вопрос самостоятельно с помощью собственных или заемных средств.
Основной курс жилищной политики, проводимой государством в постсоветское время, был ориентирован на развитие рыночных механизмов регулирования жилищной сферы путем увеличения доли частного жилищного фонда. Ежегодное уменьшение доли государственного жилищного фонда лишает ресурсной базы развитие социального жилья, которое могло бы решить жилищный вопрос для групп населения с низким уровнем дохода, что становится особенно важным в нынешних нестабильных экономических условиях в стране. По данным Росстата, на ежегодной основе лишь 5,0% семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, получают жилые помещения. При этом очередь на получение жилья может достигать 20 лет.
Основным механизмом социальной жилищной политики в России является предоставление субсидий наиболее уязвимым группам населения на приобретение жилья на свободном рынке. Однако такой подход не учитывает размер доходов граждан и не предполагает увеличение предложения доступного жилья, поэтому возникает необходимость создания и развития социального жилья в России.
Учитывая, что социальное жилье обычно предполагает значительное государственное участие, в рамках ограниченных финансовых ресурсов актуальным вопросом становится развитие инвестиционной политики в сфере строительства социального жилья с вовлечением частных партнеров. По результатам проведенного исследования было выявлено, что современные законодательно установленные механизмы взаимодействия органов власти и частных инвесторов по реализации проектов социального жилья не позволяют в полной мере привлечь частные инвестиции в социально ориентированную экономику. Для решения указанной проблемы необходима разработка научно­обоснованных предложений по совершенствованию способов финансирования социальной жилищной политики, что свидетельствует об актуальности темы данного исследования.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию системы финансирования социальной жилищной политики в России.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
• рассмотреть теоретические и правовые основы формирования социальной жилищной политики;
• изучить существующие формы предоставления социального жилья на основе законодательства;
• определить современные способы государственного участия и методов финансирования в рамках реализации социальной жилищной политики;
• проанализировать текущие проекты строительства социального жилья и источники их финансирования;
• оценить возможности законодательной базы для развития государственно-частных отношений в целях реализации проектов социального жилья;
• произвести расчет проектов социального жилья с действующими формами государственной поддержки для определения инвестиционной привлекательности для частных партнеров;
• оценить возможные перспективы развития социальной жилищной политики и предполагаемые форматы предоставления социального жилья;
• на основе зарубежного опыта реализации социального жилья предложить альтернативные способы государственной поддержки для привлечения частных инвестиций в социальную жилищную политику;
• разработать модели финансирования социального жилья с участием частных инвесторов.
Объектом исследования является социальная жилищная политика, проводимая в современной России.
Предметом исследования являются механизмы финансирования социального жилья в рамках жилищной политики.
Для достижения цели и решения поставленных задач были применены такие методы исследования, как методы структурно-функционального анализа с применением сбора и обработки статистической информации, а также методы графической обработки данных, методы инвестиционного, логического анализа, методы прогнозирования и сравнения
Научно-теоретические исследования в области социальной жилищной политики изложены в трудах многих отечественных авторов, среди которых можно отметить работы В.В. Болговой, Е.И. Васильевой, Е.Е. Жеребцовой, Т.Е. Зерчаниновой, З.Ф. Ибрагимовой, Е.В. Игуменова, О.А. Ковалевой, А.Ю. Осипова, И.В. Пожиловой, К.Ю. Прокофьева, Н.В. Родионовой, Т.М. Соколовой, А.С. Старовойтова, А.Р. Сюндюковой, А.Ю. Харлова, С.Р. Хуснутдиновой.
Существенный вклад в исследование моделей финансирования строительства социального жилья в России и за рубежом составили исследования Н.В. Абрамовой, А.Н. Асаула, А.М. Балтиной, А.И. Буреша, Л.С. Кириленко, Н.Н. Рогожиной, В.С. Скубрия, Л.А. Солдатовой. Важный вклад в проработку проблемы финансирования социальной жилищной политики внесен исследователями Фонда «Институт экономики города», а также Европейской экономической комиссией ООН.
