ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОБОТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ В
БАНКАХ 6
1.1 Развитие сферы искусственного интеллекта в мире 6
1.2 Мировой опыт внедрения систем с искусственным интеллектом в
банках 18
1.3 Существующие модели систем с искусственным интеллектом в банках.27
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ВНЕДРЕНИЯ
РОБОТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ В БАНКАХ 36
2.1 Анализ преимуществ применения роботизированных систем в
банках 36
2.2 Анализ проблем от внедрения технологий с ИИ в банках 39
2.3 Анализ кадрового и социального эффекта от внедрения
роботизированных систем в ПАО Сбербанк 43
3 МЕРЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ КАДРОВЫХ И СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ 55
3.1 Социально-экономические последствия от внедрения роботизированных
систем в ПАО Сбербанк 55
3.2 Предложения по минимизации кадрового и социально-экономического
ущерба 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А - СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СБЕРБАНКА 2020 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПАО СБЕРБАНК
ПО РПБУ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В - ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЗА 2018 ГОД ПАО СБЕРБАНК 87
Еще несколько лет назад роботизация, понимаемая как отдельная ветвь искусственного интеллекта, рассматривалась в качестве перспективы, часто фигурировавшей в прогнозах лидеров бизнеса, и презентовалась в качестве революционной технологии, охватывающей все аспекты нашего общества. В нынешнее время эти прогнозы осуществились во многих аспектах бытового и производственного функционирования. Роботы и прочие средства для автоматизации бизнес-процессов начали активно внедряться в мир бизнеса.
Банки стали применять инструменты роботизации и автоматизации для решения задач, которые возникли в результате входа финансового сектора в эпоху цифровизации. Большее влияние в банковском секторе роботизация оказала на управление клиентскими сервисами. Большинство банков предлагают сегодня клиентам различные платформы (в том числе мобильные) для управления своими учетными записями и транзакциями. Серьезные средства вкладываются в новейшие технологические разработки. Самой передовой разработкой на сегодняшний день является внедрение инновационной технологии роботизации бизнес-процессов (Robotic Process Automation, RPA), которая дает мощные инструменты для оптимизации бизнес- процессов.
Все эти нововведения позволяют высвободить до 100 человека-часов в день уже сегодня, что может негативно сказаться на сотрудниках банков, поскольку с роботами им трудно будет конкурировать в скорости и эффективности. Как следствие возникнут массовые сокращения и оптимизация штата, что приведет к высвобождению на рынок большого количества соискателей, для которых не будут созданы дополнительные рабочие места. А это может привести к серьезным социально-экономическим последствиям.
Целью данной курсовой работы является анализ социальных последствий от внедрения роботизированных систем в банках.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Выделение понятия «роботизация», рассмотрение его основных характеристик;
2. Анализ преимуществ применения роботизированных систем в банках;
3. Изучение основных подходов к внедрению роботизированных систем в банковском секторе России и мира;
4. Сравнительный анализ особенностей роботизации в российской и мировой практике;
5. Идентификация проблем, порождающих социальных ущерб для сотрудников, а также путей их решения;
6. Анализ применения систем с искусственным интеллектом в ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»;
7. Разработка рекомендаций по минимизации кадрового и социального ущерба от внедрения роботизированных систем в банковский сектор на примере ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
Предмет исследования - социологический аспект изучения внедрения роботизированных технологий в банках.
Объект исследования - персонал-менеджмент коммерческих банков.
Теоретико-методологическая основа исследования состоит из положений, содержащихся в работах отечественных ученых: Бондарева Н. Н «Состояние и перспективы роботизации: в мире и России»; Бутенко Е. Д «Искусственный интеллект в банках сегодня: опыт и перспективы» посвященных различным аспектам работы в области искусственного интеллекта и роботизированных систем. Информационной базой послужили теоретические источники, в которых определяются и описываются роботизированные системы, а также статьи и статистические данные о инновационных банковских продуктах.
Поставленная цель и задачи определили логику изложения и структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В данной работе во введении обоснована актуальность проблемы исследования, сформулированы цели и задачи диссертации.
В первой главе «Основы организации роботизированных систем в банках» приведены теоретические основы, понятия, принципы работы автоматизированных систем в банках.
Вторая глава «Анализ социально-экономических аспектов внедрения роботизированных систем в банках» посвящена анализу кадровых и социальных проблем, обнаруженных вследствие внедрения роботизации в практику функционирования ПАО Сбербанк России.
В третьей главе «Мероприятия по минимизации кадрового и социального ущерба от внедрения в банках роботизированных систем» рассмотрены предполагаемые сценарии дальнейшего развития роботизации в финансовой сфере и предложены возможные пути решения по минимизации социально-экономического ущерба в коммерческих банках.
То, что вчера казалось фантастикой и чем-то недостижимым, сегодня уже находит применение повсеместно. Исключением не является и роботизация, понимаемая как отдельная ветвь искусственного интеллекта, которая еще десятилетие лет назад казалась чем-то из области научной фантастики. В нынешнее время роботы и другие средства автоматизации активно применяются во многих аспектах бытовой жизни и в мире бизнеса.
Банки не остались в стороне и начали применять инструменты роботизации и автоматизации для решения задач, которые возникли в результате входа финансового сектора в эпоху цифровизации.
Особенно сильное влияние роботизации на банковскую деятельность ощущается в управлении клиентскими сервисами. Большинство банков предлагают сегодня клиентам различные платформы (в том числе мобильные) для управления своими учетными записями и транзакциями. Серьезные средства вкладываются в новейшие технологические разработки.