Вместе с тем тема финансового обеспечения реализации проектов социального жилья остается до сих пор актуальной, поскольку до настоящего времени не разработан единый механизм взаимодействия государственных органов и частных инвесторов в части создания благоприятного инвестиционного климата.
Научная новизна исследования заключается в разработке финансового механизма взаимодействия органов власти и частных инвесторов, который определяет источники финансирования и модели инвестирования строительства жилья в рамках проводимой социальной жилищной политики:
• на основе проведенного теоретического анализа литературы и законодательства РФ в области социальной жилищной политики проведена структуризация общей системы ее финансирования со стороны спроса на социальное жилье и предложения с определением источников и конечных потребителей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Особенность жилищной политики заключается в ее взаимосвязи со многими отраслями экономики и финансовой системой страны, в связи с чем она не может быть рассмотрена как обособленная система. Одновременно с этим социальное жилье до внесения изменений в жилищное законодательство традиционно рассматривалось без привязки к финансовым институтам и инструментам. Расширение круга собственников социального жилья и попытка государства привлечь частные инвестиции в данную сферу позволило сдвинуть развитие социальной жилищной политики, однако система финансовых отношений в ней до сих пор остается малоисследованной при высокой потребности населения в жилье.
Целью данного исследования была разработка рекомендаций по совершенствованию системы финансирования социальной жилищной политики в России. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Общая система финансирования на текущий момент в целом ориентирована на выделение субсидий отдельным категориям граждан на приобретение жилья на открытом рынке, а также поддержку на оплату ипотечного кредита. Данные механизмы в первую очередь базируются на развитии отношений собственности. Однако остается открытым вопрос обеспечения жильем граждан с низким уровнем дохода. Для таких граждан эффективным решением жилищного вопроса может стать социальное жилье.
В российских реалиях такого понятия, как «социальное жилье» не существует, имеется только близкое понятие «жилищный фонд социального использования». До недавнего времени единственным способом пользования такого жилья был договор социального найма, предусматривающий исключительно государственную собственность и возможность приватизации. Для дальнейшего развития сферы социального жилья жилищное законодательство было дополнено новой формой пользования - договор некоммерческой аренды, при котором собственником может стать и частное лицо, возможность приватизации в данном случае исключается, предельный уровень платы за наем устанавливается местной властью.
Таким образом, была предпринята попытка привлечь частных партнеров в данную сферу, однако механизм взаимодействия в такой бесприбыльной деятельности для инвесторов был разработан слабо и до сих пор остается не до конца изученным. Настоящая практика показывает, что все известные наемные дома социального использования были построены исключительно за счет государственных средств. Исходя из изученного материала, предлагаются следующие рекомендации по развитию социального жилья в России и способов его финансирования:
• на юридическом уровне расширить возможности кооперации властей и частных инвесторов с возможностью заключения соглашений о государственно-частном партнерстве. На данный момент строительство социального жилья в рамках данного договора невозможно, поскольку наемный дом не входит в перечень объектов, в отношении которых соглашение может быть заключено;
• утвердить законодательно альтернативные способы государственного участия в проектах по строительству социального жилья для возможности их комбинации в конкретных инвестиционных проектах (например, налоговые льготы);
• использовать более сложные модели инвестирования с привлечением банковского кредитования и средств институциональных инвесторов, а также с привлечением коллективных инвестиций.
Сформулированные в исследовании предложения согласуются с результатами современных теоретических и практических наработок в исследуемой области и могут быть использованы органами власти в целях дальнейшего развития социального жилья в России.


1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от
25.12.18).
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018).
4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018).
5. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ (ред. от 27.12.2018).
6. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018).
7. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от
25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019).
8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
10. Указ Президента РФ от 18.05.2018 № 219 «О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 16.07.1998 №102-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об ипотеке (залоге недвижимости).
12. Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
13. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
14. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
15. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О концессионных соглашениях»...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