Все эти нововведения позволяют высвободить до 100 человека-часов в день уже сегодня, что может негативно сказаться на сотрудниках банков, поскольку с роботами им трудно конкурировать в скорости и эффективности. Как следствие возникают массовые сокращения и оптимизация штата, что приведет к высвобождению на рынок большого количества соискателей, для которых не создаются дополнительные рабочие места. А это может привести к серьезным социально-экономическим последствиям.
Именно поэтому мы провели анализ социально-экономических последствий от внедрения роботизированных систем в банковский сектор на примере ПАО Сбербанк.
В первой главе мы выявили основные преимущества систем автоматизации для банковского сектора и оценили общую ситуацию с внедрением таких систем в банки по всему миру.
Во второй главе мы проанализировали ситуацию с возникновением социальных последствий от внедрения роботизированных систем в банковский сектор. Результат оказался не самым оптимистичным. За последние 20 лет роботы действительно очень сильно продвинулись, и в последние 6 лет активно внедряются в банки. Это крайне негативно сказывается на сотрудниках, так как роботизированные системы заменяют около 50% штата только Сбербанка, а это примерно 110 тысяч человек в перспективе до 2025 года. Роботы быстрее, умнее, дешевле и эффективнее, поэтому человеку с ними не сдержать равную конкуренцию. Как следствие, люди теряют работу и остаются без средств на существование, а новых рабочих мест на рынке не создается. Эти проблемы необходимо решить, чтобы не усугубить ситуации в будущем.
В третьей главе предложены меры по минимизации социальноэкономического ущерба от внедрения систем с искусственным интеллектов в банки. Мы предложили оптимизировать внутренние финансовые потоки в ПАО Сбербанк, чтобы максимально сохранить сотрудников. В рамках этого предложения были разработаны три сценария развития и выявлен самый оптимальный, в котором сбалансированы показатели прибыли по отношению к количеству штата, что приведет к оптимальному значению дополнительной прибыли банком, и сохранению большей части штата сотрудников. Сценарий самый удачный, так как учитывает интересы всех сторон и минимизирует социально-экономические издержки. После мы пришли к заключению о том, что такой сценарий будет тяжело реализовать без законодательной базы и контроля со стороны государства. По этой причине мы разработали и предложили свое видение создания нормативно-правовой базы для того, чтобы регламентировать и ограничить сокращения сотрудников, по причине замены их рабочих мест на роботизированные системы, и обеспечить поддержку в борьбе за трудовые права.
Научная новизна заключается в том, что мы впервые проанализировали “обратную” сторону банковского технологического развития, в частности, в русле повсеместной автоматизации. Сама проблема только формируется, и научных исследований по данной теме в достаточном количестве нет.
Как правило, большинство научных работ в области цифровизации выбирают в качестве ключевого приоритета “цифровые” преимущества как фактор укрепления позиций финансового учреждения в ущерб интересам персонала и других важных социально-экономических аспектов.
В работе рассмотрены пути обеспечения социальной защиты персонала, которые дуалистичны: учитывают как интересы банка, так и сотрудников. Предложенные нами меры носят рекомендательный характер, но становится очевидно, что меры по сохранению человеческого потенциала, бережному отношению к людям нужно предпринимать уже данном этапе распространения цифровых технологий.
1. Бондарева Н.Н. Состояние и перспективы развития роботизации: в мире и России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2016, №3.
2. Бутенко Е.Д. Искусственный интеллект в банках сегодня: опыт и перспективы: от найма до увольнения. Журнал Финансы и кредит - Москва2018//ВАК
3. Комков Н.И., Бондарева Н.Н. Перспективы и условия развития робототехники в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2016, №2.
4. Комков Н.И. Условия и возможности инновационного развития отечественных компании“и экономики в целом // ИПУ РАН, 2015, №1.
5. Чертков С. Повесть о потерянном времени или Философические записки оператора. - М.: Сканбук, 2017.
6. Роботизация банков на пути к самообслуживанию. Стефан Льюис / Журнал «Вестник цифровой трансформации» № 3 за 2016 год. [Электронный ресурс]: https://www.cio.ru/articles/251016-Robotizatsiya- bankov-na-puti-k-samoobsluzhivaniyu
7. Искусственный интеллект в банках. / Статья «Банковская платформа нового поколения» за 2018 год. [Электронный ресурс]: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Искусственный_интеллект_в_банк ах
8. Что такое call-центр. / Статья «Все о call-центрах» за 2018 год. [Электронный ресурс]: http://www.delasuper.ru/view_post.php7idM0982
9. Робототехника. / Статья «Тренды будущего» за 2018 год. [Электронный
ресурс]: https://utmagazine.ru/posts/7550-robototehnika-globalnye-
perspektivy-samye-perspektivnye-kompanii-i-proekty
10. Искусственный интеллект. J’son & Partners Consulting / Журнал CRN «IT- бизнес» №3 за 2018 год. [Электронный ресурс]: https://www.crn.ru/news/detail.php7IDM17544
11. Сбербанк / Википедия «Сбербанк России» за 2019 год. [Электронный ресурс]: ййрз://ги.^^1к1реб1а.ог§/^,1к1/Сбербанк России
12. Сбербанк клиентам / Официальный сайт Сбербанка за 2019 год. [Электронный ресурс]: http://www.sberbank.ru/ru/person
13. Ведомости. Анна Еремина / Статья «Сбербанк в 2017 году увеличил чистую прибыль на 30%» №4 за 2018 год. [Электронный ресурс]: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/01/15/747781-sberbank- /а1'аЬо1а1
14. Показатели Сбербанка / Статья «Прибыль Сбербанка» №1 за 2018 год. [Электронный ресурс]: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10216856
15. Стратегия развития Сбербанка 2020 / Презентация на официальном сайте банка «Стратегия развития Сбербанка 2020» за 2018 год. [Электронный ресурс]:
http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/SberbankDevelopmentStr ategyFor2018-2020.pdf...